Лето 1942 года в Ла-Манше ознаменовалось серией жестоких боёв с участием британских катеров, которые пытались помешать немецкому судоходству и минным постановкам. В этих столкновениях британцы, усилившие своё присутствие в Канале, понесли чувствительные потери и были вынуждены задуматься над сменой тактики.
Бой у мыса Барфлёр в ночь на 8 августа
Портсмутское командование регулярно направляло на поиск к вражеским берегам эскортные миноносцы типа «Хант» (HMS Hunt), канонерки и артиллерийские катера, однако только один их выход оказался результативным: «Коттесмор» (HMS Cottesmore) и «Кальп» (HMS Calpe) в ночь на 28 июля у мыса Ла-Хог перехватили патрульные V-202 и V-203 и отправили первый на дно, а второй в ремонт на год.
Перемещавшаяся по Каналу от Дартмута до Дувра и обратно 8-я флотилия артиллерийских катеров лейтенант-коммандера Хиченса за месяц провела четыре боя: атаковала небольшой каботажный конвой у острова Олдерни в ночь на 15 июля, совместно с парой торпедных катеров напала на три немецких форпостенбота 13-й флотилии у Остенде в ночь на 30 июля, обстреляла вражеские тральщики, возвращавшиеся с минной постановки, на входе в Шербур в ночь на 2 августа. Наконец, MGB-77, MGB-78, MGB-80 и MGB-81 у острова Джерси провели бой с патрульными V-707 и V-704 в ночь на 14 августа. Во всех случаях Хиченс рапортовал об оставленных позади себя «горящих и тонущих» целях, за что получил планку к ордену «За выдающиеся заслуги» (Distinguished Service Order — DSO) и упоминание в приказе (Mentioned in Dispatches — MID). Немцы же констатировали атаки многочисленных британских катеров, которые отражались с тяжёлыми для противника потерями и ничтожным для себя уроном.
В конце июля в распоряжение Портсмутского командования была передана 21-я флотилия торпедных катеров лейтенанта Диккенса. Вечером 7 августа с задачей произвести поиск на вражеском конвойном маршруте Шербур – Гавр из Госпорта были направлены MTB-237 (лейтенант Р.Г. Фисон), MTB-232 (лейтенант Чеффи) и MTB-241 (лейтенант Д.Д. Макдональд); артиллерийских катеров им в поддержку не выделили.
Командир флотилии Питер Диккенс, находившийся на МТВ-237, решил устроить засаду у северо-восточной оконечности полуострова Котантен. В четырёх милях к северу от маяка Барфлёр катера заглушили двигатели. После нескольких часов ожидания, в 01:40 8 августа, прямо на англичан из темноты вышли «шесть вспомогательных судов, из них четыре тральщика» — часть охранения следовавшего в восточном направлении «конвоя из 1–2 небольших торговых судов и 10 кораблей эскорта». Диккенс немедленно дал приказ атаковать. Все три катера, дав полный ход, пошли на сближение, но атака завершилась, едва начавшись.
Немцы встретили катера ураганным огнём. МТВ-237 и МТВ-232 были сразу поражены, причём первый, помимо попаданий 20-мм снарядов, получил 37-мм в рулевую рубку; бензобак был повреждён, начался пожар. МТВ-241 на 40 узлах отвернул на северо-запад, чтобы атаковать с другого направления, но очень скоро Макдональду пришлось поспешить на помощь своему флагману. В 02:04 на МТВ-237 взорвался бензобак. MTB-241 подошёл к пылающему катеру, снял с него экипаж и ранним утром вернулся в Госпорт. Повреждённый MTB-232 с раненым командиром также достиг гавани. Таким образом, британцы потеряли один катер, но обошлось без человеческих жертв. Со стороны немцев потери ограничились двумя ранеными на RA-2. Питер Диккенс в своих мемуарах назвал эту стычку «Второй битвой у Барфлёра».
