В последние годы в сухопутных войсках Польши интенсивно обновляется артиллерийский парк. Современное вооружение, часто производимое на собственных предприятиях, постепенно вытесняет наследие времён Организации Варшавского договора, хотя завершится этот процесс ещё нескоро.
После распада Организации Варшавского договора и переориентации Польши на НАТО и Евросоюз польская армия претерпела существенные сокращения, впрочем, не носившие обвального характера. К середине 2018 года в составе польских сухопутных войск имелись три дивизии (11-я Любуская бронекавалерийская, 12-я Щецинская и 16-я Поморская механизированные), 21-я бригада подхаляньских стрелков (горно-пехотная), 6-я воздушно-десантная бригада, 25-я бригада воздушной кавалерии (аэромобильная), а также бригада армейской авиации, две бригады логистики и ряд более мелких частей.
Осенью 2018 года началось формирование четвёртой дивизии — 18-й Железной механизированной. Это соединение будет дислоцироваться в восточной части страны, компенсировав расформированные в 2011 году 1-ю механизированную дивизию и 3-ю механизированную бригаду. В состав 18-й дивизии уже вошли 21-я бригада подхаляньских стрелков (утратившая свой статус отдельной) и 1-я бронетанковая бригада, переданная из 16-й дивизии (эта бригада была в 16-й дивизии «сверхштатной» — четвёртой по счёту). В дальнейшем предполагается сформировать для 18-й дивизии ещё одну бригаду и части дивизионного комплекта.
Наследие прошлого
Количественное уменьшение Войска Польского привело к сокращению номенклатуры ракетно-артиллерийского вооружения. Польша полностью избавилась от тактических и оперативно-тактических ракетных комплексов советского производства, всех типов буксируемых артсистем и некоторых самоходок (например, сравнительно недавно были списаны все восемь имевшихся 203-мм САУ 2С7 «Пион»). В настоящее время польская полевая артиллерия представлена исключительно самоходными системами, видимо, такое положение сохранится и в обозримом будущем.
Наиболее распространённым типом артсистем является 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика». Во времена социализма Польша получила 533 такие самоходки, в составе сухопутных войск по состоянию на 2016 год оставалось 292 единицы, но в боевых частях их около 200, а точнее — 198. «Гвоздиками» укомплектованы 11 дивизионов в «тяжёлых бригадах» (трёх бронекавалерийских, одной бронетанковой, пяти механизированных, одной береговой обороны и одной подхаляньских стрелков). По крайней мере, часть польских «Гвоздик» прошла модернизацию до уровня 2С1Т, получив аппаратуру автоматизированной системы управления огнём артиллерии «Топаз».
Второй по массовости тип артсистем — 152-мм самоходка «Дана» чехословацкого производства. В 80-е годы Польша получила 111 таких САУ, которые поступили на вооружение корпусной артиллерии. В 2013 году три артполка передали в состав дивизий: 5-й Любуский полк — в 12-ю, 11-й Мазурский — в 16-ю, и 23-й Шлёнский — в 11-ю. Эти полки имеют смешанный состав: наряду с «Данами» в них эксплуатируются и РСЗО.
Долгая эпопея «Краба»
С начала 90-х годов Польша стала искать новую 155-мм самоходную артиллерийскую установку. Предполагалось приобрести за рубежом лицензию на выпуск башен САУ с вооружением и устанавливать их на шасси польского производства. Поначалу велись переговоры со Словакией на предмет адаптации башни САУ «Зузана» на шасси гусеничного минного заградителя «Калина». В 1997 году был объявлен международный конкурс, в котором помимо словаков участвовали британцы с башней от САУ AS-90, немцы с PzH 2000, а также южноафриканцы с Т-6. После двух туров конкурсная комиссия отсеяла Т-6 и «Зузану», предоставив министерству обороны право выбора между британским и немецким вариантами. На стрельбовые испытания, состоявшиеся в июне 1999 года, PzH 2000 не прибыла: немцы сослались на проблемы с таможенным оформлением. Для англичан же таможня не стала преградой, и 26 июля 1999 года было подписано соглашение о лицензионном производстве башен AS-90 (точнее, AS-90/52 — варианта со стволом длиной 52 калибра) на предприятии «Гута Стальова Воля», в своё время выпускавшем «Гвоздики».
Шасси для новой САУ, получившее обозначение UPG-NG, разработало конструкторское бюро OBRUM завода «Бумар-Лабенды». По сути, оно представляло собой удлинённую до семи катков ходовую часть «Калины» с силовой установкой танка РТ-91 (польского модернизированного варианта Т-72).
