Широко известно высказывание Уинстона Черчилля об Infantry Tank Mk.IV, он же Churchill: «Танк, носящий моё имя, имеет больше недостатков, чем я сам!». Несмотря на такую оценку со стороны премьер-министра Великобритании, Churchill оказался самым «долгоиграющим» среди английских пехотных танков, умудрившись повоевать даже в Корее. Неизвестно, что английский премьер-министр говорил о танке, которому посвящена эта статья, но о качестве Cruiser Tank Mk.V, более известного как Covenanter, красноречивее всего говорит один факт из его биографии. Это самый массовый танк Второй мировой войны, никогда не участвовавший в боевых действиях.
Делали в спешке
Усиление брони на крейсерском танке Cruiser Tank Mk.III, приведшее к появлению Cruiser Tank Mk.IV, было полумерой, не способной радикально улучшить боевые свойства машины. Английскому Военному министерству было очевидно, что возможности для усовершенствования машин на этой базе практически исчерпаны. Для того, чтобы танк соответствовал ожиданиям военных, требовалась очень глубокая его модернизация, причём в кратчайшие сроки.
Военное министерство и в особенности подполковник Жиффар Ле Квесн Мартель, один из идеологов концепции крейсерских танков, не сидели на месте. Ещё в 1936 году была разработана спецификация на «тяжёлый» крейсерский танк. Дело в том, что Мартель видел на манёврах в СССР не только БТ, но и Т-28. Что интересно, сам Т-28 в своё время был создан под впечатлением от английского среднего трёхбашенного танка Medium Tank Mk.III.
За работу взялись две компании — Nuffield Mechanization & Aero, а также London Midland & Scottish Railway Company (LMS). LMS запустила программу разработки тяжёлого крейсерского танка A14, который действительно оказался похожим на Т-28. Nuffield пошла по-другому пути. Итогом её работы стала машина, по концепции больше похожая на опытный Т-29. Хотя разница по массе между двумя танками оказалась 9 тонн, в целом их характеристики оказались сходными. К началу 1939 года было построено по одному прототипу, A14 и A16. Что военные, что сами фирмы-разработчики, оказались от них не в восторге, ведь получились те же самые «крейсера», только крупнее, медлительнее и дороже.
2 февраля 1939 года была разработана спецификация на новый крейсерский танк. Согласно ей, максимальная толщина брони машины должна была составить 40 мм. Подвеска системы Кристи сохранялась, а в качестве вооружения предполагалось использовать 2-фунтовую (40 мм) пушку и пулемёт BESA. Боевая масса танка должна была примерно соответствовать массе машин на базе A13 (Cruiser Tank Mk.III и Mk.IV). С появлением этой спецификации компании Nuffield Mechanization & Aero и LMS сами попросили Военное министерство отменить заказ на «тяжёлые» крейсерские танки, поскольку усиливать их броню не имело никакого смысла. Требовалась совсем другая машина, гораздо более лёгкая.
Работы по новому танку, который получил индекс A13 Mk.III, вели три компании. LMS разрабатывала непосредственно корпус и шасси, для Nuffield отводилась роль разработчика башни. Третьей фирмой, задействованной в разработке A13 Mk.III, стало двигателестроительное предприятие Henry Meadows. Отчасти такое решение было связано с нелестными отзывами, приходившими в адрес моторов Nuffield-Liberty. При этом участие в проекте A13 Mk.III не означало, что Nuffield отказывается от разработки своего собственного танка. Вместо «забракованного» A16 началась работа по более лёгкой машине, получившей индекс A15.
Проект танка A13 Mk.III был готов к середине апреля 1939 года. Вместо глубокой модернизации у LMS получился совсем новый танк, который унаследовал от предшественника лишь ходовую часть. Впрочем, даже его подвеска отличалась от таковой у исходной машины. Вместо вертикально стоящих свечей инженеры LMS установили их под наклоном, что позволило снизить высоту корпуса. При этом танк получился не только ниже, но и короче предшественника.
Помимо переделанной подвески, снизить высоту корпуса удалось и благодаря 16-литровому двигателю DAV разработки Henry Meadows. Этот 12-цилиндровый мотор мощностью 300 лошадиных сил был выполнен по оппозитной схеме, благодаря чему получилось уменьшить высоту моторно-трансмиссионного отделения. Предполагалось, что работать с мотором в паре будет планетарная трансмиссия Wilson.
