«Бессмертные» персидских царей, преторианцы римских цезарей, варяжские и славянские наемники византийских императоров, драбанты шотландских королей, «черные валлоны» бургундских герцогов, шотландская гвардия французских Валуа, швейцарская гвардия французских Бурбонов… Личная гвардия являлась неотъемлемым атрибутом любого уважавшего себя самодержца. Едва вступив на престол, монарх начинал реформирование доставшейся от предшественников гвардии, но еще большие реформы ожидали гвардию в случае смены правящей династии. Не являлась исключением и династия русских царей Романовых. Традиционно создание гвардии вообще и гвардейской пехоты в частности приписывается Петру I, однако на самом деле этот процесс начался еще при его предшественниках. Вступив на престол, первый царь из династии Романовых Михаил Федорович провел основательную чистку личного состава доставшейся от предшественников гвардии (стремянного стрелецкого полка) и задумался о создании новой собственной гвардии. Процесс реформирования гвардейских полков длился все 300 с небольшим лет правления династии. Вот некоторые факты из истории гвардейской пехоты царей Романовых.
1. Первыми гвардейскими пехотными частями Романовых стали московские выборные солдатские гвардейские полки:
1-й Московский выборный солдатский полк был сформирован 25 июня 1642 года (в царствование Михаила Федоровича) и более известен как пехотный Лефорта полк (по имени Франца Лефорта, назначенного его командиром в 1692 году). 14 января 1785 года он был назван Московским гренадерским полком, а 8 сентября 1791 года – расформирован путем присоединения к Екатеринославскому гренадерскому полку.
2-й Московский выборный солдатский полк был также сформирован в 1642 году по указу того же Михаила Федоровича в составе 52 рот по 100 человек. Более известен как Бутырский полк (по месту дислокации – Бутырской слободе в Москве) и полк Гордона (по имени одного из командиров – Патрика Гордона). С 9 марта 1914 года – 13-й лейб-гренадерский Эриванский Царя Михаила Федоровича полк. Расформирован в начале 1918 года.
3-й Московский выборный солдатский полк был сформирован в 1692 году.
2. Изначально выборные солдатские полки задумывались как кадрированные части: в мирное время они состояли из «начальных» людей от десятника до полковника, а в военное – пополнялись рядовыми стрельцами и развертывались в несколько полков каждый. Позднее от принципа кадрированности отказались, но несколько необычное деление полков на полки сохранилось. Так, 1-й Московский выборный солдатский полк состоял из 5 полков, 2-й Московский выборный солдатский полк – из 6 полков, а 3-й Московский выборный солдатский полк – из 2 полков.
3. Все три московских выборных полка приняли участие в неудачном для российской армии Нарвском сражении 1700 года. По итогам этого сражения Преображенский и Семеновский гвардейские полки (в то время входившие в 3-й Московский выборный солдатский полк) получили статус лейб-гвардейских. В литературе бытует мнение о том, что Преображенский полк является старейшим полком гвардии. Это заявление довольно спорно в свете того, что с момента создания и до 1706 года Преображенский и Семеновский гвардейские полки являлись подразделениями одной воинской части и имели общего полкового командира (сначала им был генерал-майор А. М. Головин, а с 1700 года – генерал-майор И. И. Чамберс). Официальная история Российской Императорской армии устанавливала старшинство Преображенского и Семеновского полков с 1683 года. Причиной рождения версии о «первородстве» Преображенского полка выступили некоторые субъективные факты из истории Семеновского полка. Придворные историки осуждали этот полк за его «восстание» (16 октября 1820 года головная рота Семеновского полка, недовольная запретом нового полкового командира Шварца на занятие солдат ремеслами, подала просьбу сменить полкового командира. Полк был разоружен и в полном составе отправлен в Петропавловскую крепость), а советские – недолюбливали за его участии в подавлении Московского восстания в 1905 году.
