История создания танка Т-60 нетипична для советского танкостроения. Мало того, что эту машину приняли на вооружение ещё до того, как был подготовлен первый её чертёж, так ещё с самого начала предполагалось выпускать её тысячами и сразу на трёх заводах. Хотя итоговые показатели оказались значительно скромнее первоначальных планов, более чем 5500 построенных машин – это очень приличная цифра. Продержавшийся на конвейере меньше года, с сентября 1941 по июль 1942 года, Т-60 стал самым массовым малым танком в истории. Эти машины, появившиеся на фронте в разгар битвы за Москву, внесли свою, причём довольно заметную, лепту в борьбу с врагом в самое сложное для страны время. 20 июля 2016 года Т-60 исполняется 75 лет.
Проще, ниже, толще
17 июля 1941 года было подписано постановление ГКО №179сс «О производстве лёгких танков Т-60 на заводе №37 Наркомсредмаша». Вместо предполагавшегося выпуска Т-50 завод переходил на выпуск немного упрощённого разведывательного танка-амфибии Т-40. Инициативу Н. А. Астрова и В. П. Окунева поддержали наверху, поскольку раньше октября 1941 года Т-50 можно было не ждать, да и завод №37 не очень-то подходил для производства этой довольно тяжёлой машины.
Между тем с Т-60 на базе Т-40 тоже не всё было просто. Дело в том, что корпуса и башни Т-40, которые выпускались Подольским заводом им. Орджоникидзе, имели довольно сложную конструкцию. Наибольшие проблемы возникали с башнями, обладавшими сложной формой. Высокий процент брака по корпусам и башням являлся одной из основных причин срыва графика производства Т-40, и переход в середине июля с цементированной брони на гомогенную лишь отчасти решил проблему.
Тем временем 20 июля 1941 года вышло постановление ГКО №222сс «Об изготовлении 10 тысяч лёгких танков». Согласно ему, одним из основных производителей Т-60 становился ХТЗ (г. Харьков), на долю которого приходился выпуск 3500 танков. Столько же должен был выпустить завода №37. Ещё 3 тысячи Т-60 предполагалось выпустить на ГАЗ им. Молотова, главном поставщике двигателей, КПП, опорных катков, а также других узлов и агрегатов для Т-40. Для такого крупносерийного производства даже с гомогенной бронёй корпуса и башни Т-40 не подходили совершенно, их конструкцию однозначно требовалось упрощать.
23 июля вышел приказ НКСМ №360сс, согласно которому КБ завода №37 предписывалось разработать упрощённую конструкцию корпуса и башни танка Т-60. Спустя всего два дня на заводе №37 состоялось техническое совещание в ходе которого обсуждалась конструкция танка Т-60 на базе Т-40 и дальнейшее его производство заводами ГАЗ и ХТЗ. Впрочем, реальная работа по «упрощённому Т-40» началась ещё раньше. Самые ранние из обнаруженных автором чертежей нового танка датированы 22 июля, то есть ещё до приказа НКСМ №360сс. Заводское КБ, возглавляемое Астровым, поставило мировой рекорд по скорости разработки танка: чертежи последних групп были сданы уже 28 июля, то есть весь цикл разработки документации занял неделю. Это подтверждается датами, стоящими на чертежах.
Во время проектирования возникла ещё одна проблема. Дело в том, что в соответствии с постановлениями ГКО на заводе №37 разрабатывалось сразу 2 танка с индексом Т-60. Деликатную проблему решили просто: новая машина получила чертёжный индекс 060, он же периодически использовался в переписке. Также сначала 060 хотели присвоить индекс Т-70. И хотя подобное обозначение использовалось всего несколько раз, этого вполне достаточно, чтобы сбить исследователя с толку. В переписке данный танк называют «Т-60 с упрощённым корпусом», Т-60М и просто Т-60. Последний индекс за “060” к осени 1941 года закрепился окончательно, но ещё в 1942 году некоторые заводы в переписке иногда называли его Т-70 и Т-60М.
Несмотря на то что по целому ряду узлов и агрегатов Т-40, Т-30 и Т-60 были идентичны, «упрощённый» вариант вполне тянет на новый танк. Поскольку амфибийность больше не числилась в предъявляемых требованиях, корпус Т-60 был полностью перепроектирован. Благодаря этому общая высота танка снизилась с 1905 до 1735 мм, и это рекордный показатель для танков, разработанных и серийно производившихся в годы Второй мировой войны. Совсем по иному, по сравнению с Т-40, было выполнено и бронирование. Корпус получил клиновидную форму, а борта, для повышения технологичности, собирались из двух половинок. Как и требовало техническое задание, толщина брони в лобовой части увеличилась до 20 мм, а бортов – до 15 мм. Общая масса возросла совсем немного – до 5800 кг. (Подробнее со внешним видом танка можно познакомиться в фотообзоре «Т-60 со всех ракурсов»).
