Вторая мировая война наглядно показала важность боевых и транспортных машин, способных преодолевать водные преграды. При проведении наступательных операций любого уровня форсирование рек, озёр, каналов, водохранилищ становилось очень непростой задачей, сильно снижая темпы наступления и приводя к значительным потерям наступающих. В СССР практически не проводилось работ по созданию как транспортных, так и боевых плавающих машин: на вооружение были приняты только лёгкие плавающие танки Т-37, Т-38 и Т-40, предназначенные для разведки. Их пулемётное вооружение было совершенно недостаточным для поддержки наступающих войск. Поэтому после окончания войны в СССР развернулись широкомасштабные работы по созданию различных типов плавающих машин для армии.
«В целях повышения тактических возможностей сухопутных войск при преодолении водных преград и усовершенствования средств десантирования» Горьковскому заводу «Красное Сормово» было выдано задание на создание плавающих танка Р-39 и бронетранспортёра Р-40.
В задании в первую очередь было оговорено вооружение новых машин. На Р-39 должна была устанавливаться 76,2-мм пушка ЛБ-70Т (позднее названная Д-56Т) и 7,62-мм пулемёт СГМТ, на БТР — пулемёт СГМБ. Также БТР должен был обеспечивать перевозку любых артиллерийских систем дивизионного уровня. В качестве силового агрегата для обеих машин предусматривалось использовать новейший по тем временам дизельный двигатель В-54, задросселированный до мощности 300 л.с. Движителем на плаву должен был стать гребной винт, управление — руль корабельного типа.
Машины получились достаточно неудачными. В железе был построен только танк. Он оказался перетяжелённым, запас плавучести и устойчивости был недостаточным, бронирование — слабым. После испытаний в 1948–1949 гг., в том числе и на плаву на Волге, Р-39 признали неудовлетворяющим техническому заданию, поэтому второй образец танка не достроили, а БТР вообще не вышел за стадию бумажного проекта.
15 августа 1949 года Совет министров СССР выпустил постановление №3472-1444сс «О плавающем танке». В этом постановлении, положившем начало рождению ПТ-76, было указано, что изготовленные заводом «Красное Сормово» образцы плавающего танка оказались не соответствующими утверждённому правительством заданию и поэтому непригодными для вооружённых сил. В связи с чем с завода «Красное Сормово» снималось задание по изготовлению плавающего танка и БТР.
Разработку, изготовление и представление на государственные испытания в 1950 году новых боевых плавающих машин — танка и бронетранспортёра — поручили ВНИИ транспортного машиностроения (ВНИИ-100), созданному на базе КБ опытного завода № 100 в Челябинске, совместно с Кировским заводом. Главным конструктором этой темы назначили Ж. Я. Котина. Серийное производство машин планировалось развернуть на Сталинградском тракторном заводе.
Утверждённое постановлением техническое задание предусматривало создание плавающего танка массой 13–14 тонн с экипажем из трёх человек, вооружённого 76,2-мм пушкой (планировалось то же самое орудие ЛБ-70Т, что и на Р-39), способного форсировать водные преграды совместно с передовыми подразделениями пехоты и захватывать плацдармы на берегу. На танке предполагалось установить 6-й цилиндровый рядный дизельный двигатель В-6 мощностью 220 л.с. Боезапас к орудию должен был составить 35–40 выстрелов. Бронирование лобовой части корпуса и башни должно было обеспечивать защиту от осколков и бронебойных пуль 12,7-мм пулемёта ДШК с дистанции менее 50 м.
Общей компоновкой танка занимался М. С. Пассов. В работе принимал участие конструктор В. Таротько, который занимался задачами броневой защиты, прочности и жёсткости всех элементов бронекорпуса, а также герметичностью. Г. А. Осмоловский обеспечивал решение задач силовой установки: охлаждения, очистки воздуха, подводной работы двигателя и т. д., Ф. И. Бажан обеспечивал требуемые параметры и работоспособность водомётных движителей, А. С. Окунев возглавлял группу инженеров-судостроителей. По комплексу экспериментальных работ руководство осуществлял директор ВНИИ ТрМ П. К. Ворошилов.