4. Лейб-гвардейские полки задумывались Петром I как своеобразный кадровый резерв. Первоначально все гвардейцы имели преимущество в два чина перед военнослужащими армейских частей. Позднее это преимущество сохранялось только для офицеров, а затем, по мере роста численности гвардии, она была разделена на «старую» гвардию (с преимуществом в два чина) и «молодую» (с преимуществом в один чин). К началу же ХХ века за всеми гвардейскими офицерами осталось преимущество в один чин. В гвардейской иерархии начала ХХ века отсутствовало звание подполковника, поэтому гвардейский капитан производился сразу в полковники.
5. К началу ХХ века русская гвардейская пехота достигла максимального развития и включала в свой состав 12 пехотных и 4 стрелковых полка, а также одну отдельную роту. Двенадцать из шестнадцати полков гвардейской пехоты (Преображенский, Семеновский, Измайловский, Егерский, Московский, Финляндский, Литовский, Волынский, 1-й Стрелковый Его Величества, 2-й Стрелковый Царскосельский, 3-й Стрелковый Его Величества, 4-й Стрелковый Императорской Фамилии) были изначально сформированы как гвардейские, а четыре (Гренадерский, Павловский, Кексгольмский Императора Австрийского и Петроградский Короля Фридриха Вильгельма III) – переведены в гвардию за особые военные заслуги. Организационно к 1914 году гвардейские пехотные части были сведены в три гвардейские пехотные дивизии и гвардейскую стрелковую бригаду (1-я, 2-я дивизии и стрелковая бригада составляли гвардейский пехотный корпус, а 3-я дивизия входила в состав 22-го армейского корпуса). Гвардейская пехота приняла активное участие в Первой мировой войне и была задействована в Люблинской (1914 год), Варшавско-Ивангородской (1914 год), Ченстохово-Краковской (1914 год) операциях, позиционных боях под Ломжей (1915 год), боевых действиях в районе города Холм (1915 год), Виленской (1915 год), Ковельской (1916 год), Владимир-Волынской (1916 год) операциях, позиционных боях на реке Стоход (1916 год), Галицийской операции (1917 год). Гвардейские части использовались в качестве ударной пехоты, что вело к большим потерям в личном составе. Потери гвардейской пехоты только за первый год войны оцениваются в 30% офицеров и 80% нижних чинов.
6. В начале ХХ века комплектование гвардейской пехоты осуществлялось, как правило, новобранцами из великорусских губерний. Необходимым условием было наличие справки о благонадежности, которая выдавалась полицией по месту жительства новобранца. Распределение рекрутов по полкам велось в соответствии с их внешним видом. Так, в Преображенский полк набирали высоких блондинов, причем в 3-ю и 5-ю роты – с бородами; в Семеновский – высоких шатенов; в Измайловский и Гренадерский – брюнетов (в роту Его Величества – бородатых); в Московский – брюнетов (в 9-ю роту), самых высоких – в роту Его Величества; в Литовский – безбородых высоких блондинов; в Кексгольмский – безбородых высоких шатенов; в Санкт-Петербургский – брюнетов; в Егерский, Финляндский и Волынский – людей «легкого телосложения» любого цвета волос. 1-й Стрелковый полк комплектовался блондинами, 2-й – брюнетами, 4-й – «коротконосыми». Программа военной подготовки гвардейских частей не имела существенных отличий от армейской и включала в себя следующие дисциплины: стрелковая подготовка (курс обучения включал в себя начальное обучение, обучение наблюдению за полем и определению расстояний до цели, учебную стрельбу, стрелковую подготовку начальников и тактические занятия с боевой стрельбой); инженерная подготовка (курс включал самоокапывание, построение простейших инженерных сооружений и основы маскировки); штыковой бой. В гвардейских частях раньше, чем в армейских, была введена гимнастическая (физическая) подготовка. Система гимнастических упражнений включала в себя: вольные движения и упражнения с ружьями и палками; упражнения на снарядах; ходьба, бег и втягивание в марши; полевая гимнастика; групповые упражнения, игры (в 1908 году в перечень рекомендованных игр был включен футбол); метание копий и тяжестей.