Одновременно с корпусом была упрощена и башня. Теперь она имела гранёную форму, что заметно увеличивало технологичность. Толщина лба башни составила 20 мм, борта и кормы – 15 мм.
Последним пунктом, который требовал доработки, оставалось вооружение. Здесь история Т-60 полностью повторяла то, что происходило с Т-30. Поначалу как основное вооружение на танке хотели оставить ДШК, но выяснилось, что такого количества пулемётов производитель, завод №507, поставить не может. По этой причине был быстро найден альтернативный вариант вооружения – переделанная 20-мм авиационная пушка ШВАК. Саму пушку, получившую обозначение ТНШ, приняли на вооружение ещё до изготовления её опытного образца.
Решение вопроса с вооружением несколько затянуло сдачу документации по Т-60 заводам-изготовителям.
Жертвы задержек
Заданные постановлением ГКО №222сс сроки оказались слишком жёсткими. По плану техническая документация на «060» рассылалась КБ завода №37 к 27 июля. По факту же к этому сроку была только закончена разработка документации (исключая установку вооружения), а с 28 числа началась рассылка документации по заводам. На ХТЗ первые чертежи стали поступать с 28 июля, но основной объём документации попал на завод только к 10 августа.
Между тем Подольский завод им. Орджоникидзе к середине августа изготовил корпус опытного 060. К сборке опытного образца танка «060» на заводе №37 приступили 17 августа 1941 года, причём башню взяли от Т-40, вместе со штатным вооружением в виде 12,7-мм пулемёта ДШК. Сам пулемёт, впрочем, на танк так и не установили. Опытный танк отличался установкой на нём литых спицованных опорных катков. Их КБ завода №37 разработало как более простую в изготовлении альтернативу каткам выпуска ГАЗ им. Молотова, изготовлявшимся методом сварки и штамповки.
К концу августа опытный Т-60 был закончен. Астров с Окуневым лично перегнали его из Москвы в Горький, где машина стала эталоном для дальнейшего производства на ГАЗ им. Молотова. Эта поездка породила ряд фантазий, сводящихся к тому, что Астров и Окунев якобы так в Горьком и остались. Это не соответствует действительности: оба они вернулись на завод №37, где как раз разворачивался выпуск Т-30. Никто в здравом уме не стал бы лишать завод на столь важном этапе главного конструктора и старшего военного представителя.
Между тем, на ХТЗ ситуация с Т-60 оказалась крайне сложной. По состоянию на 16 августа на завод всё ещё не пришли технические условия на приёмку танков, отсутствовали ведомости на ЗИП. Несмотря на задержку чертежей, уже с начала августа на заводе начались подготовительные работы к развёртыванию производства Т-60. 8 августа состоялось совместное совещание руководства ХТЗ и ХЭМЗ (Харьковский электромеханический завод), по результатам которого заводы распределили между собой изготовление необходимых деталей.
Главные неприятности ожидали харьковский Т-60 в вопросе поставок корпусов и башен. Заводы-смежники, задействованные в корпусном производстве, по разным причинам задерживали его начало. Одной из таких причин, задержавших поставку башен, стала необходимость переделывания установки вооружения под ТНШ. В результате документация по башням была подготовлена лишь к концу августа.
Кроме того, производители корпусов для танков и так оказались загруженными другими заказами. Череда накладок привела к тому, что план по выпуску танков за август месяц не был выполнен. Первый опытный корпус «060» для ХТЗ был собран на Ворошиловградском заводе НКТМ им. Октябрьской Революции лишь к концу месяца.
На этом проблемы не заканчивались. Дело в том, что завод совместно с НАТИ предложил для армии в инициативном порядке бронетрактор ХТЗ-16 на базе СХТЗ-НАТИ. Его выпуск был одобрен в тот же день, что и Т-60, постановлением ГКО №219сс от 20 июля 1941 года. Проблемы с ХТЗ-16 оказались теми же, что и с Т-60: шасси завод сделал с большим запасом, а бронекорпусов не было. По вполне понятным причинам ХТЗ отдавал предпочтение своей разработке. Больше того, среди руководства ходили мысли, что Т-60 с них снимут, но приехавший на ХТЗ Малышев устроил нагоняй, работы по наладке производства Т-60 тут же ускорились.
