Броненосцы «Schleswig-Holstein» и «Schlesien», спущенные на воду в 1906 году и устаревшие ещё на стадии строительства, по иронии судьбы не только пережили многих более совершенных современников, но и произвели первый и последний выстрелы кригсмарине во Второй мировой войне.
Пять броненосцев типа Deutschland, заложенные в 1902–1905 годах в кайзеровской Германии, стали последними эскадренными броненосцами имперского флота. При закладке корабли оценивались как будущая ударная сила флота, однако появление дредноутов свело их ценность в качестве линкоров почти к нулю. Тем не менее два броненосца этого класса стали настоящими долгожителями, сумев пережить не только кайзера, но и Гитлера. Четвёртый броненосец серии, получивший имя «Schlesien» («Силезия»), ввели в строй 5 мая 1908 года, а пятый — «Schleswig-Holstein» («Шлезвиг-Гольштейн») — 6 июля 1908 года.
В связи с тем, что в ВМФ Германской империи была введена новая классификация, «Schlesien» и «Schleswig-Holstein» переименовали в линейные корабли (Linienschiff), однако ни в имперском флоте, ни в составе флота Веймарской республики, ни в кригсмарине они никогда не рассматривались как полноценные боевые корабли для линейных морских сражений. На протяжении всей своей долгой службы «Schlesien» и «Schleswig-Holstein» использовались в основном в качестве учебных кораблей. Вооружение броненосцев неоднократно изменялось, чтобы соответствовать новым реалиям войны на море, и его неизменным элементом оставались лишь спаренные 280-мм башенные установки. Более подробные данные о тактико-технических характеристиках и вооружении кораблей приведены в таблицах в конце статьи.
На службе Германской империи
Устаревшие ещё на стапеле «Schlesien» и «Schleswig-Holstein» планировалось использовать в качестве броненосцев береговой обороны, поэтому накануне Первой мировой войны они отрабатывали действия в условиях Балтийского моря (исключением стал поход в Атлантику, совершённый 7 июля – 1 августа 1909 года).
После начала Первой мировой войны «Schlesien» и «Schleswig-Holstein», входившие в состав 2-й эскадры линейных кораблей Флота Открытого моря, охраняли устье Эльбы и подходы к германским военно-морским базам, но с конца 1914 года их начали привлекать к операциям у британского побережья. Так, 15–16 декабря 1914 года броненосцы прикрывали 1-ю разведывательную эскадру во время бомбардировок Хартлпула, Скарборо и Уитби, 11–12 сентября и 23–24 октября 1915 года — корабли 2-й разведывательной группы при постановке мин на банке Сварте, а 24–25 апреля 1916 года участвовали в бомбардировках Ярмута и Лоустофта. Впрочем, не стоит переоценивать роль броненосцев в этих операциях: чаще всего «Schlesien» и «Schleswig-Holstein» находились далеко от места боя, прикрывая пути отхода германских кораблей. Вполне возможно и то, что с августа 1914 по май 1916 года броненосцы не сделали ни единого боевого выстрела из орудий главного калибра.
Апофеозом боевого применения «Schlesien» и «Schleswig-Holstein» в ходе Первой мировой стало их участие в Ютландском сражении 31 мая – 1 июня 1916 года. Броненосцы 2-й эскадры привлекались к участию в битве скорее для массовости, чем в расчёте на реальную помощь, и не снискали себе победных лавров. Так, «Schleswig-Holstein» в ходе битвы безрезультатно расстрелял всего двадцать 170-мм снарядов. Тем не менее оба броненосца не только получили повреждения, но и понесли потери в личном составе: в результате попадания снаряда, взорвавшегося внутри броневого каземата, на «Schleswig-Holstein» было выведено из строя 170-мм орудие, убито три и ранено девять человек, а на «Schlesien» один человек погиб, и ещё один был ранен.
После Ютландского сражения броненосцы были выведены из боевого состава флота. «Schlesien» служил блокшивом в Киле, а в 1918 году стал учебным судном для морских кадетов. «Schleswig-Holstein» сначала использовался в качестве мишени для подводных лодок, с 12 по 23 февраля 1917 года нёс сторожевую службу, затем был блокшивом в Бремерхафене, а с 1918 года — плавучей казармой в Киле. После капитуляции Германии оба корабля попали в перечень броненосцев, оставленных по условиям Версальского мирного договора в составе рейхсмарине — вероятно, англичане просто не сумели отбуксировать их в свою базу Скапа-Флоу.
