• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    51

    Раумботы дают отпор

    • ВМВ
    • флот
    • Германия
    • Великобритания
    Сергей Марченко
    21 December '18

    Лето 1942 года в Ла-Манше ознаменовалось серией жестоких боёв с участием британских катеров, которые пытались помешать немецкому судоходству и минным постановкам. В этих столкновениях британцы, усилившие своё присутствие в Канале, понесли чувствительные потери и были вынуждены задуматься над сменой тактики.

    Бой у мыса Барфлёр в ночь на 8 августа

    Портсмутское командование регулярно направляло на поиск к вражеским берегам эскортные миноносцы типа «Хант» (HMS Hunt), канонерки и артиллерийские катера, однако только один их выход оказался результативным: «Коттесмор» (HMS Cottesmore) и «Кальп» (HMS Calpe) в ночь на 28 июля у мыса Ла-Хог перехватили патрульные V-202 и V-203 и отправили первый на дно, а второй в ремонт на год.

    Перемещавшаяся по Каналу от Дартмута до Дувра и обратно 8-я флотилия артиллерийских катеров лейтенант-коммандера Хиченса за месяц провела четыре боя: атаковала небольшой каботажный конвой у острова Олдерни в ночь на 15 июля, совместно с парой торпедных катеров напала на три немецких форпостенбота 13-й флотилии у Остенде в ночь на 30 июля, обстреляла вражеские тральщики, возвращавшиеся с минной постановки, на входе в Шербур в ночь на 2 августа. Наконец, MGB-77, MGB-78, MGB-80 и MGB-81 у острова Джерси провели бой с патрульными V-707 и V-704 в ночь на 14 августа. Во всех случаях Хиченс рапортовал об оставленных позади себя «горящих и тонущих» целях, за что получил планку к ордену «За выдающиеся заслуги» (Distinguished Service Order — DSO) и упоминание в приказе (Mentioned in Dispatches — MID). Немцы же констатировали атаки многочисленных британских катеров, которые отражались с тяжёлыми для противника потерями и ничтожным для себя уроном.

    ​Эскортный миноносец «Кальп» - Раумботы дают отпор | Warspot.ru
    Эскортный миноносец «Кальп»

    В конце июля в распоряжение Портсмутского командования была передана 21-я флотилия торпедных катеров лейтенанта Диккенса. Вечером 7 августа с задачей произвести поиск на вражеском конвойном маршруте Шербур – Гавр из Госпорта были направлены MTB-237 (лейтенант Р.Г. Фисон), MTB-232 (лейтенант Чеффи) и MTB-241 (лейтенант Д.Д. Макдональд); артиллерийских катеров им в поддержку не выделили.

    Командир флотилии Питер Диккенс, находившийся на МТВ-237, решил устроить засаду у северо-восточной оконечности полуострова Котантен. В четырёх милях к северу от маяка Барфлёр катера заглушили двигатели. После нескольких часов ожидания, в 01:40 8 августа, прямо на англичан из темноты вышли «шесть вспомогательных судов, из них четыре тральщика» — часть охранения следовавшего в восточном направлении «конвоя из 1–2 небольших торговых судов и 10 кораблей эскорта». Диккенс немедленно дал приказ атаковать. Все три катера, дав полный ход, пошли на сближение, но атака завершилась, едва начавшись.

    Немцы встретили катера ураганным огнём. МТВ-237 и МТВ-232 были сразу поражены, причём первый, помимо попаданий 20-мм снарядов, получил 37-мм в рулевую рубку; бензобак был повреждён, начался пожар. МТВ-241 на 40 узлах отвернул на северо-запад, чтобы атаковать с другого направления, но очень скоро Макдональду пришлось поспешить на помощь своему флагману. В 02:04 на МТВ-237 взорвался бензобак. MTB-241 подошёл к пылающему катеру, снял с него экипаж и ранним утром вернулся в Госпорт. Повреждённый MTB-232 с раненым командиром также достиг гавани. Таким образом, британцы потеряли один катер, но обошлось без человеческих жертв. Со стороны немцев потери ограничились двумя ранеными на RA-2. Питер Диккенс в своих мемуарах назвал эту стычку «Второй битвой у Барфлёра».