Дальнейшая реализация проекта САУ, получившей обозначение «Краб», шла нелегко. В июне 2001 года был готов первый прототип, вскоре за ним последовал второй, оба они комплектовались башнями британского производства. Третья же машина, получившая башню, изготовленную в Польше, была готова лишь в 2011 году. Много неприятностей доставило шасси: завод «Бумар-Лабенды» так и не смог обеспечить приемлемого качества. Пока в Польше продолжалась его доводка, британцы прекратили производство стволов для AS-90, поэтому для первого дивизиона «Крабов» стволы пришлось покупать во Франции (8 единиц) и Германии (16 единиц).
В сентябре 2012 года армии, наконец, передали первую батарею «Крабов» (8 единиц), которая поступила в 11-й Мазурский артполк. Однако их эксплуатация только подтвердила ненадёжность UPG-NG: в них обнаружили многочисленные микротрещины. В итоге в 2014 году правительство вынужденно отказалось от идеи использовать шасси отечественной разработки и купило лицензию на шасси южнокорейской САУ К9. Таким образом, «Краб» из «наполовину польского» продукта стал «полонизированной» помесью двух зарубежных самоходок.
Первые 24 шасси поставили из Кореи в готовом виде. Это позволило к июлю 2017 года завершить укомплектование дивизиона «Крабов» в 11-м артполку. Помимо 24-х САУ, дивизион располагает 11-ю бронированными машинами управления на усовершенствованном шасси МТ-ЛБ польского производства (две машины WDSz для управления дивизиона и девять машин WD для командиров батарей и огневых взводов), шестью автомобилями подвоза боеприпасов «Ельч» Р882.53, одной подвижной мастерской «Ельч» P662D.35 и одной машиной связи. Всё это в комплексе образует дивизионный огневой модуль «Регина».
В 2016 году был подписан контракт на поставку ещё четырёх модулей «Регина». Таким образом, к 2025 году количество «Крабов» в Войске Польском достигнет 120 единиц. Место этих САУ в организационной структуре сухопутных войск пока остаётся неясным. Если предположить, что остальные модули «Регина», как и первый, поступят в артполки дивизий, то замены «Гвоздикам» в бригадах пока не предвидится. С другой стороны, новая САУ «Криль» позиционируется как замена самоходок «Дана», которые эксплуатируются именно в артполках дивизий. Можно предположить, что по мере поступления «Крилей» «Крабы» будут передаваться из дивизий в бригады.
Разработка 155-мм САУ «Криль» началась в 2011 году. К самоходке выдвигались два основных требования: ствол длиной 52 калибра и возможность транспортировки самолётом С-130 «Геркулес». Последнее требование предопределило выбор популярной в последнее время схемы САУ с использованием автомобильного шасси. Головным разработчиком (интегратором) является «Гута Стальова Воля», а трёхосное шасси 663.32 с кабиной капотной компоновки и дизелем MTU мощностью 326 л.с. создала фирма «Ельч». Что же касается артиллерийской части, то между «Цезарем» французской фирмы «Некстер» и ATMOS 2000 израильского «Элбита» выбор сделали в пользу последнего. Как и в случае с «Крабом», предполагается создание не только САУ, но и целого дивизионного огневого модуля, включающего транспортёры боеприпасов, машины управления и обслуживания.
Прототип, а точнее, демонстратор технологии «Криля», был впервые показан публике в сентябре 2014 года. В настоящее время ведутся его испытания, причём исключительно на средства «Гута Стальова Воля» (без финансирования со стороны государства). По мнению польских обозревателей, «Криль», как и многие другие программы создания вооружений в Польше, страдает от «синусоиды принятия решений». Политические факторы обуславливают то замедление осуществления программ, то их ускорение чуть ли не в авральном темпе. Количественные параметры закупок «Криля» пока не определены – министерство обороны лишь декларировало, что намеревается заменить этими САУ самоходки «Дана» в артполках дивизий. Для этого, вероятно, понадобятся не менее четырёх дивизионных огневых модулей.
Реактивная артиллерия
В рамках сокращения вооружённых сил в Польше сняты с вооружения РСЗО RM-70/85 (чехословацкого производства) и БМ-21 «Град» (советского производства). Единственной системой этого класса, находящейся на вооружении, является WR-40 «Лангуста» — глубокая модернизация всё того же «Града», полученная путём перестановки пускового пакета на трёхосное шасси «Ельч» P662D.35 с шестиместной бронированной кабиной. Но одной лишь сменой шасси модернизация не ограничилась: «Лангуста» получила современное оборудование системы управления огнём и средства связи. Помимо стандартных снарядов, РСЗО может применять усовершенствованные боеприпасы «Феникс» польского производства с дальностью стрельбы, увеличенной до 40 км.
