• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 21 March '21
      «Умное» оружие за мгновенье до…
    • 20 March '21
      Лётчик как лучший друг диверсанта
    • 18 March '21
      Прозвища «серых волков»
    • 11 March '21
      Слишком поздно и слишком мало
    • 09 March '21
      Новое поколение РПГ
    • 08 March '21
      Бой у Соколово
    • 08 March '21
      Катерина Сфорца: в поисках любви, в обретении власти
    • 07 March '21
      В США вновь заинтересовалась реактивными ранцами
    • 06 March '21
      Одиссея «Чёрной бригады»
    • 05 March '21
      12 пуль для генерала фон Бризена
    • 02 March '21
      Завершение анапской эпопеи
    • 02 March '21
      Пистолеты Ярыгина
    10

    Дорога к танку Победы

    • танки
    • персоналии
    • СССР
    Николай Невский
    03 December '14

    Обычное начало карьеры. Михаил Ильич Кошкин родился 3 декабря 1898 года в селе Брынчаги Ярославской губернии. Когда ему было шесть лет, семью, и без того жившую небогато, постигло большое несчастье: умер отец. Мать была вынуждена пойти батрачить, чтобы прокормить троих детей. Спустя четыре года работать начал и Миша: окончив в десять лет церковно-приходскую школу, он устроился на кондитерскую фабрику в Москве.

    В 1917 году Кошкин пошел в армию. Был ранен на Западном фронте, после лечения в 1918 году поступил в сформированный в Москве железнодорожный отряд Красной Армии. Он участвовал в сражениях под Царицыном, во взятии Архангельска и в боях против Врангеля на Южном фронте.

    После Гражданской войны Кошкин окончил Коммунистический университет имени Свердлова, имел несколько назначений по партийной линии, проявлял незаурядную инициативу в работе. В 1929 году по рекомендации С.М. Кирова поступил в Ленинградский машиностроительный институт.

    М.И. Кошкин. Фото середины 1920-х гг.
    http://gaspiko.ru

    Быстрый профессиональный рост. Завершив обучение в 1934 году, Кошкин отправился работать на ленинградский Кировский завод. За два с половиной года в танковом конструкторском бюро он прошел путь от рядового конструктора до заместителя начальника КБ. Там Кошкин участвовал в создании танка Т-111 (Т-46-5), первого советского танка с противоснарядным бронированием, за что был награжден орденом Красной Звезды.

    Т-46-5 был призвал заменить устаревающие Т-26 и БТ, броня которых уже не спасала танки от современных орудий. Планировалось создать машину, подобную Т-46, но с усиленным бронированием. Первый опытный образец танка успешно прошел испытания, однако в массовое производство Т-111 не пошел. При толщине брони в 60 мм и хорошей подвижности машина обладала недостаточно мощным для прорыва обороны противника орудием и имела ряд других недостатков.

    Танк Т-111 (Т-46-5) http://www.aviarmor.net

    Проектирование Т-29. На Кировском заводе Кошкин также принял участие в проектировании трехбашенного колесно-гусеничного танка Т-29. По сравнению с серийным Т-28 машина имела лучшую скорость, и, к тому же, ее было сложно обездвижить: даже при обрыве гусеницы танк мог продолжать движение на колесном ходу. К сожалению, сложность конструкции и дороговизна производства не позволили проекту развиться дальше постройки нескольких прототипов.

    Танк Т-29 http://www.wartanks.ru

    Переезд из Ленинграда в Харьков. В конце 1936 года Кошкин возглавил танковый отдел Т2 конструкторского бюро харьковского завода № 183, предыдущего начальника которого арестовали «за вредительство». На тот момент КБ было перегружено: в условиях нехватки кадров требовалось не только поддерживать производство БТ-7, но и проектировать новые танки – БТ-7-ИС, колесно-гусеничный БТ-9, дизельный А-8. Кошкин сосредоточился на первой задаче. В результате, чертежи БТ-9 делались в спешке и вызвали массу замечаний. В 1937 году Автобронетанковое управление сформировало на заводе второе конструкторское бюро во главе с А.Я. Диком.

    Танк БТ-7 образца 1935 г. http://militaryreview.su

    Во главе харьковского танкового КБ. Год спустя Дика арестовали из-за срыва сроков по проекту БТ-20, повлекшего за собой анонимный донос. Кошкин возглавил объединенное конструкторское бюро завода. Весной 1938 года он добился от московского руководства разрешения на испытание двух новых танков. В это время изделиям Харьковского завода присвоили индекс «А»: таким образом, построенный по проекту БТ-20 танк получил название А-20. Он представлял собой переработанный и улучшенный БТ-7 на колесно-гусеничном ходу с приводом на шесть колес по образцу БТ-ИС.

    Танк А-20
    http://ww2history.ru

    В непосредственной близости к Т-34. Второй спроектированный танк – А-32 – обладал лучшей проходимостью и более мощной ходовой частью. Это давало возможность наращивать вес машины, а, значит, ее броню и вооружение. Показ обоих танков руководству Наркомата обороны и членам правительства состоялся осенью 1939 года на полигоне в Кубинке.