    Бой в Дуврском проливе в ночь на 17 августа

    Чтобы ограничить британским «москитам» возможность проникновения на прибрежный фарватер в Дуврском проливе, в середине августа 1942 года немецкая группа ВМС «Запад» начала серию крупномасштабных оборонительных миннозаградительных операций. С 18:00 14 августа по 04:08 15 августа раумботы 2-й, 4-й, 10-й и 12-й флотилий в рамках операции «Бонифаций» выставили около 300 мин по прямой линии параллельно побережью между Кале и Дьеппом. Теперь в рамках операции «Фриц» требовалось выставить вторую часть заграждения. Для этого намеревались задействовать все боеготовые раумботы из состава четырёх флотилий под общим руководством командира 12-й флотилии капитан-лейтенанта Маурера на R-34.

    В 20:48–21:23 по берлинскому времени 16 августа 30 раумботов покинули Кале и двинулись к месту проведения операции. Каждый из 20 катеров-минёров нёс на борту стандартный комплект по 12 мин, ещё 10 катеров было выделено в охранение. На море было облачно, волнение 1–2 балла, дул 2-балльный восточный ветер. В 21:55–22:10 британская береговая батарея в Сент-Маргарет-эт-Клиф выпустила по раумботам 26 шестидюймовых снарядов, на что немецкие батареи с французского берега в 22:11–22:16 ответили 14 тяжёлыми снарядами.

    В 21:54 соединение вышло в исходную точку в 9 милях к юго-востоку от Саут-Форленда и разделилось на две группы по 10 раумботов в каждой, которые разошлись в северо-восточном и юго-западном направлениях. В 21:58 обе группы, разделившись на два дивизиона по пять катеров в каждом, на 11 узлах приступили к укладке мин двумя параллельными линиями. Установку мин завершили в 22:15, а в 22:17 Маурер заметил «в 3 км справа от своей колонны три британских артиллерийских катера, следующих параллельным курсом со средней скоростью».

    В 20:40 по Гринвичу британская береговая РЛС зафиксировала «около 15 целей, предположительно раумботов, в 8 милях к северо-западу от Кале, следующих на северо-запад с 15-узловой скоростью». В 20:45 приказ следовать на перехват получили вышедшие в 20:35 из Рамсгейта на противокатерное патрулирование MGB-10 лейтенанта Д.Д. Ричардса и MGB-6 суб-лейтенанта Р.М. Барджа из 2-й флотилии артиллерийских катеров, а из Дувра с той же задачей в 20:54 вышла группа Y: MGB-330 (командир группы лейтенант Д.К. Сайдботтом), MGB-331 и MGB-609 14-й флотилии. Курс обеих групп постоянно корректировался по поступлению информации о перемещениях противника.

    В 21:25 с MGB-330 была замечена «колонна из 5–6 катеров, следовавших в юго-западном направлении. На опознавательный сигнал они не ответили». Англичане, находясь в 1–1,5 кабельтовых от концевого, повернули за ними, когда справа по носу были замечены приближающиеся с северо-запада ещё два катера. Они правильно дали опознавательный сигнал — это были катера Ричардса.

    В 21:27 группа Y открыла огонь по двум концевым вражеским катерам. Четыре концевых раумбота в колонне немедленно открыли ответный огонь. На MGB-330 почти сразу же была разбита рация, носовой «пом-пом» успел сделать около 30 выстрелов, после чего был выведен из строя вместе с прислугой, и немедленно это же случилось и с кормовым 40-мм «пом-помом». Сайдботтом решил принять влево, чтобы ввести в бой остальные свои катера, а самому попытаться таранить концевого противника, но тут попаданиями снарядов из кормового орудия раумбота в мостик MGB-330 ранило всех, кто там находился, в том числе и рулевого. Катер сильно рыскнул влево и прошёл под кормой немца. Тогда Сайдботтом сам встал на место рулевого, резко развернулся вправо и ударил раумбот в левый борт в 20 футах от кормы, выбив его из колонны влево.

