Британский Infantry Tank Mk.IV, впоследствии известный как «Черчилль», получился неоднозначным. Нечёткое задание, разработанное гражданскими чиновниками и выданное компании, которая до этого не занималась танками, легло в основу конструкции, оказавшейся практически непригодной к боевым действиям. Однако конструкторы фирмы «Воксхолл» проявили упорство, а среди военных нашлись люди, готовые отстоять танк на политическом поле боя. К концу 1941 года «Черчилль» было сложно назвать полноценной боевой машиной, но его срок службы позволил отправить несколько опытных экземпляров на испытания за пределы Великобритании.
Премьера железного «премьера»
Чтобы испытать танки в пустыне, к концу ноября 1941 года два экземпляра отправили в Северную Африку. Это были «Черчилли» II с WD-номерами T.30999 и T.301000. С ними откомандировали двух инженеров из «Воксхолл».
Танки прибыли в Ливию к концу года. Осмотр, проведённый 30 декабря, показал, что машины находятся в отвратительном состоянии: их погрузили на палубу, даже не накрыв брезентом. Вскрытие люков одного из танков показало, что на дне скопилась солёная вода глубиной 23 см! Все алюминиевые детали и проводка пришли в негодность. В метрополию ушла заявка на запчасти, и после их получения сопровождающие танки инженеры принялись за работу. Ни о каких испытаниях не могло быть и речи.
Ремонт танков занял примерно месяц. При восстановлении было принято решение снять с одного из танков блокировку четвёртой передачи, и к 6 февраля 1942 года он в таком виде прошёл 231 милю (372 км). Так как противопесочные экраны, установленные на «Черчилли» до отправки в Африку, оказались бесполезными, взамен них изготовили и установили более эффективные экраны. За указанный пробег сломались оси катков №10 с обоих бортов. Блок подвески №2 обоих бортов тоже получил повреждения. Деформировались блоки №5, 6, 7 и 8 по левому борту. Траки гусеницы разрушались гораздо быстрее, чем в Англии, но ни один из них не вышел из строя полностью. Отмечалось, что в остальном танк показал себя хорошо и водить его было очень легко, но «Черчилля» всё же сняли с испытаний, чтобы разобраться с ходовой частью. Ремонт второго танка, с блокировкой коробки передач, закончился только к 6 февраля, и принять участие в первых испытаниях он не успел.
К концу февраля первый танк всё ещё ожидал прибытия усиленных блоков подвески, а второй за месяц прошёл 292 мили (470 км). За это время пришлось заменить коробку передач. Как и на первом танке, траки буквально разваливались на ходу, но гусеница всё ещё не порвалась. Запасных траков было мало, и испытатели потребовали прислать новые траки из марганцевой стали. Они отмечали, что оба танка при езде заметно тянет влево, но причину дефекта найти не смогли.
К 20 марта оба «Черчилля» продолжили испытания. T.30999 к тому времени прошёл 783 мили (1260 км), из которых 679 миль (1092 км) — в Африке. После 525 миль (845 км) пробега у танка вышел из строя двигатель. Машину обслуживали довольно тщательно, меняя масло каждые 300 миль (482 км) и очищая фильтры каждые 50 миль (64 км), но песок всё равно попал внутрь мотора. Так, электроды свечей зажигания были покрыты наростами смеси песка с сажей, похожей на плесень. В итоге на танк поставили новый двигатель и сдвоенные фильтры.
Тем временем T.31000 прошёл 547 миль (880 км), из них 389 миль (626 км) — в Северной Африке. У танка наблюдались проблемы с коробкой передач, которая произвольно переключалась с третьей передачи, а селекторы третьей и четвёртой передач погнулись. Внутри двигателя этого танка тоже нашли песок.
