• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    46

    Корабли, пережившие кайзера и фюрера

    • ВМВ
    • флот
    • Германия
    Андрей Малеев
    18 September '18

    Броненосцы «Schleswig-Holstein» и «Schlesien», спущенные на воду в 1906 году и устаревшие ещё на стадии строительства, по иронии судьбы не только пережили многих более совершенных современников, но и произвели первый и последний выстрелы кригсмарине во Второй мировой войне.

    Пять броненосцев типа Deutschland, заложенные в 1902–1905 годах в кайзеровской Германии, стали последними эскадренными броненосцами имперского флота. При закладке корабли оценивались как будущая ударная сила флота, однако появление дредноутов свело их ценность в качестве линкоров почти к нулю. Тем не менее два броненосца этого класса стали настоящими долгожителями, сумев пережить не только кайзера, но и Гитлера. Четвёртый броненосец серии, получивший имя «Schlesien» («Силезия»), ввели в строй 5 мая 1908 года, а пятый — «Schleswig-Holstein» («Шлезвиг-Гольштейн») — 6 июля 1908 года.

    ​Линейный корабль «Schleswig-Holstein», официальное фото. forum.worldofwarships.com - Корабли, пережившие кайзера и фюрера | Warspot.ru
    Линейный корабль «Schleswig-Holstein», официальное фото.
    forum.worldofwarships.com

    В связи с тем, что в ВМФ Германской империи была введена новая классификация, «Schlesien» и «Schleswig-Holstein» переименовали в линейные корабли (Linienschiff), однако ни в имперском флоте, ни в составе флота Веймарской республики, ни в кригсмарине они никогда не рассматривались как полноценные боевые корабли для линейных морских сражений. На протяжении всей своей долгой службы «Schlesien» и «Schleswig-Holstein» использовались в основном в качестве учебных кораблей. Вооружение броненосцев неоднократно изменялось, чтобы соответствовать новым реалиям войны на море, и его неизменным элементом оставались лишь спаренные 280-мм башенные установки. Более подробные данные о тактико-технических характеристиках и вооружении кораблей приведены в таблицах в конце статьи.

    ​Броненосец «Schlesien» в составе кайзеровского флота. tsushima.su - Корабли, пережившие кайзера и фюрера | Warspot.ru
    Броненосец «Schlesien» в составе кайзеровского флота.
    tsushima.su

    На службе Германской империи

    Устаревшие ещё на стапеле «Schlesien» и «Schleswig-Holstein» планировалось использовать в качестве броненосцев береговой обороны, поэтому накануне Первой мировой войны они отрабатывали действия в условиях Балтийского моря (исключением стал поход в Атлантику, совершённый 7 июля – 1 августа 1909 года).

    ​Броненосец «Schleswig-Holstein» в составе кайзеровского флота. tsushima.su - Корабли, пережившие кайзера и фюрера | Warspot.ru
    Броненосец «Schleswig-Holstein» в составе кайзеровского флота.
    tsushima.su

    После начала Первой мировой войны «Schlesien» и «Schleswig-Holstein», входившие в состав 2-й эскадры линейных кораблей Флота Открытого моря, охраняли устье Эльбы и подходы к германским военно-морским базам, но с конца 1914 года их начали привлекать к операциям у британского побережья. Так, 15–16 декабря 1914 года броненосцы прикрывали 1-ю разведывательную эскадру во время бомбардировок Хартлпула, Скарборо и Уитби, 11–12 сентября и 23–24 октября 1915 года — корабли 2-й разведывательной группы при постановке мин на банке Сварте, а 24–25 апреля 1916 года участвовали в бомбардировках Ярмута и Лоустофта. Впрочем, не стоит переоценивать роль броненосцев в этих операциях: чаще всего «Schlesien» и «Schleswig-Holstein» находились далеко от места боя, прикрывая пути отхода германских кораблей. Вполне возможно и то, что с августа 1914 по май 1916 года броненосцы не сделали ни единого боевого выстрела из орудий главного калибра.

