Подлодка «Flasher» не топила вражеские авианосцы или транспорты с танками, однако активно выпускала из японской экономики «кровь войны» — нефть. Эта субмарина отправила на дно семь танкеров общим тоннажем в 50 581 брт, что примерно соответствует ёмкости тысячи стандартных железнодорожных цистерн. За свою карьеру Flasher не получил боевых повреждений, а возможно и вовсе не был атакован вражескими противолодочными кораблями, став редким примером сочетания удачливости и высокой эффективности в морской войне.
Подлодки типа Gato (в переводе с английского — «кошачья акула») являются самыми многочисленными субмаринами военно-морского флота США времён Второй мировой: в войне приняли участие все 73 построенные лодки. К этому типу принадлежит и самая удачливая американская субмарина «Flasher» (SS-249), имеющая тоннаж потопленных судов 100 231 брт (по подсчётам Комитета по оценке армии и флота, JANAC).
Технические характеристики
Подводные лодки типа Gato имели конструкцию, состоявшую из двух корпусов. Внутренний корпус обладал высокой прочностью, а лёгкий внешний дополнялся надстройкой и палубой, имевшей позади и впереди мостика усиленную конструкцию с расчётом на установку пушек.
Водоизмещение, т |
|
---|---|
— надводное |
1526 |
— подводное |
2424 |
Длина, м |
95 |
Ширина, м |
8,3 |
Осадка, м |
4,65 |
Внутренний корпус лодки диаметром в 4,9 м и толщиной стенки в 14,3 мм в горизонтальной плоскости разделялся водонепроницаемыми переборками на восемь отсеков, каждый из которых делился на верхнюю и нижнюю секции. Девятым отсеком считалась боевая рубка, закреплённая поверх корпуса и сообщавшаяся с ним через входной люк.
Между корпусами располагались балластные цистерны, предназначенные для обеспечения погружения и всплытия подлодки и объединённые в четыре группы, имевшие различное назначение.
Группа цистерн |
Назначение |
---|---|
Цистерны главного балласта |
Увеличение осадки до 6,7 м, а после заполнения дополнительной цистерны безопасности — до 7,3 м |
Цистерны вспомогательного балласта |
Погружение лодки на перископную глубину и поддержание заданного пространственного положения |
Цистерны специального балласта |
Погружение лодки с перископной до максимальной глубины |
Топливо-балластные цистерны |
Хранение балласта (на ранних стадиях похода заполнялись топливом) |
Цистерны обеспечивали погружение лодки на глубину до 90 м. Интересной особенностью цистерн главного балласта являлась возможность их продувки от внешнего источника — спасательного судна.
Экипаж и его размещение
В состав штатного экипажа субмарины входили 6 офицеров (капитан, старший помощник, лейтенант и 3 младших офицера), 5 старших унтер-офицеров и 49 матросов. Максимальная возможная численность экипажа достигала 85 человек. Офицеры проживали в четырёх каютах, расположенных в верхней секции носового аккумуляторного отсека (капитан, старший помощник и лейтенант — в одноместных каютах, младшие офицеры в трёхместной каюте), старшие унтер-офицеры — там же в пятиместной каюте. Спальные места матросов располагались в трёх отсеках: 10 (по другим данным 14) мест — в носовом торпедном отсеке, 36 — в кормовом аккумуляторном отделении, 15 — в кормовом торпедном отделении. В нормальных условиях на лодке имелся избыток спальных мест (несбыточная мечта для подводников других флотов!), и лишь при максимальной численности экипажа койки занимали в две смены. Такие условия проживания были обусловлены длительным сроком патрулирования, которое должны были вести субмарины (по проекту — до 75 суток).
Кондиционирование и регенерация воздуха в отсеках
Одной из главных проблем обеспечения жизнедеятельности подлодки является поддержание на её борту состава воздуха, пригодного для дыхания. Для этого необходимо:
- поддержание уровня кислорода (при падении его уровня ниже минимально допустимого наступает удушье);
- поддержание уровня двуокиси углерода (при превышении допустимого уровня воздух становится непригодным для дыхания);
- контроль влажности и температуры воздуха для снижения расхода кислорода и замедления выделения углекислого газа.