К 27 апреля T.30999 прошёл 898 миль (1445 км) по пустыне. Осмотр бортовых передач показал, что они в исправности, зато некоторые детали ходовой части были сильно изношены. Гусеницы оказались в ужасном состоянии: некоторые пальцы развалились на 5–6 частей. Так как запасных траков всё ещё не было, T.30999 временно сняли с испытаний и решили сосредоточиться на испытаниях танка T.31000 — к этому времени он прошёл 587 миль в Ливии. Коробка передач оставалась проблемным агрегатом: отколовшиеся зубья шестерён заклинивали её. На танке вышел из строя компрессор поворотного механизма; его заменили, но и новый имел дефекты, поэтому пришлось продолжать испытания без пневматического привода механизма поворота. Отмечались и другие мелкие поломки. К этому времени начал отказывать двигатель, поэтому для его переборки танк сняли с испытаний.
В мае машины не гоняли так сильно, как раньше. К 6 июня T.30999 прошёл 933 мили (1500 км) в Африке, а T.31000 — всего 621 милю (999 км). На этом этапе у второй машины вышел из строя двигатель, и его отослали обратно в метрополию для дефектации. T.30999, у которого двигатель заменили после 525 миль (845 км) пробега, продолжал испытания. Машину использовали для испытания системы охлаждения в самую жаркую летнюю погоду при температуре воздуха 42 °C. Пробег по 3,5-мильной (5,6 км) трассе в основном на 3-й и 4-й передачах доводил воду в системе охлаждения до кипения, а масло — до температуры в 116 °C. Это считалось удовлетворительным.
На этом основные испытания танка закончились. Машину решили держать в резерве для особых испытаний. После этого машины всплывают в документах только один раз: в сводке за июль 1942 года объявляется, что опытные работы сворачиваются из-за стремительного наступления немцев, а опытные танки эвакуируются в Палестину. Оттуда их планировалось отправить обратно в Великобританию. В том же документе упоминается прибытие в Африку шести «Черчиллей» III, которые предполагалось не только испытывать, но и опробовать в бою.
Ранним «Черчиллям» с 2-фунтовками тоже довелось повоевать под британским флагом, хотя и не в первоначальном облике: 3-дюймовая гаубица извлекалась из корпуса и ставилась в башню. Это позволило увеличить манёвренность огня, а также дальность стрельбы этого орудия: за счёт увеличения предельного угла подъёма ствола максимальная дальность выросла вдвое, примерно с 1000 ярдов (914 метров) до 2000 ярдов (1828 м). Для наведения на цель по горизонтали использовался оптический прицел от 2-фунтовой пушки, а по вертикали — механический прицел новой конструкции. Это дало возможность вести огонь по дальним целям, не жертвуя возможностью наблюдения. Рассматривалось и использование штатных прицелов от танков «Крусейдер» CS.
Танки переделывались в полевых мастерских, поэтому официального названия не имели, а в докладах используются названия «Черчилль» CS или «Черчилль» I CS. При этом существовали танки «Черчилль» CS с двумя гаубицами, отдельного названия у которых не было. Поступали жалобы на то, что вместо 2-фунтовки (40-мм) в корпусе желательно иметь 6-фунтовое (57-мм) орудие, но документальных свидетельств о существовании таких танков нет. «Черчилли» CS использовались в Северной Африке и Италии в 1943 году в довольно ограниченных количествах, но идея создания на основе «Черчилля» машины непосредственной поддержки понравилась британцам. Впоследствии были выпущены более совершенные машины такого типа с более мощным вооружением.
Морозы как в России
Ещё в ноябре 1941 года британцы также решили послать несколько «Черчиллей» в СССР. По замыслу военных, суровая русская зима должна была компенсировать слабую систему охлаждения, а русским танкистам предстояло как-нибудь разобраться с прочими дефектами.
К 5 декабря планы поставки «Черчиллей» приняли более чёткие очертания. Согласно им, предстояло к марту послать в СССР 100 танков. Генеральный штаб высказался против подобного решения, аргументируя это тем, что такое количество «Черчиллей» не сможет оказать значительное влияние на ход боевых действий, а вот раскрыть существование новой машины немцам — вполне. Тем не менее политический эффект от такого подарка был бы существенный, и отправку одобрили.
Однако обнаружилась заминка: модернизация танков, которая должна была начаться в январе и закончиться в марте, до марта не началась вообще. Всё, что можно было послать русским в этом месяце, — лишь перечень дефектов, которые могли проявиться при эксплуатации «Черчилля».
