В декабре 1936 года немецкими военными с концерном Krupp был заключён контракт на изготовление партии из 35 танков, получивших обозначение Begleitwagen (машина поддержки). Этот танк предполагалось использовать в качестве вспомогательной машины непосредственной огневой поддержки, о чём, собственно, и говорит его название. Планировалось, что основной задачей нового танка станет борьба с вражеской пехотой и лёгкими укреплениями. По иронии судьбы, эта машина уже в начале Второй мировой войны оказалась самым массовым немецким средним танком. Позже самым многочисленным на какое-то время всё же стал танк Pz.Kpfw.III. Но уже в 1943 году Begleitwagen, он же Pz.Kpfw.IV, снова забрал пальму первенства. Что интересно, Pz.Kpfw.IV оказался единственным немецким танком предвоенной разработки, который ни разу не подвергался радикальной переделке шасси.
Со множеством мелких улучшений
Подписание в декабре 1936 года контракта на изготовление 35 танков серии 1.Serie/B.W. не означало, что B.W. I Kp пойдёт в серию без переделок. Испытания показали, что в конструкцию необходимо внести целый ряд мелкий изменений. Это абсолютно нормальная ситуация: история знает очень немного случаев, когда серийный танк ничем не отличался от опытных образцов. Впрочем, принципиальных изменений конструкции по сравнению с B.W. I Kp серийный танк не имел. Общая концепция танка оказалась вполне удачной и каких-то серьёзных изменений не требовала.
Несмотря на отсутствие радикальных переделок, машины 1.Serie/B.W., получившие официальное обозначение Pz.Kpfw.IV Ausf.A, по сравнению с исходным B.W. I Kp сохранили всего 7 узлов и деталей, оставшихся полностью неизменными. Среди них оказались радиатор, моторная перегородка, тормоза, а также элементы трансмиссии. Всё остальное инженеры Krupp в той или иной степени перекроили.
По целому ряду позиций речь скорее шла не о том, что старые детали показали себя плохо, а о большей технологичности новых. Это касалось, например, конструкции башни. У башни B.W. I Kp. имелось довольно много клёпаных соединений, которые на серийной башне заменили на сварные. Клёпки остались только на креплениях люков и на командирской башенке. Саму башенку, к слову, поменяли на конструкцию, позаимствованную у Pz.Kpfw.III Ausf.B, благо что башня этого танка также разрабатывалась инженерами Krupp.
Мало поменялась и конструкция корпуса. Из явно заметных изменений стоит отметить новые смотровые приборы, позаимствованные у лёгкого танка Pz.Kpfw.II Ausf.A. Бронирование осталось на уровне B.W. I Kp и защищало от винтовочных пуль. Немного было усилено днище. Основная же часть переделок имела целью улучшить работу экипажа.
Внутри танка изменений оказалось куда больше. Вместо 10-литрового мотора Maybach HL 100 серийные танки получили двигатель Maybach HL 108 TR объёмом 10,8 литров и мощностью 230 лошадиных сил. Также в танке «прописалась» коробка передач ZF SFG 75. С новой силовой установкой максимальная скорость 18-тонной машины достигала 32,5 км/ч. Нельзя сказать, что это много, но для танка поддержки – вполне достаточно. Немного изменилась конструкция его ходовой части. В частности, были переделаны ведущие катки и ленивцы.
Первые два Pz.Kpfw.IV Ausf.A с серийными номерами 80101 и 80102 были приняты заказчиком 29 ноября 1937 года. И уже в декабре появились первые переделки, связанные с изучением серийных танков специалистами 6-го управления вооружений. В своём докладе инженер-оберлейтенант Ольбрих (Olbrich) перечислил 30 различных дефектов, с некоторыми из которых сотрудники концерна Krupp не согласились. Тем не менее, боезапас для 75-мм пушки был сокращён со 140 до 122 выстрелов, что потребовало переделки боеукладок.
