Несмотря на все успехи вермахта в Прибалтике, приморский фланг оставался очень важным для немцев. Основные линии коммуникаций были перегружены снабжением наступавшей на Ленинград группы армий «Север», а снабжение 26-го армейского корпуса держалось фактически лишь на железнодорожной ветке через Елгаву, Ригу и Валгу. Летом 1941 года Рижский залив был для немцев важнейшей транспортной магистралью, кроме того, отсюда предполагалось начать наступление на Моонзундский архипелаг — эта операция получила кодовое название «Беовульф», её планировалось начать вскоре после захвата Риги.
6 июля: бой в Ирбенском проливе
Немецкое сухопутное командование потребовало от флота организовать морское сообщение с Ригой, а по возможности и с Пярну, а также подготовить средства для высадки на Моонзунд. Для этого выделили так называемое «Экспериментальное соединение Балтийского моря» в составе восьми вспомогательных канонерок (немцы именовали их плавучими батареями), 12 быстроходных десантных барж, 13 небольших каботажных теплоходов, 12 буксиров, 30 десантных катеров, а также множества самоходных и несамоходных барж. Кроме того, этому соединению придали 128-й моторизованный сапёрный батальон: 26 десантных паромов типа «Зибель». Заметим, что одни только десантные паромы и баржи этого соединения по суммарному водоизмещению превосходили все советские корабли на Моонзунде, а малая осадка обеспечивала им практически неуязвимость от торпед.
Уже 5 июля сосредоточение «Экспериментального соединения» и других судов для Рижского залива в Виндаве обнаружила советская воздушная разведка. На следующий день его атаковала авиация Балтийского флота — 26 бомбардировщиков в сопровождении 10 истребителей. Пилоты доложили о потоплении двух транспортов и повреждении ещё двух судов. В действительности пострадали прорыватели минных заграждений Sp-6 и Sp-11.
6 июля в Ирбенском проливе состоялся первый надводный бой советских эсминцев во Второй мировой войне. Утром отряд советских кораблей (эсминцы «Сильный», «Сердитый» и «Энгельс», сторожевики «Туча» и «Снег») вышел из пролива Муху-вяйн на минную постановку в Ирбенском проливе. Операцией руководил командир Охраны водного района (ОВР) капитан 1-го ранга Б.В. Хорошхин, находившийся на «Туче», но эсминцами командовал командир 2-го дивизиона эсминцев капитан 2-го ранга Г.С. Абашвили, находившийся на «Сердитом». Этот корабль не нёс мин и должен был прикрывать постановку.
На подходе к Ирбенскому проливу отряд разделился: «Сильный» и «Сердитый» составили правую колонну, а «Энгельс» возглавил левую, двигавшуюся в 5 милях южнее. Около полудня у «Снега» обнаружились неполадки в механизмах (неисправность подшипника), и его отправили назад.
В 12:29, когда отряд находился в районе маяка Овизи, на юго-западе обнаружили мачты вражеских кораблей, входивших в пролив со стороны Балтики. С советских эсминцев эти корабли опознали как прорыватель минных заграждений и два миноносца типа «Ягуар». Позднее в документах штаба флота «прорыватель» превратился в более привычный «вспомогательный крейсер», под которым подразумевалось большое вооружённое торговое судно.
В действительности это была плавбаза катерных тральщиков MRS-11 в сопровождении тральщиков М-23 и M-31. Плавбаза, переоборудованная из океанского теплохода «Оснабрюк» вместимостью 5094 брт, несла два 105-мм орудия и внешне отличить её от прорывателей (или же настоящих вспомогательных крейсеров) вряд ли было возможно (тральщики образца 1939 года также имели по два 105-мм орудия, и по силуэту в самом деле напоминали миноносцы).
Абашвили приказал «Сильному» и «Сердитому» развернуться на курс 227, увеличить ход до 23 узлов и идти навстречу противнику. Однозначно оценить этот приказ трудно: «Сильный» имел на борту 70 мин, и любое попадание несло для него смертельную опасность.
В 13:09 немцы открыли огонь с дистанции около 120 каб, но первые залпы упали с недолётом. В 13:15 «Сердитый» ответил из носовых орудий и после двух залпов перешёл к стрельбе на поражение всеми четырьмя орудиями с дистанции 108 каб. Через минуту начал стрелять «Сильный». Увы, управляющий огнём «Сердитого» капитан-лейтенант Бурчаков начал путать всплески своих снарядов со всплесками снарядов второго эсминца и в итоге не смог корректировать огонь с помощью центрального автомата стрельбы. Тем не менее в 13:19 с «Сердитого» было отмечено попадание в шедший первым миноносец и даже «столб густого чёрного дыма». В 13:20 105-мм снаряд попал в корму «Сильного» возле 4-го орудия. Взрывом было повреждено орудие и убито четыре краснофлотца, загорелась мина, которую с трудом удалось вывалить за борт.