    ​Броненосцы 2-й эскадры линейных кораблей. forum.worldofwarships.com - Корабли, пережившие кайзера и фюрера | Warspot.ru
    Броненосцы 2-й эскадры линейных кораблей.
    forum.worldofwarships.com

    Апофеозом боевого применения «Schlesien» и «Schleswig-Holstein» в ходе Первой мировой стало их участие в Ютландском сражении 31 мая – 1 июня 1916 года. Броненосцы 2-й эскадры привлекались к участию в битве скорее для массовости, чем в расчёте на реальную помощь, и не снискали себе победных лавров. Так, «Schleswig-Holstein» в ходе битвы безрезультатно расстрелял всего двадцать 170-мм снарядов. Тем не менее оба броненосца не только получили повреждения, но и понесли потери в личном составе: в результате попадания снаряда, взорвавшегося внутри броневого каземата, на «Schleswig-Holstein» было выведено из строя 170-мм орудие, убито три и ранено девять человек, а на «Schlesien» один человек погиб, и ещё один был ранен.

    После Ютландского сражения броненосцы были выведены из боевого состава флота. «Schlesien» служил блокшивом в Киле, а в 1918 году стал учебным судном для морских кадетов. «Schleswig-Holstein» сначала использовался в качестве мишени для подводных лодок, с 12 по 23 февраля 1917 года нёс сторожевую службу, затем был блокшивом в Бремерхафене, а с 1918 года — плавучей казармой в Киле. После капитуляции Германии оба корабля попали в перечень броненосцев, оставленных по условиям Версальского мирного договора в составе рейхсмарине — вероятно, англичане просто не сумели отбуксировать их в свою базу Скапа-Флоу.

    Служба в межвоенный период

    Из-за послевоенного экономического кризиса немцы довольно долго не могли ввести броненосцы в строй: «Schleswig-Holstein» проходил ремонт и модернизацию в 1924–1926, а «Schlesien» — в 1925–1927 годах. Броненосцы были самыми крупными боевыми единицами рейхсмарине, поэтому неудивительно, что «Schleswig-Holstein» являлся флагманским кораблём командующего флотом в 1926–1935 годах, а во время его модернизации в 1930–1931 годах эти функции выполнял «Schlesien».

    ​Броненосец «Schleswig-Holstein», 1927 год. navyworld.narod.ru - Корабли, пережившие кайзера и фюрера | Warspot.ru
    Броненосец «Schleswig-Holstein», 1927 год.
    navyworld.narod.ru

    Возвращение броненосца «Schleswig-Holstein» в строй стало своеобразным символом возрождения немецкого флота: едва завершив ремонт, корабль приступил к демонстрации флага. 14 мая – 17 июня 1926 года он совершил поход в Испанию, посетив Барселону, Пальма-де-Майорка и Виго, а 30 марта – 14 июня 1927 года находился в Лиссабоне. В 20–30-е годы броненосцы чаще использовались в качестве учебно-боевых кораблей, в частности, на них проходили ценз (обязательный период пребывания в определённой должности) офицеры управления рейхсмарине.

    ​Броненосец «Schleswig-Holstein» под вице-адмиральским флагом командующего флотом, 1932 год. tsushima.su - Корабли, пережившие кайзера и фюрера | Warspot.ru
    Броненосец «Schleswig-Holstein» под вице-адмиральским флагом командующего флотом, 1932 год.
    tsushima.su

    Окончательно «Schlesien» и «Schleswig-Holstein» переоборудовали в учебные артиллерийские корабли в феврале-апреле 1934 и январе-марте 1935 года соответственно. Бывшие броненосцы активно использовались немцами для подготовки экипажей строившихся «карманных линкоров», в том числе для приобретения навыков плавания в Атлантике. Всего в 1936–1939 годах атлантическую практику на броненосцах прошли не менее полутора тысяч кадетов.

    Учебные походы броненосцев «Schlesien» и «Schleswig-Holstein» в 1936–1939 годах

    Год

    Корабль

    Учебный поход

    1936

    «Schlesien» и «Schleswig-Holstein»

    Шестимесячный поход к берегам Южной Америки с заходом в Карибское море

    1937

    «Schlesien»

    В марте посетил Галифакс, в декабре — Мар-дель-Плата в Аргентине

    1937

    «Schleswig-Holstein»

    Вокруг Африки

    1938

    «Schlesien»

    Посетил Доминиканскую Республику

    1938–1939

    «Schleswig-Holstein»