Из-за различных переделок отправка первых двух Pz.Kpfw.IV Ausf.A в войска затянулась ещё на несколько месяцев. С февраля на танках убрали установку зенитного вертлюга, который поначалу крепился с левой стороны подбашенной коробки. Конструкция его получилась неудобной: мало того что пользоваться вертлюгом можно было только с земли, так ещё и сектор обстрела оказался сильно ограниченным.
Весьма интересной оказалась история с постройкой последних танков 1.Serie/B.W. 31 января 1938 года с завода Grusonwerk, где выпускались эти машины, поступило сообщение о том, что поставщики корпусов Harkort & Eicken GmbH и Eisen- und Hüttenwerke AG затянули с их выпуском. Между тем, в Магдебурге уже вовсю кипела подготовка к началу производства 2.Serie/B.W. (он же Pz.Kpfw.IV Ausf.B). Выход из положения оказался простым и бесхитростным: последние пять машин 1.Serie/B.W. было решено выпустить с корпусами от 2.Serie/B.W.
Так в итоге и вышло. Последние танки, выпущенные Grusonwerk, имели новые корпуса, но при этом старые подбашенные коробки и башни. Например, танк 80134 имел корпус 80206. Получилась комичная ситуация, когда корпус танка имел броню, защищавшую от 20-мм пушек и крупнокалиберных пулемётов, а башня и подбашенная коробка «держали» только винтовочные пули.
Курсовой пулемёт долой!
Гражданская война в Испании, в которой немцы активно участвовали на стороне мятежников, внесла ряд корректив и в немецкое танкостроение. Выяснилось, что бронирование толщиной 14,5 мм в реалиях современной войны уже явно недостаточно. Главными врагами танков, по мнению немцев, оказались крупнокалиберные пулемёты и автоматические пушки. Тот факт, что в гражданской войне обе стороны активно использовали противотанковые пушки калибра 37–45 мм, похоже, поначалу немцы просто проигнорировали. Как бы то ни было, уже в 1937 году требования к бронированию изменились.
В октябре 1937 года Grusonwerk получила контракт на изготовление 42 танков версии 2.Serie/B.W. (они же Pz.Kpfw.IV Ausf.B). Подбашенную коробку для танка этой модификации предварительно испытали на B.W. II Kp. В связи с усилением бронирования лобовой части корпуса до 30 мм в новом танке было принято решение отказаться от установки курсового пулемёта. Вместо него радиооператор получил смотровой прибор и пистолетный порт справа от него, а также пистолет-пулемёт MP 38. В 6-м управлении вооружений, вероятно, посчитали, что такая плата за усиление стойкости лобовой плиты подбашенной коробки вполне оправдана. До 30 мм была увеличена и толщина центральной лобовой плиты корпуса, а верхнюю и нижнюю плиты «нарастили» до 20 мм. Бортовую броню трогать не стали. Механик-водитель получил новый смотровой прибор, более удачный про конструкции.
Одновременно с корпусом переделке подверглась и башня. От съёмной орудийной маски пришлось отказаться, немного была переделана и бронировка орудия. Изменилась конструкция кормовых пистолетных портов, которые стали более стойкими к обстрелу. Танк получил новую командирскую башенку, защищённость которой заметно выросла. Как и в случае с корпусом, толщина лобовой брони башни увеличилась до 30 мм.
Одним только усилением бронирования дело не обошлось. Мощность двигателя Maybach HL 108 TR признали недостаточной, его сменил 265-сильный Maybach HL 120 TR, впоследствии самый массовый немецкий танковый мотор. Работавший совместно с трансмиссией ZF ZZG 76, 12-литровый мотор разгонял танк до 42 км/ч. Боезапас к пушке 7.5 cm K.w.K L/24 был уменьшен со 122 до 80 выстрелов. Отчасти это было продиктовано стремлением снизить увеличившийся вес (танк «поправился» на полтонны), но имелись и другие причины. Выяснилось, что снаряды из большой укладки первой очереди на 40 штук, размещавшейся справа по борту, имели обыкновение вываливаться, а это, мягко говоря, не совсем безопасно.