Бой в Дуврском проливе в ночь на 17 августа
Чтобы ограничить британским «москитам» возможность проникновения на прибрежный фарватер в Дуврском проливе, в середине августа 1942 года немецкая группа ВМС «Запад» начала серию крупномасштабных оборонительных миннозаградительных операций. С 18:00 14 августа по 04:08 15 августа раумботы 2-й, 4-й, 10-й и 12-й флотилий в рамках операции «Бонифаций» выставили около 300 мин по прямой линии параллельно побережью между Кале и Дьеппом. Теперь в рамках операции «Фриц» требовалось выставить вторую часть заграждения. Для этого намеревались задействовать все боеготовые раумботы из состава четырёх флотилий под общим руководством командира 12-й флотилии капитан-лейтенанта Маурера на R-34.
В 20:48–21:23 по берлинскому времени 16 августа 30 раумботов покинули Кале и двинулись к месту проведения операции. Каждый из 20 катеров-минёров нёс на борту стандартный комплект по 12 мин, ещё 10 катеров было выделено в охранение. На море было облачно, волнение 1–2 балла, дул 2-балльный восточный ветер. В 21:55–22:10 британская береговая батарея в Сент-Маргарет-эт-Клиф выпустила по раумботам 26 шестидюймовых снарядов, на что немецкие батареи с французского берега в 22:11–22:16 ответили 14 тяжёлыми снарядами.
В 21:54 соединение вышло в исходную точку в 9 милях к юго-востоку от Саут-Форленда и разделилось на две группы по 10 раумботов в каждой, которые разошлись в северо-восточном и юго-западном направлениях. В 21:58 обе группы, разделившись на два дивизиона по пять катеров в каждом, на 11 узлах приступили к укладке мин двумя параллельными линиями. Установку мин завершили в 22:15, а в 22:17 Маурер заметил «в 3 км справа от своей колонны три британских артиллерийских катера, следующих параллельным курсом со средней скоростью».
В 20:40 по Гринвичу британская береговая РЛС зафиксировала «около 15 целей, предположительно раумботов, в 8 милях к северо-западу от Кале, следующих на северо-запад с 15-узловой скоростью». В 20:45 приказ следовать на перехват получили вышедшие в 20:35 из Рамсгейта на противокатерное патрулирование MGB-10 лейтенанта Д.Д. Ричардса и MGB-6 суб-лейтенанта Р.М. Барджа из 2-й флотилии артиллерийских катеров, а из Дувра с той же задачей в 20:54 вышла группа Y: MGB-330 (командир группы лейтенант Д.К. Сайдботтом), MGB-331 и MGB-609 14-й флотилии. Курс обеих групп постоянно корректировался по поступлению информации о перемещениях противника.
В 21:25 с MGB-330 была замечена «колонна из 5–6 катеров, следовавших в юго-западном направлении. На опознавательный сигнал они не ответили». Англичане, находясь в 1–1,5 кабельтовых от концевого, повернули за ними, когда справа по носу были замечены приближающиеся с северо-запада ещё два катера. Они правильно дали опознавательный сигнал — это были катера Ричардса.
В 21:27 группа Y открыла огонь по двум концевым вражеским катерам. Четыре концевых раумбота в колонне немедленно открыли ответный огонь. На MGB-330 почти сразу же была разбита рация, носовой «пом-пом» успел сделать около 30 выстрелов, после чего был выведен из строя вместе с прислугой, и немедленно это же случилось и с кормовым 40-мм «пом-помом». Сайдботтом решил принять влево, чтобы ввести в бой остальные свои катера, а самому попытаться таранить концевого противника, но тут попаданиями снарядов из кормового орудия раумбота в мостик MGB-330 ранило всех, кто там находился, в том числе и рулевого. Катер сильно рыскнул влево и прошёл под кормой немца. Тогда Сайдботтом сам встал на место рулевого, резко развернулся вправо и ударил раумбот в левый борт в 20 футах от кормы, выбив его из колонны влево.