    К берегам Южной Америки с заходом в Карибское море

    «Schleswig-Holstein»: первый выстрел Второй мировой

    С началом Второй мировой войны «Schlesien» и «Schleswig-Holstein» активно участвовали в боевых действиях. Именно «Schleswig-Holstein», 25 августа 1939 года прибывший в Данциг с дружественным визитом, 1 сентября в 4:48 произвёл первый выстрел Второй мировой войны, дав два залпа по польскому гарнизону полуострова Вестерплатте. Вполне возможно, что выпущенные броненосцем восемь 280-мм снарядов были единственными боевыми стрельбами артиллерии главного калибра за всё время его службы. Несмотря на незначительный прямой ущерб, бомбардировка Вестерплатте оказала влияние на исход операции по захвату Данцига, послужив аргументом в пользу отказа от переброски польских подкреплений в город.

    ​Броненосец «Schleswig-Holstein» обстреливает Вестерплатте. История Второй мировой войны 1939–1945», Т. 3, 1973 - Корабли, пережившие кайзера и фюрера | Warspot.ru
    Броненосец «Schleswig-Holstein» обстреливает Вестерплатте.
    История Второй мировой войны 1939–1945», Т. 3, 1973

    С середины сентября «Schlesien» и «Schleswig-Holstein» обстреливали польские позиции на Хельской косе. Впрочем, обстрелы оказались малорезультативными, а 27 сентября в ходе артиллерийской дуэли с береговой батареей «Schleswig-Holstein» получил небольшие повреждения от попадания 152-мм снаряда. После завершения Польской кампании броненосцы вернулись к роли учебно-боевых кораблей. Помимо этого, зимой 1939–1940 годов «Schlesien» несколько раз использовался в качестве ледокола для проводки немецких подлодок.

    Неудачное участие в захвате Дании

    В следующий раз герои этой статьи использовались в качестве боевых кораблей во время Датско-норвежской операции. «Schleswig-Holstein» участвовал в ней в качестве флагманского корабля 7-й боевой группы, задачей которой был захват датских городов Ниборг, Корсёр, Копенгаген и Гедсер. Несмотря на то, что высадка десанта прошла без малейшего противодействия со стороны датчан, группа понесла потери в личном составе и технике. 9 апреля 1940 года в 2:17 при попытке разминуться с датским сторожевым кораблём «Schleswig-Holstein» сел на мель у Венгиансе. Судя по описаниям, причиной происшествия стала излишняя «вежливость»: немецкий броненосец слишком далеко принял в сторону, пытаясь обойти уступавший ему дорогу сторожевик. Снятие броненосца с мели длилось двенадцать часов и привело к гибели немецкого буксира в результате «столкновения с неустановленным кораблём». Интересно, что бо́льшую часть экипажа буксира спас датский сторожевик, принимавший деятельное участие в снятии немецкого броненосца с мели. Вероятно, что «неустановленным кораблём» был «Schlesien»; таким образом, его участие в операции свелось к помощи в снятии с мели своего систершипа.

    От пребывания в резерве до кораблей Учебного флота

    После окончания Французской кампании броненосцы были выведены в резерв (в немецких документах их экипажи фигурируют как охранные команды), а «Schleswig-Holstein» даже планировали переоборудовать в радиоуправляемую мишень.

    Перед нападением Германии на Советский Союз «Schlesien» и «Schleswig-Holstein» вернули в боевой состав флота, включив в базировавшуюся в Копенгагене группу броненосцев (основной её задачей являлась защита Балтийских проливов). В конце сентября 1941 года оба броненосца использовались для охраны минных заграждений на Балтике на случай попытки прорыва советских кораблей в английские порты. Когда стало ясно, что попыток прорыва не будет, их передали в состав Учебного флота, где довольно интенсивно использовали. Так, «Schleswig-Holstein», ставший флагманом Учебного флота, в 1941–1944 годах прошёл около 6000 миль.

