10 мая 1946 года на американском полигоне Уайт-Сэндз в штате Нью-Мексико состоялся первый успешный пуск немецкой баллистической ракеты А-4. Она доставила на космическую высоту блок научно-измерительных приборов, тем самым открыв новый этап развития ракетной техники в США. Мир входил в эпоху очередного глобального противостояния, и достижения гитлеровских инженеров должны были стать основой для создания оружия будущего.
Ракета Гитлера
В 20-е годы немецкое ракетостроение развивалось, как и в других странах, силами энтузиастов идеи межпланетных полётов. Ситуация изменилась в 1930 году после того как вопросом занялись офицеры Управления вооружений сухопутных войск рейхсвера (Heereswaffenamt). Соответствующий отдел возглавил полковник-артиллерист Карл Беккер, который быстро пришёл к выводу, что необходимо кардинально изменить подход к ракетному делу. В своём отчёте 17 декабря 1930 года он писал:
«Существует большое количество безответственных материалов о космическом полёте, но мы должны подойти к вопросу реактивного движения без предубеждения. Наша задача состоит в том, чтобы установить, насколько ракеты способны увеличить возможности нашей артиллерии».
Помощь в поиске решения проблемы Беккеру оказал его ассистент капитан Вальтер Дорнбергер, который был лично знаком с энтузиастами космонавтики. Он же выделил среди них молодого амбициозного инженера Вернера фон Брауна, предложив ему стать «гражданским служащим» рейхсвера и заняться проектом баллистической ракеты на жидком топливе А-1 (от Aggregat).
На первом же этапе работ исходный вариант двигателя ракеты претерпел изменения в сторону увеличения тяги, что привело к пересмотру всей конструкции – в результате появился проект А-2. Осенью 1934 года были изготовлены два экземпляра новой ракеты, названные в шутку «Макс» (Max) и «Мориц» (Moritz) по именам мальчиков-персонажей популярного немецкого поэта-юмориста Вильгельма Буша. Они были перевезены на остров Боркум в Северном море, после чего запущены 19 и 20 декабря на высоту около 2 км.
Успех вдохновил команду фон Брауна, и ракетчики приступили к проекту А-3. Для испытаний ракеты большей дальности действия требовался специальный полигон, который предложили развернуть на балтийском острове Узедом, расположенном неподалёку от рыбацкого посёлка Пенемюнде.
В апреле 1936 года, после совещания в верхах, было решено, что строительством займутся армия и люфтваффе. Дорнбергера назначили командиром полигона, фон Брауна – техническим директором Армейского исследовательского центра.
В мае 1937 года, когда на острове Узедом были оснащены первые мастерские, туда переехала команда из девяноста ракетчиков. Испытательные пуски четырёх ракет А-3 состоялись ранней зимой 1937 года. Хотя двигатели отработали по программе, система управления не оправдала возлагавшихся на неё надежд, погубив изделия. Тогда конструкторы решили отказаться от А-3 в пользу более мощной А-4, которую впоследствии назовут «ракетой Гитлера».
Самой важной – и поистине революционной! – новинкой в А-4 стало наличие турбонасосного агрегата (ТНА). В малых ракетах подача жидких топлив в двигатели осуществлялась вытеснением за счёт давления сжатого инертного газа, но в большой ракете такая система неприменима, поскольку начинает играть роль масштабный фактор. С другой стороны, в то время построить лёгкий компактный насос на десятки атмосфер, который ещё и перекачивал бы 190 л топлива в секунду, казалось невозможным делом. Когда фон Браун излагал технические требования персоналу завода, выпускающего насосы, то ожидал возражений и споров. Но выяснилось, что один из существующих центробежных пожарных насосов вполне справится с поставленной задачей.
В законченном виде А-4 имела такие габариты: общая длина – 14,3 м, наибольший диаметр – 1,65 м, размах стабилизаторов – 3,55 м, стартовая масса – 12,7 т, масса полезного груза – 1 т. Горючее – этиловый спирт, окислитель – жидкий кислород. Расчётная дальность полёта – 280-320 км.
