К началу Первой арабо-израильской войны египетский и израильский флоты были весьма слабы. Тем не менее с осени 1948 года корабли обеих сторон активно использовались для прибрежных действий в районе сектора Газа и провели несколько морских боёв.
Флоты сторон
По состоянию на осень 1948 года египетский флот имел в своём составе корабль береговой охраны «Эмир Фарук» (1400 т), 8 малых моторных тральщиков типа BYMS английской постройки (по 270 т), 2 американских торпедных катера типа «Воспер», 2 спасательных катера, тендер «Аида» и две королевские яхты: «Факр эль-Бехар» и «Махрусса». Последняя была построена для хедива Исмаила в 1863 году, кардинально перестроена в 1905-м и до сих пор служит в качестве президентской яхты.
Военно-морские силы Израиля были ещё меньше. Они были созданы в марте 1948 года на основе организации «Палям» — военно-морской структуры при еврейской боевой (и террористической) организации «Пальмах», которая, в свою очередь, являлась ударной силой еврейской самообороны, известной как «Хагана». В «Палям» насчитывалось около 400 бойцов, которые считались морскими пехотинцами, но их основной задачей было сопровождение и охрана прибывавших в Палестину судов с еврейскими переселенцами. Первым руководителем ВМС Израиля (Морской службы) стал Гершон Зак.
Весной 1948 года израильский флот состоял из четырёх транспортных судов, ранее занимавшихся перевозкой иммигрантов. К октябрю израильские ВМС пополнились большим количеством евреев-добровольцев, ранее служивших в британском или американском флотах. Теперь в нём насчитывалось уже 16 небольших судов общей вместимостью около 7000 т, но лишь несколько из них можно было отнести к боевым:
- А-16 «Эйлат» — бывшая американская канонерка ледового класса (2150 т);
- К-18 «Веджвуд» и К-20 «Хагана» — бывшие британские корветы «Бьюхарнойс» и «Норсайд» типа «Флауэр» (970 т);
- К-22 «Хатиква» — бывшее американское судно береговой охраны «Греншэм» 1896 года постройки (1090 т);
- К-24 «Ма’оз» — бывшая американская патрульная яхта «Китира» (800 т);
- К-26 «Ногах» — бывший американский охотник за подлодками «Юкатан» типа PC-461 (290 т);
- М-17 «Ха-Портцим» — бывший британский 65-тонный моторный катер типа «Fairmile B»;
- М-19 «Пальмах» — бывшая британская яхта «Моретта»;
- М-35 «Тирца» — бывший немецкий 160-тонный моторный тральщик («раумбот»), купленный в Италии;
- М-21 «Дрор», М-23 «Са’ар» и М-31 «Галия» — бывшие британские 46-тонные катера портовой охраны (HDML).
Большинство этих кораблей после Второй мировой войны были проданы гражданским фирмам и использовались в качестве коммерческих судов, а затем куплены еврейскими организациями для перевозки иммигрантов. Некоторые (включая «Эйлат», ставший флагманом израильского флота) удалось купить как металлолом, большинство катеров были приобретены как гражданские у британских властей, а бывший немецкий «раумбот» купили в Италии. Там же удалось купить две немецких и одну американскую десантные баржи, вошедшие в строй как P-25, P-31 и P-39.
«Веджвуд», «Хагана» и «Ма’оз» ещё до войны были задержаны английским флотом и интернированы в Хайфе, а летом 1948 года вновь захвачены израильтянами после эвакуации британцев. Корабли не имели штатного вооружения, а оснащались тем, что удалось найти. На корветах стояло по паре 76-мм американских универсальных орудий и несколько зенитных автоматов разных марок (в основном 20-мм «Эрликонов»). «Ма’оз» нёс одно 76-мм орудие; несколько позднее его переоборудовали в плавучую базу штурмовых катеров.
Блокада Газы
Впервые израильский флот участвовал в бою в октябре 1948 года во время наступления в пустыне Негев, известного как операция «Иоав». Кораблям была поставлена задача патрулировать прибрежный район от Газы до Аль-Мадждалы (ныне — Ашкелон), где находились передовые египетские войска, и перехватывать появившиеся здесь вражеские суда, не столько осуществляя блокаду, сколько демонстрируя её.