    ​Броненосец «Schlesien» в норвежском фьорде. tsushima.su - Корабли, пережившие кайзера и фюрера | Warspot.ru
    Броненосец «Schlesien» в норвежском фьорде.
    tsushima.su

    Гибель ветеранов

    Возможно, что броненосцы-ветераны пережили бы и Вторую мировую войну, но в 1944 году о них вспомнили и переоборудовали в плавучие батареи противовоздушной обороны, установив усиленное противовоздушное вооружение и радиолокационные станции FuMO-21. 18 декабря 1944 года в Готенхафене «Schleswig-Holstein» был тяжело повреждён тремя попаданиями английских бомб (погибли 28 и ранены 53 члена экипажа). Добил же его пожар, вспыхнувший по неизвестным причинам двумя днями позже и потушенный с большим трудом. Броненосец решили не восстанавливать, официально вывели из состава флота 25 января 1945 года и затопили 21 марта.

    ​Затопленный броненосец «Schleswig-Holstein». navyworld.narod.ru - Корабли, пережившие кайзера и фюрера | Warspot.ru
    Затопленный броненосец «Schleswig-Holstein».
    navyworld.narod.ru

    Броненосец «Schlesien» ненадолго пережил систершипа, став жертвой советской авиации. Причиной охоты на корабль стали обстрелы наступавших войск Красной армии, которые он вёл с 15 марта 1945 года в районе Данцигской бухты. Свой последний боевой выход «Schlesien» провёл 2 мая 1945 года, обстреляв мост через реку Пене в районе Вольгаста. Возвращаясь в Свинемюнде, 3 мая в 2:30 броненосец подорвался, предположительно, на английской авиационной донной магнитной мине (погибли два человека). Потерявший ход «Schlesien» отбуксировали в Свинемюнде и, по немецкой версии событий, посадили на мель. Впрочем, приложенная к делу №26380 (ЦВМА, фонд 122) советская фотография броненосца с торчащими над водой надстройками ставит под сомнение версию о посадке его на мель.

    «Schlesien» мог пережить войну, но существование крупного немецкого корабля, ведущего бои уже после падения Берлина, явно не входило в планы командования Балтийского флота. Даже сейчас нет единой версии гибели броненосца 4 мая 1945 года (существуют, как минимум, пять различных описаний развития событий). Советские историки единодушны в том, что корабль погиб в результате трёх последовательных авианалётов, но не могут определиться с автором победного удара. По одной версии, «Schlesien» потопил заместитель командира эскадрильи 51-го минно-торпедного авиационного полка Михаил Владимирович Борисов. В своём интервью 2006 года Борисов утверждал, что торпедировал броненосец и получил за его потопление премию в размере 10 000 рублей. Однако командир 51-го полка И.Ф. Орленко придерживался иной точки зрения. В своих воспоминаниях он утверждал, что решающим для «Schlesien» стал взрыв у его борта 1000-кг бомбы во время второй воздушной атаки, исключая причастность Борисова к победному удару.

    Воздушные атаки советских самолётов на броненосец «Schlesien» 4 мая 1945 года*

    Время

    Командиры экипажей торпедоносцев

    Командиры экипажей бомбардировщиков

    Результат атаки

    10:30

    Герой Советского Союза старший лейтенант М. Борисов и старший лейтенант В. Фоменко

    В. Кулинич, В. Мартынов, Ф. Косенко, Н. Ефремцев, И. Смолянов, Н. Линник, А. Горбушкин, В. Астукевич

    Одно прямое попадание бомбы ФАБ-250

    16:00

    Герой Советского Союза старший лейтенант А. Богачёв

    В. Фоменко, В. Петров, Ф. Косенко, Б. Козлов, В. Мартынов

    Взрыв ФАБ-1000 у борта броненосца

    20:00

    капитан Ф. Макарихин

    В. Астукевич, А. Горбушкин, В. Кулинич, Б. Козлов, Н. Ефремцев

    Одно прямое попадание бомбы ФАБ-1000 и четыре попадания ФАБ-250

    * — приводится по книге И.Ф. Орленко «Крылатые торпедоносцы»

    Интересно, что в интервью Борисов весьма скупо описал такое крупное событие, как потопление «Schlesien»: «Потом линкор торпедировал. Мне дали только 10 тысяч рублей за потопление линкора. Никаких наград не дали». Факт торпедирования кажется сомнительным по следующей причине: имея осадку 8 м, «Schlesien» стоял на мелководье (глубина до 12 м), а авиационные торпеды (вероятнее всего, использовалась модель 45–36-АН со стабилизатором АН-42) при попадании в воду делали первоначальный «нырок», погружаясь на глубину не менее 15 м, и, следовательно, должны были зарыться в грунт.