Рулевая машина и левый двигатель «англичанина» вышли из строя, в шести местах начались пожары, и Сайдботтом вынужден был дать приказ остановить двигатели. Единственный уцелевший крупнокалиберный пулемёт обстреливал идущий впереди раумбот, который уже находился под огнём остальных британских катеров. Спустя несколько минут на MGB-330 удалось наладить ручное управление, а наиболее опасные пожары потушить. В 21:40 катер дал ход и направился в Дувр, куда прибыл в 22:45 с двумя убитыми и 10 ранеными на борту. При осмотре повреждений выяснилось, что затопления и дифферент на нос, выведенные из строя вся артиллерия, левый топливный бак и левый двигатель на совести бронебойных 20-мм снарядов; повреждения от удара корпусом были незначительные.
Когда MGB-330 пошёл на таран, остальные катера его группы продолжали следовать прежним курсом, обстреливая вражескую колонну с близкого расстояния. Схватка была очень ожесточённой. MGB-609 вынужден был выйти из боя после того, как ответным огнём на нём были выведены из строя три двигателя. К этому времени двое членов экипажа было убито, все три офицера и 10 матросов получили ранения, из них двое — смертельные. До конца стрелял только спаренный «Эрликон» — вся остальная артиллерия вышла из строя, — а когда он замолчал, было получено ещё несколько подводных пробоин с повреждением рулей и одного из винтов. MGB-331 сражался до тех пор, пока его «пом-пом», левая башня с крупнокалиберным пулемётом и левый двигатель не были выведены из строя, а командир и два матроса ранены. Катер вернулся в Дувр в 22:35, а спустя 25 минут туда же пришёл изрешечённый MGB-609.
«В 22:19, вскоре после завершения минирования, в приблизительно 2000 метрах по правому борту» с R-179, на котором шёл командир 10-й флотилии капитан-лейтенант Нау, заметили «сначала три, а затем и больше британских катеров». Англичане резко пошли на сближение и в 22:20 открыли огонь по замыкающим катерам 10-й и 12-й флотилий. Со 150 метров многочисленные попадания получили R-180 и R-181. Преследуемый британцами, Нау сначала принял курс 210°, а затем 160° с последующим поворотом на 105°. Бой прекратился в 22:35, в 23:40 все раумботы прибыли в Кале.
R-184 обер-штурмана Хельмута Вельцера из 10-й флотилии следовал пятым в колонне своего дивизиона. Нападение англичан было настолько внезапным, что не все члены экипажа раумбота успели надеть шлемы, а R-184 уже получил два роковых попадания — в мостик и в машинное отделение с выводом из строя обоих двигателей, рулевого управления и возгоранием топлива. Командира катера тяжело ранило в живот. Попытка поставить дымовую завесу не удалась, поскольку аппарат был разбит, а вылившаяся кислота обожгла часть команды. Раумбот сражался до полного израсходования боезапаса, выпустив более 3000 снарядов, после чего радист поджёг рубку, разбил рацию молотком и бросил три гранаты в трюм, а экипаж приступил к эвакуации.
В то же время на MGB-10 по ходу следования дважды пришлось ремонтировать рулевое управление, и, в конечном итоге, в бой пришлось идти, управляясь вручную. В 21:26 были замечены MGB-330 прямо по носу и «шесть катеров впереди на южном курсе». Чтобы не мешать дуврским катерам, которые атаковали концевые корабли немцев, Ричардс на 35 узлах помчался дальше и «атаковал один из головных раумботов, двигавшийся со скоростью менее 20 узлов» — на самом деле, это был вылетевший из колонны R-184. Рамсгейтские катера «обстреляли противника со 150 ярдов сначала в левый, а затем в правый борт, в результате чего он снизил скорость и загорелся на миделе». Затем было выполнено ещё два круга: после первого немец прекратил отстреливаться, остановился и выпустил три красные и три зелёные сигнальные ракеты.
