Как грустно шутят исследователи военно-морских сил Югославии, «Zmaj» вошёл в историю как самый результативный югославский корабль, потопивший два английских эсминца и два… югославских парохода.
Возникшее после Первой мировой войны Королевство Югославия унаследовало от Австро-Венгерской империи не только территории с протяжённой береговой линией, военные корабли и гидросамолёты, но и определённые военно-морские амбиции. К 1941 году ВМС королевства состояли из морского флота, Дунайской флотилии, берегового командования и морской авиации. Однако, объявив себя морской державой, Югославия так и не смогла сформулировать внятную доктрину развития своего флота, причём по вполне объективным причинам. Создать флот, способный противостоять итальянскому, страна не могла в принципе, а для войны с остальными потенциальными противниками военно-морские силы не имели существенного значения. В результате развитие югославских ВМС проходило весьма хаотично.
В середине 20-х годов под влиянием командующего югославской морской авиацией корвет-капитана Димитрие Коньовича основные усилия были брошены на создание ударной авиации в составе флота. В рамках этой программы для флота заказали 24 гидросамолёта-торпедоносца Dornier Do D и 10 учебных гидросамолётов Hanriot H.41. Для ремонта и технического обслуживания морской авиации решили построить универсальный корабль, совмещающий в себе функции плавбазы, ремонтной мастерской и спасательного судна.
Строительство и технические характеристики
Ограниченные возможности югославской судостроительной отрасли не позволяли самостоятельно построить новый корабль, и его заказали в Германии. Поскольку условия Версальского мирного договора запрещали Германии строить боевые корабли на экспорт, корабль, заложенный в 1928 году в Гамбурге на верфи «Deutsche Werft», в официальной документации значился как «вспомогательный теплоход» «Zmaj» (в переводе с сербохорватского – «Дракон» или «Змей Горыныч»).
Стандартное водоизмещение, т |
1870 |
---|---|
Полное водоизмещениЕ, т |
2084 |
Длина, м |
83 |
Длина по ватерлинии, м |
76,5 |
Ширина, м |
13,7 |
Ширина по ватерлинии, м |
12,65 |
Осадка, м |
3,5–4 |
Энергетическая установка |
2 дизеля MAN мощностью 3260 л. с. |
Максимальная скорость, узлов |
15 |
Дальность плавания, миль |
4000 |
Экипаж, чел |
145 |
Строительство корабля завершили 22 июня 1929 года, но его передача Югославии затянулась. После возгорания одного из двигателей у побережья Нидерландов 9 сентября 1929 года корабль был вынужден вернуться в Гамбург, и его передали заказчикам только 20 августа 1930 года.
В состав югославских ВМС «Zmaj» включили в 1931 году после установки артиллерийского вооружения, поставленного чешской фирмой «Škoda» и состоявшего из двух 83,5-мм универсальных орудий и двух спаренных 40‑мм установок.
Формально авиагруппа «Zmaj» состояла из одиннадцати гидросамолётов (одного De Havilland DH.60 Moth и десяти Hanriot H.41), но фактически на борту постоянно находился лишь один De Havilland DH.60 Moth. По одним данным, он находился в полуразобранном виде в трюме, по другим – в ангаре в средней части корабля. Остальные десять самолётов пребывали на гидроаэродроме (по терминологии того времени – «базировались на воду») или в береговых ангарах и поднимались на палубу лишь для ремонта и технического обслуживания.
Служба в югославских ВМС
В составе ВМС Югославии «авианосец» (именно так, судя по дошедшим до нас воспоминаниям, называли «Zmaj» в королевском флоте) обеспечивал учебный процесс гидроавиашколы в Дивулье. Несмотря на высокий статус корабля, его экипаж имел весьма низкий уровень специальных и общеобразовательных знаний. Показателен следующий случай, описанный в воспоминаниях денщика Ивана Левка. При выходе корабля из бухты один из матросов находился на вышке и подавал команды: «судно на десять часов», «яхта на два часа» и т. п. Поскольку многие матросы не имели представления о часах, на время вахты наблюдателю выдавали хронометр, чтобы он, глядя на расположение цифр на циферблате, мог ориентироваться в направлениях. Во время одного из выходов находившийся на вышке матрос вовсе не подавал команд, а в ответ на крик офицера: «Бросай, обезьяна!» (в смысле, «укажи ориентир для маневрирования») просто бросил дорогостоящий прибор на палубу. Оказалось, что матрос не только не понял команды, но и попросту не знал цифр. Не меньшие проблемы возникали и с дисциплиной. По воспоминаниям ветеранов, окурки бросали прямо на палубу, а настоящим бичом экипажа было пьянство – на корабле даже пришлось организовать импровизированную тюрьму, в которую попадали матросы, не сумевшие самостоятельно влезть на борт при возвращении из увольнительной.