    Официальная советская историография в лице авторов книги «Авиация ВМФ в Великой Отечественной войне» не согласна с обоими участниками событий и утверждает, что решающим для потопления броненосца стало попадание 1000-кг бомбы во время третьего авианалёта. Вероятно, справедливее всего будет отнести потопление «Schlesien» на коллективный счёт пилотов 51-го минно-торпедного авиационного полка. Тем более что даже Специальная комиссия КБФ, осмотревшая корпус броненосца в июне 1945 года, не смогла прийти к единому мнению и заключила, что пробоина в носовой части «могла быть следствием взрыва двухтысячефунтовой английской бомбы или советской торпеды на мелководье у борта корабля».

    ​Учебный линкор «Schlesien» после авиаудара 4 мая 1945 года в Свинемюнде. Фотография приложена к делу №26380 (ЦВМА, фонд 122). bellabs.ru - Корабли, пережившие кайзера и фюрера | Warspot.ru
    Учебный линкор «Schlesien» после авиаудара 4 мая 1945 года в Свинемюнде. Фотография приложена к делу №26380 (ЦВМА, фонд 122).
    bellabs.ru

    Множество дискуссий вызывает и немецкая версия о том, что немцы сами планировали затопить «Schlesien», и за полчаса до первого налёта его командир капитан цур зее Ганс-Эберхард Буш с двадцатью ранеными моряками, оставив на борту броненосца расчёты зенитных орудий, перешёл на борт миноносца Т-36. Во время налёта корабль якобы не получил никаких повреждений и затонул после открытия кингстонов между вторым и третьим советскими авианалётами. Версия кажется как минимум спорной из-за ряда моментов, оставленных без комментариев. Во-первых, если немцы планировали затопить корабль, то почему, вопреки традиции, капитан Буш не покидал корабль последним? Во-вторых, как можно было потопить сидящий на мели корабль, открыв кингстоны? Сомнительной кажется и версия, по которой броненосец был добит торпедами с немецкого миноносца Т-36. Во-первых, получается, что Т-36 добивал торпедой сидевший на мели броненосец. Во-вторых, Т-36 погиб 4 мая (по советским данным, в результате прямого попадания авиабомбы во время третьего налёта), а значит, торпедировал «Schlesien» раньше. В таком случае он торпедировал бы броненосец до его оставления экипажем (по советским данным, немецкие зенитчики обстреливали самолёты противника и во время третьей атаки).

    После войны «Schleswig-Holstein» подняли советские спасательные службы, а затем он был отведён в Кронштадт. После непродолжительного изучения в Таллинне броненосец посадили на мель 25 июня 1947 года в районе острова Осмуссар в Финском заливе и использовали в качестве мишени во время учений Балтийского флота. По другим данным, «Schleswig-Holstein» изначально являлся самоходной мишенью и был посажен на мель только в 1956 году. Мишенью корабль прослужил как минимум до 1966 года, после чего был разобран на металл. Послевоенная судьба броненосца «Schlesien» сложилась проще: его не стали поднимать и постепенно разобрали на металл в 1947–1970 годах.

    Броненосцы «Schleswig-Holstein» и «Schlesien», устаревшие ещё на стадии строительства и после Первой мировой войны оставленные союзниками в составе германского флота по принципу «наименьшего зла», по иронии судьбы не только пережили многих более совершенных современников, но и сделали первый и последний выстрелы кригсмарине во Второй мировой войне.

    Вместе с тем значение «Schleswig-Holstein» и «Schlesien» как учебных кораблей трудно переоценить. Достаточно сказать, что в 1932–1933 годах командиром броненосца «Schlesien» был будущий начальник абвера Вильгельм Канарис. Кроме него, на «Schlesien» в разные годы проходили службу будущие генерал-адмирал Альфред Заальвахтер и адмирал Вернер Тиллессен, а выходцами со «Schleswig-Holstein» были генерал-адмиралы Карл Эрнст Витцель и Вильгельм Маршалл. Бывшие офицеры броненосцев сделали свой вклад и в создание военно-морского флота послевоенной ФРГ. Так, одним из создателей подводных сил бундесмарине стал Эгон-Рейнер фон Шлиппенбах, служивший на «Schleswig-Holstein» в 1937–1939 годах. В этой связи неудивительно, что новый эсминец «Schleswig-Holstein» был заложен для возрождённых ВМС ФРГ уже 20 августа 1959 года.