На этапе предварительного проектирования работа развернулась по нескольким направлениям. Все предложения различались в первую очередь принципом движения на плаву. Было рассмотрено четыре варианта: стационарные гребные винты, откидные гребные винты по предложению Л. С. Троянова, гусеничные движители и гидрореактивные движители по предложению Н. Ф. Шашмурина.
Котин принял вариант с откидными винтами, и проектные работы развернулись именно в этом направлении. Однако Шашмурин подготовил проект и нашёл единомышленника в лице В. А. Малышева, в то время министра транспортного машиностроения и заместителя председателя Совмина. Благодаря его влиянию все предыдущие работы прекратились и развернулось проектирование двух плавающих боевых машин: танка, получившего индекс «Объект 740», и БТР под шифром «Объект 750».
Шашмурин разработал всю трансмиссионную часть с установкой специальной коробки перемены передач, которая предусматривала необходимое совмещение систем движения на плаву и на суше. Но из-за очень сжатых сроков разработки пришли к варианту использования КПП с танка Т-34. В начале выпуска рабочей документации материалы по водоходному движителю были направлены во ВНИИ-100 для исследования основных параметров водомёта на макете. По результатам этих опытов с макетом водомёта оказалось, что с этим типом движителя можно достичь характеристик, даже превышающих требования технического задания.
Для отработки конструктивных решений, предложенных в проекте танка, в 1949 году во ВНИИ-100 спроектировали и изготовили модель плавающего танка М-270 («Объект 270») массой 12 тонн с экипажем из четырёх человек. В 1949–1950 гг. «Объект 270» прошёл курс испытаний, что дало необходимый материал для завершения разработки плавающего танка.
Весной 1950 года были построены два опытных образца плавающего танка. В июне начались государственные испытания в Белорусском военном округе в районе Полоцка. На основании результатов этих испытаний комиссия сделала выводы, что оба плавающих танка проверку выдержали, в связи с чем рекомендовалось изготовить партию танков для проведения войсковых испытаний. Комиссия отметила, что по ряду показателей танк превосходил утверждённые тактико-технические характеристики. Было высказано пожелание об усилении бронирования. В 1951 году СТЗ должен был выпустить войсковую партию из десяти машин, ЧТЗ должен был сделать два танка с усиленным бронированием.
Летом 1951 года в Киевском военном округе проводились войсковые испытания плавающих танков производства СТЗ и ЧТЗ по программе, утверждённой заместителем министра обороны. Госкомиссия отметила, что машины испытания выдержали, и рекомендовала их к принятию на вооружение с усиленным вариантом бронирования.
В том же 1951 году в районе Севастополя провели морские испытания пяти плавающих танков, чтобы проверить возможности их применения в морских условиях в десантных операциях. В частности, провели даже буксировку трёх машин за морским тральщиком. «Объект 740» по своим мореходным качествам был рекомендован для использования в морских десантных операциях во взаимодействии с кораблями, авиацией, морской пехотой с целью захвата плацдармов на побережье. В отчёте отмечалось, что высадка плавающих танков с танкодесантных кораблей возможна как непосредственно на берег, так и в море.
Параллельно с испытаниями на СТЗ осваивалось серийное производство плавающих танков. Главным конструктором назначили С. А. Фёдорова. В 1952 году началось серийное производство машин всё возрастающими темпами, а к 1954 году завод выпускал более чем 200 танков в год.
Постановлением Совета министров СССР от 6 августа 1952 года «Объект 740» приняли на вооружение Советской армии под обозначением ПТ-76. По официальному определению, он представлял собой «боевую гусеничную машину лёгкого типа. Он предназначен для ведения разведки, выполнения боевых задач, связанных с форсированием водных преград, может применяться в морских десантных операциях».
Впервые официально танк показали на первомайском параде 1952 года. За создание и успешные испытания плавающих машин коллектив конструкторов и испытателей выдвинули на соискание Сталинской премии первой степени. Однако по различным политическим причинам за создание плавающих танков ни Сталинская, не позднее Государственная премия так и не были присуждены.