|
Оптимальный* |
Предельно допустимый |
---|---|---|
Кислород |
Не менее 18 |
Не менее 17 |
Двуокись углерода |
Не более 2 |
Не более 3 |
* — применяется для расчётов на длительное пребывание лодок под водой
На подлодках времён Второй мировой войны применялась раздельная система регенерации, состоявшая из баллонов с кислородом и средствами очистки воздуха от двуокиси углерода, к последним относились регенерационные патроны, использовавшие электрические машинки для прососа воздуха. Кроме того, применялась система, принцип действия которой основывался на способности регенерационных установок поглощать двуокись углерода и пары из воздуха, одновременно выделяя кислород. В отличие от раздельной системы, обеспечивавшей нахождение под водой малых подлодок до 48 часов, а больших до 72 часов, регенерационные установки не потребляли энергии, работали бесшумно и могли обеспечить пребывание корабля под водой на срок до 15 суток.
На подлодках типа Gato для очистки воздуха от двуокиси углерода использовались 37 контейнеров с углекислотным абсорбентом, которые равномерно распределялись по жилым помещениям. При достижении четырёхпроцентного уровня концентрации СО2 контейнер предписывалось вскрыть и рассыпать абсорбент равномерным слоем по четырём койкам, что должно было ускорить поглощение вредного газа.
Для поддержания концентрации кислорода на уровне 17% в отсеках имелось 11 кислородных баллонов: по два в торпедных отсеках и по одному во всех остальных, включая боевую рубку.
Энергетическая установка
Дизель-электрическая установка подлодки Flasher состояла из четырёх дизелей General Motors мощностью 5400 л.с. и электродвигателей General Electric мощностью 2740 л.с. Максимальная скорость лодки в надводном положении составляла 20,25 узла, в подводном положении — 8,75 узла. Максимальная дальность плавания в надводном положении составляла 11 800 миль при скорости 10 узлов, в подводном положении — 100 миль при скорости 3 узла.
Вооружение
Основным вооружением субмарины являлись десять торпедных аппаратов калибра 533 мм: шесть носовых и четыре кормовых. Боекомплект состоял из 24 торпед: 10 в аппаратах, 10 запасных торпед в носовом торпедном отсеке, 4 торпеды в кормовом торпедном отсеке. В ходе войны американцы использовали два типа торпед: парогазовую Мk14 и электрическую Мk18, созданную на базе трофейной немецкой торпеды G7.
|
Мk14 |
Мk18 |
---|---|---|
Длина, мм |
6250 |
6223 |
Масса, кг |
1487,8 |
1431,9 |
Масса боевой части, кг |
291,7 |
261,1 |
Дальность хода, км |
8,23 (4,12) |
3,7 |
Скорость, узлов |
31 (46) |
29 |
Формально Мk14 обладала лучшими техническими характеристиками по сравнению с Мk18, но оставляла за собой след на воде и, несмотря на многочисленные переделки, имела невысокую надёжность. Так, в ходе испытаний 1943 года из десяти торпед, сброшенных с высоты 27 м на стальную плиту, на семи не сработали взрыватели. Эксплуатация выявила ряд недостатков и у Мk18:
- воспламенение водорода, выделяемого аккумуляторами;
- замедление хода торпед при снижении температуры аккумуляторных батарей в холодной забортной воде;
- слабое хвостовое оперение.
После доработки торпеды Мk18 стали самыми удачными в американском флоте: за годы Второй мировой войны ими было потоплено 65% от общего числа уничтоженных кораблей противника.
Для управления торпедной стрельбой использовался прибор вычисления курса Torpedo Data Computer Mk.III, позволявший вычислять угол упреждения для любого из десяти торпедных аппаратов в отдельности или для всех сразу.
Артиллерийское вооружение лодки по проекту состояло из одного 76-мм орудия, расположенного на палубе перед рубкой, а также двух 12,7-мм и двух 7,62-мм пулемётов, которые во время погружения убирались внутрь. Во время войны 76-мм орудие заменили на 127-мм, а пулемёты — на 40-мм орудие Bofors и спаренную 20-мм установку Oerlikon.
Средства визуального и радиотехнического обнаружения
Подводные лодки типа Gato оснащались двумя перископами (малозаметным боевым Type 2 и универсальным Type 3), а также радиолокационными станциями контроля воздушной среды SD (к концу войны заменены на SV) и водного пространства — SJ (с 1944 года заменялись на ST). Интересно, что все американские РЛС кроме SD могли использоваться лодкой, погрузившейся на перископную глубину. Наличие РЛС существенно улучшало возможности субмарин по поиску вражеских конвоев, а также усиливало их безопасность в надводном положении, что было немаловажно во время длительных переходов.