Британские источники сообщают, что в СССР в мае-июне 1942 года отправили 32 «Черчилля» с 2-фунтовыми пушками. Так как часть поставок пришлась на печально известный конвой PQ-17, то до пункта назначения дошли далеко не все машины. Поставки танков «Черчиллей» II продолжались недолго: Красная армия требовала машины с более мощным вооружением, чем 2-фунтовка, и улучшенные «Черчилли» III с 6-фунтовыми орудиями сначала пошли русским союзникам параллельно с «Черчиллями» II, а вскоре и полностью их заменили.
У задержки была ещё одна причина. Прежде чем послать танки, британцы решили узнать, будут ли они работать в СССР вообще, так как до этого они заводились только при температурах до −17 °C, а, по данным с советско-германского фронта, танкистам РККА приходилось воевать в морозы до −40 °C. Такую температуру было невозможно воссоздать и поддерживать в морозильных камерах, а для натурального климата Великобритании такие морозы оказались немыслимыми. Было принято решение отправить «Черчилли» в Канаду и испытать их там.
Решение провести испытания двух танков последовало в конце декабря 1941 года. Для этого на родину также откомандировали капитана Сангстера из Канадского бронетанкового корпуса, который получил особые указания от компании «Воксхолл» о проведении испытаний. Офицер должен был прибыть до поступления танков и провести надлежащую подготовку. С танками также домой отправились четверо танкистов из 1-й канадской бронетанковой бригады: капрал Ламоро и рядовые Скотт, Макмиллан и Макдональд. Первоначально планировалось отправить танки 1 января морем, а Сангстера посадить в самолёт, но не вышло. В конце концов Сангстер отбыл 17 января, а танки и экипажи — 31 января.
До отбытия Сангстер телеграфировал в Канаду краткий перечень свойственных «Черчиллю» I дефектов, чтобы местные механики могли подготовиться. Список занимал 11 страниц и был удручающим. К упомянутым проблемам добавились ржавеющие и заедающие лючки, эвакуационные люки, которые произвольно открывались и калечили экипажи, а также уйма других проблем, часто довольно существенных. Сангстер также предупреждал, что машины легко водить, но нельзя забывать, что они весят 40 тонн. В своём описании капитан почему-то неправильно оценил максимальную скорость машины, указав 18-20 миль (29-32 км) в час.
Также 30 марта 1942 года в Канаду прибыло и неофициальное руководство по эксплуатации от компании «Воксхолл», но оно опоздало: к 29 марта Сангстер уже закончил испытания «Черчиллей». Оказалось, что танки на морозе нормально работают, но снег и лёд набиваются в гусеницы и приводят к принудительной остановке. Проблемы с обледенением решались с помощью авиационной противообледенительной жидкости, но оптимальные методики её применения и требуемое количество установить не удалось из-за весеннего потепления. Установить работу «Черчилля» в требуемых условиях и так не удалось, так как морозов ниже −34 °C уже не было.
Канадцы, как и британцы, оценили надёжность машины довольно низко. По их мнению, до капитального ремонта танк мог пройти не более 500 миль (805 км), что делало машины малопригодными для обучения механиков-водителей.
После окончания испытаний британцы разрешили оставить «Черчилли» в Канаде, однако «обратного ленд-лиза» не вышло: канадцам пришлось заплатить по 15 000 фунтов за каждый танк и 2000 фунтов за запчасти — всего 32 000 фунтов. Сделка состоялась 8 апреля. Также канадцам разрешили отправить «Черчилли» в Абердин для ознакомления американцев.
Доработка «второсортного» танка
Даже до получения отчётов от канадских испытателей стало ясно, что надёжность «Черчилля» растёт, и можно было переключить усилия конструкторов на вооружение танка. Тут тоже хватало недостатков, которые надо было решить прежде, чем «Черчилль» смог бы претендовать на звание полноценной боевой машины.