Поставки РСЗО WR-40 начались в 2010 году. В общей сложности получено 75 пусковых установок. 72 «Лангусты» распределены между тремя дивизионами артполков, ещё три используются в качестве учебных.
Одним из приоритетов плана развития Войска Польского на 2013–2022 годы является закупка РСЗО большой дальности WR-300 «Хомар». Программа, инициированная в 2015 году, изначально предполагала закупку от 56 до 75 пусковых установок для укомплектования ими трёх дивизионов (взамен «Лангуст»). Предполагалось, как и в случае с «Крилем», приобрести за рубежом лицензию на артиллерийскую часть, смонтировав её на польское шасси. В конкурсе участвовали две системы — американская HIMARS и израильская «Линкс».
Победителем в декабре 2017 года была объявлена американская система. Начались переговоры о локализации производства HIMARS в Польше. Но в июле 2018 года министерство обороны объявило, что программа локализации требует значительных средств, превышающих предусмотренные в бюджете на программу «Хомар». Было решено обратиться к прямым закупкам. В ноябре 2018 года Госдепартамент США санкционировал продажу Польше 20 пусковых установок HIMARS вместе с боеприпасами (270 ракет М31 в двух модификациях, 30 М57 ATACMS, 102 учебных), 24 комплектов системы управления огнём, 33 автомобилей M1151A1 HMMWV, средств связи, запчастей и прочего имущества — всего на сумму 665 млн долларов.
Приобретаемого количества РСЗО HIMARS будет достаточно для укомплектования одного дивизиона. Вероятно, за этим последуют новые закупки. В то же время польское руководство не отвергает возможности дополнительной закупки 24-х РСЗО «Лангуста» (или усовершенствованных «Лангуста 2») для укомплектования артполка формируемой 18-й механизированной дивизии.
Миномёты
В Войске Польском весьма распространёнными являются лёгкие 60-мм миномёты — их имеется около семи сотен (как отечественного производства, так и импортные чешские). Кроме того, заказано ещё 780 новых 60-мм миномётов LMP 2017, главным получателем которых станут формируемые в Польше войска территориальной обороны. Первая партия (150 единиц) должна быть готова во второй половине 2019 года.
Из более тяжёлых систем в арсеналах числится примерно сотня старых 120-мм миномётов советского образца и 99 98-мм миномётов М-98. Такой нестандартный калибр обусловлен стремлением избежать договорных ограничений на вооружение калибром свыше 100 мм.
Миномёт М-98 был готов к производству в 1997 году, но поставки начались лишь шесть лет спустя. В качестве средств транспортировки таких миномётов используются грузовики «Ельч» либо автомобили HMMWV.
С 2006 года «Гута Стальова Воля» работает над созданием 120-мм самоходного миномёта «Рак». В 2009 году появились опытные образцы SMG 120, использовавшие гусеничное шасси САУ «Гвоздика». Но в серию пошёл вариант SMK 120 (М120К) на шасси четырёхосного колёсного бронетранспортёра «Росомак» (лицензионный вариант финской «Патрии»).
Казнозарядный миномёт на «Раке» установлен в закрытой вращающейся башне. Дальность стрельбы достигает 12 км, возимый боекомплект — 46 мин.
Как и в случае с «Крабом», «Раки» поставляются комплектами, в данном случае ротными огневыми модулями. В состав такого модуля входят восемь самоходных миномётов М120К и четыре машины управления AWD (также на шасси «Росомака»). В перспективе каждый модуль получит ещё две машины артиллерийской разведки AWR (на базе лёгкого БТР), три транспортёра боеприпасов AWA, подвижную мастерскую AWRU и машину обеспечения.
Действующий контракт предусматривает поставку 64 миномётов «Рак», то есть восьми ротных модулей. В 2017–2018 годах армия получила пять таких модулей: по одному поступило в 17-ю, 12-ю и 15-ю мехбригады, а два — в 21-ю бригаду подхаляньских стрелков. Вероятно, к концу 2019 года выполнение текущего контракта завершится.
Таким образом, за последние годы Польша приняла на вооружение три современных образца артсистем («Лангуста», «Краб» и «Рак»), ещё два («Хомар» и «Криль») поступят на вооружение в ближайшие годы. В закупках прослеживается системный подход, то есть стремление приобретать не только сами артустановки, а дивизионные (ротные) огневые модули, включающие также машины управления и обеспечения. Впрочем, количества приобретаемых систем (тех же САУ «Краб» или самоходных миномётов «Рак») пока недостаточно для полной замены устаревших образцов.
Литература:
- artillery-antitanks.blogspot.com
- dziennikzbrojny.pl
- altair.com.pl
- defence24.pl
- mon.gov.pl
- polska-zbrojna.pl
Комментарии к данной статье отключены.