Стремление конструкторов к созданию максимально компактного и низкого корпуса привело к некоторым конфликтам со здравым смыслам. Радиаторам системы охлаждения в моторно-трансмиссионном отделении (МТО) места не нашлось, и инженеры LMS не нашли ничего лучше, чем перенести их в переднюю часть корпуса. Радиаторы разместили слева по ходу движения, а рубку механика-водителя сместили вправо. Доступ воздуха к радиаторам осуществлялся через жалюзи, которые оказались в самом критичном с точки зрения обстрела месте. Спереди жалюзи защищал отбойник, но он прикрывал настолько узкий сектор, что его эффективность приближалась практически к нулю. Не нашлось места в МТО и воздушным фильтрам, которые разместили на надмоторной плите и для очистки совести прикрыли лёгкими кожухами. Стоит упомянуть и то, что радиаторы дополнительно охлаждались вентиляторами, которые приводились в движение… мотором поворота башни.
Корпус танка изначально планировалось делать сварным. Однако уже в начале лета 1939 года стало ясно, что необходимого числа сварщиков найти не удастся. Посему LMS переработала конструкцию, которая стала тяжелее на 100 килограмм. Теперь вместо сварки максимально использовалась клёпка, что для паровозостроительной компании было вполне естественным. Ещё одной особенной деталью, отличавшей детище LMS, стала «слоёная» броня. Это означало, что броневой лист состоит не из одной, а двух деталей, устанавливавшихся без зазора. Например, лобовая деталь состояла из двух листов толщиной 21 и 19 мм, причём внутренний лист был сделан не из броневой стали.
Башня, разработанная компанией Nuffield, тоже имела специфичные черты. С одной стороны, её бронелистам придали рациональные углы наклона. С другой, сделали это почему-то только с бортами и кормой. Лобовая деталь так и осталась выполненной почти под прямым углом. На этом странности не закончились. Какая-то умная голова из Nuffield решила, что командирская башенка танку ни к чему, и вместо неё в крыше установили перископ Mk.IV. Поставили этот самый перископ чётко по центру башни, в том месте, где находилась казённая часть пушки. Безусловно, как-то им пользоваться было можно, но когда возле самого подбородка находилась пушка, в бою ещё и стреляющая, командиру, вероятно, становилось слегка неуютно. Ещё один перископ был размещён справа по ходу движения, им пользовался заряжающий.
Подсластить пилюлю конструкторы решили при помощи люка. Он у башни был один, но большой. В походном положении люк откидывался назад и мог служить сидением. Помимо 2-фунтовой пушки и спаренного с ней пулемёта BESA, в башне справа от орудийной установки поставили 2-дюймовый (50,8-мм) казнозарядный миномёт. Он служил для стрельбы дымовыми гранатами.
Несмотря на весьма нестандартные решения, использованные при проектировании, новый танк вполне устроил Военное министерство. 17 апреля 1939 года LMS получила контракт на изготовление ста танков, получивших серийные номера в диапазоне T.7095-T.7194. При этом изначально вообще не планировалось строить прототипов, танк собирались сразу запускать в серию. Позже, однако, всё же последовал заказ на «пилотный» танк T.7195.
К сентябрю 1939 года к производству машины предполагалось подключить компании English Electric и Leyland Motors. Первая из них получала заказ на 100 танков (номера T.15295-T.15394), второй достался контракт пожирнее, на 151 машину (номера T.15395-T.15545). Танк A13 Mk.III успели принять на вооружение под индексом Cruiser Tank Mk.V ещё до того, как был построен первый экземпляр машины.
Подобная спешка объяснялась легко. Можно по-разному относиться к Невиллю Чемберлену и его действиям в Мюнхене, но он действительно принёс Англии год мира. И этот год оказался для Англии во многом решающим. Справедливо это и для её танковой промышленности. Осенью 1938 года англичанам было просто не на чем воевать. Производство новых танков только разворачивалось, а основу английских танковых воск составляли лёгкие машины 4-тонного класса, равнозначные Pz.Kpfw.I. И именно поэтому английские военные вынуждены были пойти на риск.
Надёжность? Нет, не слышали!
В ходе постройки первого экземпляра Cruiser Tank Mk.V стало ясно, что о планетарной трансмиссии Wilson следует забыть. Вместо неё пришлось ставить штатную коробку передач Meadows от Cruiser Tank Mk.IV, которую совместили с планетарным механизмом поворота Wilson. Это внесло дополнительные проблемы, связанные с охлаждением получившейся конструкции. Ещё одной потерей стал отказ от использования опорных катков из алюминиевого сплава. Хотя каждый такой каток весил почти на 10 килограмм меньше стального, пришлось идти на упрощения.
Между тем, первый опытный танк T.7195 всё-таки имел и алюминиевые катки, и планетарную трансмиссию Wilson. Вместо рычагов повороты в нём осуществлялись при помощи рулевого колеса. Объём моторного отделения, по сравнению с серийными танками, был увеличен, что положительно отразилось на охлаждении двигателя. Кроме того, на двух первых танках разместили установку курсового пулемёта BESA, видимо, чтобы механик-водитель в бою не скучал.