Вечером 16 октября израильские самолёты обнаружили к югу от Газы египетское судно, после чего туда был выслан патрульный катер «Пальмах» с сапёрной командой. К двум часам ночи он прибыл в назначенную точку, но никого там не обнаружил. Днём 17 октября воздушные наблюдатели заметили у Газы ещё одно судно, но и его израильским катерам перехватить не удалось.
Первое боевое применение израильского флота состоялось на следующий день, когда израильские корабли обстреляли порт Газы. Операция была приурочена к воздушному налёту на Газу. Планировалось также обстрелять Эль-Ариш, но корабли получили очередное сообщение о появлении у Мадждалы вражеского судна, отвлеклись на него, и опять никого не нашли. 21 октября состоялся ещё один обстрел Мадждалы — огонь 76-мм орудий с большой дистанции вряд ли нанёс противнику сколь-нибудь существенный ущерб.
Одновременно израильское командование разработало диверсионно-десантную операцию против египетских артиллерийских позиций у деревни Исдуд (ныне — Ашдод) на прибрежном шоссе между Яффой и Мадждалой. Первоначально планировалось, что диверсанты обойдут линию фронта на лодках и моторных катерах, но затем было решено использовать для этой цели 22-тонную десантную баржу. Вдобавок морские пехотинцы «Паляма» к этому времени были задействованы на сухопутном фронте и понесли тяжёлые потери, поэтому для операции «Батарея» выделили 31 бойца из 5-й пехотной («Горной») бригады.
Из-за плохого состояния десантной баржи пехотинцев погрузили на патрульный катер «Са’ар». Катер с баржей на буксире вышел из Яффы 16 октября в 20:45 и в 2 часа ночи (одновременно с операцией «Пальмаха» у Газы) прибыл к месту высадки. По пути солдат, непривычных к морю, укачало, а при их пересадке на баржу у неё внезапно заглох мотор. В итоге операция была сорвана, «Са’ар» взял баржу на буксир и вернулся в Яффу.
Морской бой 19 октября
Вечером 18 октября израильская разведка сообщила, что египетские войска в районе Газы испытывают трудности с топливом и снабжением, и сюда должны прибыть несколько транспортных судов, включая один танкер. Для их перехвата были направлены самые боеспособные корабли израильского флота — корветы «Веджвуд» и «Хагана» в сопровождении морского охотника «Ногах». Около половины одиннадцатого они приблизились к берегу, а в 11 в порту Мадждалы был обнаружен флагман египетского флота — шлюп «Эмир Фарук».
Иногда этот корабль называют эсминцем, а в некоторых публикациях он вообще именуется крейсером. На самом деле он был построен в Англии в 1926 году как коммерческое судно, но по чертежам стандартных шлюпов типа «Флауэр». В 1936 году судно было куплено правительством Египта для использования в качестве корабля охраны рыболовства. При водоизмещении 1440 т и регистровой вместимости 947 брт «Эмир Фарук» имел скорость 17 узлов, вооружался одной 57-мм пушкой и четырьмя 7,7-мм пулемётами, то есть военным кораблём его можно было назвать с большой натяжкой.
Израильтяне посчитали, что противник разгружает боеприпасы, и командир отряда Давид Маймон отдал приказ на атаку. В 12:03 корабли двинулись к берегу. Быстроходный «Ногах» вырвался вперёд и попытался пересечь курс отвернувшему от берега «Фаруку». Попав под обстрел, уже в 12:25 катер предпочёл ретироваться — впрочем, израильская версия гласит, что он хотел увлечь противника в погоню и навести его на свои корветы.
В свою очередь, «Веджвуд» и «Хагана» направились к берегу и в 12:30 открыли огонь по египетскому кораблю из 76-мм пушек с дистанции в 25 каб. «Веджвуд» держался ближе к берегу, а «Хагана» оставался дальше в море. В 12:38 «Фарук» открыл ответный огонь, но его 57-мм пушка не доставала до противника. Израильтяне утверждают, что добились нескольких попаданий, после чего египетский шлюп развернулся и двинулся на юг. В то же время из-за неумелого маневрирования «Веджвуд» опасно приблизился к берегу, рискуя наскочить на мель и мешая «Хагане» вести огонь. В итоге «Хагана» осталась возле Мадждалы, рассчитывая найти здесь египетский танкер, о котором сообщила разведка, а «Веджвуд» двинулся на юг в погоню за «Фаруком».