У танка обнаружились существенные проблемы с вентиляцией. Если 2-фунтовка в башне и спаренный пулемёт особых проблем не вызывали — вентилятор очищал воздух довольно хорошо, — то орудие в корпусе оказалось опасным для экипажа. На «Черчилле» I при стрельбе дымовыми снарядами из гаубицы образовывалось намного больше окиси азота, чем при стрельбе осколочно-фугасными. Экипаж спасало одно: в танке возилось всего 48 76-мм снарядов (39 дымовых и 19 осколочно-фугасных), а небольшой темп стрельбы не позволял довести концентрацию ядовитых газов до опасного уровня. Тем не менее отмечалось, что экипаж может отравиться, если выпустить большое количество дымовых снарядов подряд.
У «Черчилля» II были свои проблемы. Испытания осенью 1941 года показали довольно низкую допустимую скорострельность установленного в корпусе этой машины пулемёта BESA: всего четыре ленты за полчаса. Дополнительный вентилятор, установленный, чтобы помочь водителю и пулемётчику, помог мало. Вместо того чтобы вытягивать воздух из отделения управления, вентилятор через щели в корпусе засасывал воздух извне, что не делало чище воздух в танке. Встречный ветер мог загонять ядовитые газы, уходящие через ствол пулемёта, обратно в танк. Указывалось, что экипажи должны были тщательно следить за исправностью вентилятора в башне, иначе нахождение в танке на любом месте становилось опасным.
Хотя 2-фунтовка не отравляла экипаж, вести огонь из неё было довольно сложно — прежде всего из-за тугого спускового механизма. Среднее усилие на спуске составляло 43 фунта (20 кг). В войсках часто снимали кожух вытяжного боуденовского тросика, но это лишь незначительно понижало усилия до 40 фунтов (18 кг). Механизм в итоге доработали, снизив усилия до 25 фунтов (11 кг), но уже довольно поздно — к концу сентября 1942 года.
К осени 1942 года британцы взялись и за модернизацию самой установки 2-фунтовой пушки и спаренного пулемёта, чтобы предотвратить попадание осколков внутрь танка. Обстрел штатной установки на «Черчилле» II из винтовки показал, что осколки пуль попадают в боевое отделение с левой стороны. Расширение внутренней маски немного исправляло ситуацию, но для этого требовалось изменить установку казнозарядного миномёта и спаренного пулемёта. Заряжать миномёт также становилось сложнее. Такое решение не защищало экипаж в удовлетворительной мере, но испытатели отметили, что без внешней маски полностью решить проблему не удастся.
Установку 3-дюймовой гаубицы тоже дорабатывали до осени 1942 года. 20 ноября был испытан новый метод наведения с помощью плечевого упора вместо маховиков. Такой метод пользовался успехом с 2-фунтовыми и даже 6-фунтовыми орудиями на британских крейсерских танках, позволяя не только наводить орудие быстрее, но и давая некоторую степень стабилизации при стрельбе на ходу. Испытания показали, что наводить гаубицу действительно стало легче, но особой пользы от этого не было. Так как наводчик по совместительству служил заряжающим, ему после каждого выстрела приходилось заново наводить орудие на цель.
Под конец 1942 года уже было ясно, что «Черчилли» I и II устарели. Тратить время на модернизацию этих машин было бессмысленно, а вот в качестве испытательных стендов они ещё могли пригодиться. Действительно, в 1942–1943 гг. на них испытывались многие агрегаты, включая новое крепление для лючка водителя, двигатель «Лейланд» мощностью 352 л.с. с изменённой коробкой передач, катки с резиновыми бандажами, трансмиссию с гидротрансформатором «Вулкан Синклер» и 5-скоростной коробкой передач SSS и др.
В итоге 300 первых машин не подлежали модернизации и использовались лишь в качестве учебных танков. Экипажи, которые на них учились, в итоге попали в Европу на «Черчиллях», но это были уже совсем другие танки. Они могли похвастаться более мощным вооружением, более толстой бронёй и более высокой степенью надёжности. Появление этих машин стало возможно именно благодаря пробам и ошибкам, совершённым во время конструирования и производства танков «Черчилль» I и II.
Источники:
- Архив Canadian Military Headquarters, London (1939–1947) RG 24 C 2
- Национальный архив Великобритании (The National Archives)
Комментарии к данной статье отключены.