Служба в межвоенный период
Из-за послевоенного экономического кризиса немцы довольно долго не могли ввести броненосцы в строй: «Schleswig-Holstein» проходил ремонт и модернизацию в 1924–1926, а «Schlesien» — в 1925–1927 годах. Броненосцы были самыми крупными боевыми единицами рейхсмарине, поэтому неудивительно, что «Schleswig-Holstein» являлся флагманским кораблём командующего флотом в 1926–1935 годах, а во время его модернизации в 1930–1931 годах эти функции выполнял «Schlesien».
Возвращение броненосца «Schleswig-Holstein» в строй стало своеобразным символом возрождения немецкого флота: едва завершив ремонт, корабль приступил к демонстрации флага. 14 мая – 17 июня 1926 года он совершил поход в Испанию, посетив Барселону, Пальма-де-Майорка и Виго, а 30 марта – 14 июня 1927 года находился в Лиссабоне. В 20–30-е годы броненосцы чаще использовались в качестве учебно-боевых кораблей, в частности, на них проходили ценз (обязательный период пребывания в определённой должности) офицеры управления рейхсмарине.
Окончательно «Schlesien» и «Schleswig-Holstein» переоборудовали в учебные артиллерийские корабли в феврале-апреле 1934 и январе-марте 1935 года соответственно. Бывшие броненосцы активно использовались немцами для подготовки экипажей строившихся «карманных линкоров», в том числе для приобретения навыков плавания в Атлантике. Всего в 1936–1939 годах атлантическую практику на броненосцах прошли не менее полутора тысяч кадетов.
Год |
Корабль |
Учебный поход |
---|---|---|
1936 |
«Schlesien» и «Schleswig-Holstein» |
Шестимесячный поход к берегам Южной Америки с заходом в Карибское море |
1937 |
«Schlesien» |
В марте посетил Галифакс, в декабре — Мар-дель-Плата в Аргентине |
1937 |
«Schleswig-Holstein» |
Вокруг Африки |
1938 |
«Schlesien» |
Посетил Доминиканскую Республику |
1938–1939 |
«Schleswig-Holstein» |
К берегам Южной Америки с заходом в Карибское море |
«Schleswig-Holstein»: первый выстрел Второй мировой
С началом Второй мировой войны «Schlesien» и «Schleswig-Holstein» активно участвовали в боевых действиях. Именно «Schleswig-Holstein», 25 августа 1939 года прибывший в Данциг с дружественным визитом, 1 сентября в 4:48 произвёл первый выстрел Второй мировой войны, дав два залпа по польскому гарнизону полуострова Вестерплатте. Вполне возможно, что выпущенные броненосцем восемь 280-мм снарядов были единственными боевыми стрельбами артиллерии главного калибра за всё время его службы. Несмотря на незначительный прямой ущерб, бомбардировка Вестерплатте оказала влияние на исход операции по захвату Данцига, послужив аргументом в пользу отказа от переброски польских подкреплений в город.
С середины сентября «Schlesien» и «Schleswig-Holstein» обстреливали польские позиции на Хельской косе. Впрочем, обстрелы оказались малорезультативными, а 27 сентября в ходе артиллерийской дуэли с береговой батареей «Schleswig-Holstein» получил небольшие повреждения от попадания 152-мм снаряда. После завершения Польской кампании броненосцы вернулись к роли учебно-боевых кораблей. Помимо этого, зимой 1939–1940 годов «Schlesien» несколько раз использовался в качестве ледокола для проводки немецких подлодок.
