Период между двумя мировыми войнами можно смело назвать гонкой вооружений. За это время эволюционировали практически все виды вооружений во всех родах войск развитых стран мира. Прогресс не обошел стороной и бомбовое вооружение авиации.
Во время Первой мировой войны самолеты не могли наносить большой урон наземным войскам противника – бомбовая нагрузка легких аэропланов была маленькой, бомбы сбрасывались вручную, а точность бомбометания была низкой из-за несовершенства прицельных устройств. Но к концу 1930-х годов стремительное развитие авиационной техники кардинально изменило картину. Бомбовая нагрузка бомбардировщиков выросла на порядки по сравнению с грузоподъемностью их недавних предшественников. Перед разработчиками авиационных боеприпасов ставилась задача увеличить площадь, поражаемую при бомбардировках, с целью нанесения максимального урона вражеской пехоте, находящейся на ней, а также повреждения техники противника и уничтожения строений.
К решению этих вопросов конструкторы в нацистской Германии и в СССР пришли почти одновременно. Советским прообразом кассетных авиационных боеприпасов стала ротативно-рассеивающая бомба (РРАБ). Сделанная из сварных листов гофрированного железа толщиной 1 мм, она, по сути, являлась контейнером, разделенным на отсеки фанерными перегородками толщиной 10 мм. Отсеки закрывались четырьмя створками, раскрывавшимися при сбрасывании бомбы. Створки были армированы стальными штырями диаметром 5 мм, запрессованными по их краям, и таким образом образовывали корпус бомбы. В снаряженном виде створки стягивались разрывными кольцами – ремнями, прижимающими створки к корпусу. Если помещаемые в бомбу малые боеприпасы были значительного калибра, то количество колец увеличивали. Перед помещением в отсеки РРАБ «начинки» – малых бомб их головные взрыватели ставились в боевое положение. Первоначально в РРАБ помещались боеприпасы одного типа и одного калибра, однако из-за того, что такие боеприпасы не были унифицированы по длине, внутри РРАБ часто образовывались пустоты. Поэтому укладку производили таким образом, чтобы пустоты находились в хвостовой части РРАБ и заполняли их древесиной ящиков, в которых боеприпасы поступали на аэродромы.
Начиная с 1940 года РРАБ снаряжали различными видами боеприпасов, следя только за тем, чтобы в каждом отсеке они были одного типа и калибра.
Принцип работы РРАБ был прост. При сбросе бомбы сложенные крылья хвостового оперения освобождались от предохранителя (шпильки), раскрывались под действием аэродинамического сопротивления воздуха и фиксировались специальным замком. Крылья раскручивали бомбу в полете, отчего лопались разрывные кольца, стягивающие створки бомбы. Под действием центробежной силы помещенные в отсеках малые бомбы рассеивались в воздухе, поражая живую силу и технику противника на значительной площади.
В СССР производились ротативно-рассеивающие бомбы трех типов:
-
РРАБ-1 – 4 отсека, бомбовая нагрузка 1000 кг;
-
РРАБ-2 – 3 отсека, бомбовая нагрузка 500 кг;
-
РРАБ-3 – 3 отсека, бомбовая нагрузка 250 кг.
РРАБ-1 были сняты с производства в начале 1940 года.
Высота бомбометания |
ТИП РРАБ |
||||
---|---|---|---|---|---|
|
РРАБ-1 |
РРАБ-2 |
РРАБ-3 |
||
3000 м |
230–950 м2 |
280–1300 м2 |
220–850 м2 |
||
5000 м |
до 1200 м2 |
до 1700 м2 |
до 1100 м2 |
Основной проблемой ротативно-рассеивающих бомб была ненадежность системы их освобождения от подвески самолета. Определенную проблему также создавали стальные тросики, ленты и подвеска, болтавшиеся под фюзеляжем самолета после сбрасывания бомбы. В 1940 году подвесная система была модернизирована и стала отделяться от самолета после использования.
Впервые ВВС СССР применили РРАБ во время Зимней войны с Финляндией 1939–1940 годов. Остроумные финские журналисты окрестили эти бомбы «хлебницами Молотова». По одной версии это было ответом на заявление Наркома иностранных дел СССР Молотова о том, что СССР не ведет бомбардировку финских городов, а сбрасывает с самолетов мешки с хлебом для голодающих финских рабочих. По другой версии такое название было производным от «коктейля Молотова» – так те же финские журналисты собирательно называли все типы зажигательных смесей. Дело в том, что РРАБ могли снаряжаться, в том числе, и авиационными бомбами малого калибра (до 10 кг), начиненными зажигательной смесью.
В армии РРАБ были малоизвестны. После окончания Финской кампании 1939–40 годов в РККА столкнулись с тем, что наземные службы завышали потери советской авиации, так как разбитые корпуса использованных РРАБ при подсчете иногда принимали за обломки фюзеляжей разбившихся самолетов советских ВВС.
Также отмечались случаи, когда саперы РККА принимали лежащие на земле хвостовые детали использованных РРАБ за хвостовое оперение ушедших в грунт и не взорвавшихся авиабомб и подрывали такие «бомбы» с целью их обезвреживания.
Ротативно-рассеивающими бомбами вооружали бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3. По мере замены парка машин дальней бомбардировочной авиации новыми, более совершенными моделями самолетов РРАБ начали использовать при снаряжении дальних бомбардировщиков ДБ-3 и ИЛ-4. РРАБ-3 также могли использоваться фронтовыми бомбардировщиками АНТ-40 (СБ).
В годы Великой Отечественной войны РРАБ активно применялись для борьбы с живой силой и техникой вермахта. Вот пример упоминания о РРАБ в мемуарах дважды Героя Советского Союза, генерал-майора авиации В.И. Ракова: «Особенно сложно было готовить мелкие осколочные бомбы для специальной кассеты РРАБ, которая после сбрасывания ее с самолета раскручивалась, затем раскрывалась, и наполнявшие ее мелкие бомбы разлетались, захватывая довольно большую площадь. Название кассеты РРАБ происходило от начальных букв: ротативно-рассеивающая авиационная бомба. Снаряжение РРАБ требовало большого времени. Каждую мелкую бомбу приходилось готовить и укладывать в кассету, как апельсины или лимоны в ящик, а их помещалась не одна сотня. В случае отмены вылета кассету надо было столько же времени разряжать. Острые на язык наши ребята расшифровали РРАБ по-своему – работай, работай, а без толку… Хотя вообще-то она действовала довольно эффективно».
Следует отметить, что самолеты 12-го гвардейского пикировочно-бомбардировочного авиационного полка, которым во время ВОВ командовал В.И. Раков, наносили бомбовые удары и по территории Финляндии. Таким образом, финским войскам, скорее всего, вновь пришлось столкнуться с «хлебницами Молотова».
Комментарии к данной статье отключены.