Всего израильские корабли выпустили около двухсот 76-мм снарядов, из которых в цель попало незначительное количество, египетский шлюп не понёс потерь в команде и не получил серьёзных повреждений. Вдобавок израильские орудия часто выходили из строя из-за плохого состояния, а также слабой подготовки артиллеристов.
Победа в воздухе и неудача на море
Тем временем к месту боя прибыли египетские истребители. Первым появился «Спитфайр», который уже в 12:29 обстрелял израильские корабли из пулемётов, причём на «Веджвуде» было повреждено носовое орудие. В 12:52 над местом боя появился ещё один самолёт — Хоукер «Фьюри», пилотируемый одним из лучших египетских лётчиков майором Абу-Саидом. Оба самолёта атаковали «Хагану», однако бомбы были сброшены с большой высоты и большинство из них не попали в цель. Тем не менее, на корвете было повреждено носовое орудие, убит один моряк и ранено ещё четыре, в том числе старший помощник Мордехай Лимон (через полтора года он станет командующим израильским флотом).
Почти сразу же израильтянам удалось отыграться: над кораблями появился двухмоторный Бристоль «Бофайтер» с бортовым номером D-171, пилотируемый Леном Фитчетом. Самолёт был направлен сюда столь поспешно, что не успел снять бомбы, и их пришлось сбрасывать прямо в воду. Майор Абу-Саид сразу же атаковал противника, пользуясь превосходством в скорости. Однако Фитчет оказался ловчее: он резко снизился к самой воде, и погнавшийся за ним египетский лётчик, не рассчитав манёвра, врезался в воду. Увы, на следующий день самолёт Фитчета был сбит огнём с земли при атаке египетского укрепления Ирак-эль-Сувейдан — весь экипаж погиб.
Тем временем командир израильского отряда, оценив повреждения своих кораблей, приказал отходить к Яффе. Однако командир «Веджвуда» продолжил преследование, маневрируя так, чтобы имелась возможность стрелять из кормовой 76-мм пушки. Вскоре он доложил, что носовое орудие удалось исправить. «Хагана» направилась на соединение с «Веджвудом», но в 13:40 оба корабля попали под огонь египетской береговой батареи и были вынуждены отвернуть в сторону моря, прекратив преследование. К тому же, в небе появился третий египетский истребитель — он атаковал «Веджвуд» и смог попасть в него лёгкой бомбой, которая ранила одного моряка.
Оба израильских корабля благополучно вернулись в Яффу, но там не оказалось нужных ремонтных мощностей, поэтому корветы пришлось перевести в Хайфу. Тем не менее, ремонт был закончен быстро, и уже утром 21 октября корабли опять обстреляли египетские береговые батареи в районе Мадждалы. Из-за появления египетской авиации обстрел длился всего полчаса — с 6:40 до 7:10.
Хотя в воздушном бою египтяне потеряли один самолёт, в целом морской бой закончился в их пользу. Израильтянам не удалось установить морскую блокаду сектора Газа, они не смогли перехватить ни одного египетского судна со снабжением. Причиной тому была слабость артиллерии на израильских кораблях, а также недостаточная подготовка моряков.
Литература:
- М.А. Жирохов. История ВВС Израиля. Крылья возмездия. М.: АСТ; Минск: Харвест, 2001
- Klaus Mommsen. 60 Jahre Israelische Marine. Bonn: Bernard & Graefe, 2009
- Jane's All the World Fighting Ships 1953-54. London: Sampson Low, Marston & Co, 1954
- Eliezer Tal. Naval Operations in the War of Independence. Ma'arakhot Publishing, 1964 (in Hebrew)
- Jehuda Wallach (ed.). Security. Carta’s Atlas of Israel. First Years 1948-1961. Carta Jerusalem, 1978 (in Hebrew)
Комментарии к данной статье отключены.