    Танк А-32 http://www.tehnikapobedy.ru

    На пути к серии. Результатом смотров стало постановление Комитета Обороны при СНК СССР № 433 от 19 декабря 1939 года:

    «Принять на вооружение РККА:

    …

    Танк Т-32 – гусеничный, с дизель-мотором В-2, изготовленный заводом № 183 Наркомсреднемашпрома, со следующими изменениями:

    а) увеличить толщину основных бронелистов до 45 мм;

    б) улучшить обзорность из танка;

    в) установить на танк Т-32 следующее вооружение:

    1) пушку Ф-32 калибра 76 мм, спаренную с пулемётом калибра 7,62 мм;

    2) отдельный пулемёт у радиста калибра 7,62 мм;

    3) отдельный пулемёт калибра 7,62 мм;

    4) зенитный пулемёт калибра 7,62 мм.

    Присвоить указанному танку название Т-34».

    Согласно плану, харьковский завод № 183 должен был изготовить в 1940 году 200 танков Т-34. Главный конструктор с энтузиазмом взялся за новый проект.

    Довоенные танки производства завода № 183. Слева направо: А-8 (БТ-7М), А-20, Т-34 образца 1940 г. с пушкой Л-11, Т-34 образца 1941 г. с пушкой Ф-34 https://wikimedia.org

    Показ товара лицом. В марте планировалось устроить «высочайший показ» новых танков в Кремле. Специально для этого были построены два предсерийных А-34, прозванные в заводской переписке «близнецами». Повышенное внимание было уделено как качеству их сборки, так и внешней отделке: шлифованные корпуса сияли на солнце даже после покраски, приземистые силуэты с массивными гусеницами создавали впечатление мощи и динамичности.

    Танк А-34 № 1 https://wikimedia.org

    Трагический пробег. Завод не успевал испытать первые А-34 к назначенному сроку. Особенно много времени требовала обкатка танков пробегом для определения их эксплуатационных характеристик и надежности. На специальном заседании парткома завода и города было решено совместить эти испытания с перегоном танков из Харькова в Москву. Ответственный исполнитель — главный конструктор М. И. Кошкин.

    12 марта в 16:00 «близнецы» покинули стены завода. В целях соблюдения секретности машины двигались в обход крупных населенных пунктов и главных магистралей страны, преимущественно в ночное время. На пути было организовано три пункта заправки и два пункта ремонта. Головной танк, в большей степени изношенный предшествовавшими испытаниями, перенес поломку в дороге. Несмотря на все трудности, ранним утром 17 марта оба А-34 прибыли на Ивановскую площадь Кремля.

    Кошкин так сильно простудился в пути, что во время официального доклада не мог сдерживать кашель. Фактически, героический перегон стоил ему жизни: конструктор скончался 26 сентября 1940 года во время реабилитационного курса лечения пневмонии в санатории под Харьковом. До самой смерти Кошкин продолжал активно участвовать в доработке проекта Т-34.

    Танк А-34 № 2 http://militaryreview.su

    Т-34 идет в серию. Дальнейшие испытания машин на полигоне в Кубинке выявили ряд недостатков предсерийных образцов. В отчете отмечались низкие сцепные качества траков, заедания башни при вращении, недостаточная герметичность люков и смотровых приборов. Однако испытание обстрелом танки выдержали успешно и в целом были призваны годными. В дальнейшем многие недостатки были устранены, сложную в производстве литую башню заменили более технологичной сварной, вместо пушки Л-11 стали устанавливать Ф-34. Производство Т-34 наладили по всей стране, всего за годы войны было изготовлено более 35 тысяч танков. К сожалению, Михаил Кошкин не дожил до триумфа своего главного детища.

    Чертеж серийного танка Т-34, 1941 г.
    (из коллекции архивной группы компании Wargaming)

    Дополнительный материал о М.И. Кошкине читайте на worldoftanks.ru: Путь конструктора

    Николай Невский

    Под знаком среднего танка на Warspot.ru
    Под знаком среднего танка
    Великая Отечественная: проблемы танковых заводов на Warspot.ru
    Великая Отечественная: проблемы танковых заводов
    Инцидент «Мисима» на Warspot.ru
    Инцидент «Мисима»
    Поделиться
    • 24
    • 4
    • 0
    • Статьи по теме
    • Комментарии (1)
    Трижды опальный маршал на Warspot.ru
    Трижды опальный маршал
    Заслуженный "дирижёр" советского танкостроения  на Warspot.ru
    Заслуженный "дирижёр" советского танкостроения
    Увидеть Калинин и уцелеть на Warspot.ru
    Увидеть Калинин и уцелеть
    По следам седлецких «ИСов» на Warspot.ru
    По следам седлецких «ИСов»
    • Статьи по теме
    • Комментарии (1)
    Неизвестный
    wargamming.net © 2014 — 2021 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google