Тем временем «Сердитый» перенёс огонь на плавбазу. Одновременно с этим командир дивизиона приказал «Сильному» выходить из боя на норд-ост, прикрываться дымовой завесой и избавляться от мин. Дистанция до противника в этот момент составляла 85–90 каб. «Сильный» отвернул влево, лёг на обратный курс и до 13:35 сбросил все мины. «Сердитый» продолжал преследовать противника, но в 13:36 командир отряда приказал прекратить огонь и выйти из боя. В 14:45 Хорошхин приказал кораблям вновь повернуть на юго-запад и продолжить преследование, но к этому времени враг уже скрылся с горизонта. После недолгого поиска советские эсминцы легли на обратный курс и ушли в Курессааре, удобный рейд которого надолго стал манёвренной базой Отряда лёгких сил (ОЛС).
Всего «Сердитый» израсходовал 115 снарядов, «Сильный» — 33. Мины были выставлены, но в беспорядке и в стороне от намеченного места. Советские моряки были уверены, что достигли попадания в «прорыватель блокады» и потопили или как минимум тяжело повредили один миноносец: согласно рапорту командира «Сердитого», он «обволокся дымом и в дальнейшем в ходе боя не обнаруживался (возможно, затонул)». На самом деле тральщик М-23 отстал от своих в начале столкновения, а потому в перестрелке не участвовал — советские моряки приняли его исчезновение за потопление. Два других немецких корабля выпустили вместе 198 снарядов, повреждений не получили и беспрепятственно проследовали в Усть-Двинск (по другим данным — отошли в Виндаву).
Сейчас этот бой принято называть немецкой победой, но победа обеспечивается двумя факторами: выполнением боевой задачи и сохранением контроля над полем боя. Контроля над Ирбенским проливом немцы в тот день не добились. Советское командование считало, что врагу удалось прорваться в Усть-Двинск, для его поиска и уничтожения туда даже направили подлодку С-102. Однако воздушная разведка порта, проведённая 7 июля, кораблей противника там не обнаружила. Между тем 7 и 8 июля «Сторожевой» выходил в Ирбенский пролив и на буксире доставил туда торпедные катера для организации постоянного дозора.
12–13 июля: прорыв «Экспериментального соединения» в Рижский залив
Немцам пока не удавалось провести в Рижский залив боевые корабли крупнее тральщика, хотя в штаб Балтийского флота постоянно приходили фантастические известия о наличии здесь не только эсминцев, но и крейсеров противника. Утром 7 июля поступили сведения, что в Усть-Двинске стоит немецкий крейсер, но высланные сюда десять бомбардировщиков его не нашли и отбомбились по портовым сооружениям Риги. 10 июня по данным войсковой разведки в районе Усть-Двинска были обнаружены два эсминца и тральщик противника. Наконец, днём 13 июля в самом центре Рижского залива, в 15 милях южнее острова Рухну, четыре бомбардировщика ДБ-3 якобы атаковали сразу три крейсера типа «Кёнигсберг».
Прорвавшиеся в залив немецкие корабли сразу же начали нести потери от мин. 10 июля в Ирбенском проливе восточнее мыса Домеснес подорвался тральщик М-201 (был отбуксирован в Германию и восстановлен не раньше 1942 года). На следующий день возле Пярну подорвался и затонул тральщик более ранней версии М-23 (позднее был поднят, восстановлен и введён в строй 22 апреля 1943 года).
Лишь 12 июля немецкий флот в Рижском заливе добился существенного успеха. В этот день «Экспериментальное соединение Балтийского моря» наконец вышло из Виндавы для прорыва в Рижский залив. Успешному прорыву способствовало то, что 11 и 12 июля корабельного дозора в Ирбенском проливе не было, а флотская авиация действовала против наступавшей на Псков немецкой танковой группировки. Поэтому когда в 16 часов береговые наблюдательные посты на полуострове Сырве обнаружили в проливе крупную группировку немецких судов, для флота это стало полной неожиданностью. Береговые наблюдатели насчитали 42 транспорта и мелких судна, шедших в Рижский залив под охраной восьми эсминцев, трёх сторожевых кораблей и большого количества торпедных катеров.
В штаб Балтийского флота донесение о прорыве врага в Рижский залив поступило лишь в 17:20. Тем временем 180-мм береговая батарея №315 на Сырве обстреляла конвой, а затем самолёты с аэродромов острова Сааремаа совершили несколько разрозненных атак. Артиллеристы и лётчики Балтийского оборонительного района донесли о потоплении пяти неприятельских транспортов, эсминца и сторожевого корабля; в действительности атакой с воздуха был легко повреждён всё тот же тральщик М-31, да и то не в южной части залива, а возле Пярну.
В 19:32 шедший к Усть-Двинску конвой был обнаружен подлодкой С-102 юго-восточнее мыса Колкасрагс — «южных ворот» Рижского залива. Немецкие суда шли у самого берега, поэтому субмарина не могла их атаковать и лишь до 22 часов сопровождала противника. Вылетевшие вечером для поиска конвоя самолёты 73-го авиаполка ВВС КБФ врага уже не нашли, лишь около двух часов ночи он был вновь обнаружен воздушными разведчиками ближе к устью Двины, между мысами Мерсрагс и Рагациемс.