В начале лета 1942 года партию А-4 подготовили к испытаниям. Первый пуск состоялся 13 июня в присутствии министра вооружений Альберта Шпеера и фельдмаршала Эрхарда Мильха, занимавшего пост генерального инспектора люфтваффе. Хотя взлёт огромной ракеты производил большое впечатление, сами испытания закончились плачевно: ракета упала в километре от старта.
Только третий пуск, проведённый в 3 октября, был признан удачным: А-4 пролетела 190 км, достигнув высоты 48 км. Выступая на банкете, устроенном в честь долгожданного успеха, Вальтер Дорнбергер произнёс прочувствованную речь:
«Наша ракета, которую стабильно вела автоматика, достигла высоты, где никогда не бывала конструкция, созданная человеком. <…> Следующие достижения могут иметь решающее значение в истории техники: с помощью нашей ракеты мы прорвались в космос и в первый раз – отметьте это особо – использовали космическое пространство как мостик между двумя точками на Земле; мы доказали, что реактивная тяга может использоваться в практике космических полётов. К земле, воде и воздуху ныне может быть добавлено бесконечное космическое пространство как место будущих межконтинентальных перелётов, так что оно обретает большое политическое значение. Этот третий день октября 1942 года – первый в новой эре сообщений, первый день эры космических путешествий… Но пока длится война, нашей самой важной задачей остаётся быстрейшее совершенствование ракеты как оружия».
Дорнбергер сильно преувеличивал – границей космоса считается высота в 100 км, и чтобы преодолеть эту условную черту, ракетчикам Пенемюнде предстояло ещё очень многое сделать.
Сам Гитлер довольно прохладно относился к ракетам, но стратегическое поражение вермахта на Восточном фронте заставило его оставить скептицизм. Возобладала концепция «оружия возмездия» (Vergeltungswaffe), которое изменило бы ход военных действий. Начиная с весны 1943 года, нацистская пропаганда неумолчно трубила о нём. Первым таким оружием должны были стать самолёты-снаряды «Фау-1» (V-1), вторым – баллистические ракеты «Фау-2» (V-2), как с определённого момента начали называть А-4. Их собирались применить для массированного обстрела Лондона, чтобы заставить Великобританию выйти из войны.
Впрочем, английская разведка тоже не дремала: 17 августа 1943 года сотни бомбардировщиков вывалили смертоносный груз на Пенемюнде. Ракетный центр был разрушен, погибло свыше семисот человек. Разгром неизбежно повлиял на программу: её взял под личный контроль рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, который рассредоточил производство и испытания А-4.
Новый полигон Хайделагер (Heidelager) был построен в Близне, в 150 км к северо-востоку от Кракова. Конвейер сборки ракет перенесли в подземный завод Миттельверк (Mittelwerk), находившийся в горе Конштайн вблизи города Нордхаузен.
Если верить воспоминаниям Дорнбергера, то именно на полигоне Хайделагер летом 1944 года были осуществлены вертикальные пуски А-4, призванные установить «потолок» этих ракет. 14 июня одна из них поднялась до высоты 140 км, впервые в истории преодолев условную границу космоса. Похожие эксперименты проводились в Пенемюнде; причём удалось достигнуть высоты 188 км, что по тем временам стало абсолютным рекордом.
Команда фон Брауна связывала вертикальные пуски с планами изучения околоземного пространства. В Пенемюнде работал физик Эрих Регенер, который построил научный блок для регистрации параметров окружающей среды на границе с космосом, названный «Тонна Регенера» (Regener-Tonne). Ракетчики собирались в узком кругу, чтобы обсудить перспективы, включая возможность запуска искусственных спутников Земли. Разумеется, Гиммлер не терпел подобной «вольницы»: фон Браун и двое его сотрудников были арестованы по обвинению в саботаже, и Дорнбергеру пришлось приложить большие усилия для их освобождения. С тех пор всякие разговоры о космических полётах среди немецких учёных прекратились.
Первая А-4 упала на Лондон 8 сентября 1944 года, убив 3 и тяжело ранив 10 человек. В дальнейшем обстрелы продолжились с нарастающей интенсивностью. За весь период применения А-4 было выпущено 1269 ракет по Великобритании, и 1739 – по целям на континенте. Впрочем, эффективность атак оказалась крайне низкой. Заключённые концлагеря Дора-Миттельбау, работавшие на заводе Миттельверк, сознательно портили оборудование, выдавая брак. Многие ракеты просто не доезжали до стартовых расчётов, а те, которые доехали, не долетали до цели. А-4 оставалась «сырым» изделием, а её серийное производство наносило ущерб обескровленной экономике Германии.