В процессе производства танк неоднократно модернизировался. В 1952 году были усилены опорные катки: на них появились радиальные выштамповки. С 1957 года орудие Д-56Т заменялось на Д-56ТМ с более простым двухкамерным дульным тормозом и эжекционной очисткой ствола. В 1956 году в боекомплект ввели кумулятивный выстрел, для чего была разработана новая боеукладка. Для обеспечения угла склонения орудия –4° при стрельбе назад и для подготовки корпуса под установку стабилизированной пушки в 1957 году высоту корпуса в районе подбашенного листа увеличили на 60 мм, повысили бронестойкость корпуса. В том же 1957 году ввели установку термоконденсационной дымовой аппаратуры ТДА, заменили радиостанцию с 10РТ на Р-113 и танковое переговорное устройство с ТПУ-47 на Р-120, ввели третью фару ФГ-10 на корпусе симметрично штатной фаре. Это было сделано для обеспечения работы с прибором ночного видения водителя.
В июне 1957 года поручень на башне был передвинут вверх на 150 мм. С августа 1957 года появились продольные ребра жёсткости на днище танка. В январе 1958 года для увеличения запаса топлива были внедрены крепления для двух дополнительных топливных баков на крыше корпуса. Эти баки ёмкостью по 90 литров позаимствовали с Т-34-85. Они не были включены в общую топливную систему и использовались только для перевозки дополнительного горючего.
В январе 1958 года на передней части бортов были введены крюки для буксировки танка на плаву. Они были идентичны крюкам на лобовом листе и на задних бортовых, но продолжалось это недолго. Выяснилось, что с расположением крюков с небольшим наклоном машина при буксировке зарывается носом в воду. Поэтому с 1961 года были введены небольшие облегчённые крюки, установленные горизонтально. Весной 1959 года фары ФГ-10 и ФГ-26 заменили на фары серии ФГ-100. Внешне они практически ничем не отличались, но обладали повышенной прочностью. Всего установили три фары: ФГ-102 со СМУ (слева), ФГ-100 с инфракрасным фильтром (справа) и ФГ-101 белого света (на башне на поворотном кронштейне). Машина в таком виде выпускалась относительно недолго, с 1957 по 1962 год.
С октября 1962 года для улучшения водоходных качеств танка были введены корпуса увеличенного водоизмещения. Высота корпуса увеличилась на 70 мм, наклон нижнего лобового листа уменьшился с 45° до 35°. Это, кстати, вносит путаницу для многих исследователей советского танкостроения, поскольку в некоторых официальных изданиях говорилось, что высота корпуса ПТ-76 была увеличена на 130 мм. Всё правильно, но сделано это было в два приёма за 5 лет.
В конце 1950-х годов ПТ-76 был модернизирован в связи с требованиями действий в условиях применения ядерного оружия. Для этого машина оснащалась фильтровентиляционной установкой (ФВУ) и системой противоатомной защиты (ПАЗ). Кроме того, было установлено орудие Д-56ТС, оснащённое двухплоскостным стабилизатором «Заря». В результате появился ПТ-76Б («Объект 740Б»), принятый на вооружение в 1962 году. На этой машине установили два дополнительных наружных топливных бака ёмкостью по 95 литров. Вместо цилиндрических были взяты баки для масла от танка Т-54.
В ходе эксплуатации ранее выпущенные танки были модернизированы. При капитальном ремонте на машинах ранних выпусков орудия заменялись более современными Д-56ТМ. С 1967 года вместо пулемётов СГМТ устанавливались более актуальные ПКТ. У водителей появились приборы ночного видения ТВН-2Б, фары ФГ-100 и ФГ-102 заменили на ФГ-125 и ФГ-126. В 1960-х годах радиостанции Р-113 сняли и поставили Р-123, а танковые переговорные устройства Р-120 — на Р-124. Во время капитального ремонта ходовой части на старых машинах устанавливали более новые опорные катки с выштамповками.
Производство ПТ-76 продолжалось до 1973 года, при этом было выпущено 4172 танка, из которых 941 экспортировали.