Поздно вечером 12 июля командующий Балтийским флотом адмирал Трибуц отдал командующему ВВС флота приказ со следующего утра продолжить атаки конвоя. Одновременно из Таллина в Рижский залив были высланы эсминцы ОЛС под командованием контр-адмирала В.П. Дрозда: «Стерегущий» (флагман), «Сердитый», «Смелый», «Страшный» и «Свирепый». С этого момента и вплоть до эвакуации Таллина Рижский залив стал основной ареной действия ОЛС.
13 июля в 6 часов утра в районе Кумару в Муху-вяйне корабли Дрозда соединились с моонзундской группой эсминцев, куда входили «Сильный», «Гордый», «Грозящий» и «Энгельс». Эсминец «Стойкий» присоединиться к походу не смог, так как накануне в Моонзунде коснулся винтами грунта, повредил правый вал и отправился на ремонт в Кроншдтадт.
Выйдя в Рижский залив, отряд разделился на три группы и приступил к поиску немецкого каравана. Во избежание неприятностей командование отозвало находившиеся здесь подлодки С-101 и С-102.
Тем временем в 4:10 конвой был атакован четырьмя торпедными катерами с острова Сааремаа — атака прошла безуспешно, поскольку десантные баржи имели слишком малую осадку, и торпеды проходили под ними. В 7:15 восемь самолётов ДБ обнаружили и атаковали караван на подходах к Усть-Двинску, позднее самолёты нанесли по немецким судам ещё несколько ударов (в общей сложности в атаках участвовали 54 машины). В 11:30 конвой вошёл в устье Двины. Эсминцы настигнуть его не успели — они подошли сюда лишь к 13 часам.
По итогам атак 12–13 июля было доложено о потоплении 4 эсминцев, 13 транспортов и одной баржи с танками; при этом за два дня советская авиация потеряла восемь самолётов разных типов. Реальность была куда печальнее: немцы потеряли всего один штурмбот, а две плавучие батареи и несколько барж получили повреждения; погибло пять моряков, было ранено 27.
Из пушек по воробьям
На следующий день, 14 июля, эсминец «Страшный», оставленный в дозоре к норд-осту от острова Рухну, подвергся атаке нескольких немецких самолётов. За час с лишним двухмоторные Ju-88 сбросили 16 бомб весом 50–100 кг. Прямых попаданий противнику добиться не удалось, но на эсминце имелось множество мелких осколочных пробоин, а главное — от близких разрывов бомб вышли из строя два котла и турбодинамо.
15 июля дислокация эсминцев в Рижском заливе была следующей: эсминцы «Гордый», «Грозящий», «Страшный» и «Энгельс» и сторожевик «Снег» находились на рейде южнее Курессаре, а ЭМ «Сердитый» и «Свирепый» — на рейде Кюбасааре. Сторожевик «Туча» вместе с одним торпедным катером вёл разведку в районе Ирбенского пролива, а эсминец «Смелый» — в районе мыса Колкасрагс. Здесь он был атакован пятью немецкими торпедными катерами и донёс о потоплении двух из них (в реальности ни одна из сторон потерь не имела).
Хуже пришлось «Страшному»: его вновь атаковали самолёты. Прямых попаданий не было, но корабль получил множество осколочных пробоин, погибло семь членов экипажа. Были повреждены кабели и топливные цистерны, загорелись заряды в кормовом погребе, правда, их удалось быстро потушить. Но кораблю требовался ремонт, поэтому вечером его в сопровождении эсминца «Энгельс» и танкера №12 отправили в Таллин.
Увы, на рассвете 16 июля в 5 милях от мыса Пакри эсминец «Страшный» подорвался на мине. Взрыв произошёл под полубаком, в районе 15-го шпангоута, однако нос корабля вплоть до первого орудия оказался разрушен, а отсеки вплоть до 58-го шпангоута быстро заполнились водой. От сотрясения корпус эсминца деформировался, течь образовалась и в корме. От короткого замыкания погас свет, отключились автоматы турбогенераторов, вышло из строя рулевое управление. Но хуже всего оказалось то, что из-за трещин в обшивке в котельные отделения начала проникать вода.
Корабль развернулся и два часа шёл вперёд кормой. Лишь у мыса Суроп его принял буксир С-31 и дотащил до Таллина, где эсминец поставили в док и отрезали носовую часть. 31 июля «Страшный» на буксире привели в Кронштадт, где поздней осенью 1941 года приделали новую носовую часть. В апреле 1942 года корабль вновь встал в строй.