Первые Pz.Kpfw.IV Ausf.B (серийные номера 80201–80242) были приняты заказчиком в мае 1938 года. Интересно, что корпуса у этих танков использовались от… Pz.Kpfw.IV Ausf.A. Связано было это с описанной выше «рокировкой» корпусами с Pz.Kpfw.IV Ausf.A. В итоге неприятная ситуация повторилась в «зеркальном» варианте: теперь защиту от огня 20-мм пушек здесь имели лишь башня и подбашенная коробка, а корпус оставался уязвимым.
В сентябре из Магдебурга вновь поступила жалоба, что поставщики опять тянут с выпуском корпусов. В результате контракт был изменён. Harkort & Eicken GmbH выпустила корпуса с номерами 80213–80224, а Eisen- und Hüttenwerke AG – корпуса с номерами 80225–80242. Но на Pz.Kpfw.IV Ausf.B эти корпуса не использовались. Вместо них танки с серийными номерами 80213–80242 получили корпуса 80301–80330, которые предназначались уже для Pz.Kpfw.IV Ausf.C. На сей раз «винегрета» из разного уровня бронирования удалось избежать, поскольку по броне эти модификации были одинаковы. Последние танки Pz.Kpfw.IV Ausf.B были сданы в октябре 1938 года.
Надо сказать, что производство танков модификации 3.Serie/B.W. (Pz.Kpfw.IV Ausf.C) могло и не состояться. В начале 1937 года Генрих Книпкамп задумал стандартизировать немецкие средние танки, оставив из двух машин одну. Эта идея не была лишена рационального зерна, поскольку на тот момент в Германии оказалось сразу два типа средних танка, схожих по характеристикам и отличающихся в основном вооружением.
Замысел Книпкампа заключался в том, чтобы поставить башню B.W. на шасси 4.Serie/Z.W., будущего Pz.Kpfw.III Ausf.E. В июне 1937 года концерн Krupp даже проинформировали, что 2.Serie/B.W. будет последней серией Pz.Kpfw.IV. И в этом месте отличный план разбился о жесткую действительность.
Дело в том, что опытный образец 4.Serie/Z.W. направился на испытания в Куммердорф только весной 1938 года. В начале мая 1938 года Эрих Вольфёрт (Erich Wolfert), ведущий инженер Krupp, поставил вопрос ребром. Программа выпуска танков оказалась под угрозой срыва, а ждать далее уже не было никакой возможности.
Как оказалось впоследствии, Вольфёрт был прав. Объема производства в 10 выпущенных танков за месяц Pz.Kpfw.III преодолел только в июле 1939 года, а по-настоящему массовый его выпуск начался уже после начала войны, в октябре. В таких условиях продолжение выпуска Pz.Kpfw.IV оказалось единственным разумным выходом. Впрочем, «продавить» версию 3.Serie/B.W. концерну Krupp удалось гораздо раньше, в октябре 1937 года.
Pz.Kpfw.IV Ausf.C (серийные номера 80301–80440) мало чем отличался от предшественника. Наиболее заметным внешним элементом оказалась бронировка спаренного с пушкой пулемёта MG 34. Из других деталей отметим переделанные замки на надмоторной плите, а также изменённый воздуховод на крыше башни.
Ряд отличий появился уже в ходе производства. Начиная с танка 80331, танки версии C стали оснащаться командирскими башенками по типу использовавшихся на Pz.Kpfw.III Ausf.E, а начиная с 80341 машины получили модернизированный двигатель Maybach HL 120 TRM с улучшенной системой зажигания. Начиная с 58-й подбашенной коробки на них стали устанавливаться специальные козырьки над смотровым прибором механика-водителя.
Первые Pz.Kpfw.IV Ausf.C были выпущены в октябре 1938 года, причём 30 танков получили корпуса 2.Serie/B.W.. Темп выпуска оказался довольно высоким, особенно по сравнению с Pz.Kpfw.III. Последние 10 танков Grusonwerk построила в августе 1939 года, после чего в производстве Pz.Kpfw.IV наступило месячное затишье.