В 21:45 англичане прекратили стрельбу. Катер Ричардса выпустил 900 20-мм снарядов из «Эрликона» и все патроны к пулемётам. В ходе боя MGB-10 получил несколько пробоин в носовой части у ватерлинии, один из двигателей вышел из строя, а на MGB-6 был тяжело ранен стрелок «Льюиса» и имелось несколько пробоин в корпусе и рубке. MGB-10 подошёл к R-184, высадил абордажную партию из двух человек и взял его на буксир. Однако огонь в машинном отделении раумбота вышел из-под контроля, последовал взрыв, и англичане, сняв с катера своих, обрубили буксир.
Англичане подобрали 15 выживших немецких моряков из 28, в том числе двух раненых, но состояние MGB-10 и начавшийся артиллерийский обстрел с занятого немцами берега вынудили их в 22:45 уйти в Дувр.
Британцы считали, что в ходе боя уничтожили два вражеских катера, в том числе один тараном. На самом деле R-184, единственная потеря немцев в этом бою, был добит немецкими же береговыми батареями, открывшими огонь в 23:43 по берлинскому времени «по горящему британскому кораблю» к юго-востоку от Саут-Форленда. В ходе боя три раумбота из 10-й и два из 12-й флотилий были легко повреждены, а R-176, R-181 и R-183 требовали серьёзного ремонта. Расход боеприпасов у немцев без учёта R-184 составил 4000 20-мм снарядов.
Бой в Дуврском проливе в ночь на 18 августа
Следующей ночью в Дуврском проливе произошло не менее ожесточённое сражение. Вышедшее 8 марта 1942 года из испанского Эль-Ферроля с грузом железной руды итальянское судно-блокадопрорыватель «Фиделитас» (5739 тонн) самостоятельно добралось до Бордо, выгрузило там часть груза и застряло в порту на несколько месяцев, ожидая решения своей участи.
Только в июле судно с сильным эскортом вышло в Роттердам. После короткой остановки в Бресте «Фиделитас» начал переход через Канал. Из-за угрозы атак с воздуха, как обычно, планировались исключительно ночные переходы с остановками в светлое время суток в Шербуре, Гавре, Булони и Дюнкерке.
В ожидании перехода «крупного вражеского судна из Булони в Дюнкерк» в ночь на 18 августа Дуврским командованием на патрулирование в район в 20 милях юго-восточнее Норт-Форленда были направлены две группы торпедных катеров из состава 5-й, 6-й и 9-й флотилий. Группа Х, включавшая МТВ-219, МТВ-218 и МТВ-38, вышла из Дувра в 21:15, а группа А в составе МТВ-204, МТВ-24 и МТВ-43 — в 21:35. Всеми катерами командовал командир 9-й флотилии лейтенант Кристофер Филлпоттс, находившийся на МТВ-204 лейтенанта В. де Лоозе. На этот раз использование артиллерийских катеров не предусматривалось.
Вскоре обе британские группы встретились и принялись ожидать сообщений о противнике. Было решено, что группа Х будет сторожить врага у Кале, МТВ-24 и МТВ-38 — далее к востоку, а МТВ-204 останется у Дюнкерка. После известия о том, что конвой прошёл мыс Гри-Не и движется в северо-восточном направлении, катера двинулись на назначенные позиции. Командир группы Х лейтенант М. Арнольд-Форстер рассредоточил свои катера вдоль банки Риденс де Кале, но видимость на западе и со стороны суши ограничивалась туманом, и было неизвестно, севернее или южнее банки пройдёт противник. В 01:18 МТВ-219 обнаружил «небольшое судно мористее на западе» и дал сигнал тревоги.