В дальнейшем действовавшие в Рижском заливе советские эсминцы базировались на гавань Рохукюля в глубине пролива Муху-вяйн, где имелись портовые и ремонтные мощности. В качестве манёвренных баз использовались рейды Куйвасте на острове Муху у южного входа в пролив, а также Курессааре на острове Сааремаа. Малые корабли (тральщики и катера) постоянно базировались на Курессааре и бухты острова Сааремаа. Среди эсминцев постоянно проходила ротация, они сменялись, уходили в Таллин и возвращались обратно, однако главным приложением усилий ОЛС до конца августа оставался Рижский залив.
В ночь на 18 июля эсминцы «Сердитый» (флаг командира ОЛС контр-адмирала Дрозда), «Грозящий» и сторожевики «Снег» и «Туча» вышли на постановку мин на подходах к Риге. Видимо, по опыту боя 6 июля мины ставили сторожевики, а эсминцы их прикрывали. Около часа ночи под кормой у «Тучи» взорвалась мина, разворотив кормовую часть корабля и погнув гребные валы. Вышло из строя рулевое управление, были затоплены румпельное отделение и кубрик №3. Погибло два человека, ещё семь было ранено. Видимо, корабль подорвался на мине, выставленной накануне советскими самолётами, а сообщение о постановке не успели довести до ОЛС. Несмотря на подрыв, постановка мин была завершена на буксире у «Снега», после чего систершип отвёл «Тучу» в Муху-вяйн. Далее повреждённый сторожевик перевели в Кронштадт, где вновь он получил повреждения при артобстреле и ремонтировался до 1943 года.
В то же время эсминцы получили радиосообщение, что через Ирбенский пролив прошёл очередной вражеский конвой, и вновь бросились его искать. С 6 до 7 часов утра 18 июля они маневрировали между мысом Мерсрагс и мысом Колкасрагс, но никого не обнаружили, после чего из-за нехватки топлива ушли к Кюбасааре.
Именно в этот момент от воздушной разведки пришло сообщение сразу о двух конвоях: один только подходил к Ирбенскому проливу, второй уже миновал его и находился в районе мыса Колкасрагс, откуда только что ушли эсминцы. Для атаки первого из Мынту вышли четыре торпедных катера, однако из-за сильного волнения и противодействия немецкой авиации успеха они не добились, при этом катер №123 был потоплен. Второй конвой был атакован авиацией, доложившей о потоплении шести транспортов (на самом деле немцы потерь не имели). «Грозящий» не мог вернуться для его атаки из-за нехватки топлива, поэтому из Кюбасааре вышел один «Сердитый», а из Муху-вяйна ему на помощь выслали эсминец «Стерегущий», успевший отбункероваться с танкера на рейде Кумари.
Не успев соединиться, около половины четвёртого вечера корабли подверглись атаке советских же самолётов, вылетевших на поиски пресловутых немецких эсминцев. Четыре бомбы, сброшенные бомбардировщиком СБ, легли рядом с бортом «Сердитого», осколками были выведены из строя один котёл, оба дальномера и командно-дальномерный пост, погиб один краснофлотец. Эсминец сохранил боеспособность, но вынужден был снизить ход.
Тем временем в 16:40 «Стерегущий» подошёл к Усть-Двинску и обнаружил вражеский конвой, который под прикрытием дымовой завесы уже втягивался в Западную Двину. В течение получаса эсминец с дистанции в сотню кабельтовых выпустил около 300 снарядов, но попаданий не добился, хотя командир корабля капитан-лейтенант Е.П. Збрицкий доложил о потоплении аж пяти транспортов. В 17:13 огонь прекратили, и корабль отвернул на северо-запад, а в 17:24 к нему наконец присоединился «Сердитый». Так был упущен крупный успех: в составе немецкого конвоя, помимо нескольких каботажных судов, шёл танкер с авиационным бензином.
Под ударами торпедных катеров и авиации
Постепенно выяснилось, что для сосредоточенной в Рижском заливе крупной группировки эсминцев нет достойных целей: ставить мины и гоняться за мелкими вражескими судами могли бы и корабли класса миноносца, подобные «Снегу» и «Туче». Сами же эсминцы подвергались серьёзной опасности с воздуха: так, ещё утром 17 июля немецкие бомбардировщики атаковали стоявшие на рейде Куйвасте эсминцы «Грозящий» и «Сердитый», а возле Кумари в проливе Муху-вяйн — «Стерегущий», «Свирепый» и «Гордый». Кроме того, были атакованы эсминцы на рейде Кюбасааре. Дневное движение через Муху-вяйн на этот момент ещё было запрещено из-за установленной немцами в Виртсу 150-мм полевой артиллерии, поэтому командующий флотом адмирал Трибуц приказал коменданту Балтийского оборонительного района при поддержке эсминцев ОЛС высадить десант в Виртсу и очистить его от противника. Десант высадили утром 18 июля при огневой поддержке трёх эсминцев и береговых батарей с острова Муху. Одновременно наступавшие на Таллин немецкие войска потерпели поражение в районе Марьямаа и отошли к Пярну.