    Основные тактико-технические характеристики броненосцев «Schlesien» и «Schleswig-Holstein»

    Водоизмещение стандартное/полное, т

    13 190/14 465

    Длина, м

    127,7

    Ширина, м

    22,2

    Осадка, м

    8,2

    Энергетическая установка

    2 паровые машины тройного расширения, 12 паровых котлов Schultz-Thornycroff*

    Мощность, л.с.

    16 000

    Скорость полного хода, узлов

    18

    Дальность плавания, миль

    4800 при скорости 10 узлов

    Бронирование, мм

    Главный броневой пояс

    240–100

    Верхний броневой пояс

    170

    Палуба

    40

    Башни

    до 280

    Барбеты

    до 280

    Боевая рубка

    300

    Экипаж

    35 офицеров и 708 матросов**

    * – в ходе модернизации 20-х годов 8 из 12 котлов перевели на нефть

    ** – после переоборудования в учебные корабли «Schlesien» принимал 29 офицеров, 559 матросов и 214 кадетов, а «Schleswig-Holstein» — 31 офицера, 565 матросов и 175 кадетов

    Состав вооружения броненосцев «Schlesien» и «Schleswig-Holstein» в разные периоды

    1908

    1927

    1939

    1944

    Артиллерийские орудия

    280-мм

    4

    4

    4

    4

    170-мм

    14

    -

    -

    -

    150-мм

    -

    12

    10

    -

    88-мм

    22

    -

    -

    -

    Зенитные орудия

    105-мм

    -

    -

    6

    6

    88-мм

    -

    4

    -

    -

    40-мм

    -

    -

    -

    10

    37-мм

    -

    -

    4

    -

    20-мм

    -

    -

    4

    22

    Торпедные аппараты

    450-мм

    6

    6

    -

    -


    Литература:

    1. К. Залесский. Вооруженные силы III Рейха. Полная энциклопедия, Москва, «Эксмо», 2008
    2. С. Патянин, М. Морозов, В. Нагирняк. Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха, Москва, «Коллекция», «Яуза», «Эксмо», 2009
    3. Вальтер Хубич. Захват Дании и Норвегии. Операция «Учения на Везере». 1940–41, Москва, «Центрполиграф», 2006
    4. Н. Печуконис. Дредноуты кайзера, Москва, «Военная книга», 2005
    5. А. Дашьян, С. Патянин, М. Токарев. Все линкоры Второй мировой, Москва, «Яуза», «Эксмо», 2011
    6. И. Ф. Орленко. Крылатые торпедоносцы, Рукопись, 1992
    7. И. Ф. Орленко. Мы – Таллинские, Таллин, «Ээсти раамат», 1981
    8. Лаврентьев H.M., Демидов Р.С., Кучеренко Л.А., Храмов Ю.В. Авиация ВМФ в Великой Отечественной войне, Москва, Воениздат, 1983
    9. wehrmacht-history.com
    10. forum.axishistory.com
    11. forum.worldofwarships.com
    12. http://iremember.ru/memoirs/letchiki-bombardirov/gss-borisov-mikhail-vladimirovich-torpedonosets/

    Андрей Малеев

    Американский подводный вампир на Warspot.ru
    Американский подводный вампир
    Кровавый след югославского «Дракона» на Warspot.ru
    Кровавый след югославского «Дракона»
    «Серый призрак» Тихого океана на Warspot.ru
    «Серый призрак» Тихого океана
    Поделиться
    • 7
    • 1054
    • 11
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Фото дня: вовремя переименованный крейсер на Warspot.ru
    Фото дня: вовремя переименованный крейсер
    Чудо-оружие немецкого флота на Warspot.ru
    Чудо-оружие немецкого флота
    Четыре дня и три ночи «Армении»: от Севастополя до Ялты на Warspot.ru
    Четыре дня и три ночи «Армении»: от Севастополя до Ялты
    Четыре дня и три ночи «Армении»: наказание виновных и судьба выживших на Warspot.ru
    Четыре дня и три ночи «Армении»: наказание виновных и судьба выживших
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google