Тяжёлые танки в середине XX века в определённом смысле являлись свидетельством принадлежности к элитарному клубу ведущих танкостроительных держав. Во многих странах пытались их делать, но далеко не у всех они получались. И даже если кому-то удавалось выпустить тяжёлый танк, далеко не всегда он попадал на войну. Так случилось, например, с американским Heavy Tank M6. В годы Второй мировой войны тяжёлые танки, использовавшиеся в боевых действиях, серийно выпускали всего четыре страны: СССР, Германия, Великобритания и Италия. При этом английский Churchill официально на родине обозначался как «пехотный танк», а итальянский Carro Armato P 40 тяжёлым являлся лишь на бумаге. Кроме того, сами итальянцы свои тяжёлые танки в боях не применяли — они достались немцам.
(Если вас заинтересовало итальянское танкостроение, предлагаем скачать два варианта масштабной модели танка Carro Armato Р26/40. Там же можно найти гайд по сборке).
Увеличенный Carro M
Италия оказалась четвёртой страной, сумевшей построить танк собственной разработки. Как и англичане с немцами, итальянцы работали, прежде всего, над тяжёлым танком. Появившийся в результате FIAT 2000 оказался вполне удачной машиной, отягощённой типичными для тяжёлого танка проблемами. Он получился не только хорошо защищённым, но и медленным, а главное — дорогим. В результате его серийное производство ограничилось постройкой двух экземпляров.
Выпускать небольшие, но дешёвые лёгкие танки вроде FIAT 3000 было разумнее. Почти на два десятка лет про тяжёлые танки в Италии забыли. Впрочем, не только здесь. Англичане после неудачного опыта с A1E1 Independent прекратили попытки сделать танк прорыва, да и французы в межвоенный период не сделали ни одного по-настоящему тяжёлого танка. А японские танки тяжёлыми были только по названию.
Только СССР смог в этот период начать серийное производство тяжёлых танков Т-35, к которым, правда, имелась масса вопросов. Машина больше подходила для парадов, да и выпускалась она мизерными партиями. При этом изначально командование РККА хотело гораздо более тяжёлый танк. Но Т-39 получился чересчур тяжёлым, а цена в три миллиона рублей отпугнула от постройки даже опытного образца. Этот танк, кстати, имел итальянские корни: он базировался на проекте 65-тонного танка, который спроектировала для советской стороны итальянская фирма Ansaldo.
К созданию тяжёлых танков итальянцы вернулись во второй половине 30-х годов. При этом поначалу более важной задачей для C.S.M. (Centro Studi Motorizzazione, ведомство, ответственное за разработку новых типов военной техники для итальянской армии) была разработка более совершенной версии среднего танка, реализованной в виде Carro Armato M 13-40. Разработка тяжёлого танка фактически велась в кильватере программы среднего танка. Это хорошо видно и по первой спецификации на Carro P (Carro Pesante, или тяжёлый танк). Согласно документу от 1 декабря 1938 года предполагалось получить боевую машину массой 20–25 тонн, вооружённую одной 47-мм пушкой и тремя пулемётами. Экипаж должен был состоять из 6–8 человек, максимальная скорость — 32 км/ч, запас топлива — на 10 часов движения. Конструкторы ориентировались, скорее, не на создание нового танка, а на постройку увеличенного Carro Armato M 13-40 с более крепкой бронёй.
До поры до времени работа шла исключительно на бумаге. Впрочем, в 1939 году ситуация поменялась. В феврале немцы впервые показали средний танк Nb.Fz. К тому моменту программу разработки Nb.Fz. давно закрыли, но построенные танки успешно использовались в целях пропаганды. Интересно, что даже в советских документах Nb.Fz. в то время упоминался как тяжёлый танк.
Появление Nb.Fz. существенно повлияло на разработку Carro P. Вместо 47-мм пушки основным вооружением теперь должна была стать 75-мм гаубица. Ходили разговоры и об установке более тяжёлого 90-мм орудия. Carro P стал всё больше напоминать помесь Carro M и Nb.Fz. Это справедливо и в отношении проекта CSM, датированного 25 июля 1940 года. Танк с боевой массой 30 тонн должен был иметь две башни: помимо основной с 75-мм гаубицей и спаренным с ней пулемётом, позади находилась малая башня со спаркой пулемётов. Также в лобовом листе подбашенной коробки устанавливалась 20-мм автоматическая пушка Breda 35. Толщина лба корпуса и главной башни достигала 40 мм, что позволяло противостоять огню орудий калибра 25–37 мм на дальних и средних дистанциях. Предполагалось, что танк получит 420-сильный мотор, способный разогнать танк до 32 км/ч.