В ходе проведения учебных полётов численность авиагруппы «Zmaj» довольно быстро сократилась. Часть самолётов Hanriot H.41 погибла из-за недостатков конструкции (ветераны пишут о сгнивших деревянных элементах гидросамолётов) и наплевательского отношения к безопасности полётов. По воспоминаниям Ивана Левка, однажды при посадке на воду Hanriot H.41 врезался в рыболовецкий баркас, стоявший поперёк посадочной полосы, и буквально изрубил винтом его команду. Сокращение численности самолётов и невозможность их приобретения из-за сокращения финансирования флота привели к тому, что «Zmaj» стали чаще использовать в качестве транспорта. Последний случай использования корабля по его прямому назначению датируется 1936 годом, когда он принял участие в спасении гидросамолёта Dornier Wal, перевернувшегося при посадке в Которском заливе. В 1937 году «Zmaj» переоборудовали в минный заградитель, способный нести до ста морских мин.
В том же году новоиспечённый заградитель совместно с эсминцем «Dubrovnik», а также подводными лодками «Hrabri» и «Smeli» совершил учебный поход по Средиземному морю с заходом в Пирей и Стамбул.
С 1939 года «Zmaj» являлся «флагманским кораблем» (вероятно, речь идёт не обо всем флоте, а о Центральном секторе берегового командования со штабом в Шибенеке) и в этом качестве принимал участие в спасении экипажа эсминца «Ljubljana», затонувшего в результате навигационной аварии у Шибеника 24 января 1940 года.
После начала немецкого вторжения в Югославию 6 апреля 1941 года «Zmaj», в соответствии с предвоенными планами, осуществлял постановку минных заграждений около Шибеника. Однако уже к исходу дня югославское командование утратило управление флотом, так как многие старшие офицеры были выходцами из австро-венгерского флота и симпатизировали Германии. В наступившем хаосе «Zmaj» с 7 по 14 апреля простаивал в Шибенеке под непрерывными налётами итальянских ВВС, а на минах, установленных им у острова Зларин, по до сих пор неизвестным причинам погибли югославские пароходы «Prestolonaslednik Petar» и «Karađorđe». Благодаря мастерству командира заградителя капитана 1-го ранга Леопольда Захария кораблю удалось уцелеть в ходе авианалётов, хотя, по воспоминаниям членов экипажа, «несколько раз бомбы взрывались так близко, что глохли корабельные двигатели».
15 апреля среди команды произошёл раскол. Часть экипажа под командованием Захария подняла на заградителе флаг Хорватии, провозгласившей независимость пятью днями ранее, а другие, в том числе, три старших офицера, покинули корабль. Сопротивление планам командира оказал лишь штурман Крум Стрезович, который не только отказался вести корабль в Сплит, но и уничтожил карту минных заграждений. В 1946 году Леопольда Захария обвинили в том, что он умышленно уничтожил пароходы «Prestolonaslednik Petar» и «Karađorđe», но, вероятно, это обвинение основывалось не столько на доказательствах, сколько на личности самого Захария – офицера австро-венгерского флота и одного из создателей флота независимой Хорватии. В свете поступка Стрезовича обвинение и вовсе выглядит беспочвенным – Захария просто не мог установить мины без помощи штурмана, который оставался преданным Югославии.
После конфликта на борту «Zmaj» ушёл сначала в Сплит, а затем в Дивулье, где 17 апреля его захватили итальянцы. Вскоре по договору о разделе трофеев корабль перешёл к немцам, которые включили его в состав… люфтваффе.
На немецкой службе
Собственный флот, состоявший из плавбаз гидроавиации, катапультных судов, а также вспомогательных судов и катеров, немецкие ВВС имели едва ли не с момента создания. В состав люфтваффе «Zmaj» включили 7 августа 1941 года в качестве вспомогательного авиационного судна-спасателя «Drache» (в переводе с немецкого – «дракон»). 40-мм артиллерийские установки на корабле заменили на одинарные 20-мм зенитные автоматы, а также дополнительно установили 15-мм пулемёт и бомбоскаты на двенадцать глубинных бомб. Пребывание «Drache» в составе люфтваффе оказалось непродолжительным (возможно, корабль совершил несколько выходов в море для обеспечения полётов немецкой авиации на Кипр), и 27 декабря 1941 года его передали в распоряжение кригсмарине, переклассифицировали в десантное судно и перевели в Эгейское море.
После нескольких транспортных рейсов в апреле 1942 года «Drache» был отправлен на ремонт и модернизацию. В апреле-августе на корабле полностью заменили вооружение, установив два 105-мм орудия, две спаренные и одну одинарную 37-мм зенитные установки, шесть 20-мм зенитных автоматов, 15-мм пулемёт, оборудование для приёма 240 мин (в том числе, 120 мин на палубу), а также демонтировали решетчатую мачту с краном. Несколько позднее на корабле оборудовали площадку размером 20 на 5 м для базирования вертолёта Flettner Fl 282.