Пуски в Белых Песках
В конце января 1945 года под угрозой стремительного наступления советских войск руководство Пенемюнде получило приказ эвакуироваться в Нордхаузен. В первых числах февраля автопоезд, насчитывавший до трёх тысяч автомашин и прицепов, под охраной эсэсовцев двинулся через Померанию к горам Гарца.
5 мая 1945 года остров Узедом вместе с Пенемюнде были заняты войсками 2-го Белорусского фронта под командованием маршала Константина Рокоссовского. Сам ракетный центр взяли штурмом подразделения майора Анатолия Вавилова, на которого была возложена ответственность за сохранность оставшегося оборудования.
Немецкие ракетчики эвакуировались в Баварию, где провели несколько тревожных недель. Наконец, когда стало ясно, что соседние районы заняты американцами, Магнус фон Браун, младший брат Вернера, был послан отыскать кого-либо из них. Он был остановлен солдатом 44-й пехотной дивизии и выкрикнул на ломаном английском: «Мой брат изобрёл “Фау-2”! Мы хотим сдаться!»
После пленения Вернер фон Браун заявил военному журналисту:
«Мы знаем, что создали новое средство ведения войны, и теперь моральный выбор, какой нации, какому победившему народу мы хотим доверить наше детище, стоит перед нами острее, чем когда-либо прежде. Мы хотим, чтобы мир не оказался вовлечённым в конфликт, подобный тому, через который только что прошла Германия. Мы полагаем, что, только передав такое оружие тем людям, которых наставляет на путь Библия, мы можем быть уверены, что мир защищён наилучшим образом».
Американцы прекрасно знали о существовании «оружия возмездия» и, конечно, были заинтересованы в том, чтобы заполучить в своё распоряжение как можно больше образцов «Фау-1» и «Фау-2». В конце мая они вывезли из Нордхаузена в США десятки ракет разной степени готовности, а также оборудование для их изготовления и испытаний – богатые трофеи поместились в трёхстах железнодорожных вагонах.
Фон Браун и другие специалисты были завербованы в рамках программы «Overcast», позднее получившей известность под названием «Paperclip» («Скрепка»). 20 сентября 1945 года ведущие немецкие ракетчики были доставлены в США специальным авиарейсом. В октябре группу отправили на военную базу в Форт-Блисс, расположенную поблизости от Эль-Пасо в Техасе. Туда же вскоре привезли ещё 120 человек из числа сотрудников Пенемюнде.
Перед командой фон Брауна поставили задачу подготовить А-4, вывезенные с завода Миттельверк, для пусков с полигона Уайт-Сэндз (Белые Пески) в рамках армейской программы «Hermes» («Гермес»). Сборкой изделий занималась компания «General Electric». Некоторые узлы пришлось заменить, поскольку коррозия начала разъедать металл ещё в процессе транспортировки. Кроме того, часть элементов требовалось «подогнать» под американские стандарты.
План испытаний предусматривал систематические пуски ракет А-4 в среднем дважды в месяц. Специально для них завод морских орудий изготовил новые боеголовки, в которых можно было монтировать исследовательскую аппаратуру. Каждая ракета собиралась из деталей, прошедших тестирование непосредственно накануне пуска, поскольку немцы предупредили американских коллег, что надёжность А-4 резко уменьшается, если их долго хранить на складе: на полигоне стало правилом не запускать ракету, собранную более чем за 72 часа до старта.
Первые огневые испытания ракеты А-4 на полигоне Уайт-Сэндз состоялись 15 марта 1946 года. Ракета грохотала на стенде в течение минуты – всё закончилось благополучно. Пуск назначили на 16 апреля. Хотя все элементы тестировались непосредственно перед сборкой, они всё-таки не были новыми, поэтому организаторы предприняли дополнительные меры предосторожности. Инженеры сконструировали специальное устройство аварийной отсечки топлива, которое по радиокоманде с наземной станции управления прекращало доступ топлива в двигатель. Оно пригодилось при первом же пуске. Через 19 секунд после старта ракета внезапно развернулась на 90° и устремилась на восток. Расследование показало, что причиной аварии стал раскрошившийся графитовый газовый руль. Чтобы предотвратить повторение инцидента, все газовые рули впоследствии просвечивались рентгеном, а затем покрывались картоном, который сгорал после запуска двигателя.