В таком виде проект танка, также обозначавшийся как Carro P 75 (тяжёлый танк с 75-мм орудием), существовал недолго. Итальянские военные не считали, что тяжёлый танк должен быть большой неповоротливой машиной с тяжёлой бронёй, выполняющей роль своеобразного тарана. По их мнению, тяжёлый танк должен был сохранять подвижность как минимум на уровне среднего, а в идеале он должен был иметь возможность разгоняться до 40–50 км/ч. Критике подвергся состав вооружения, а сам танк признали чересчур большим и тяжёлым.
К 18 августа 1940 года Ansaldo представила существенно доработанный вариант Carro P 75. От малой башни конструкторы отказались, боевая масса уменьшилась до 25 тонн, сама машина стала короче, а число опорных катков сократилось до семи на борт. 20-мм автоматическую пушку перенесли в башню, а пулемёты поставили по периметру подбашенной коробки. Экипаж уменьшился до пяти человек, место механика-водителя сместилось к центру отделения управления, чтобы он не мешал работе пулемётчиков в корпусе.
Этот вариант был принят военными более благосклонно. Впрочем, это мало повлияло на сроки постройки опытного образца. Италия вступила во Вторую мировую войну, стало ясно, что танкам требуется более толстая броня. В декабре 1940 года появилась изменённая спецификация. Carro P 75 с боевой массой на уровне 23–25 тонн должен был иметь 330-сильный двигатель. С ним максимальная скорость оценивалась в 35–40 км/ч, то есть выше, чем у Carro Armato M 13-40. Толщина лба увеличилась до 50 мм, а бортов — до 40 мм: тем самым обеспечивалась защита от огня 2-фунтовой (40 мм) пушки, главного средства борьбы англичан против итальянских танков. Основное вооружение оставалось прежним, число пулемётов в корпусе уменьшилось до двух. В обновлённой спецификации предусматривалось поставить в башню спаренный пулемёт, но в проекте там всё ещё оставалась 20-мм автоматическая пушка, спаренная с 75-мм орудием.
Существенной проблемой была силовая установка. В связи с этим Ansaldo стала проектировать два варианта Carro P 75. Первый из них больше напоминал развитие проекта от августа 1940 года. Как и раньше, механик-водитель располагался по центру подбашенной коробки в специальной рубке. По бокам от него находились два пулемёта Breda 38. Было хорошо заметно, что на развитие конструкции большое влияние оказывает Carro Armato M 13-40. Схожей была конструкция корпуса и башни. Этот вариант довели до стадии изготовления полноразмерного макета, построенного к середине 1941 года.
Ещё в октябре 1940 года был подготовлен первый эскиз другого варианта тяжёлого танка. Он ещё больше напоминал Carro Armato M 13-40. Эта машина была легче: её боевая масса оценивалась в 23 тонны. Приводить в движение её планировалось 330-сильным дизельным двигателем SPA Tipo 432, при этом итальянцы всерьёз подумывали об альтернативе в виде немецкого Maybach HL 120. Экипаж сократился до четырёх человек: число пулемётчиков в корпусе уменьшилось до одного. При этом количество пулемётов в корпусе не изменилось, их объединили в спаренную установку по типу Caro Armato M 13-40. Да и сам танк всё больше напоминал Carro Armato M 13-40. На полноразмерном макете была установлена и спаренная 20-мм автоматическая пушка Breda 35, но в спецификации от мая 1941 года её убрали.
Рассмотрев полноразмерные макеты, C.S.M. выбрала второй вариант. Летом 1941 года танк сменил обозначение на Carro Armato P 40. В это же время, наконец, приняли решение о постройке опытного образца. Кроме того, летом 1941 года наметилась тенденция к росту огневой мощи итальянского тяжёлого танка. Дело в том, что для борьбы с танками вроде Matilda даже 75-мм гаубицы было недостаточно. По этой причине в спецификации появилась новая пушка, с длиной ствола 32 калибра. Теоретически на ближних дистанциях она уже могла бороться с толстобронными английскими танками. Также в спецификации боевую массу Carro Armato P 40 увеличили до 24 тонн. Конечно, к тому времени даже такая масса выглядела странно для машины тяжёлого класса, но у итальянских военных было своё представление о тяжёлых танках. Они, кстати, были не одиноки: шведский Strv m/42, который по национальной классификации также относился к тяжёлым танкам, оказался ещё легче.