Вторично «Drache», упоминающийся в некоторых немецких документах как Schiff50 (борт №50), вступил в строй 26 ноября 1942 года. Формально «Drache» являлся флагманским кораблём 21-й флотилии противолодочной обороны, но фактически с ноября 1942 по февраль 1943 года использовался в качестве опытового эскортного корабля-вертолётоносца, на котором отрабатывались действия вертолётов при противолодочной и противоминной обороне. Таким образом, «Drache» можно считать первым специализированным противолодочным вертолётоносцем в мире (первым вертолётоносцем, вероятно, стал немецкий крейсер «Köln»).
Информация о базировании вертолётов на «Drache» после февраля 1943 года кажется неправдоподобной – во всяком случае, однозначные подтверждения этого факта отсутствуют. Возможно, вертолётную площадку вовсе демонтировали в ходе очередной модернизации 1943–44 годов, когда усиливали зенитное вооружение корабля (105-мм орудия заменили на 88-мм, демонтировали один 20-мм автомат и дополнительно установили две счетверённые 20-мм зенитные установки). Весной-летом 1943 года «Drache» участвовал в постановке минных заграждений у западного побережья Греции, после чего наступил его «звёздный час».
После капитуляции Италии англичанам удалось захватить часть островов в восточном Средиземноморье, в частности остров Кос с расположенным на нём аэродромом Антиохия. Осознавая ценность единственного аэродрома в этом районе, утром 2 октября 1943 года немцы высадили на Косе морской и парашютный десанты общей численностью до 2000 человек. К утру 4 октября десантники заставили капитулировать английский гарнизон (1400 человек). При этом штурмовой отряд из состава полка «Бранденбург», сыгравший основную роль в успехе операции, высаживался с «Drache». Чтобы удержать остров, немцы прибегли к масштабным минным постановкам, ведущую роль в которых сыграли заградители «Drache» и «Bulgaria».
Минные заграждения, прикрывавшиеся авиацией с Коса, срывали британские планы в восточном Средиземноморье, и англичане предприняли попытку уничтожить заградители силами подводных лодок. 8 октября в 17:06 субмарина «Unruly» атаковала немецкие заградители из подводного положения, выпустив четыре торпеды с дистанции 1350 ярдов. «Bulgaria» была потоплена, но экипажу «Drache» удалось отбить нападение, а в ходе отражения повторной атаки 9 октября немцы даже перешли в контрнаступление и сами атаковали «Unruly».
Дальнейшие события подтвердили ценность минных заграждений у островов Калимнос и Псеримос. 22 октября на них подорвался греческий эскадренный миноносец «Adrias». Несмотря на то, что эсминцу оторвало нос, погиб 21 член экипажа и поступил приказ командира соединения покинуть тонущий корабль, морякам удалось удержать «Adrias» на плаву и отвести его к побережью нейтральной Турции. Меньше повезло английскому эсминцу «Hurworth», попытавшемуся оказать помощь грекам, – корабль также подорвался на мине и затонул вместе со 143 членами экипажа. Спустя двое суток на этом же минном заграждении подорвался и затонул английский эсминец «Eclipse» (из 173 членов экипажа погибло 119, а из 200 солдат 4-го Королевского Восточно-Кентского полка – 134). Как грустно шутят исследователи военно-морских сил Югославии, «Zmaj» вошёл в историю в качестве самого результативного югославского корабля, потопив два югославских же парохода и два английских эсминца.
Гибель «Дракона»
С конца 1943 года «Drache» успешно использовался для противовоздушной обороны конвоев и пунктов базирования – корабль отразил несколько воздушных налётов, в ходе которых дважды получил лёгкие повреждения. Во второй половине дня 29 сентября 1944 года «Drache», стоявший в заливе Вати возле острова Самос, подвергся атаке четырёх английских Bristol Beaufighter. В результате полученных повреждений корабль загорелся и спустя два часа затонул, потери среди экипажа составили 11 человек убитыми. После войны его решили не восстанавливать и в 1967 году разрезали на металл.
Несмотря на передовую для своего времени конструкцию, «Zmaj» оказался не в полной мере востребован как в югославских ВМС, так и в составе кригсмарине. Ни югославы, ни немцы не смогли использовать его из-за отсутствия крупных артиллерийских кораблей, чей огонь могли бы корректировать гидросамолёты, а также конвоев большого радиуса действия, которые могла бы прикрывать авиация. В условиях Второй мировой войны для малых флотов Средиземноморья плавбазы гидроавиации оказались бесполезной тратой денег.
Список источников:
- С. Патянин, М. Морозов, В. Нагирняк «Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха», Москва, Коллекция; Яуза; Эксмо, 2009
- В. Сенотрусов, М. Текутьев, Р. Джебеян «Королевские ВМС Югославии 1920–1941 гг.», сайт wrk.ru
- С. В. Патянин, М. С. Барабанов. «Корабли Второй мировой войны. ВМС Балканских государств и стран Восточного Средиземноморья». Журнал «Морская кампания», 3/2007
- В. Гончаров, Д. Дивайн «Величайший позор Британии. От Дюнкерка до Крита. 1940–41», Вече, 2011
Комментарии к данной статье отключены.