Высадкой десанта в Виртсу угроза судоходству в Муху-вяйне с суши была ликвидирована, но угроза с воздуха никуда не исчезла. Трагедия случилась уже на следующий день, 19 июля. Около 17 часов четыре Ju-88 с пологого пикирования атаковали стоявший в проливе эсминец «Сердитый». Корабль имел только один разожжённый котёл, поэтому успел дать лишь малый ход и не мог маневрировать.
В 17:15 одна 500-кг бомба попала в район мостика, пробила надстройку полубака и верхнюю палубу и взорвалась на второй (жилой) палубе. Она разрушила работавшее 1-е котельное отделение, вдобавок от сотрясения вышли из строя аккумуляторы аварийного освещения — корабль оказался полностью обесточен, прекратили работу пожарные и водоотливные насосы. Ещё одна бомба взорвалась вплотную к левому борту в районе 50–58 шпангоутов, сделав в нём пробоину 4 на 5 м по правому борту. Из пробитых цистерн хлынуло топливо, разливаясь по воде вокруг корабля. На эсминце и вокруг него начался сильный пожар, потушить который не удалось даже с помощью подошедшего эсминца «Гордый». Быстро вспыхнула носовая надстройка и оба передних котельных отделения.
Наконец, в 18:02 в кормовой части эсминца произошёл сильный взрыв: от огня сдетонировали глубинные бомбы и снаряды в кранцах первых выстрелов кормовых орудий. Корма корабля за 180-м шпангоутом была полностью разрушена, «Сердитый» повалился на левый борт и затонул на мелководье. Пожар продолжался, и в 18:30 на эсминце взорвались носовые погреба — корабль оказался полностью разрушен.
На «Сердитом» погибло 35 человек, остальных успели снять эсминцы «Стерегущий» и «Гордый». В следующие дни предпринимались попытки поднять эсминец с помощью спасательного судна «Сатурн», прекращённые из-за атак немецкой авиации. Лишь в 1949–1952 годах остов корабля разобрали по частям и отправили на металлолом.
В ночь на 21 июля эсминец «Грозящий» и сторожевик «Буря» вышли в Ирбенский пролив на новую минную постановку. У южного берега пролива поставили 90 мин (60 с эсминца и 30 со сторожевика). В 2:36, сразу после окончания постановки, «Грозящий» подорвался на мине, подтянутой параваном к левому борту. К счастью, повреждения оказались незначительными: в носовой части разошлись швы обшивки, и вылетели заклёпки, отчего носовое помещение оказалось затоплено. Корабль задним ходом на 15 узлах вернулся в Муху-вяйн, затем ушёл в Таллин и далее в Кронштадт, куда прибыл 24 июля. Ремонт продлился до 2 сентября.
22 июля в Рижском заливе впервые обнаружились вражеские торпедные катера: в 11 милях восточнее острова Абрука они перехватили ледокольный буксир «Лачплесис», доставлявший из Трийги в Мынту торпеды для советских катеров. Сопровождавший буксир торпедный катер №171 был потоплен огнём автоматических пушек. На «Лачплесисе» немцы взяли 19 пленных, однако появление в воздухе советского самолёта заставило их бросить трофей и уйти. Спрятавшиеся в машинном отделении эстонские моряки (второй механик Август Парейз и кочегар Арвид Гринерт) закрыли кингстоны и смогли заделать пробоины, после чего буксир удалось оттащить в Ромсааре и посадить на грунт, а торпеды с него перегрузить на катера.
На следующий день минзаг «Ристна» в сопровождении малых охотников ставил мины у южного берега Ирбенского прохода в районе деревни Ладзиниеми. Но выставить удалось лишь 15 мин: у шестнадцатой при прохождении через лацпорт был повреждён колпак, и она взорвалась за кормой, повредив минные скаты. Операцию прервали, и корабли вернулись в Трииги на северном побережье острова Сааремаа. В тот же день, маневрируя на Кассарском плёсе при уклонении от немецких воздушных атак, эсминец «Смелый» коснулся винтами грунта и слегка погнул левый вал. Центровка вала нарушилась, быстро исправить повреждение было невозможно, и в дальнейшем эсминец ходил лишь под одной машиной.
В ночь на 26 июля минзаг «Суроп», сторожевик «Буря» и быстроходный тральщик «Фугас» снова выходили на постановку мин в Ирбенском проливе, но в темноте обнаружили силуэты вражеских кораблей. Приняв их за эсминцы, командир отряда предпочёл увести корабли в Куресааре. На самом деле это была лишь группа немецких вспомогательных тральщиков, утром их атаковали семь ДБ-3 из 8-й авиабригады КБФ и потопили тральщик R-169.