MTB-38, самый «западный» из катеров группы Х, в 01:30 заметил «небольшое торговое судно и несколько траулеров» со стороны суши. Оставаясь незамеченным, катер атаковал и выстрелил последовательно с 800 и 500 ярдов две торпеды, после чего начал отход северо-западным курсом. Сразу же британец попал под прицельный огонь немцев, получил попадание в нос, в результате чего командир суб-лейтенант Питер Никольсон был смертельно ранен. В то же время экипаж наблюдал «взрыв на атакованной цели с последующим сильным её задымлением».
MTB-218 вскоре после обнаружения противника также был поражён. Средний двигатель, два вспомогательных двигателя и левый торпедный аппарат вышли из строя. Выйдя из-под обстрела, катер попытался снова напасть, но получил очередные повреждения, вызвавшие течь, и отошёл на север. Из-за тумана и ожесточённого обстрела MTB-38 и MTB-218 немцами MTB-219 не смог определиться с целью и отошёл на север, присоединившись к внешнему кольцу охранения, чего противник так и не заметил! С этой позиции позднее он попытался приблизиться к главной цели, но пробиться через огневой заслон не удалось.
В 02:40 Арнольд-Форстер прервал бой и, восстановив повреждение рулевого управления, отправился к Кале на поиск других катеров. MTB-24 и MTB-43 также вынуждены были отказаться от атаки на планируемой позиции из-за действий группы Х и двинуться дальше к востоку. К западу от Дюнкерка британцы предприняли вторую попытку, в результате чего MTB-43 получил попадание «4-дюймового» снаряда в машинное отделение, а MTB-24 был вынужден отступить.
MTB-204 в 00:55 отправился к Дюнкерку и лёг в дрейф до 01:43. Ожидалось, что конвой пройдёт между катером и берегом, но затем выяснилось, что он будет идти со стороны моря. В 02:16 при разрыве немецкого осветительного снаряда на западе был замечен «большой корабль с двумя траулерами». Де Лоозе вышел на дистанцию атаки, попал под сильный обстрел с ближайшего траулера и выпустил торпеду в 100 ярдах от него, но неудачно. Развернувшись, де Лоозе сбросил под правый борт траулера две глубинные бомбы, что вынудило немца снизить интенсивность обстрела. Воспользовавшись этим, МТВ-204 в 02:24 с дистанции 500–600 ярдов выпустил вторую торпеду со стороны левого борта траулера. Вскоре после этого «наблюдался взрыв на цели», из чего был сделан вывод, что торпеда поразила её. MTB-204 удалось отступить на запад без повреждений, чтобы затем связаться с другими катерами.
Когда поступило сообщение, что MTB-218 тонет, МТВ-204 и МТВ-219 отправились на помощь. MTB-218, выйдя из боя, с медленно работающими двигателями взял курс на базу, однако в 02:41 из-за затопления машины остановились. В этот момент вдобавок ко всем бедам катер заполз на минное поле — раздался взрыв. Командир катера суб-лейтенант Малкольм Белл и четыре члена экипажа погибли (ещё один моряк был убит в бою). Катер быстро затонул, оставшиеся в живых члены экипажа перешли на спасательный плот. Вскоре после рассвета их принял на борт MTB-219 и доставил в Дувр.
MTB-43 потерял ход у французского побережья уже после окончания боя. Из-за близости врага командир катера лейтенант Батлер решил затопить корабль. Экипаж поднял на борт MTB-24. Командир MTB-204, не зная, что экипаж MTB-43 спасён, продолжал его искать какое-то время, пока около 06:00 не обнаружил плот. Как оказалось, на нём спасались 10 немецких моряков из экипажа R-184, потопленного предыдущей ночью. С пленными на борту MTB-204 в 07:00 вернулся в Дувр.
В результате боя MTB-43 и MTB-218 погибли. Вопреки заявкам британских катерников на две поражённые цели, ни один немецкий корабль не пострадал, хотя в последней атаке капитану «Фиделитас» и пришлось уворачиваться от торпед. В 06:15 «Фиделитас» в сопровождении эскорта прибыл в Дюнкерк, а потом, несмотря на атаки британских бомбардировщиков, невредимым добрался до Роттердама.