Опытный танк без башни 23 мая 1940 года прибыл на полигон в Фарнборо. На испытаниях он прошёл 802 мили (1283 км), развив максимальную скорость 60 км/ч. Поскольку на нём стояло экспериментальное оборудование системы охлаждения, проблем с перегревом обнаружено не было. Позже на танк поставили экспериментальную трансмиссию Merritt-Brown, с которой он преодолел ещё 839 миль (1342 км).
Настоящие проблемы начались с прибытием 29 сентября 1940 года второго танка, T.7095. За исключением пулемётной установки в рубке механика-водителя, эта машина полностью соответствовала серийным Cruiser Tank Mk.V. После 50 минут езды температура воды в его системе охлаждения достигла 75 градусов Цельсия, а спустя 2,5 часа — 177 градусов! Перегрев наблюдался у масляной системы охлаждения, имелись проблемы и с коробкой передач.
Попытки исправить ситуацию привели к тому, что старт производства Cruiser Tank Mk.V пришлось отложить. Первые танки покинули заводы только в конце декабря, и до конца 1940 года их выпустили всего 7 штук. Направились они прямиком в Бовингтон, где приняли участие в войсковых испытаниях. Посыпался буквально ворох нареканий эксплуатационного характера. Максимально плотная компоновка моторного отделения привела к большим проблемам при его обслуживании. Масса замечаний касалась и удобства работы в боевом отделении. Последнее оказалось равноценно боевому отделению конкурента в виде танка Cruiser Tank Mk.VI, который как раз в это время уже пошёл в войска.
Оба танка имели проблемы и в ходовой части. Поскольку траки шириной 242,5 мм и шагом 102 мм перекочевали с более лёгкого Cruiser Tank Mk.IV, удельное давление машины на грунт выросло. Одновременно снизился и ресурс гусениц. Из-за этого началась разработка нового трака шириной 272 мм и шагом 103 мм. Испытания показали, что такие траки прочнее. При их использовании удельное давление на грунт снизилось на 10%, а число траков уменьшилось со 120 до 114 в одной ленте. Позже производился и третий тип трака, отличавшийся материалом, из которого он изготовлялся, а также переделанными пальцами.
Несмотря на то, что проблемы с системой охлаждения не были устранены, производство Cruiser Tank Mk.V никто не отменял. LMS, Leyland и English Electric совместными усилиями выпустили в первом квартале 1941 года 81 танк, во втором уже 186, а в третьем 212 машин. Впрочем, это были далеко не те объёмы, которые хотело видеть Военное министерство. Потребность британской армии в крейсерских танках по состоянию на январь 1941 года оценивалась, ни много ни мало, в 9930 штук. Поэтому контракты по танку, который с весны 1941 года получил название Covenanter, сыпались на собиравшие его предприятия как из рога изобилия. LMS, как ни странно, произвела наименьшее число танков. Помимо выше упомянутых ста танков первого заказа, компания построила ещё 60 машин (номера T.81347-T.81406).
На долю English Electric пришлись контракты по выпуску машин следующих серий:
- T.18361-T.18660 (300 танков);
- T.18661-T.18760 (100 танков);
- T.78244-T.78346 (103 танка);
- T.81407-T.81446 (40 танков);
- T.81447-T.81612 (166 танков);
- T.81613-T.81862 (250 танков);
- T.130695-T.130719 (25 танков).
В общей сложности English Electric выпустила чуть больше половины от всего объёма танков Covenanter. В случае с этой многопрофильной компанией занятным фактом является то, что параллельно с танками она выпускала бомбардировщики Hampden и Halifax.
Автомобилестроители из Leyland позже выпускали танки семейства A27 (A27L Centaur), а после войны занимались производством среднего танка Centurion. Что касается Covenanter, по этой машине компания получила следующие контракты:
- T.23104-T.23203 (100 танков);
- T.81863–81902 (40 танков);
- T.81903-T.81962 (60 танков);
- T.81963-T.82087 (125 танков);
- T.130720-T.130769 (50 танков).
Последний контракт был заключён в августе 1941 года, но само производство шло гораздо дольше. Модификация Cruiser Tank Mk.V, она же Covenanter I, выпускалась до осени 1941 года, всего их произвели 500 штук. Танки ранних серий имели орудийную маску, выполненную по образцу Cruiser Tank Mk.IVA. Более поздние машины получили маску более удачной конструкции, которая исключала заклинивание вражескими снарядами.
С октября 1941 года началось производство Covenanter III. Основные отличия танка этой модификации приходились на кормовую часть корпуса. Танк получил более совершенные воздушные фильтры, а его моторное отделение сильно переделали, что улучшило ситуацию с охлаждением. Версия стала самой массовой – всего было построено 680 танков этого типа. Танки поздних выпусков получили дополнительный топливный бак, размещавшийся в кормовой части.