Субмарины типа Gato не обладали выдающимися техническими характеристиками, однако нанесли ощутимый урон японскому военному и гражданскому флоту: в десятке лидеров среди американских субмарин по потопленному тоннажу восемь подлодок этого класса.
История службы
Подлодка «Flasher» (SS-249) была заложена 30 сентября 1942 года на судостроительной верфи Electric Boat Co. в Гротоне, штат Коннектикут, спущена на воду 20 июня 1943 года и вошла в строй 25 сентября 1943 года. Первым её командиром стал лейтенант-коммандер Рубен Торнтон Уитакер.
За время Второй мировой войны лодка совершила шесть полноценных боевых походов, проведя в море 326 дней, в том числе около 210–240 дней непосредственно в зоне активных боевых действий.
Поход |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Итого |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Продолжительность похода, дней |
55 |
55 |
50 |
52 |
49* |
65 |
326 |
Потопленные боевые корабли |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
4 |
Водоизмещение потопленных кораблей, т |
0 |
644 |
5100 |
5350 |
2520 |
0 |
13614 |
Потопленные транспорты |
2 |
2 |
3 |
2 |
0 |
1 |
10 |
Тоннаж потопленных транспортов, брт |
3916 |
6115 |
24302 |
13260 |
0 |
850 |
48443 |
Потопленные танкеры |
2 |
0 |
1 |
0 |
4 |
0 |
7 |
Тоннаж потопленных танкеров, брт |
6633 |
0 |
5280 |
0 |
38668 |
0 |
50581 |
Повреждённые суда |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
3 |
Тоннаж повреждённых судов, брт |
0 |
8811 |
8000 |
нет данных |
0 |
0 |
17611 |
* — в том числе 34 дня в зоне активных боевых действий
В условиях военного времени сроки боевой подготовки субмарины были весьма сжатыми. Уже в двадцатых числах ноября 1943 года лодка начала переход из Нью-Лондона в зону боевых действий. 15 декабря она прибыла в Пёрл-Харбор, а 6 января 1944 года вышла в свой первый боевой поход.
Первый поход (6 января – 29 февраля 1944 года)
Целью первого боевого похода лодки являлось патрулирование акватории в районе островов Миндоро и Лусон, входящих в состав Филиппинского архипелага. Свой боевой счёт «Flasher» открыл уже 18 января, торпедировав в 140 милях к западу-юго-западу от острова Минамитори судно «Yoshida Maru» тоннажем 2921 брт, использовавшееся японцами в качестве канонерской лодки.
5 февраля, прибыв в район боевого патрулирования, субмарина в 60 милях к западу от Миндоро потопила японской армейский транспорт «Taishin Maru» тоннажем 1723 брт.
14 февраля подлодка одержала двойную победу, торпедировав у острова Лусон армейский транспорт «Minryo Maru» и танкер «Hokuan Maru» (тоннаж — 2193 и 3712 брт соответственно). После окончания патрулирования «Flasher» прибыл на ремонт в австралийский порт Фримантл, который и стал его базой во всех следующих походах.
Второй поход (4 апреля – 28 мая 1944 года)
Целью второго похода являлось патрулирование в Южно-Китайском море вдоль побережья Французского Индокитая. Интересно, что жертвами подлодки в её втором походе стали суда, ходившие под флагом формально нейтрального Французского государства, более известного как Вишистская Франция. Первой жертвой подлодки стал французский сухогруз «Song Giang Go» тоннажем 1065 брт, который «Flasher» торпедировал 29 апреля в пяти милях от мыса Варелла (судно затонуло на следующий день).
Уничтожив сухогруз, субмарина продолжила движение вдоль побережья и 30 апреля в районе острова Хайнань потопила французскую канонерскую лодку «Tahure», после чего взяла курс на Филиппины. 3 мая в 300 милях к востоку от мыса Варелла она потопила японский транспорт «Teisen Maru» тоннажем 5050 брт, а четырьмя днями позже близ острова Минданао повредила транспорт «Aobasan Maru» тоннажем 8811 брт. Трудно сказать, почему во время второго похода американцы дважды не добили торпедированные суда. Возможно, это произошло из-за нехватки боевого опыта либо в результате действий вражеской противолодочной обороны.