Одновременно самолёты обнаружили у мыса Колкасрагс шедший в сторону Риги немецкий конвой, на перехват которого в 11:30 из Муху-вяйна был выслан эсминец «Смелый», а из Мынту — три торпедных катера под прикрытием четырёх истребителей. Стоявший на рейде Курессааре эсминец «Стерегущий» выйти не смог из-за неисправности машин. Увы, шедший всего на 14 узлах «Смелый» противника не нашёл, зато торпедные катера донесли о фантастических результатах атаки: потоплении двух миноносцев типа «Ягуар» и большого транспорта в 6000 т, ещё один сторожевой корабль якобы был повреждён. Получается, что из шести торпед в цель попало не менее четырёх! К сожалению, это оказалось не более чем фантазией: все торпеды прошли мимо
В ночь на 27 июля минный заградитель «Суроп» вместе со сторожевиком «Буря» и тральщиком «Фугас» выставили в Ирбенском проливе ещё 137 мин. Постановку прикрывал эсминец «Смелый», который в 2:49 в 35 каб западнее мыса Колкасрагс был атакован немецким торпедным катером S-54. Катер находился в засаде, выпускал торпеды с малого хода и поэтому обнаружен не был, долгое время считалось, что эсминец подорвался на мине. В результате взрыва носовая часть в районе 40–50 шпангоута была надломлена, надстройку и первую трубу сдвинуло вправо, второй котёл сорвало с фундамента, а полубак с обоими орудиями прогнулся и ушёл под воду. На эсминце погибло 20 человек, а остальных быстро перевели на подошедший тральщик «Фугас».
Сторожевик «Буря» взял повреждённый корабль на буксир и пытался увести в Куйвасту, однако эсминец постепенно принимал воду и к 6 часам утра погрузился до второй трубы. Скорость буксировки не превышала двух узлов, а затем надломленная часть уткнулась в грунт. Опасаясь атак немецких самолётов, находившийся на «Буре» начальник штаба ОЛС капитан 2-го ранга И.Г. Святов приказал торпедным катерам сопровождения потопить эсминец. В 6:12 «Смелый» затонул в семи милях северо-западнее мыса Колкасрагс. Командир «Смелого» капитан 3-го ранга В.С. Быков был разжалован в старшие лейтенанты и отправлен на фронт.
30 июля три СБ, семь И-153, три Як-1 и пара МиГ-3 атаковали неприятельские тральщики в Ирбенском проливе, доложив о попаданиях 100-кг бомб в два тральщика и 132-мм РС в третий. В действительности имело место лишь последнее попадание (тяжело повреждён малый тральщик R-170).
Утром 1 августа советская авиация обнаружила на подходах к Ирбенскому проливу очередной немецкий конвой, определённый как восемь транспортов под конвоем пяти эсминцев. В 11 часов западнее мыса Колкасрагс его атаковали самолёты, а около 13 часов — четыре торпедных катера, высланные из Мынту и Ромассааре. Вновь доложили о попадании во вражеские эсминец и миноносец.
Через полчаса конвой был обнаружен пришедшими из Муху-вяйна эсминцами 3-го дивизиона («Артём» и «Энгельс»). Но командир дивизиона не проявил должной настойчивости, и немецкий караван ускользнул на юго-восток, прижимаясь к берегу (это ещё раз подтверждает, что в его составе были лишь малотоннажные суда). В Куйвасту сообщение о конвое пришло с запозданием, поэтому лишь в 13:15 отсюда выслали эсминцы «Статный» и «Суровый» под флагом самого командира ОЛС. У юго-восточного побережья залива корабли появились только в 18 часов, прошли от мыса Мерсрагс до мыса Колкасрагс и никого не нашли, после чего вернулись в Куйвасту.
Август: эсминцы против берега
Наличие в Рижском заливе советских эсминцев не пресекло здесь немецкого судоходства, хотя сильно его затруднило. До начала августа немецкие суда (в основном малые) с минимальными потерями перевезли в Ригу и другие порты залива порядка 50 000 т военных грузов. Командование Балтийского флота оправдывало это наличием в Рижском заливе немецких эсминцев и даже крейсеров. Из состава ОЛС выбыл эсминец «Сильный» – в конце июня у банки Норвейн он зацепился кормой за затонувшее судно, повредил винты, и был отправлен для ремонта в Кронштадт.
В первых числах августа главком Северо-Западного направления К.Е. Ворошилов специальной директивой предписал флоту уничтожить вражеские плавучие средства и портовые сооружения в малых портах Рижского залива, чтобы затруднить их использование для снабжения немецких войск. В порядке исполнения этой директивы 6 августа в море вышел сам командир ОЛС контр-адмирал Дрозд на эсминце «Суровый» в сопровождении эсминца «Статный». Вскоре после 13 часов «Статный» обстрелял порт Айнажи (выпущено 11 снарядов), а «Суровый» — порт Салацгрива на западном побережье Рижского залива (выпущено 60 снарядов). Вскоре корабли попали под огонь немецкой трёхорудийной батареи, располагавшейся у маяка Айнажи. Из-за плохой видимости стрельба велась по площадям, её результаты определить не удалось.