    ​Немецкие раумботы в Ла-Манше - Раумботы дают отпор | Warspot.ru
    Немецкие раумботы в Ла-Манше

    Рулевая машина и левый двигатель «англичанина» вышли из строя, в шести местах начались пожары, и Сайдботтом вынужден был дать приказ остановить двигатели. Единственный уцелевший крупнокалиберный пулемёт обстреливал идущий впереди раумбот, который уже находился под огнём остальных британских катеров. Спустя несколько минут на MGB-330 удалось наладить ручное управление, а наиболее опасные пожары потушить. В 21:40 катер дал ход и направился в Дувр, куда прибыл в 22:45 с двумя убитыми и 10 ранеными на борту. При осмотре повреждений выяснилось, что затопления и дифферент на нос, выведенные из строя вся артиллерия, левый топливный бак и левый двигатель на совести бронебойных 20-мм снарядов; повреждения от удара корпусом были незначительные.

    Когда MGB-330 пошёл на таран, остальные катера его группы продолжали следовать прежним курсом, обстреливая вражескую колонну с близкого расстояния. Схватка была очень ожесточённой. MGB-609 вынужден был выйти из боя после того, как ответным огнём на нём были выведены из строя три двигателя. К этому времени двое членов экипажа было убито, все три офицера и 10 матросов получили ранения, из них двое — смертельные. До конца стрелял только спаренный «Эрликон» — вся остальная артиллерия вышла из строя, — а когда он замолчал, было получено ещё несколько подводных пробоин с повреждением рулей и одного из винтов. MGB-331 сражался до тех пор, пока его «пом-пом», левая башня с крупнокалиберным пулемётом и левый двигатель не были выведены из строя, а командир и два матроса ранены. Катер вернулся в Дувр в 22:35, а спустя 25 минут туда же пришёл изрешечённый MGB-609.

    «В 22:19, вскоре после завершения минирования, в приблизительно 2000 метрах по правому борту» с R-179, на котором шёл командир 10-й флотилии капитан-лейтенант Нау, заметили «сначала три, а затем и больше британских катеров». Англичане резко пошли на сближение и в 22:20 открыли огонь по замыкающим катерам 10-й и 12-й флотилий. Со 150 метров многочисленные попадания получили R-180 и R-181. Преследуемый британцами, Нау сначала принял курс 210°, а затем 160° с последующим поворотом на 105°. Бой прекратился в 22:35, в 23:40 все раумботы прибыли в Кале.

    R-184 обер-штурмана Хельмута Вельцера из 10-й флотилии следовал пятым в колонне своего дивизиона. Нападение англичан было настолько внезапным, что не все члены экипажа раумбота успели надеть шлемы, а R-184 уже получил два роковых попадания — в мостик и в машинное отделение с выводом из строя обоих двигателей, рулевого управления и возгоранием топлива. Командира катера тяжело ранило в живот. Попытка поставить дымовую завесу не удалась, поскольку аппарат был разбит, а вылившаяся кислота обожгла часть команды. Раумбот сражался до полного израсходования боезапаса, выпустив более 3000 снарядов, после чего радист поджёг рубку, разбил рацию молотком и бросил три гранаты в трюм, а экипаж приступил к эвакуации.

    В то же время на MGB-10 по ходу следования дважды пришлось ремонтировать рулевое управление, и, в конечном итоге, в бой пришлось идти, управляясь вручную. В 21:26 были замечены MGB-330 прямо по носу и «шесть катеров впереди на южном курсе». Чтобы не мешать дуврским катерам, которые атаковали концевые корабли немцев, Ричардс на 35 узлах помчался дальше и «атаковал один из головных раумботов, двигавшийся со скоростью менее 20 узлов» — на самом деле, это был вылетевший из колонны R-184. Рамсгейтские катера «обстреляли противника со 150 ярдов сначала в левый, а затем в правый борт, в результате чего он снизил скорость и загорелся на миделе». Затем было выполнено ещё два круга: после первого немец прекратил отстреливаться, остановился и выпустил три красные и три зелёные сигнальные ракеты.

    ​Артиллерийский катер MGB-6 - Раумботы дают отпор | Warspot.ru
    Артиллерийский катер MGB-6

    В 21:45 англичане прекратили стрельбу. Катер Ричардса выпустил 900 20-мм снарядов из «Эрликона» и все патроны к пулемётам. В ходе боя MGB-10 получил несколько пробоин в носовой части у ватерлинии, один из двигателей вышел из строя, а на MGB-6 был тяжело ранен стрелок «Льюиса» и имелось несколько пробоин в корпусе и рубке. MGB-10 подошёл к R-184, высадил абордажную партию из двух человек и взял его на буксир. Однако огонь в машинном отделении раумбота вышел из-под контроля, последовал взрыв, и англичане, сняв с катера своих, обрубили буксир.

