Обычное начало карьеры. Михаил Ильич Кошкин родился 3 декабря 1898 года в селе Брынчаги Ярославской губернии. Когда ему было шесть лет, семью, и без того жившую небогато, постигло большое несчастье: умер отец. Мать была вынуждена пойти батрачить, чтобы прокормить троих детей. Спустя четыре года работать начал и Миша: окончив в десять лет церковно-приходскую школу, он устроился на кондитерскую фабрику в Москве.
В 1917 году Кошкин пошел в армию. Был ранен на Западном фронте, после лечения в 1918 году поступил в сформированный в Москве железнодорожный отряд Красной Армии. Он участвовал в сражениях под Царицыном, во взятии Архангельска и в боях против Врангеля на Южном фронте.
После Гражданской войны Кошкин окончил Коммунистический университет имени Свердлова, имел несколько назначений по партийной линии, проявлял незаурядную инициативу в работе. В 1929 году по рекомендации С.М. Кирова поступил в Ленинградский машиностроительный институт.
Быстрый профессиональный рост. Завершив обучение в 1934 году, Кошкин отправился работать на ленинградский Кировский завод. За два с половиной года в танковом конструкторском бюро он прошел путь от рядового конструктора до заместителя начальника КБ. Там Кошкин участвовал в создании танка Т-111 (Т-46-5), первого советского танка с противоснарядным бронированием, за что был награжден орденом Красной Звезды.
Т-46-5 был призвал заменить устаревающие Т-26 и БТ, броня которых уже не спасала танки от современных орудий. Планировалось создать машину, подобную Т-46, но с усиленным бронированием. Первый опытный образец танка успешно прошел испытания, однако в массовое производство Т-111 не пошел. При толщине брони в 60 мм и хорошей подвижности машина обладала недостаточно мощным для прорыва обороны противника орудием и имела ряд других недостатков.
Проектирование Т-29. На Кировском заводе Кошкин также принял участие в проектировании трехбашенного колесно-гусеничного танка Т-29. По сравнению с серийным Т-28 машина имела лучшую скорость, и, к тому же, ее было сложно обездвижить: даже при обрыве гусеницы танк мог продолжать движение на колесном ходу. К сожалению, сложность конструкции и дороговизна производства не позволили проекту развиться дальше постройки нескольких прототипов.
Переезд из Ленинграда в Харьков. В конце 1936 года Кошкин возглавил танковый отдел Т2 конструкторского бюро харьковского завода № 183, предыдущего начальника которого арестовали «за вредительство». На тот момент КБ было перегружено: в условиях нехватки кадров требовалось не только поддерживать производство БТ-7, но и проектировать новые танки – БТ-7-ИС, колесно-гусеничный БТ-9, дизельный А-8. Кошкин сосредоточился на первой задаче. В результате, чертежи БТ-9 делались в спешке и вызвали массу замечаний. В 1937 году Автобронетанковое управление сформировало на заводе второе конструкторское бюро во главе с А.Я. Диком.
Во главе харьковского танкового КБ. Год спустя Дика арестовали из-за срыва сроков по проекту БТ-20, повлекшего за собой анонимный донос. Кошкин возглавил объединенное конструкторское бюро завода. Весной 1938 года он добился от московского руководства разрешения на испытание двух новых танков. В это время изделиям Харьковского завода присвоили индекс «А»: таким образом, построенный по проекту БТ-20 танк получил название А-20. Он представлял собой переработанный и улучшенный БТ-7 на колесно-гусеничном ходу с приводом на шесть колес по образцу БТ-ИС.
В непосредственной близости к Т-34. Второй спроектированный танк – А-32 – обладал лучшей проходимостью и более мощной ходовой частью. Это давало возможность наращивать вес машины, а, значит, ее броню и вооружение. Показ обоих танков руководству Наркомата обороны и членам правительства состоялся осенью 1939 года на полигоне в Кубинке.
На пути к серии. Результатом смотров стало постановление Комитета Обороны при СНК СССР № 433 от 19 декабря 1939 года:
«Принять на вооружение РККА:
…
Танк Т-32 – гусеничный, с дизель-мотором В-2, изготовленный заводом № 183 Наркомсреднемашпрома, со следующими изменениями:
а) увеличить толщину основных бронелистов до 45 мм;
б) улучшить обзорность из танка;
в) установить на танк Т-32 следующее вооружение:
1) пушку Ф-32 калибра 76 мм, спаренную с пулемётом калибра 7,62 мм;
2) отдельный пулемёт у радиста калибра 7,62 мм;
3) отдельный пулемёт калибра 7,62 мм;
4) зенитный пулемёт калибра 7,62 мм.
Присвоить указанному танку название Т-34».
Согласно плану, харьковский завод № 183 должен был изготовить в 1940 году 200 танков Т-34. Главный конструктор с энтузиазмом взялся за новый проект.
Показ товара лицом. В марте планировалось устроить «высочайший показ» новых танков в Кремле. Специально для этого были построены два предсерийных А-34, прозванные в заводской переписке «близнецами». Повышенное внимание было уделено как качеству их сборки, так и внешней отделке: шлифованные корпуса сияли на солнце даже после покраски, приземистые силуэты с массивными гусеницами создавали впечатление мощи и динамичности.
Трагический пробег. Завод не успевал испытать первые А-34 к назначенному сроку. Особенно много времени требовала обкатка танков пробегом для определения их эксплуатационных характеристик и надежности. На специальном заседании парткома завода и города было решено совместить эти испытания с перегоном танков из Харькова в Москву. Ответственный исполнитель — главный конструктор М. И. Кошкин.
12 марта в 16:00 «близнецы» покинули стены завода. В целях соблюдения секретности машины двигались в обход крупных населенных пунктов и главных магистралей страны, преимущественно в ночное время. На пути было организовано три пункта заправки и два пункта ремонта. Головной танк, в большей степени изношенный предшествовавшими испытаниями, перенес поломку в дороге. Несмотря на все трудности, ранним утром 17 марта оба А-34 прибыли на Ивановскую площадь Кремля.
Кошкин так сильно простудился в пути, что во время официального доклада не мог сдерживать кашель. Фактически, героический перегон стоил ему жизни: конструктор скончался 26 сентября 1940 года во время реабилитационного курса лечения пневмонии в санатории под Харьковом. До самой смерти Кошкин продолжал активно участвовать в доработке проекта Т-34.
Т-34 идет в серию. Дальнейшие испытания машин на полигоне в Кубинке выявили ряд недостатков предсерийных образцов. В отчете отмечались низкие сцепные качества траков, заедания башни при вращении, недостаточная герметичность люков и смотровых приборов. Однако испытание обстрелом танки выдержали успешно и в целом были призваны годными. В дальнейшем многие недостатки были устранены, сложную в производстве литую башню заменили более технологичной сварной, вместо пушки Л-11 стали устанавливать Ф-34. Производство Т-34 наладили по всей стране, всего за годы войны было изготовлено более 35 тысяч танков. К сожалению, Михаил Кошкин не дожил до триумфа своего главного детища.
Дополнительный материал о М.И. Кошкине читайте на worldoftanks.ru: Путь конструктора
Комментарии к данной статье отключены.