За 20 лет на базе этих танков и бронетранспортёров создали целый ряд машин различного назначения (только в КБ ЛКЗ восемь образцов), в том числе «Пингвин», ТСМ, СПУ-Л, «Объект 210», «Объект 211», «Объект 280» и «Объект 76».
В армии ПТ-76 пользовался большой популярностью. Танк не только зарекомендовал себя очень надёжной и манёвренной машиной, но и был лёгким и компактным. Эти преимущества обусловили широкое использование ПТ-76 в сухопутных войсках и морской пехоте. По договору о сокращении обычных вооружений на ноябрь 1990 года в европейской части СССР находилось 602 ПТ-76. До 2000-х годов танк находился на вооружении внутренних войск МВД РФ и даже принимал участие в Чеченском конфликте.
Тактико-технические характеристики ПТ-76 (ПТ-76Б):
- годы выпуска — 1952–1963 (1958–1973)
- масса, тонн — 14,0 (14,4)
- экипаж, человек — 3 (3)
- удельное давление на грунт, кг/см2 — 0,47 (0,48)
- пушка — 76,2-мм Д-56Т (Д-56ТС)
- пулемёт — 7,62-мм СГМТ
- боекомплект орудия — 40 снарядов
- боекомплект пулемёта — 1000 патронов
- удельная мощность, л.с./т — 17,1 (16,9)
- максимальная скорость, км/час — 44
- средняя скорость по шоссе, км/час — 30–35
- средняя скорость по просёлку, км/час — 20–25
- средняя скорость на плаву, км/час — 10
- запас хода по шоссе, км – 370 (510)
- запас хода по грунтовой дороге, км — 270–320 (410–480)
- запас хода на плаву, км — 120 (180)
- запас топлива во внутренних баках, л — 250 (380)
- запас топлива во внешних баках, л — 0 (190)
- максимальный преодолеваемый уклон — 38°
- максимальный преодолеваемый крен — 11°
- максимальная преодолеваемая стенка, м — 1,1
- максимальный преодолеваемый ров, м — 2,8
Источники и литература:
- Отчёт по государственным испытаниям лёгкого плавающего танка (Объект 740), 1950 год
- Отчёт по эксплуатационным испытаниям плавающих танков ПТ-76 в морских условиях, 1953 год
- Отчёт по результатам осмотра плавающих танков после морских испытаний — ГБТУ МО, НИИБТ Полигон, 1953 год
- Предложения по усовершенствованию плавающей бронетанковой техники — танков ПТ-76, бронетранспортёров БТР-50П. К отчёту по морским испытаниям в январе–феврале 1954 года — НИИБТ Полигон, 1954 год
- Отчёт по испытанию танков Т-54А и плавающего танка ПТ-76 по преодолению препятствий по «Курсу вождения танков» (КВТ-54) — НИИБТ Полигон, 1955 год
- Танк ПТ-76. Руководство по материальной части и эксплуатации — М.: Воениздат, 1954 год
- Танк ПТ-76. Руководство по материальной части и эксплуатации — М.: Воениздат, 1957 год
- Танк ПТ-76. Руководство по материальной части и эксплуатации — М.: Воениздат, 1963 год
- Руководство по материальной части и эксплуатации танков ПТ-76 и ПТ-76Б — М.: Воениздат, 1967 год
- 76-мм танковая пушка Д-56. Руководство службы — М.: Воениздат, 1970 год
- Танки. Устройство — М.: Воениздат, 1974 год
- Н.Ф. Шашмурин. Очерк по истории создания плавающих боевых машин — танка ПТ-76 и бронетранспортёра БТР-50П — 1980 год
- Н.Ф. Шашмурин. Воспоминания автора проекта и ведущего разработчика плавающих машин ПТ-76 и БТР-50 — 1989 год
- В.В. Щербаков. К вопросу о создании плавающих боевых машин — танка ПТ-76 и бронетранспортёра БТР-50П — 1987 год
- М.Г. Редькин. Создание плавающих боевых машин — танка ПТ-76 и бронетранспортёра БТР-50П — 1987 год
Комментарии к данной статье отключены.