Из 140 заказанных машин 3.Serie/B.W. как танки были изготовлены 134 штуки. В феврале 1939 года концерн Krupp направил 6 шасси (80435–80440) 5-му управлению вооружений. На их базе были изготовлены мостоукладчики Brückenleger IV (в них же переделали и BW.II Kp), в этих работах участвовала фирма Magirus. Испытания этих машин, впрочем, оказались не слишком удачными. Позже 2 шасси (80435 и 80438) использовались в различных опытных работах. Оставшиеся же мостоукладчики были переделаны в танки и отправлены в войска.
Были это, к слову, не совсем обычные танки. Поскольку подбашенные коробки танков 80436, 80437 и 80439 оказались использованы для монтажа мостового оборудования, их пришлось заменить. Дело происходило уже в июне-июле 1940 года, и подбашенных коробок 3.Serie/B.W. попросту не оказалось. В результате получился гибрид с шасси и башнями Pz.Kpfw.IV Ausf.C и подбашенными коробками от Pz.Kpfw.IV Ausf.E.
Первый блин не комом
Практически сразу после того, как Pz.Kpfw.IV начали поступать в войска, в их конструкцию стали вноситься различные доработки, повышающие боевую эффективность и улучшающие работу экипажа. Одной из первых таких доработок стало появление в августе 1938 года бомбомета для дымовых гранат. Устанавливался он в кормовой части танка. Как стандартное оснащение такие бомбометы появились на Pz.Kpfw.IV Ausf.B поздних выпусков, а произведенные ранее танки стали получать их уже в войсках.
Еще одной деталью, также появившейся уже в войсках, стало специальное ограждение, которое устанавливалось на бронировке орудия. Дело в том, что при повороте башни существовал риск отстрелить спаренным пулемётом или пушкой антенну, которую далеко не всегда в боевом положении опускали. Об этой проблеме на Krupp знали ещё со времени испытаний опытного образца B.W., и тем не менее, изначально серийные танки шли без ограждений.
Стоит отметить, что установлено такое ограждение было далеко не на всех машинах. Существуют фотографии танков (как в боевой обстановке, так и ещё в мирное время), которые подобных ограждений не имеют. С использованием полученного опыта эксплуатации на танке Pz.Kpfw. IV Ausf.C было сделано ограждение новой формы, более замысловатое и, одновременно, более эффективное. В таком доработанном виде Pz.Kpfw.IV и встретили начало Второй мировой войны.
Итогом буксования программы Z.W. стало то, что по состоянию на 1 сентября 1939 года в частях, вступивших на территорию Польши, оказался всего 51 Pz.Kpfw.III. Ещё более нелепым выглядит то, что «танков поддержки» в этих частях оказалось 198 штук (из 211 имеющихся), то есть почти в 4 раза больше, чем средних танков, которые они должны были поддерживать! Неудивительно, что ещё в январе 1939 года штатная структура легкого танкового батальона предусматривала 8 Pz.Kpfw.I, 6 Pz.Kpfw.IV и всего 3 Pz.Kpfw.III. Еще более занятной выглядела структура батальона средних танков, состоявшего из 5 Pz.Kpfw.II и 14 Pz.Kpfw.IV. В виду недостаточного количества танков число Pz.Kpfw.IV в батальонах легких танков на практике было снижено до 3–5 штук.
В целом «танки поддержки» оказались едва ли не лучшими немецкими танками, которые принимали участие в польской кампании. Неплохая подвижность сочеталась у них с высокой огневой мощью 75-мм пушки. Оказалась правильной и идея увеличения толщины брони до 30 мм.
Вместе с тем, создается впечатление, что главного вывода из польской кампании немцы так и не сделали. Дело в том, что польская армия оказалась вооружена 37-мм противотанковыми пушками wz.36, лицензионной версией шведской пушки 37 mm Infanterikanon M/34 фирмы Bofors. Дебютировало это орудие еще в Испании, а в польской армии к началу войны их имелось около 1000 штук. Броня толщиной 30 мм для такой пушки не представляла особых проблем, ее она пробивала на дистанциях более полукилометра.