    Англичане подобрали 15 выживших немецких моряков из 28, в том числе двух раненых, но состояние MGB-10 и начавшийся артиллерийский обстрел с занятого немцами берега вынудили их в 22:45 уйти в Дувр.

    Британцы считали, что в ходе боя уничтожили два вражеских катера, в том числе один тараном. На самом деле R-184, единственная потеря немцев в этом бою, был добит немецкими же береговыми батареями, открывшими огонь в 23:43 по берлинскому времени «по горящему британскому кораблю» к юго-востоку от Саут-Форленда. В ходе боя три раумбота из 10-й и два из 12-й флотилий были легко повреждены, а R-176, R-181 и R-183 требовали серьёзного ремонта. Расход боеприпасов у немцев без учёта R-184 составил 4000 20-мм снарядов.

    Бой в Дуврском проливе в ночь на 18 августа

    Следующей ночью в Дуврском проливе произошло не менее ожесточённое сражение. Вышедшее 8 марта 1942 года из испанского Эль-Ферроля с грузом железной руды итальянское судно-блокадопрорыватель «Фиделитас» (5739 тонн) самостоятельно добралось до Бордо, выгрузило там часть груза и застряло в порту на несколько месяцев, ожидая решения своей участи.

    Только в июле судно с сильным эскортом вышло в Роттердам. После короткой остановки в Бресте «Фиделитас» начал переход через Канал. Из-за угрозы атак с воздуха, как обычно, планировались исключительно ночные переходы с остановками в светлое время суток в Шербуре, Гавре, Булони и Дюнкерке.

    ​Cудно-блокадопрорыватель «Фиделитас» - Раумботы дают отпор | Warspot.ru
    Cудно-блокадопрорыватель «Фиделитас»

    В ожидании перехода «крупного вражеского судна из Булони в Дюнкерк» в ночь на 18 августа Дуврским командованием на патрулирование в район в 20 милях юго-восточнее Норт-Форленда были направлены две группы торпедных катеров из состава 5-й, 6-й и 9-й флотилий. Группа Х, включавшая МТВ-219, МТВ-218 и МТВ-38, вышла из Дувра в 21:15, а группа А в составе МТВ-204, МТВ-24 и МТВ-43 — в 21:35. Всеми катерами командовал командир 9-й флотилии лейтенант Кристофер Филлпоттс, находившийся на МТВ-204 лейтенанта В. де Лоозе. На этот раз использование артиллерийских катеров не предусматривалось.

    Вскоре обе британские группы встретились и принялись ожидать сообщений о противнике. Было решено, что группа Х будет сторожить врага у Кале, МТВ-24 и МТВ-38 — далее к востоку, а МТВ-204 останется у Дюнкерка. После известия о том, что конвой прошёл мыс Гри-Не и движется в северо-восточном направлении, катера двинулись на назначенные позиции. Командир группы Х лейтенант М. Арнольд-Форстер рассредоточил свои катера вдоль банки Риденс де Кале, но видимость на западе и со стороны суши ограничивалась туманом, и было неизвестно, севернее или южнее банки пройдёт противник. В 01:18 МТВ-219 обнаружил «небольшое судно мористее на западе» и дал сигнал тревоги.

    MTB-38, самый «западный» из катеров группы Х, в 01:30 заметил «небольшое торговое судно и несколько траулеров» со стороны суши. Оставаясь незамеченным, катер атаковал и выстрелил последовательно с 800 и 500 ярдов две торпеды, после чего начал отход северо-западным курсом. Сразу же британец попал под прицельный огонь немцев, получил попадание в нос, в результате чего командир суб-лейтенант Питер Никольсон был смертельно ранен. В то же время экипаж наблюдал «взрыв на атакованной цели с последующим сильным её задымлением».