Третий поход (19 июня – 7 августа 1944 года)
Во время третьего боевого похода «Flasher» вёл патрулирование Южно-Китайского моря в составе «волчьей стаи» совместно с лодками «Angler» (SS-240) и «Crevalle» (SS-291). На первом этапе «Flasher» действовал в одиночку: 28 июня он обнаружил конвой из тринадцати судов к юго-востоку от Сингапура, а 29 июня атаковал его в надводном положении. Американцам удалось потопить транспорт «Niho Maru» тоннажем 6079 брт и повредить танкер «Notoro». Следующей жертвой подлодки стал транспорт «Koto Maru» тоннажем 9557 брт, потопленный в двенадцати милях к северу от мыса Варелла.
Одну из двух своих самых известных атак «Flasher» провёл 19 июля 1944 года, торпедировав японский крейсер «Oi» водоизмещением более 5000 т. Несмотря на известность этого боя, у историков нет единого мнения о месте его проведения. По одним данным, это произошло в 280 милях от мыса Варелла, по другим — в 570 милях от Гонконга на подходе к Маниле. Атаки на крейсер производились в комфортных условиях, так как из-за проблем с машинами «Oi» двигался со скоростью всего 12 узлов. В ходе первой атаки «Flasher» выпустил четыре торпеды, две из которых попали в левый борт крейсера. Взрывы привели к возгоранию топлива и затоплению водой носовых машинных отделений, корабль получил крен на левый борт и потерял ход.
Сопровождавший крейсер эсминец «Shikinami» попытался атаковать «Flasher», но безрезультатно: субмарина не только не получила повреждений, но и впервые в своей истории решилась на повторную атаку. Спустя два часа после первой атаки подлодка с дистанции 3 км выпустила по крейсеру ещё четыре торпеды. По американским данным, одна из них взорвалась в районе носового машинного отделения левого борта, по японским — все торпеды прошли мимо, а взрыв, оторвавший нос крейсера, произошёл внутри него. Так или иначе, «Oi» затонул спустя два часа, а честь его потопления, бесспорно, принадлежит подлодке «Flasher».
Совместную атаку субмарины «волчьей стаи» провели в ночь с 25 на 26 июля против японского конвоя к востоку от острова Лусон. Жертвами подлодки Flasher стали танкер «Otorisan Maru» (по другим данным — «Otorijama Maru») тоннажем 5280 брт и транспорт «Tosan Maru» (по другим данным — «Tozan Maru») тоннажем 8666 брт. В своём третьем походе лодка действовала столь активно, что уже 7 августа была вынуждена досрочно вернуться во Фримантл, израсходовав все торпеды.
Четвёртый поход (30 августа – 20 октября 1944 года)
На первом этапе четвёртого боевого похода «Flasher» совместно с подлодками «Hawkbill» (SS-366) и «Becuna» (SS/AGSS-319) спасал американских пилотов, сбитых во время воздушных налётов на Филиппины. Впрочем, это не помешало ему потопить 18 сентября в Манильской бухте японский вспомогательный крейсер «Saigon Maru» водоизмещением 5350 т.
В конце сентября – начале октября лодка действовала в районе острова Лусон, где 27 сентября потопила транспорт «Ural Maru» (тоннаж — 6374 брт) и повредила танкер «Tachibana Maru», а 4 октября потопила транспорт «Taibin Maru» (тоннаж — 6886 брт). После прибытия лодки во Фримантл на ней произошла смена командования: 31 октября капитаном стал лейтенант-коммандер Джордж Уильям Грайдер, ранее служивший старшим помощником на субмарине «Hawkbill».
Пятый поход (15 ноября 1944 – 2 января 1945 года)
Под командованием Грайдера «Flasher», вошедший вместе с «Hawkbill» и «Becuna» в состав новой «волчьей стаи», совершил свой самый удачный поход. Целью похода являлось патрулирование в Южно-Китайском море к западу от острова Лусон и у побережья Французского Индокитая.