10 мая 1946 года для представителей прессы и всех, кому повезло оказаться в тот день на полигоне, был проведён показательный пуск ракеты А-4 №3. Демонстрация прошла успешно – ракета поднялась до высоты 112,9 км, что было зафиксировано средствами контроля.
Далее состоялись пуски ракет №№4, 5 и 6. На последнем из них, произведённом 28 июня, присутствовал популярный американский фантаст Роберт Хайнлайн. Он был столь впечатлён немецкими ракетными достижениями, что посвятил своё творчество активной популяризации идеи космической экспансии.
Ракета №7, стартовавшая 9 июля, отклонилась от заданной траектории, однако её ненормальное поведение было замечено лишь операторами, обслуживавшими следящее устройство. Ракета №8, выпущенная через десять дней, повела себя явно ненормально и взорвалась через 27 секунд после старта на высоте 5,5 км. Причиной взрыва оказалась авария турбонасосного агрегата.
Ракета №9, выпущенная 30 июля, работала безотказно, достигнув высоты 161,5 км. При испытании ракеты №10 вновь пришлось прибегнуть к устройству аварийной отсечки топлива: вероятно, что-то случилось с бортовой системой управления, заставившей сервопривод одного из газовых рулей отклонить его в крайнее положение.
Странными сбоями были отмечены испытания ракет №№11 и 14. Первая развернулась на восток через 4 секунды после старта и пошла над землёй на высоте около 100 м. Вторая, выпущенная 7 ноября, взлетела нормально, но затем дважды «клюнула» носом. Прежде чем операторы успели хоть что-то сообразить, она развернулась на юг и с хорошей устойчивостью пошла в сторону Эль-Пасо. Чтобы избежать негативных последствий, была произведена отсечка топлива, и ракета упала в 8 км от старта.
Пуски ракет А-4 с перерывами продолжались на полигоне Уайт-Сэндз до сентября 1952 года (всего состоялось 65 стартов). При этом 22 августа 1951 года был достигнут рекорд высоты, установивший потолок «американского» варианта А-4 – 213 км.
Благодаря приборам, установленным на ракетах, учёным удалось получить обширный массив метеорологических данных. Помимо измерения температуры и давления воздуха, с ракет производилось фотографирование поверхности Земли и снятие солнечного спектра. Кроме того, была измерена интенсивность космических лучей, и взяты пробы воздуха до высоты 72 км.
Исследователи также предприняли четыре попытки (11 июня 1948 года, 14 июня, 16 сентября и 8 декабря 1949 года) запустить с помощью А-4 на границу космоса небольшие алюминиевые капсулы с макаками-резусами под стандартными кличками Альберт. К сожалению, все подопытные обезьяны погибли.
Путь в космос
Немецкие специалисты жили на территории военной базы Форт-Блисс. В их распоряжение был предоставлен научный городок и армейские казармы. Условия были поистине спартанскими, а любые просьбы хоть как-то улучшить условия жизни отвергались. При этом ракетчики находились под постоянным надзором и не могли выходить в город без сопровождающих. Такой режим объяснялся тем, что они попали в США без ведома Иммиграционной службы и с точки зрения закона были даже не военнопленными, а нелегальными «гастарбайтерами».
В 1949 году армейское командование решило перебазировать ракетчиков в Редстоунский арсенал в Хантсвилле, штат Алабама. Однако для этого нужно было оформить доступ немцев к государственной тайне, что требовало легализации их пребывания в США. Например, фон Брауна 2 ноября перевезли на такси через границу – в мексиканский Сьюдад-Хуарес. В местном консульстве ему оформили визу и отметили её при возвращении в Эль-Пасо. Сам же переезд в Хантсвилл начался в апреле 1950 года и завершился в ноябре.