    MTB-218 вскоре после обнаружения противника также был поражён. Средний двигатель, два вспомогательных двигателя и левый торпедный аппарат вышли из строя. Выйдя из-под обстрела, катер попытался снова напасть, но получил очередные повреждения, вызвавшие течь, и отошёл на север. Из-за тумана и ожесточённого обстрела MTB-38 и MTB-218 немцами MTB-219 не смог определиться с целью и отошёл на север, присоединившись к внешнему кольцу охранения, чего противник так и не заметил! С этой позиции позднее он попытался приблизиться к главной цели, но пробиться через огневой заслон не удалось.

    В 02:40 Арнольд-Форстер прервал бой и, восстановив повреждение рулевого управления, отправился к Кале на поиск других катеров. MTB-24 и MTB-43 также вынуждены были отказаться от атаки на планируемой позиции из-за действий группы Х и двинуться дальше к востоку. К западу от Дюнкерка британцы предприняли вторую попытку, в результате чего MTB-43 получил попадание «4-дюймового» снаряда в машинное отделение, а MTB-24 был вынужден отступить.

    MTB-204 в 00:55 отправился к Дюнкерку и лёг в дрейф до 01:43. Ожидалось, что конвой пройдёт между катером и берегом, но затем выяснилось, что он будет идти со стороны моря. В 02:16 при разрыве немецкого осветительного снаряда на западе был замечен «большой корабль с двумя траулерами». Де Лоозе вышел на дистанцию атаки, попал под сильный обстрел с ближайшего траулера и выпустил торпеду в 100 ярдах от него, но неудачно. Развернувшись, де Лоозе сбросил под правый борт траулера две глубинные бомбы, что вынудило немца снизить интенсивность обстрела. Воспользовавшись этим, МТВ-204 в 02:24 с дистанции 500–600 ярдов выпустил вторую торпеду со стороны левого борта траулера. Вскоре после этого «наблюдался взрыв на цели», из чего был сделан вывод, что торпеда поразила её. MTB-204 удалось отступить на запад без повреждений, чтобы затем связаться с другими катерами.

    ​Один из первых «догов» MGB-606 в 1942 году. Позднее на корме катера появится 6-фунтовое орудие - Раумботы дают отпор | Warspot.ru
    Один из первых «догов» MGB-606 в 1942 году. Позднее на корме катера появится 6-фунтовое орудие

    Когда поступило сообщение, что MTB-218 тонет, МТВ-204 и МТВ-219 отправились на помощь. MTB-218, выйдя из боя, с медленно работающими двигателями взял курс на базу, однако в 02:41 из-за затопления машины остановились. В этот момент вдобавок ко всем бедам катер заполз на минное поле — раздался взрыв. Командир катера суб-лейтенант Малкольм Белл и четыре члена экипажа погибли (ещё один моряк был убит в бою). Катер быстро затонул, оставшиеся в живых члены экипажа перешли на спасательный плот. Вскоре после рассвета их принял на борт MTB-219 и доставил в Дувр.

    MTB-43 потерял ход у французского побережья уже после окончания боя. Из-за близости врага командир катера лейтенант Батлер решил затопить корабль. Экипаж поднял на борт MTB-24. Командир MTB-204, не зная, что экипаж MTB-43 спасён, продолжал его искать какое-то время, пока около 06:00 не обнаружил плот. Как оказалось, на нём спасались 10 немецких моряков из экипажа R-184, потопленного предыдущей ночью. С пленными на борту MTB-204 в 07:00 вернулся в Дувр.

    В результате боя MTB-43 и MTB-218 погибли. Вопреки заявкам британских катерников на две поражённые цели, ни один немецкий корабль не пострадал, хотя в последней атаке капитану «Фиделитас» и пришлось уворачиваться от торпед. В 06:15 «Фиделитас» в сопровождении эскорта прибыл в Дюнкерк, а потом, несмотря на атаки британских бомбардировщиков, невредимым добрался до Роттердама.

    Бой в Дуврском проливе ночью на 24 августа

    Для проведения заключительной миннозаградительной операции в Дуврском проливе под кодовым наименованием «Клара» в ночь на 24 августа немцы задействовали 29 раумботов 12-й, 10-й, 4-й и 2-й флотилий. Эти силы двумя группами в колоннах по пять единиц каждая должны были выставить на фарватере у банки Варне (в 11 милях к северо-западу от мыса Гри-Не) заграждения из 240 мин общей протяжённостью в одну милю. Руководство осуществлял командир 12-й флотилии капитан-лейтенант Маурер на R-34. В охранение были выделены две группы раумботов: четыре обер-лейтенанта цур зее Мора и три лейтенанта цур зее Брюсгатиса.