Бой в Дуврском проливе ночью на 24 августа
Для проведения заключительной миннозаградительной операции в Дуврском проливе под кодовым наименованием «Клара» в ночь на 24 августа немцы задействовали 29 раумботов 12-й, 10-й, 4-й и 2-й флотилий. Эти силы двумя группами в колоннах по пять единиц каждая должны были выставить на фарватере у банки Варне (в 11 милях к северо-западу от мыса Гри-Не) заграждения из 240 мин общей протяжённостью в одну милю. Руководство осуществлял командир 12-й флотилии капитан-лейтенант Маурер на R-34. В охранение были выделены две группы раумботов: четыре обер-лейтенанта цур зее Мора и три лейтенанта цур зее Брюсгатиса.
В 03:45 24 августа Маурер начал выход в море. Дул западный ветер силой 3 балла, на море было волнение силой 2 балла, берег частично закрывал туман. В 05:22 немцы достигли исходной точки, а через минуту получили от радиоразведки сообщение о том, что английские катера идут на перехват. Этой ночью практически всё внимание англичан досталось южной группе командира 10-й флотилии капитан-лейтенанта Нау, идущего на R-179. Едва в 05:33 Нау принял курс 220°, как попал под обстрел британской береговой артиллерии.
В 05:45–05:46 обе немецкие группы начали минирование; дистанция между колоннами составляла 300 м, каждый катер укладывал мины через 100 м. В 05:48 обстрел с английского берега прекратился. В 05:52 охранение левой колонны открыло огонь «с дальней дистанции из 20-мм орудий» по английским катерам по левому борту, а в 05:54 справа за кормой правой колонны в бой с английскими катерами вступило уже охранение Нау.
В 05:57 справа впереди по курсу заградителей Нау были замечены два английских катера на высокой скорости. Головной раумбот правой колонны R-179 открыл огонь с дистанции около 1000 м, следом начали стрелять R-181, R-180 и R-182. Англичане отвернули, один из них получил несколько попаданий и загорелся. Три раумбота охранения в это время вели бой с двумя другими британскими катерами. В 05:58 R-179 и другие катера Нау прекратили стрелять, «чтобы не попасть в катера охранения». В 06:00 минные постановки были завершены обеими группами, при этом Нау прервал её преждевременно, ошибочно посчитав, что приблизился к заграждению «Фриц». Всего было выставлено 234 мины. Охранение Нау — раумботы R-39, R-40 и R-185 — продолжало бой, а он сам с катерами-заградителями принял курс 160°.
Так как охранение южной группы всё ещё вело бой, в 06:05 капитан-лейтенант Маурер решил отходить вместе с Нау не в Кале, а в Булонь. Между тем Нау, не видя катеров охранения, но заметив позади красную ракету сигнала о помощи, в 06:07 повернул на курс 30°. Выяснилось, что ракету выпустил R-40, командир которого после кратковременного пожара и потери хода R-185 посчитал, что тот значительно повреждён. Соединившись со своим охранением, Нау в 06:11 лёг на курс 153°, а в 06:15 контакт с англичанами был разорван. В 07:00 все флотилии вошли в Булонь. Немцы констатировали, что в ходе боя были подожжены два вражеских катера, причём один из них взорвался. Помимо того, «в северной части нового минного поля в 06:27 был слышен взрыв».
По английской версии событий, той ночью в Дуврском проливе находились три противокатерных патруля Командования прибрежных сил: MGB-6 и MGB-7 под командованием лейтенанта Н.К. Кейла, MGB-41 и S2 лейтенанта Р. Кинга, а также ML-213 и ML-103 лейтенанта Р. Кнудсена. Обе группы артиллерийских катеров MGB должны были насчитывать по три единицы, но из-за проблем с матчастью имели урезанный состав.