Затем эсминцы направились на другую сторону залива для обстрела гаваней Мерсрагс и Ройя, но в 16 часов получили сообщение о том, что у Салацгривы обнаружены немецкие транспорты, идущие в Пярну. Эсминцы вернулись к западному побережью залива и прошли вдоль него на север до залива Пярну, но так ничего и не обнаружили. В 23 часа корабли вернулись в Рохукюля.
В тот же день старые эсминцы «Артём» и «Энгельс», а также тральщики «Крамбол», ТЩ-83 и ТЩ-87 в сопровождении четырёх малых охотников и четырёх торпедных катеров высадили две роты морской пехоты на ранее оставленном острове Рухну в центре Рижского залива: здесь предполагалось организовать наблюдательный пост и береговую батарею.
7 августа немцы несколько раз бомбили советские корабли на рейде Рохукюля. В 19 часов под удар попал эсминец «Энгельс», вернувшийся из рейда к острову Рухну и принимавший топливо с наливного транспорта «Спиноза». Бомбы попали в транспорт и упали в 3–5 м за кормой. «Спиноза» затонул, а на старом «Энгельсе» от сотрясения вышли из строя обе машины, разошлись швы обшивки, затопило кормовые помещения. К полуночи левую машину удалось запустить, и корабль своим ходом ушёл в Таллин.
8 августа, выполняя директиву Ворошилова, эсминцы «Статный» и «Суровый» (флаг командира ОЛС) вновь выходили в Рижский залив для действий против занятых противником портов юго-западного побережья. С 15:00 до 15:30 «Статный» обстреливал гавань Мерсрагс (72 снаряда), а «Суровый» — Ройя (24 снаряда). Стрельба велась с дистанции 45–60 каб, в Ройя был повреждён стоявший у пристани немецкий каботажный пароход «Эгерланд».
Уже на отходе «Статный» попал под огонь немецкой трёхорудийной батареи, установленной в двух милях южнее маяка Мерсрагс. Немцы продолжали вести огонь, пока дистанция не увеличилась до 160 каб. На обратном пути корабли осмотрели Ирбенский пролив, а затем вернулись в Муху-вяйн: «Суровый» — в Куйвасте, а «Статный» — в Трииги.
В тот день произошли ещё два важных события. Советские бомбардировщики с аэродрома Кагул на острове Сааремаа впервые совершили налёт на Берлин, а на материке немецкие войска вышли к берегу Финского залива у Локсы и мыса Юминда. На следующий день были взорваны расположенные восточнее, у Кунды, 130-мм и 100-мм береговые батареи. Оборонявшие район Таллина войска 10-го стрелкового корпуса оказались отрезаны от основных сил 8-й армии.
11 августа советские самолёты СБ бомбили доставившую столько неприятностей немецкую береговую батарею у маяка Мерсрагс, а другая группа из десяти машин 10-й авиабригады атаковала транспорты противника возле Колкасрагса. По докладам лётчиков, один транспорт был потоплен, а другой подожжён; в действительности повреждения получил немецкий каботажный пароход «Селмар». В тот же день флот понёс ещё одну серьёзную потерю: у Куйвасте подорвался на мине и затонул пришедший из Таллина минный заградитель «Суроп».
13 августа стоявший в Рохукюля эсминец «Суровый» получил небольшие повреждения при налёте немецких бомбардировщиков. Ещё более тяжёлые потери принесло 18 августа: в этот день у Рохукюля в 8 милях от маяка Вормсисаар подорвался на немецкой магнитной мине эсминец «Статный». В 10:10 корабль был атакован немецкой авиацией, снялся с якоря и начал маневрировать, уклоняясь от бомб. В 10:25 под эсминцем взорвалась неконтактная донная мина, поставленная немецкими самолётами, носовая часть с первым орудием была оторвана до 40-го шпангоута и через 10 минут затонула, погиб командир корабля капитан 3-го ранга Н.Н. Алексеев. 1-е котельное отделение было затоплено почти мгновенно, а, покидая 2-е, команда не закрыла водонепроницаемые люки, из-за чего оно также быстро заполнилось водой. В результате дать ход и запустить водоотливные насосы не удалось, но глубина в этом месте составляла 8 м, и эсминец просто сел носом на грунт без опрокидывания, его корма осталась на плаву.
Команда корабля была снята спасательным судном «Сатурн» и пятью малыми тральщиками, после чего «Сатурн» попытался начать откачку воды, но прервал работы из-за нового воздушного налёта. В течение следующих нескольких дней корабль пытались спасти, однако 22 августа разыгрался 11-балльный шторм, откачка воды прекратилась, эсминец повалился на левый борт и затонул. В тот же день у южного выхода из Муху-вяйна около острова Виирелайд взорвался на мине и погиб тральщик ТЩ-80.