Опытный образец Carro Armato P 40 вышел на испытания в начале декабря 1941 года. Если считать его не тяжёлым, а средним танком, выглядел он весьма неплохо. Брони вполне хватало для защиты от малокалиберной противотанковой артиллерии, а 75-мм гаубица справлялась с большей частью английских танков и лёгкими укреплениями.
12 декабря 1941 года машина получила 32-калиберную пушку, благодаря чему её огневая мощь существенно выросла. Орудие по ТТХ было близким к системам вроде советской Ф-32 и американской M2, даже чуть превосходя их по пробитию. Правда, к тому моменту итальянцы стали относиться к своему тяжёлому танку с сомнениями. Причиной тому стали донесения с советско-германского фронта.
Советский след в итальянском танкостроении
О влиянии итальянской оборонной промышленности на советское танкостроение изредка, но всё же вспоминают. Кроме относительно известных случаев вроде проекта тяжёлого танка Ansaldo и закупки Советским Союзом трёх FIAT 3000, след в отечественном танкостроении оставило и 100-мм итальянское корабельное орудие Ansaldo. На его основе была создана сначала 100-мм морская пушка Б-24, а затем более совершенная Б-34. В свою очередь, на её базе сделали 100-мм полевую пушку БС-3 и системы семейства Д-10. Самоходная Д-10С ставилась в САУ СУ-100, а танковой Д-10Т вооружались танки семейства Т-54/Т-55. Эти орудия вместе с танками до сих пор воюют в различных конфликтах.
А вот с Carro Armato P 40 случилась обратная ситуация. На этот раз советская техника радикально повлияла на итальянское танкостроение.
Среди прочих трофеев на советско-германском фронте немцы захватили и средние танки Т-34. Танк с орудием Л-11 выпуска 1940 года имелся и на полигоне в Куммерсдорфе. Итальянцы смогли выпросить у своих союзников эту машину «на прокат»: в 1942 году её испытывали на полигоне возле Неттуно. Но ещё до этого итальянцы начали работу над серьёзной переделкой Carro Armato P 40.
Само шасси существенно перерабатывать не стали, поскольку это грозило дальнейшим затягиванием разработки. А вот корпус изменился довольно существенно. Лобовая часть и подбашенная коробка получили рациональные углы наклона брони, толщина которой не изменилась. Правда, выполнить верхний лобовой лист монолитным не получилось: трансмиссия у P 40 находилась в носовой части, и для её обслуживания были нужны люки в крыше. Получилась ступенчатая лобовая часть, позже похожую для Jagdpanzer IV сделали немцы. От спарки курсовых пулемётов отказались, поскольку они ослабляли лобовую броню. Это не помешало сделать довольно большой смотровой лючок для механика-водителя. Довольно сильно переделали и башню: она стала более низкой, сзади появился ящик ЗИП, количество люков выросло до двух. Ещё одним нововведением стало орудие: Carro Armato P 40 получил новую 75-мм пушку с длиной ствола 34 калибра.
На испытания второй опытный образец Carro Armato P 40, масса которого увеличилась до 25 тонн, вышел в июле 1942 года. Благодаря 24-литровому мотору SPA Tipo 342 его максимальная скорость составила вполне приличные 40 км/ч. Существенным недостатком была сборка корпуса и башни на рейках и заклёпках, но и тут есть нюанс. Английские танки, главные противники итальянских боевых машин, собирались на тех же рейках, заклёпках и болтах, причём аж до 1944 года включительно!
В целом итальянская машина получилась вполне адекватной, хоть и задержавшейся на год. По совокупности характеристик она как минимум не уступала Crusader III, английский танк лишь немного превосходил её по подвижности и вооружению. Правда, встретиться на полях сражений им уже не довелось. После завершения африканской кампании большинство английских танков вывели из первой линии, а англичане пересели на американский Medium Tank M4 (английское обозначение — Sherman). Впрочем, и в сравнении с американскими танками Carro Armato P 40 выглядел вполне конкурентоспособным, конечно, если считать его средним, а не тяжёлым.
На вооружение королевской итальянской армии танк приняли 25 ноября 1942 года. Часто его называют Carro Armato P 26-40, но использовалось ли итальянцами в реальности это обозначение — большой вопрос. Практически везде в документах используется индекс P 40, хотя, возможно, в каких-то материалах за 1942 год и могло проскочить другое обозначение.