В 04:10 по Гринвичу последовало сообщение об обнаружении к северу от мыса Гри-Не противника, и патрули бросились на перехват. До их подхода береговая артиллерия выпустила по немцам 12 шестидюймовых и три восьмидюймовых снаряда, на что немецкая сверхдальнобойная артиллерия с французского берега ответила 20 снарядами по Саут-Форленду.
При контакте с противником MGB-6 был подожжён, его командир лейтенант Кейл погиб, а ещё один матрос получил ранение. Катер спас старший матрос Вуд: он сначала потушил пожар на мостике, а затем ликвидировал и второй очаг близ бензобаков и боеприпасов. MGB-7 получил незначительные повреждения, а катера Кинга не пострадали вовсе. Катера ML не смогли установить контакт с противником, а в 05:26 ML-103 налетел на мину — два члена экипажа погибли и четверо были ранены. ML-213 снял уцелевших, а траулер «Филдея» находился рядом с ML-103 до его погружения. Британская авиация не смогла помочь из-за плохой видимости.
Дуврское командование, резюмируя исход немецких миннозаградительных операций, сообщило Адмиралтейству, что «укладка минных полей противника на среднем канале, в результате которой были потеряны два наших прибрежных корабля (ML-103 и МТВ-218), ещё больше осложняет работу катеров против морских перевозок между Булонью и Дюнкерком. Наиболее подходящими формами нападения на прибрежные конвои теперь становятся самолёты и MGB-минёры, для чего необходимы более быстроходные и приспособленные минные заградители». Таким образом, в конце лета 1942 года немцам удалось обезопасить свой конвойный маршрут в Дуврском проливе, в результате чего британские «москиты» вынуждены были перенести свою деятельность в более безопасные воды.
Литература и источники:
- Admiralty War Diaries
- Barnett, Corelli. Engage the Enemy More Closely: The Royal Navy in the Second World War — London, Penguin, 1991
- Cooper, Bryan. The E-Boat Threat — London, Macdonald and Jane's, 1970
- Gardiner, Robert. Conway's All the World's Fighting Ships, 1922-1946 — London and Annapolis, MD, Conway Maritime Press, 1980
- Gordon Williamson. E-Boat vs MTB: The English Channel 1941-1945 — Duel, 2011
- Hitchens, Antony. Gunboat Command: the Biography of Et. Cdr. Robert Hichens DSO DSC RNVR — Barnsley, Pen & Sword, 2007
- Jefferson, David. Coastal Forces at War: Royal Navy 'Little Ships' in World War 2 — London, Patrick Stephens, 1996
- Kemp, Paul J. British Coastal Forces of World War II — London, ISO Publications, 1997
- Lambert, John and Ross, A.I. Allied Coastal Forces of World War II, vol. I: Fairmile Designs and US Sub Chasers — London, Conway Maritime Press, 1990
- Lambert, John and Ross, A.I. Allied Coastal Forces of World War II, vol. II: Vosper MTBs and US Elcos — London, Conway Maritime Press, 1993
- Lambert, John. Fairmile 'D' Motor Torpedo Boat — London, Conway Maritime Press, 2005
- North, A.J.D. Royal Naval Coastal Forces, 1939-1945 — London, Almark Publications 1972
- Polmar, Norman and Morison, Samuel L. FT Boats at War: World War II to Vietnam — MBI Publishing, 1999
- Reynolds, Leonard C. Dog Boats at War: Royal Navy D Class MTBs and MGBs, 1939-1945 Stroud, Sutton, 1998
- Reynolds, Leonard C. Home Waters MTBs and MGBs at War — Stroud, Sutton, 2000
- Reynolds, Leonard C. Motor Gunboat 658: the Small Boat War in the Mediterranean — London, William Kimber, 1955
- http://cfv.org.uk
- http://onzevloot.weebly.com
- http://sussexhistoryforum.co.uk
- http://www.forum-marinearchiv.de
- http://www.uboatarchive.net
Комментарии к данной статье отключены.