    В 03:45 24 августа Маурер начал выход в море. Дул западный ветер силой 3 балла, на море было волнение силой 2 балла, берег частично закрывал туман. В 05:22 немцы достигли исходной точки, а через минуту получили от радиоразведки сообщение о том, что английские катера идут на перехват. Этой ночью практически всё внимание англичан досталось южной группе командира 10-й флотилии капитан-лейтенанта Нау, идущего на R-179. Едва в 05:33 Нау принял курс 220°, как попал под обстрел британской береговой артиллерии.

    В 05:45–05:46 обе немецкие группы начали минирование; дистанция между колоннами составляла 300 м, каждый катер укладывал мины через 100 м. В 05:48 обстрел с английского берега прекратился. В 05:52 охранение левой колонны открыло огонь «с дальней дистанции из 20-мм орудий» по английским катерам по левому борту, а в 05:54 справа за кормой правой колонны в бой с английскими катерами вступило уже охранение Нау.

    В 05:57 справа впереди по курсу заградителей Нау были замечены два английских катера на высокой скорости. Головной раумбот правой колонны R-179 открыл огонь с дистанции около 1000 м, следом начали стрелять R-181, R-180 и R-182. Англичане отвернули, один из них получил несколько попаданий и загорелся. Три раумбота охранения в это время вели бой с двумя другими британскими катерами. В 05:58 R-179 и другие катера Нау прекратили стрелять, «чтобы не попасть в катера охранения». В 06:00 минные постановки были завершены обеими группами, при этом Нау прервал её преждевременно, ошибочно посчитав, что приблизился к заграждению «Фриц». Всего было выставлено 234 мины. Охранение Нау — раумботы R-39, R-40 и R-185 — продолжало бой, а он сам с катерами-заградителями принял курс 160°.

    ​Артиллерийский катер S2 - Раумботы дают отпор | Warspot.ru
    Артиллерийский катер S2

    Так как охранение южной группы всё ещё вело бой, в 06:05 капитан-лейтенант Маурер решил отходить вместе с Нау не в Кале, а в Булонь. Между тем Нау, не видя катеров охранения, но заметив позади красную ракету сигнала о помощи, в 06:07 повернул на курс 30°. Выяснилось, что ракету выпустил R-40, командир которого после кратковременного пожара и потери хода R-185 посчитал, что тот значительно повреждён. Соединившись со своим охранением, Нау в 06:11 лёг на курс 153°, а в 06:15 контакт с англичанами был разорван. В 07:00 все флотилии вошли в Булонь. Немцы констатировали, что в ходе боя были подожжены два вражеских катера, причём один из них взорвался. Помимо того, «в северной части нового минного поля в 06:27 был слышен взрыв».

    По английской версии событий, той ночью в Дуврском проливе находились три противокатерных патруля Командования прибрежных сил: MGB-6 и MGB-7 под командованием лейтенанта Н.К. Кейла, MGB-41 и S2 лейтенанта Р. Кинга, а также ML-213 и ML-103 лейтенанта Р. Кнудсена. Обе группы артиллерийских катеров MGB должны были насчитывать по три единицы, но из-за проблем с матчастью имели урезанный состав.

    В 04:10 по Гринвичу последовало сообщение об обнаружении к северу от мыса Гри-Не противника, и патрули бросились на перехват. До их подхода береговая артиллерия выпустила по немцам 12 шестидюймовых и три восьмидюймовых снаряда, на что немецкая сверхдальнобойная артиллерия с французского берега ответила 20 снарядами по Саут-Форленду.

    При контакте с противником MGB-6 был подожжён, его командир лейтенант Кейл погиб, а ещё один матрос получил ранение. Катер спас старший матрос Вуд: он сначала потушил пожар на мостике, а затем ликвидировал и второй очаг близ бензобаков и боеприпасов. MGB-7 получил незначительные повреждения, а катера Кинга не пострадали вовсе. Катера ML не смогли установить контакт с противником, а в 05:26 ML-103 налетел на мину — два члена экипажа погибли и четверо были ранены. ML-213 снял уцелевших, а траулер «Филдея» находился рядом с ML-103 до его погружения. Британская авиация не смогла помочь из-за плохой видимости.