7. В Российской Императорской армии, за исключением периода царствования Павла I, старались не изменять названия полков. В истории российской гвардейской пехоты лишь три полка меняли свое название. Лейб-гвардии Санкт-Петербургский полк 24 августа 1914 года был переименован в Лейб-гвардии Петроградский полк (в связи с переименованием Санкт-Петербурга в Петроград). 12 октября 1817 года Литовский Лейб-гвардии полк был переименован в Московский, а на основе его 3-го батальона в Варшаве сформировали новый Литовский Лейб-гвардии полк. В 1855 году Лейб-гвардии Егерский полк был переименован в Лейб-гвардии Гатчинский, но 17 августа 1870 года, в день полкового праздника, полку было возвращено его прежнее название. По легенде старое название полку было возвращено благодаря остроумию пожилого заслуженного генерала (некоторые любители истории приписывает остроту генерал-лейтенанту Ивану Гавриловичу Чекмареву, что кажется сомнительным, и, вероятнее всего, история все же имеет анекдотический характер), ответившего на приветствие императора: «Здравствуй, старый егерь» – «Я не старый егерь, а молодой гатчинец!»
8. По традиции гвардейские части дислоцировались в столичном Санкт-Петербурге, но 3-я Гвардейская дивизия (Литовский, Кексгольмский, Санкт-Петербургский и Волынский гвардейские полки), созданная на базе гвардейской бригады Польского корпуса, дислоцировалась в Варшаве.
9. В составе гвардейской пехоты существовала и своя штрафная часть. В начале 1826 года из нижних чинов и офицеров гвардии, принимавших участие в восстании декабристов (в бюрократической интерпретации того времени – «невольно впавших в проступок»), 14 декабря 1825 года был сформирован Лейб-гвардии Сводный полк. В состав полка вошли 2-й батальон Лейб-гвардии Гренадерского полка, три роты 2-го батальона Лейб-гвардии Московского полка, а также некоторое число людей из учебного Карабинерного полка. В конце зимы 1826 года полк был отправлен на Кавказ для участия в войне против персов, чтобы «смыть вину кровью». С начала 1827 года в Лейб-гвардии Сводный полк стали поступать бывшие солдаты Семеновского полка, отправленные на Кавказ за участие в «Семеновской истории» 1821 года (всего – 145 человек). В начале 1828 года в полк стали поступать также бывшие солдаты Лейб-гвардии Московского, Гренадерского полков и Гвардейского экипажа, исключенные из гвардии и отправленные на Кавказ за участие в событиях декабря 1825 года (всего – 581 человек). Из этих солдат была сформирована гренадерская рота батальона Лейб-гвардии Московского полка, а также усилены прочие роты Лейб-гвардии Сводного полка. В самом конце 1828 года полк вернулся в Санкт-Петербург, и его батальоны были присоединены к своим «родным» полкам.
10. Не меньше споров, чем «титул» старейшего гвардейского полка, вызывает и «титул» гвардейской части, которая была позднее всех расформирована. Спорность ситуации заключается в многочисленных восстановлениях гвардейских частей в различных местных армиях в ходе Гражданской войны. С учетом преемственности власти большинство историков отдают этот титул Роте Дворцовых Гренадер, которая была сформирована 2 октября 1827 года как структурное подразделение Министерства императорского двора, подчиняющееся непосредственно министру и начальнику Гвардейского корпуса. Офицеры этой роты имели гвардейские чины, фельдфебель приравнивался к армейскому подпоручику, а унтер-офицеры – к прапорщикам армии. Рядовые же гренадеры имели звание унтер-офицера. Рота пополнялась отличившимися нижними чинами – отставными или прослужившими определенное число лет на сверхсрочной службе и бывшими в походах против неприятеля. После Февральской революции рота была переименована в Георгиевскую гренадерскую роту, 4 сентября 1918 года она была зачислена в состав РККА в качестве караульной, а 4 февраля 1921 года – расформирована приказом Наркомвоенмора РСФСР.
Комментарии к данной статье отключены.