26-тонной стала уже серийная версия машины. В ходе подготовки к серийному производству конструкцию машины вновь переделали. Существенно изменились кормовая часть корпуса и надмоторная плита, вместо двух маленьких люков на башне появился один большой. Благодаря довольно сложной кинематике проблем с открытием люка не было: он откидывался назад, и для этого не требовалось чрезмерных усилий, как на Т-34. На корме появились ящики ЗИП и крепление для запасного опорного катка. Как и в Т-34, в башне итальянской машины находились два члена экипажа. Это было минусом: командир танка отвлекался от своих прямых обязанностей.
Первый заказ на тяжёлые танки составил 125 машин. Правда, завод Ansaldo был перегружен производством средних танков Carro Armato M 43 и САУ на их базе. Ещё большей проблемой стал выпуск двигателей. В результате выпуск P 40 шёл очень медленно. На 1 августа 1943 года было выпущено всего три танка, а к моменту, когда немцы конфисковали матчасть у итальянской армии, количество сданных P 40 увеличилось до пяти. На этом история производства тяжёлого итальянского танка могла закончиться, но у немцев были другие планы. Они изучили Р 40 и пришли к выводу, что это вполне адекватная боевая машина, примерно соответствующая Pz.Kpfw.IV Ausf.G ранних выпусков (с лобовой бронёй 50 мм). В немецкой армии машина получила обозначение Pz.Kpfw.P40 (i).
9 ноября 1943 года был утверждён план выпуска Pz.Kpfw.P40 (i). С этого месяца планировалось выпускать машины в двух вариантах: с мотором и без него. Лишённые моторов машины предназначались для установки на фортификационных линиях. Связано это было с тем, что у производителей имелся задел по корпусам, но отсутствовал задел по моторам. Танков каждого варианта предполагалось выпустить по 75 штук. Фактически же танков без двигателей за 1944 год изготовили 38 штук, а полноценных Pz.Kpfw.P40 (i) — 61 штуку. Всего же было выпущено, по разным данным, от 104 до 105 танков этого типа. Цифры разнятся из-за машин, выпущенных до 9 сентября 1943 года.
Основным местом службы Pz.Kpfw.P40 (i) стали танковые полицейские роты СС. Всего в подчинении HSSPF Italien оказалось 42 таких танка, два из которых немцы сразу списали. Оставшиеся машины применялись в составе 10-й и 15-й полицейских танковых рот, действовавших в Италии. По состоянию на 9 апреля 1945 года в 10-й роте всё ещё имелось 15, а в 15-й роте — 13 Pz.Kpfw.P40 (i).
Остальные машины разошлись незначительными партиями по другим частям. Один танк, направленный на полигон в Куммерсдорфе, использовался для комплектации импровизированного бронепоезда. Кроме этой машины все оставшиеся Pz.Kpfw.P40 (i) воевали исключительно на итальянской территории.
Кроме упомянутых выше танков без двигателей, имевших штатное вооружение, имелся и другой вариант использования Pz.Kpfw.P40 (i) на оборонительных линиях. Назывался он F.Pz.DT 4814: это была башня танка, причём построенная с нуля. Вместо штатного орудия их планировалось вооружать 75-мм немецкими пушками Kw.K. L/24. Всего Ansaldo заказали 100 башен для использования на F.Pz.DT 4814. В реальности же удалось построить одну такую башню, которую испытали на полигоне, где она и осталась.
Послевоенная карьера итальянских тяжёлых танков не задалась. В связи с этим до наших дней дожили всего две машины, обе находятся в музеях при военных частях, что усложняет доступ к ним обычных посетителей. Несмотря на то, что в итальянской армии Carro Armato P 40 так и не повоевал, плохой эту машину назвать сложно. В отличие от итальянских средних танков, которые безнадёжно устарели ещё в 1942 году, Carro Armato P 40 получился вполне адекватным для своего времени. Кроме того, конструкция машины имела резервы для дальнейшего усовершенствования.
Перспектива по-итальянски
Carro Armato P 40 стал самым тяжёлым серийным итальянским танком военного периода, но не самым тяжёлым из проектировавшихся. О тех машинах, что разрабатывались итальянскими конструкторами, но так и не вышли из стадии макетов, стоит поговорить отдельно. Несмотря на то, что они не были построены в металле, по ним хорошо видно, в каком направлении двигалось итальянское танкостроение.