Неудачное участие в захвате Дании
В следующий раз герои этой статьи использовались в качестве боевых кораблей во время Датско-норвежской операции. «Schleswig-Holstein» участвовал в ней в качестве флагманского корабля 7-й боевой группы, задачей которой был захват датских городов Ниборг, Корсёр, Копенгаген и Гедсер. Несмотря на то, что высадка десанта прошла без малейшего противодействия со стороны датчан, группа понесла потери в личном составе и технике. 9 апреля 1940 года в 2:17 при попытке разминуться с датским сторожевым кораблём «Schleswig-Holstein» сел на мель у Венгиансе. Судя по описаниям, причиной происшествия стала излишняя «вежливость»: немецкий броненосец слишком далеко принял в сторону, пытаясь обойти уступавший ему дорогу сторожевик. Снятие броненосца с мели длилось двенадцать часов и привело к гибели немецкого буксира в результате «столкновения с неустановленным кораблём». Интересно, что бо́льшую часть экипажа буксира спас датский сторожевик, принимавший деятельное участие в снятии немецкого броненосца с мели. Вероятно, что «неустановленным кораблём» был «Schlesien»; таким образом, его участие в операции свелось к помощи в снятии с мели своего систершипа.
От пребывания в резерве до кораблей Учебного флота
После окончания Французской кампании броненосцы были выведены в резерв (в немецких документах их экипажи фигурируют как охранные команды), а «Schleswig-Holstein» даже планировали переоборудовать в радиоуправляемую мишень.
Перед нападением Германии на Советский Союз «Schlesien» и «Schleswig-Holstein» вернули в боевой состав флота, включив в базировавшуюся в Копенгагене группу броненосцев (основной её задачей являлась защита Балтийских проливов). В конце сентября 1941 года оба броненосца использовались для охраны минных заграждений на Балтике на случай попытки прорыва советских кораблей в английские порты. Когда стало ясно, что попыток прорыва не будет, их передали в состав Учебного флота, где довольно интенсивно использовали. Так, «Schleswig-Holstein», ставший флагманом Учебного флота, в 1941–1944 годах прошёл около 6000 миль.
Гибель ветеранов
Возможно, что броненосцы-ветераны пережили бы и Вторую мировую войну, но в 1944 году о них вспомнили и переоборудовали в плавучие батареи противовоздушной обороны, установив усиленное противовоздушное вооружение и радиолокационные станции FuMO-21. 18 декабря 1944 года в Готенхафене «Schleswig-Holstein» был тяжело повреждён тремя попаданиями английских бомб (погибли 28 и ранены 53 члена экипажа). Добил же его пожар, вспыхнувший по неизвестным причинам двумя днями позже и потушенный с большим трудом. Броненосец решили не восстанавливать, официально вывели из состава флота 25 января 1945 года и затопили 21 марта.
Броненосец «Schlesien» ненадолго пережил систершипа, став жертвой советской авиации. Причиной охоты на корабль стали обстрелы наступавших войск Красной армии, которые он вёл с 15 марта 1945 года в районе Данцигской бухты. Свой последний боевой выход «Schlesien» провёл 2 мая 1945 года, обстреляв мост через реку Пене в районе Вольгаста. Возвращаясь в Свинемюнде, 3 мая в 2:30 броненосец подорвался, предположительно, на английской авиационной донной магнитной мине (погибли два человека). Потерявший ход «Schlesien» отбуксировали в Свинемюнде и, по немецкой версии событий, посадили на мель. Впрочем, приложенная к делу №26380 (ЦВМА, фонд 122) советская фотография броненосца с торчащими над водой надстройками ставит под сомнение версию о посадке его на мель.
«Schlesien» мог пережить войну, но существование крупного немецкого корабля, ведущего бои уже после падения Берлина, явно не входило в планы командования Балтийского флота. Даже сейчас нет единой версии гибели броненосца 4 мая 1945 года (существуют, как минимум, пять различных описаний развития событий). Советские историки единодушны в том, что корабль погиб в результате трёх последовательных авианалётов, но не могут определиться с автором победного удара. По одной версии, «Schlesien» потопил заместитель командира эскадрильи 51-го минно-торпедного авиационного полка Михаил Владимирович Борисов. В своём интервью 2006 года Борисов утверждал, что торпедировал броненосец и получил за его потопление премию в размере 10 000 рублей. Однако командир 51-го полка И.Ф. Орленко придерживался иной точки зрения. В своих воспоминаниях он утверждал, что решающим для «Schlesien» стал взрыв у его борта 1000-кг бомбы во время второй воздушной атаки, исключая причастность Борисова к победному удару.