Недооценили в 6-м управлении вооружений и риски поражения танков в борта. Как раз 20-мм автоматическая пушка оказалась причиной гибели Pz.Kpfw.IV Ausf.B под командованием лейтенанта Виктора IV Альбрехта 18 сентября 1939 года. Танкетка TK-S c 20-мм автоматической пушкой под командованием сержанта Романа Орлика поразила немецкий танк в борт подбашенной коробки, что привело к детонации боекомплекта. И случаи подобные были далеко не единичными. Всего немцами было безвозвратно потеряно около двух десятков Pz.Kpfw.IV.
На детонации боекомплектов стоит остановиться отдельно. Одной из главных проблем Pz.Kpfw.IV являлось то, что его снарядные укладки находились практически по периметру боевого отделения. Не попасть в боекомплект при этом было довольно сложно. С учетом того, что основу боекомплекта составляли осколочно-фугасные боеприпасы, возможность детонации оказывалась довольно высокой. По этой причине еще с польской кампании Pz.Kpfw.IV лидировали в невеселом хит-параде самых «живописных» подбитых немецких танков. Их «летающие» башни, нередко отрывавшиеся от корпуса вместе с подбашенной коробкой, являлись весьма распространенной картиной.
Несмотря на широкое применение поляками противотанковых пушек, единственное, что сделали немцы в отношении Pz.Kpfw.IV – это нарастили бортовую броню до 20 мм на Pz.Kpfw.IV Ausf.D. Отрезвление наступило только в мае 1940 года. Совершенно внезапно немецкие военные узнали, что, оказывается, противотанковые пушки есть и у французов, причем исчисляются тысячами, а 30 мм броня для них вовсе не является непреодолимой преградой.
Кроме того, пушки немецких танков, в свою очередь, оказались бессильными против Char B1 bis, а с ними Pz.Kpfw.IV пришлось столкнуться лицом к лицу не один раз. Но даже после этого опыта вопрос об усилении бронирования перешел в практическую фазу только в начале 1941 года.
Впрочем, и тогда проводить какую-то глубокую модернизацию Pz.Kpfw.IV предвоенного выпуска не стали. Часть машин в феврале 1941 года получила дополнительное бронирование центральной лобовой части корпуса толщиной 30 мм. Таким образом, толщина брони выросла до 60 мм. При этом лобовые листы подбашенной коробки и башни так и остались толщиной в 30 мм, а процент попадания снарядов именно по ним был весьма высоким. С марта 1941 танки стали оснащать забашенными ящиками, более известными как «яшики Роммеля». В таком виде Pz.Kpfw.IV ранних серий отправились сначала на Балканы, а затем на Восточный фронт.
Сохранившиеся после боев 1941 года Pz.Kpfw.IV предвоенного выпуска были направлены в учебные части. Некоторое число таких танков оказалось в составе 21-й танковой дивизии, которая дислоцировалась в Нормандии. Именно там они в последний раз ходили в бой. До наших дней, увы, ни один из предвоенных «танков поддержки» не сохранился.
В целом можно утверждать, что этот танк у Krupp удался. Да, без производственных эксцессов дело не обошлось. Но уже в самом начале серийного производства Pz.Kpfw.IV количество его «детских болезней» оказалось значительно меньшим, чем у других немецких танков. Никто в 6-м управлении вооружений не мог и предположить, что эта, в общем-то, «нишевая» по назначению машина окажется долгожителем и переживёт не только другие танки предвоенной разработки, но и целый ряд боевых машин, разработанных и выпускавшихся серийно во время Второй мировой войны.
Литература и источники:
- Panzer Tracts No.4 Panzerkampfwagen IV, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 1997, ISBN 0–9648793–4–4
- PzKpfw IV and its Variants 1935–1945. Book 2, Walter J. Spielberger, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Schiffer Publishing, 2011, ISBN 978–0–7643–3756–7
- Фотоархив автора
Комментарии к данной статье отключены.