Несмотря на предпринятые наркомом Малышевым меры, выпуск ряда деталей задерживался. Ряд цехов ХТЗ продолжал работу по узлам и агрегатам для бронетрактора. 10 сентября на ХТЗ поступили первые два комплекта корпусов с башнями от завода “Красный Котельщик” (г. Таганрог). 13 сентября 1941 года, спустя почти месяц после планировавшегося начала производства, на ХТЗ был наконец собран первый Т-60 с использованием корпуса и башни Ворошиловградского завода. К моменту сборки первой машины на заводе имелось 12 комплектов корпусов с башнями, прибывших с трёх разных заводов-смежников. Но за сентябрь на заводе были собраны и отправлены в войска всего 7 танков, что равнялось числу имевшихся на заводе двигателей.
Уже 17 сентября началась эвакуация ХТЗ, частично его оборудование удалось перевезти в пригород Сталинграда Красноармейск. История выпускавшихся там, на заводе №264, танков Т-60 достойна отдельного повествования. Что же касается харьковских Т-60, то их судьба не ясна. 2 танка получил 71-й отдельный танковый батальон, куда попали остальные, неизвестно.
Танки вместо грузовиков
ГАЗ им. Молотова столкнулся в августе с теми же проблемами, что и ХТЗ. Задержка с рассылкой документации по Т-60 заводам-смежникам привела к тому, что план по производству корпусов оказался сорван. Несмотря на то что Выксунский завод дробильно-размольного оборудования (ДРО) с целью отработки производства собрал первый опытный корпус уже к середине августа, о начале серийного выпуска речь не шла. По мнению представителей Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ), реально поставку корпусов от заводов-смежников заводу им. Молотова стоило ожидать не ранее 1 сентября. Тем не менее, завод в течение августа полным ходом готовился к производству новой продукции. Заводское КБ, по примеру коллег с ХТЗ, переработало под свою специфику значительную часть поступившей документации.
Имелись на заводе и проблемы производственного характера. По состоянию на август 1941 года ГАЗ им. Молотова, помимо подготовки выпуска танка Т-60, занимался производством целой гаммы колёсной техники. На Выксунский завод ДРО шли шасси МС-1 для лёгких бронеавтомобилей БА-20, на Ижорский завод отправлялись шасси ГАЗ-07 для пушечных бронеавтомобилей БА-10М. Завод являлся единственным в стране производителем автомобилей грузоподъёмностью 1,5 тонны, которые были нужны фронту как воздух, и с ГАЗ задачи по их выпуску никто не снимал. Помимо этого, в августе началось серийное производство разведывательного автомобиля ГАЗ-64, а также командирской машины ГАЗ-61, последний использовал тот же двигатель, что и Т-40/Т-60. На базе ГАЗ-61 был разработан автомобиль ГАЗ-61–416, который после снятия с производства артиллерийского тягача Т-20 «Комсомолец» определялся как штатный тягач для 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2.
После того как в конце 1940 года у завода отобрали цех по производству двигателей ГАЗ-11 (на этом месте развернули изготовление авиамоторов М-105), выпуск необходимых для собственного производства моторов удалось восстановить лишь к середине лета. Помимо всего прочего, ГАЗ и до постановления ГКО №222 был ответственен за выпуск значительной части агрегатов к малым танкам.
В сентябре ситуация на ГАЗ оставалась в подвешенном состоянии по причине отсутствия корпусов. По состоянию на середину сентября, Муромский завод Народного комиссариата путей сообщения лишь заложил 4 комплекта корпусов и башен, не изготовив ни одного. Новокраматорский завод Народного комиссариата тяжёлого машиностроения заложил 32 корпуса с башней, не закончив к середине месяца ни одного комплекта. Выксунский завод ДРО на ту же дату заложил 6 корпусов и башен, изготовив 2 комплекта. Первый корпус с башней пришёл с Выксы на ГАЗ 17 числа, в тот же день был собран первый танк.
Для производства Т-60 на заводе был выделен новокузовной цех, который получил обозначение «цех №5». Как и в случае с ХТЗ, для ускорения ввода Т-60 на ГАЗ в производство потребовалось вмешательство сверху. В начале сентября директор завода И. К. Лоскутов был вызван на совещание в ЦК ВКП(б). На совещании под председательством Г. М. Маленкова руководство ГАБТУ потребовало от директоров заводов, выпускающих танки, ускорить начало их выпуска. Данное требование в полной мере относилось и к Лоскутову. Именно с этого момента началась постепенная переориентация ГАЗ с производства автомобилей на выпуск танков.