Флот покидает Рижский залив
Во второй половине августа бо́льшая часть ОЛС была переведена в Финский залив для обороны Таллина и обеспечения его коммуникаций с Кронштадтом. В Муху-вяйне остались лишь эсминцы «Суровый» и «Артём». Рано утром (в 4:30) 21 августа они вышли из Рохукюля в Рижский залив для перехвата шедшего из Виндавы немецкого конвоя, о котором накануне вечером донесла воздушная разведка. Корабли дошли до Рижского буя, а затем повернули к мысу Мерсрагс, где около 11:40 встретили два транспорта и моторную шхуну в сопровождении шести катеров.
Наконец-то эсминцам улыбнулась удача: они настигли беззащитного противника. Корабли открыли огонь с дистанции 67 каб и за 45 минут выпустили 145 130-мм снарядов и 110 102-мм. При этом огонь был разделён: «Артём» стрелял по первому транспорту, «Суровый» — по второму. По докладам команд, были потоплены два катера, оба транспорта водоизмещением в 4000–5000 т были подожжены огнём, а шхуна выбросилась на берег. В свою, очередь эсминцы были атакованы немецкой авиацией, но благополучно вернулись в Рохукюля, хотя на «Артёме» от осколков погибло шесть человек.
В действительности никаких транспортов в 5000 т здесь не было и в помине: атаке подвергся конвой быстроходных десантных барж и катеров из состава всё того же «Экспериментального соединения», причём потерь он не имел.
Тем временем немецкие войска развернули наступление на Таллин, порты Хаапсалу и Рохукюля оказались под прямой угрозой с суши. 26 августа эсминец «Суровый» обстреливал немецкие войска у поселка Тойбала. На следующий день в связи с приказом об эвакуации из Рохукюля в Таллин вышли оставшиеся в Муху-вяйне крупные корабли: оба эсминца, быстроходные тральщики БТЩ-206, БТЩ-211, БТЩ- 215, тральщики ТЩ-84 и ТЩ-88, ледокол «Тасуя», гидрографическое судно «Лоод», три малых охотника и буксир КП-12. В районе банки Неугрунд (северо-восточнее острова Осмуссаар) в параване эсминца «Суровый» взорвалась мина, корабль получил незначительные повреждения корпуса, но своим ходом дошёл до Таллина, а затем двинулся в Кронштадт.
На этот момент войска Балтийского оборонительного района, прикрывавшие пролив Муху-вяйн, ещё удерживали позиции в районе станций Поливере и Лихула в 20–25 км от берега. 29 августа начался их отход к Рохукюля для эвакуации на остров Хийумаа и к Виртсу для эвакуации на остров Муху и далее на Сааремаа. В тот же день на рейде Трииги немецкие самолёты потопили транспорт «Хельга».
30 августа на Сааремаа прибыла баржа с бензином, отправленная двумя днями ранее из Таллина. 2 сентября советские войска оставили Виртсу — последний населённый пункт на материковой территории Прибалтики. Борьба за Рижский залив завершилась, началась борьба за Моонзундские острова.
Оценивая действия Балтийского флота летом 1941 года, нужно признать, что к такой войне флот готов не был. Балтийский флот готовился к совершенно другим действиям: он должен был обеспечивать лишь сам себя и не предназначался для защиты протяжённых коммуникаций. Ведь таких коммуникаций на Балтике у Советского Союза в 20–30-х годах просто не было, они появились лишь в 1940 году.
Литература:
- Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Балтийском море и Ладожском озере. Выпуск 1. С 22 июня по 31 декабря 1941 г. М.-Л.: Управление Военно-Морского издательства НКВМФ Союза ССР, 1945
- Балтийский щит Ленинграда. Сборник воспоминаний. СПб.: Остров [б.г.]
- Труды научно-исследовательского отдела Института военной истории. Том 3. Военно-морской флот (специальный выпуск). СПб, 2012
- С. Патянин, М. Морозов, В. Нагирняк. Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха. М.: Яуза, Коллекция, Эксмо, 2009
- С. Балакин. Легендарные «семерки». Эсминцы «сталинской» серии. М.: Яуза, Коллекция, Эксмо, 2007
- А. Б. Морин, А. А. Чернышев. Сторожевые корабли типа «Ураган» в бою. 1941-1945. М, 2005 («Морская коллекция», 2005, №5)
- С. Б. Булдыгин. Оборона Лиепаи. СПб.: Гангут, 2012
- С. Б. Булдыгин. Героический Таллин. Оборона города летом 1941 г. СПб.: Гангут, 2014
- С. В. Богатырев, Р. И. Ларинцев, А. В. Овчаренко. Морская война на Балтике 1941-1945 гг. Справочник-хроника. Часть I. Потери флота противника на Балтийском море в 1941-1943 гг. Архангельск, 1997
- И. Г. Святов. Корабли эскадры и отряда легких сил в битве за Ленинград // Краснознаменный Балтийский флот в битве за Ленинград, 1941-1944 гг. М.: Наука, 1973
- Erich Gröner. Die deutschen Kriegsschiffe 1815-1945. Band 2, 3, 5, 7. Koblenz: Bernard & Graefe, 1983-1990
Комментарии к данной статье отключены.