Компания LMS не сильно огорчилась тому факту, что общий объём контрактов по выпуску Covenanter оказался для неё небольшим. В апреле 1942 года на её заводе началась модернизация уже выпущенных танков модификации Covenanter I. Танки получили улучшенную систему охлаждения, более совершенные фильтры и другое оборудование, превратившее службу их экипажей из кошмара в просто трудную. Модернизированные танки получили индекс Covenanter II, часть танков переделали в Covenanter IICS.
Последняя модификация, Covenanter IV, пошла в серию в июне 1942 года. Корпус машины больше напоминал корпуса Covenanter I и II. На эту модификацию установили воздушные фильтры третьего типа, такие же, как использовавшиеся на поздних Crusader. Примечательно, что танки продолжали выпускать с 2-фунтовыми пушками, в то время как и Crusader, и Cavalier оснащались 6-фунтовыми (57-мм) орудиями. Есть серьёзные подозрения, что Военное министерство к тому моменту отлично осознавало перспективы Covenanter и ставить дефицитные пушки на него просто не хотело. Часть танков было выпущено в виде Covenanter IV CS с 3-дюймовой гаубицей.
Последние танки Covenanter были выпущены в начале 1943 года. В общей сложности был изготовлен 1771 танк Covenanter во всех модификациях. 20 Covenanter I и 60 Covenanter IV позже были переделаны в мостоукладчики Covenanter Bridgelayer.
Учебная парта
Первым соединением, получившим Cruiser Tank Mk.V, стала 1-я танковая дивизия. Её танкисты к этому времени успели опробовать Light Tank Mk.VII, который был ими забракован. Новый крейсерский танк также не вызвал у них тёплых чувств. В сентябре 1941 года 1 танковая дивизия участвовала в учениях под кодовым названием «Бампер». По их окончанию дивизия сдала свои танки, получив вместо них Crusader, и отправилась в Северную Африку.
Танки Covenanter перешли «по наследству» 9-й танковой дивизии. Она была сформирована в декабре 1940 года как учебная. Надо сказать, что здесь поначалу Covenanter приняли с энтузиазмом. Это неудивительно, поскольку до того соединение имело на вооружении танки Cruiser Tank Mk.IV, уже порядком изношенные и не отличающиеся надёжностью. Впрочем, энтузиазм быстро иссяк, и к производителям пошли многочисленные отзывы о технических неисправностях. Иметь дело с Covenanter танкистам 9-й танковой дивизии пришлось до сентября 1942 года, когда их стали пересаживать на Centaur.
Ещё одной частью, которая получила танки Covenanter, стала Гвардейская танковая дивизия, сформированная в сентябре 1941 года. На вооружение гвардейцев попали более надёжные Covenanter III, которые продержались у них аж до сентября 1943 года. В мае 1943 года танки Гвардейской танковой дивизии принимали участие в учениях «Колумбус».
Последними, кто получил эти неудачные машины, оказались поляки. В 1942 году была сформирована 1-я польская танковая дивизия, которая была вооружена танками Valentine и Covenanter. С поляками связана и единственная «боевая» потеря танка этого типа. В результате ночного налёта немецкой авиации на город Кентербери в графстве Кент бомба угодила в танк, входивший в состав бронепоезда. У поляков танки Covenanter прослужили до начала 1944 года.
Из-за огромных проблем с системой охлаждения Covenanter так и не попал на поле боя. Надо сказать, что и танки Crusader не отличались особой надёжностью. Более того, в итоге Covenanter всё-таки обошел конкурента в этом вопросе. В июле 1942 года прошли совместные испытания машин двух типов, в ходе которых Covenanter смог преодолеть 1600 километров, в то время как мотор Crusader «прожил» всего 1120 километров. Вероятно, после этого английские военные всё же решились отправить четыре танка Covenanter IV с установленными противопылевыми экранами в Африку. В бою они так и не участвовали, находясь в тренировочном лагере Аббасии (к северо-востоку от Каира). Судя по всему, их технические проблемы так никуда не делись.
Covenanter был списан из частей в феврале 1944 года. С этими танками особо не церемонились, и до наших дней в целом виде дожила всего одна машина. Это Covenanter III с серийным номером T.23140, выпущенный заводом Leyland в конце 1941 года. Машина с именем собственным Achilles входила в состав 9-й танковой дивизии. Несколько десятков лет она простояла на свалке, пока не попала в танковый музей, что в Бовингтоне – здесь можно познакомиться с её детальным фотообзором. Также сохранились два мостоукладчика на базе Covenanter.
Источники и литература:
- Covenanter II, Covenanter III and Covenanter IV Instruction Book, 1942
- Covenanter, Peter Brown, Tankette MAFVA Gagazine, №19–3
- Личный фотоархив автора
Комментарии к данной статье отключены.