Интенсивные пуски А-4 привели к тому, что их запас неуклонно сокращался. Требовались новые ракеты, причём улучшенной конструкции. В связи с этим возникли разногласия: военные желали получить баллистический снаряд большей дальности, учёные же хотели продолжать исследования верхних слоёв атмосферы. В конце концов, был принят к исполнению проект «Bumper» («Бампер»), целью которого стало изучение вопросов создания многоступенчатых ракет на жидком топливе.
В ходе реализации проекта была создана двухступенчатая ракета Bumper-WAC. Первой ступенью служила модифицированная А-4, второй – зондирующая ракета WAC-Corporal, сконструированная сотрудниками Лаборатории реактивного движения Калифорнийского технологического института.
Пуски Bumper-WAC начались на полигоне Уайт-Сэндз 13 мая 1948 года и продолжались до апреля следующего года, хоть и без особого успеха. Ракеты №№ 7 и 8 из серии были предназначены для проведения специального эксперимента, которым планировали торжественно открыть новый испытательный полигон. Дело в том, что Уайт-Сэндз стал тесен для ракетчиков: расстояние от стартовой площадки до разрешённого района падения ракет составляло меньше половины дальности А-4. Полигон с нужной протяжённостью полёта можно было найти только на берегу океана, поэтому в мае 1949 года были начаты переговоры с британским правительством о том, чтобы создать станции слежения на Багамских островах. Одновременно для строительства стартовых позиций был выбран мыс Канаверал на восточном побережье Флориды.
Первый старт Bumper-WAC №7 с мыса Канаверал был намечен на 19 июля 1950 года, но график подготовки пуска оказался сорван. 24 июля попытку повторили с ракетой №8. Сначала всё шло хорошо – ракета стартовала, но на высоте 16 км взорвалась. Тем не менее, WAC-Corporal успела отделиться от неё и упала в море в 320 км от места пуска. Старт ракеты №7 состоялся через пять дней и завершился полным успехом. Новый полигон, которому в будущем предстояло стать космодромом, начал свою работу.
В то же самое время группа инженеров, руководимая фон Брауном, работала над созданием многоступенчатых баллистических ракет для Редстоунского арсенала армии США. Ракета Redstone, называемая также Jupiter-A, была «дочкой» А-4 и во многом на неё походила. Однако при этом она имела бо́льшие габариты и более мощный двигатель, что обеспечивало дальность полёта до 400 км и грузоподъёмность до 5 т. Значительная полезная нагрузка делала Redstone почти идеальной первой ступенью для многоступенчатых ракетных систем – например, она могла бы нести связку твердотопливных ракет, придавая им начальную скорость.
Вечером 19 сентября 1956 года на полигоне мыса Канаверал стартовала ракета Redstone №27. В качестве второй ступени на ней использовалась связка из четырёх ракет на твёрдом топливе Sergeant-Baby; третьей ступенью служила одна ракета Sergeant-Baby. При этом последняя достигла высоты 1096 км.
Новая трёхступенчатая ракетная система получила название Jupiter-C. Её жизнь в технике была короткой, но счастливой. Система использовалась всего два года, но зато именно ей было суждено вывести на орбиту Земли первый американский спутник Explorer-1. Мечты немецких энтузиастов космических полётов стали реальностью, хотя для этого им пришлось стать пленниками другой страны.
Источники и литература:
- Дорнбергер В. Фау-2. Сверхоружие Третьего рейха. 1930-1945 / пер. с англ. И. Полоцка. – М.: Центрполиграф, 2004
- Ильин А. Der Vater der Raumfahrt. К 100-летию Вернера фон Брауна // Новости космонавтики. 2012. №5
- Ирвинг Д. Оружие возмездия. Баллистические ракеты Третьего рейха – британская и немецкая точка зрения / пер. с нем. Т.Любовской. – М.: Центрполиграф, 2005
- Пишкевич Д. Вернер фон Браун: человек, который продал Луну / пер. с англ. – Мн.: Попурри, 2011
- Bode V., Kaiser G. Building Hitler's Missiles: Traces of History in Peenemuende. Ch. Links Verlag, 2008
- Chun C. Thunder over the Horizon. From V-2 Rockets to Ballistic Missiles. Praeger Security International, 2006
- Spangenburg R., Moser D. Wernher von Braun: Rocket Visionary. Chelsea House, 2008
Комментарии к данной статье отключены.