Время |
Командиры экипажей торпедоносцев |
Командиры экипажей бомбардировщиков |
Результат атаки |
---|---|---|---|
10:30 |
Герой Советского Союза старший лейтенант М. Борисов и старший лейтенант В. Фоменко |
В. Кулинич, В. Мартынов, Ф. Косенко, Н. Ефремцев, И. Смолянов, Н. Линник, А. Горбушкин, В. Астукевич |
Одно прямое попадание бомбы ФАБ-250 |
16:00 |
Герой Советского Союза старший лейтенант А. Богачёв |
В. Фоменко, В. Петров, Ф. Косенко, Б. Козлов, В. Мартынов |
Взрыв ФАБ-1000 у борта броненосца |
20:00 |
капитан Ф. Макарихин |
В. Астукевич, А. Горбушкин, В. Кулинич, Б. Козлов, Н. Ефремцев |
Одно прямое попадание бомбы ФАБ-1000 и четыре попадания ФАБ-250 |
* — приводится по книге И.Ф. Орленко «Крылатые торпедоносцы»
Интересно, что в интервью Борисов весьма скупо описал такое крупное событие, как потопление «Schlesien»: «Потом линкор торпедировал. Мне дали только 10 тысяч рублей за потопление линкора. Никаких наград не дали». Факт торпедирования кажется сомнительным по следующей причине: имея осадку 8 м, «Schlesien» стоял на мелководье (глубина до 12 м), а авиационные торпеды (вероятнее всего, использовалась модель 45–36-АН со стабилизатором АН-42) при попадании в воду делали первоначальный «нырок», погружаясь на глубину не менее 15 м, и, следовательно, должны были зарыться в грунт.
Официальная советская историография в лице авторов книги «Авиация ВМФ в Великой Отечественной войне» не согласна с обоими участниками событий и утверждает, что решающим для потопления броненосца стало попадание 1000-кг бомбы во время третьего авианалёта. Вероятно, справедливее всего будет отнести потопление «Schlesien» на коллективный счёт пилотов 51-го минно-торпедного авиационного полка. Тем более что даже Специальная комиссия КБФ, осмотревшая корпус броненосца в июне 1945 года, не смогла прийти к единому мнению и заключила, что пробоина в носовой части «могла быть следствием взрыва двухтысячефунтовой английской бомбы или советской торпеды на мелководье у борта корабля».
Множество дискуссий вызывает и немецкая версия о том, что немцы сами планировали затопить «Schlesien», и за полчаса до первого налёта его командир капитан цур зее Ганс-Эберхард Буш с двадцатью ранеными моряками, оставив на борту броненосца расчёты зенитных орудий, перешёл на борт миноносца Т-36. Во время налёта корабль якобы не получил никаких повреждений и затонул после открытия кингстонов между вторым и третьим советскими авианалётами. Версия кажется как минимум спорной из-за ряда моментов, оставленных без комментариев. Во-первых, если немцы планировали затопить корабль, то почему, вопреки традиции, капитан Буш не покидал корабль последним? Во-вторых, как можно было потопить сидящий на мели корабль, открыв кингстоны? Сомнительной кажется и версия, по которой броненосец был добит торпедами с немецкого миноносца Т-36. Во-первых, получается, что Т-36 добивал торпедой сидевший на мели броненосец. Во-вторых, Т-36 погиб 4 мая (по советским данным, в результате прямого попадания авиабомбы во время третьего налёта), а значит, торпедировал «Schlesien» раньше. В таком случае он торпедировал бы броненосец до его оставления экипажем (по советским данным, немецкие зенитчики обстреливали самолёты противника и во время третьей атаки).
После войны «Schleswig-Holstein» подняли советские спасательные службы, а затем он был отведён в Кронштадт. После непродолжительного изучения в Таллинне броненосец посадили на мель 25 июня 1947 года в районе острова Осмуссар в Финском заливе и использовали в качестве мишени во время учений Балтийского флота. По другим данным, «Schleswig-Holstein» изначально являлся самоходной мишенью и был посажен на мель только в 1956 году. Мишенью корабль прослужил как минимум до 1966 года, после чего был разобран на металл. Послевоенная судьба броненосца «Schlesien» сложилась проще: его не стали поднимать и постепенно разобрали на металл в 1947–1970 годах.