Реальное серийное производство Т-60 на ГАЗ началось лишь в октябре 1941 года. В десятых числах октября с завода №37 на ГАЗ отправляются Астров и Окунев. На новом месте Астров стал заместителем главного конструктора, а Окунев старшим военпредом. За первые пять дней месяца вместо запланированных 15 машин было сдано всего 5 танков, к 20 октября было сдано 69 Т-60.
20 октября на завод пришла телеграмма лично от Сталина, в которой тот потребовал увеличить объёмы производства Т-60 до 10 машин в сутки. Для изучения ситуации в Горький прибыл Малышев, его энергичные действия в немалой степени способствовали выправлению ситуации. Несмотря на имевшиеся проблемы, уже в октябре ГАЗ смог не только выполнить месячный план по выпуску танков, но и даже слегка его перевыполнить.
За увеличение производства Т-60 пришлось заплатить высокую цену: в конце октября производство автомобилей на ГАЗ оказалось практически парализовано. С производства были сняты модели ГАЗ-61–73 и ГАЗ-61–416 как использующие дефицитный двигатель. Был приостановлен выпуск ГАЗ-64, а объёмы поставок грузовиков ГАЗ АА и ГАЗ ААА снизились до минимума.
Определённую путаницу в историю создания Т-60 внесла эвакуация завода №37 в Свердловск. Видя бедственное положение с корпусами и башнями, руководство завода предложило поставить в Горький некоторое количество башен для танков Т-30, кроме того, на ГАЗ отправилось и 9 готовых Т-30, требовавших ремонта. Точное число отправленных на ГАЗ корпусов и башен неизвестно, однако по состоянию на лето 1942 года на заводе всё ещё находилось 47 комплектов. Корпуса в дело не пошли, зато можно утверждать, что было выпущено несколько десятков Т-60 с установленными на них коническими башнями. Подобные танки имелись, к примеру, в составе 33-й отдельной танковой бригады, машины которой «засветились» на параде 7 ноября на Красной Площади. Кроме того, с завода №37 было поставлено некоторое количество литых опорных катков.
Из-за наличия проблем, связанных с зимней эксплуатацией танков, на заводе проводился ряд опытных работ. Разрабатывались траки с увеличенным шагом и длиной, а также съёмные шпоры для гусениц. Прорабатывался вопрос об изменении ходовой части: предлагалось уменьшить диаметр опорных катков и довести их число с 8 до 16 (по 8 на борт). Данное решение было продиктовано желанием более равномерно распределить удельное давление на грунт.
Также в опытном порядке конструкторское бюро ГАЗ разработало рессорную подвеску для Т-60 на случай возникновения перебоев с поставкой торсионов. А на случай перебоев с поставкой бандажей прорабатывался вопрос о замене резины на деревянные накладки. Пришлось отказаться и от установки на Т-60 радиостанций. В результате эта машина оказалась единственным советским танком военного периода, на котором радиостанций не устанавливалось в принципе. Упрощать пришлось и остальное электрооборудование.
Несмотря на то что постановление ГКО №222сс ГАЗ им. Молотова так выполнить и не смог, ценой невероятных усилий горьковчане смогли запустить полноценное производство столь необходимых танков. Если в сентябре заказчиком было принято всего 3 Т-60, то в октябре их было уже 215, а всего за 1941 год ГАЗ им. Молотова выпустил 1314 танков. Из этого числа 137 штук представляли собой шасси, на базе которых монтировались системы залпового огня М-8. Из завода-смежника ГАЗ им. Молотова превратился в одного из крупнейших производителей танков не только в СССР, но в мире.
Кроме того, после появления в руководстве заводского КБ Астрова ГАЗ стал ведущим разработчиком по теме малых и лёгких танков. Дальнейшие работы по теме 060 велись в Горьком, что же касается завода №37, то он из-за эвакуации и довольно долгого возобновления производства утратил статус головного предприятия – разработчика танка.
Безусловно, создание и производство Т-60 было во многом вынужденной мерой. Огневой мощи его 20-мм пушки хватало только на борьбу с легкобронированными целями, а бронирование защищало максимум от крупнокалиберных пулемётов. Тем не менее, лучше иметь такой танк, чем вообще никакого. В качестве машины поддержки пехоты Т-60 вполне годился, справлялся он и с ролью танка-разведчика. Маленький, довольно юркий и тихий, этот танк сыграл свою важную роль в боях конца 1941 – начала 1943 годов. А на Ленинградском фронте и в Карелии Т-60 прослужили вплоть до осени 1944 года.
Источники:
- ЦАМО РФ
- РГАСПИ
- РГАКФД
- Фоторахив автора
- Фотоархив Евгения Иванова
Комментарии к данной статье отключены.