Первой жертвой «стаи» стал конвой из нескольких японских танкеров и эскортных кораблей, обнаруженный подлодкой «Hawkbill» и атакованный подлодкой «Flasher» 4 декабря 1944 года примерно в 275 милях к юго-западу от Манилы. В ходе первой атаки «Flasher» с дистанции 1650 ярдов выпустил четыре торпеды по эсминцу «Kishinami». Судя по рапорту о пятом боевом походе подлодки «Flasher» от 3 января 1945 года, было отмечено два попадания в район машинного отделения японского корабля. По японским данным, вместе с эсминцем погиб его командир и 90 членов экипажа. После удара по эсминцу «Flasher» выпустил две торпеды из кормовых аппаратов по танкеру «Hakko Maru» (в рапорте отмечен сильный пожар на японском судне). Попытки кораблей эскорта обнаружить и атаковать американскую лодку оказались безрезультатными. Переждав, «Flasher» всплыл вечером того же дня и добил горящий танкер торпедой.
Ещё более удачной стала атака, проведённая 22 декабря в 250 милях от побережья Вьетнама. Днём ранее субмарина обнаружила конвой из пяти японских танкеров, шедший в сопровождении эсминца и трёх патрульных кораблей, и после долгого преследования атаковала его из надводного положения в 11 милях к юго-западу от мыса Ба Ланг Ан. В ходе первой атаки «Flasher» выпустил из носовых аппаратов по три торпеды по головному и второму танкерам, судя по рапорту, добившись двух попаданий в каждый из них. В ходе второй атаки лодка выпустила из кормовых аппаратов четыре торпеды по третьему танкеру, который взорвался и затонул. Проведя атаку, «Flasher» благополучно уклонился от встречи с японским эсминцем: по американским данным, лодка не была обнаружена противником. Жертвами атаки стали танкеры «Omurosan Maru» (9204 брт), «Otowasan Maru» (9204 брт) и «Arita Maru» (10238 брт). 2 января лодка вернулась во Фримантл. В рапорте от 3 января 1945 года боевой дух её экипажа оценивался как «очень высокий», чистота корабля — как «исключительная», техническое состояние — как «очень хорошее, за исключением главного двигателя №3».
Шестой поход (29 января – 3 апреля 1945 года)
Наименее результативным стал шестой и, как оказалось, последний боевой поход лодки, чему в немалой степени способствовало снижение активности японского торгового судоходства, а значит и уменьшение количества потенциальных целей. В ходе патрулирования Южно-Китайского моря «Flasher» 21 февраля расстрелял из палубной артиллерии японское транспортное судно (название, тип и водоизмещение неизвестно), а 25 февраля вблизи острова Хайнань торпедировал транспорт «Koho Maru» (тоннаж — 850 брт). По завершении патрулирования лодка отправилась не во Фримантл, а в Пёрл-Харбор, откуда 7 апреля была отправлена к западному побережью США для капитального ремонта.
Загадка седьмого похода
По одним данным, вернуться в строй до конца войны «Flasher» уже не успел. По другим — 15 августа 1945 года лодка вышла в море, но, достигнув острова Гуам, получила приказ прекратить свой седьмой поход в связи с окончанием войны.
По данным, изложенным в официальной истории лодки, 16 марта 1946 года она была списана и включена в состав Атлантического Резервного флота. 1 июня 1959 года её исключили из морского регистра, а 31 мая 1963 года продали на слом.
Американцы посчитали невозможным просто разрезать на металл заслуженный корабль, удостоенный трёх благодарностей президента и награждённый шестью звёздами. Боевая рубка и палубная орудийная установка были отделены от подлодки и установлены в качестве мемориала в парке Наутилус (город Гротон, штат Коннектикут).
В отличие от систершипов, подлодка «Flasher» не топила вражеские авианосцы или транспорты с танками, однако активно выпускала из японской экономики «кровь войны» — нефть. Она отправила на дно семь танкеров общим тоннажем в 50581 брт, что примерно соответствует ёмкости тысячи стандартных железнодорожных цистерн. За свою карьеру «Flasher» не получил боевых повреждений, а возможно и вовсе не был атакован вражескими противолодочными кораблями, став редким примером сочетания удачливости и высокой эффективности в морской войне.
Источники и литература:
- Журнал «Морская коллекция», №6 за 2009 год
- U.S.S. FLASHER (SS249) – Report of Fifth War Patrol
- navsource.org
- pacific.valka.cz
Комментарии к данной статье отключены.