Броненосцы «Schleswig-Holstein» и «Schlesien», устаревшие ещё на стадии строительства и после Первой мировой войны оставленные союзниками в составе германского флота по принципу «наименьшего зла», по иронии судьбы не только пережили многих более совершенных современников, но и сделали первый и последний выстрелы кригсмарине во Второй мировой войне.
Вместе с тем значение «Schleswig-Holstein» и «Schlesien» как учебных кораблей трудно переоценить. Достаточно сказать, что в 1932–1933 годах командиром броненосца «Schlesien» был будущий начальник абвера Вильгельм Канарис. Кроме него, на «Schlesien» в разные годы проходили службу будущие генерал-адмирал Альфред Заальвахтер и адмирал Вернер Тиллессен, а выходцами со «Schleswig-Holstein» были генерал-адмиралы Карл Эрнст Витцель и Вильгельм Маршалл. Бывшие офицеры броненосцев сделали свой вклад и в создание военно-морского флота послевоенной ФРГ. Так, одним из создателей подводных сил бундесмарине стал Эгон-Рейнер фон Шлиппенбах, служивший на «Schleswig-Holstein» в 1937–1939 годах. В этой связи неудивительно, что новый эсминец «Schleswig-Holstein» был заложен для возрождённых ВМС ФРГ уже 20 августа 1959 года.
Водоизмещение стандартное/полное, т |
13 190/14 465 |
---|---|
Длина, м |
127,7 |
Ширина, м |
22,2 |
Осадка, м |
8,2 |
Энергетическая установка |
2 паровые машины тройного расширения, 12 паровых котлов Schultz-Thornycroff* |
Мощность, л.с. |
16 000 |
Скорость полного хода, узлов |
18 |
Дальность плавания, миль |
4800 при скорости 10 узлов |
Бронирование, мм |
|
Главный броневой пояс |
240–100 |
Верхний броневой пояс |
170 |
Палуба |
40 |
Башни |
до 280 |
Барбеты |
до 280 |
Боевая рубка |
300 |
Экипаж |
35 офицеров и 708 матросов** |
* – в ходе модернизации 20-х годов 8 из 12 котлов перевели на нефть
** – после переоборудования в учебные корабли «Schlesien» принимал 29 офицеров, 559 матросов и 214 кадетов, а «Schleswig-Holstein» — 31 офицера, 565 матросов и 175 кадетов
|
1908 |
1927 |
1939 |
1944 |
---|---|---|---|---|
Артиллерийские орудия |
|
|
|
|
280-мм |
4 |
4 |
4 |
4 |
170-мм |
14 |
- |
- |
- |
150-мм |
- |
12 |
10 |
- |
88-мм |
22 |
- |
- |
- |
Зенитные орудия |
|
|
|
|
105-мм |
- |
- |
6 |
6 |
88-мм |
- |
4 |
- |
- |
40-мм |
- |
- |
- |
10 |
37-мм |
- |
- |
4 |
- |
20-мм |
- |
- |
4 |
22 |
Торпедные аппараты |
|
|
|
|
450-мм |
6 |
6 |
- |
- |
Литература:
- К. Залесский. Вооруженные силы III Рейха. Полная энциклопедия, Москва, «Эксмо», 2008
- С. Патянин, М. Морозов, В. Нагирняк. Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха, Москва, «Коллекция», «Яуза», «Эксмо», 2009
- Вальтер Хубич. Захват Дании и Норвегии. Операция «Учения на Везере». 1940–41, Москва, «Центрполиграф», 2006
- Н. Печуконис. Дредноуты кайзера, Москва, «Военная книга», 2005
- А. Дашьян, С. Патянин, М. Токарев. Все линкоры Второй мировой, Москва, «Яуза», «Эксмо», 2011
- И. Ф. Орленко. Крылатые торпедоносцы, Рукопись, 1992
- И. Ф. Орленко. Мы – Таллинские, Таллин, «Ээсти раамат», 1981
- Лаврентьев H.M., Демидов Р.С., Кучеренко Л.А., Храмов Ю.В. Авиация ВМФ в Великой Отечественной войне, Москва, Воениздат, 1983
- wehrmacht-history.com
- forum.axishistory.com
- forum.worldofwarships.com
- http://iremember.ru/memoirs/letchiki-bombardirov/gss-borisov-mikhail-vladimirovich-torpedonosets/
Комментарии к данной статье отключены.