Принимая Carro Armato P 40 на вооружение, итальянские военные понимали, что машина постепенно устаревает. Ещё в конце 1942 года началась работа по проектированию улучшенной версии танка, получившей обозначение Carro Armato P 43. В значительной степени эту машину можно считать работой над ошибками. Оставаясь примерно в габаритах P 40, Р 43 выглядела гораздо более современно. Её башня стала трёхместной, и командир здесь мог заниматься исключительно своими обязанностями. Это стало возможным за счёт увеличения размеров башни. Как и в башнях Pz.Kpw.III и Pz.Kpfw.IV командира здесь разместили позади орудия, снабдив командирской башенкой. Наводчик и заряжающий получили отдельные люки в крыше башни.
Вооружение осталось прежним: 75-мм пушка с длиной ствола 34 калибра. Правда, рассматривался и альтернативный вариант в виде 105-мм гаубицы с длиной ствола 25 калибров. Это орудие имело не только более мощный осколочно-фугасный, но и кумулятивный снаряд, пробивавший 100-мм броню. Более внушительной оказалась и защита: лобовую часть усилили до 80 мм, а борта до 50 мм.
Боевая масса выросла не сильно — до 30 тонн. Тем не менее это грозило снижением подвижности. Для решения этой проблемы на базе дизельного двигателя SPA Tipo 342 разработали бензиновый вариант — Tipo 242. Он развивал мощность 430 лошадиных сил, и с ним подвижность танка должна была даже вырасти. Ожидалось, что максимальная скорость P 43 составит 40–42 км/ч, хотя с удельной мощностью 14,3 л.с. на тонну можно было ожидать и более высоких показателей. Ограничивать её, впрочем, могла ходовая часть. Да, её усиливали, но подвеска по типу Vickers Mk.E имела свои пределы.
Работы по Carro Armato P 43 дошли до стадии изготовления макета. Одновременно в Италии прорабатывался вопрос о лицензионном производстве Pz.Kpfw.Panther Ausf.D. Правда, эта машина в оригинальном виде была слишком сложной для итальянской промышленности. Кроме того, итальянцам хотелось максимально адаптировать её к своей производственной базе. Возможно, что именно для оснащения немецкого танка итальянской силовой установкой разрабатывался 700-сильный дизельный двигатель SPA Tipo 344.
Результатом дальнейшего развития проекта Carro Armato P 43 стал вариант, получивший обозначение Carro Armato P 43 bis. Проектная документация по нему датирована апрелем 1943 года. Несмотря на схожий индекс, это был во многом другой танк, гораздо более совершенный. При том же уровне защиты он имел более прогрессивные по конструкции корпус и башню. От ступенчатой носовой детали отказались, теперь лоб танка защищала единая деталь под большим углом наклона. Её несколько ослаблял смотровой лючок, но в целом по уровню защиты P 43 ter оказался близким к «Пантере». И это при боевой массе всего в 34 тонны!
Конструкция башни была разработана практически с нуля, ведь в неё предполагалось ставить гораздо более тяжёлое орудие — 90-мм пушку с длиной ствола 44 калибра. Его создали на базе 90-мм зенитной пушки. По ТТХ орудие было близко к пушке Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E, что делало Carro Armato P 43 bis очень опасным противником. Башня получилась довольно широкой и низкой. Благодаря этому общая высота танка должна была составить всего 2367 мм, что меньше, чем высота P 40.
Как и в случае с P 43, разработка P 43 bis продвинулась до стадии изготовления макета в масштабе 1:10. Имелись наработки и по дальнейшему развитию машины. Речь идёт об усилении вооружения (90-мм пушка с длиной ствола 53 калибра) и брони, а также переделке подвески. Поскольку возможности ходовой части с подвеской по типу Vickers Mk.E были исчерпаны, даже её усиление и более широкие гусеничные ленты уже не особо помогали. В связи с этим появилась идея использовать торсионную подвеску по типу Carro Celero Sahariano. Впрочем, достоверность этой информации под вопросом.
В любом случае, проект P 43 bis показывает, что итальянское танкостроение не было столь уж безнадёжным. На бумаге у конструкторов получался вполне адекватный танк. Главной его проблемой было то, что к моменту запуска программы P 43 участие Италии в войне на стороне Германии уже подходило к концу.
Автор выражает признательность Джорджо Верга (Giorgio Verga), Италия, за помощь в подготовке данного материала.
Источники и литература:
- Gli autoveicoli da combattimento dell'Esercito Italiano P.2 (1940-45), Nicola Pignato, Filippo Cappellano, SME, 2002, ISBN 88-87940-29-0
- P.40 il mito del più potente carro armato italiano della seconda guerra mondiale, Nicola Pignato, Storia Militare, 2009, ISBN 88-87372-76-2
- Фотоархив автора
Комментарии к данной статье отключены.