    Дуврское командование, резюмируя исход немецких миннозаградительных операций, сообщило Адмиралтейству, что «укладка минных полей противника на среднем канале, в результате которой были потеряны два наших прибрежных корабля (ML-103 и МТВ-218), ещё больше осложняет работу катеров против морских перевозок между Булонью и Дюнкерком. Наиболее подходящими формами нападения на прибрежные конвои теперь становятся самолёты и MGB-минёры, для чего необходимы более быстроходные и приспособленные минные заградители». Таким образом, в конце лета 1942 года немцам удалось обезопасить свой конвойный маршрут в Дуврском проливе, в результате чего британские «москиты» вынуждены были перенести свою деятельность в более безопасные воды.


    Литература и источники:

    1. Admiralty War Diaries
    2. Barnett, Corelli. Engage the Enemy More Closely: The Royal Navy in the Second World War — London, Penguin, 1991
    3. Cooper, Bryan. The E-Boat Threat — London, Macdonald and Jane's, 1970
    4. Gardiner, Robert. Conway's All the World's Fighting Ships, 1922-1946 — London and Annapolis, MD, Conway Maritime Press, 1980
    5. Gordon Williamson. E-Boat vs MTB: The English Channel 1941-1945 — Duel, 2011
    6. Hitchens, Antony. Gunboat Command: the Biography of Et. Cdr. Robert Hichens DSO DSC RNVR — Barnsley, Pen & Sword, 2007
    7. Jefferson, David. Coastal Forces at War: Royal Navy 'Little Ships' in World War 2 — London, Patrick Stephens, 1996
    8. Kemp, Paul J. British Coastal Forces of World War II — London, ISO Publications, 1997
    9. Lambert, John and Ross, A.I. Allied Coastal Forces of World War II, vol. I: Fairmile Designs and US Sub Chasers — London, Conway Maritime Press, 1990
    10. Lambert, John and Ross, A.I. Allied Coastal Forces of World War II, vol. II: Vosper MTBs and US Elcos — London, Conway Maritime Press, 1993
    11. Lambert, John. Fairmile 'D' Motor Torpedo Boat — London, Conway Maritime Press, 2005
    12. North, A.J.D. Royal Naval Coastal Forces, 1939-1945 — London, Almark Publications 1972
    13. Polmar, Norman and Morison, Samuel L. FT Boats at War: World War II to Vietnam — MBI Publishing, 1999
    14. Reynolds, Leonard C. Dog Boats at War: Royal Navy D Class MTBs and MGBs, 1939-1945 Stroud, Sutton, 1998
    15. Reynolds, Leonard C. Home Waters MTBs and MGBs at War — Stroud, Sutton, 2000
    16. Reynolds, Leonard C. Motor Gunboat 658: the Small Boat War in the Mediterranean — London, William Kimber, 1955
    17. http://cfv.org.uk
    18. http://onzevloot.weebly.com
    19. http://sussexhistoryforum.co.uk
    20. http://www.forum-marinearchiv.de
    21. http://www.uboatarchive.net

    Сергей Марченко

    Конец курортного сезона кригсмарине на Warspot.ru
    Конец курортного сезона кригсмарине
    Скользящие над волнами, сеющие смерть на Warspot.ru
    Скользящие над волнами, сеющие смерть
    Недолгая жизнь, невеликая слава на Warspot.ru
    Недолгая жизнь, невеликая слава
    Поделиться
    • 9
    • 76
    • 4
    • Статьи по теме
    • Комментарии (15)
    Долгая охота на «стальную акулу» на Warspot.ru
    Долгая охота на «стальную акулу»
    «Шарнхорст» и «Гнейзенау» против старого Бульдога на Warspot.ru
    «Шарнхорст» и «Гнейзенау» против старого Бульдога
    Первый бой у Нарвика на Warspot.ru
    Первый бой у Нарвика
    Корабли-«актёры» на Warspot.ru
    Корабли-«актёры»
    • Статьи по теме
    • Комментарии (15)
    Неизвестный
    © 2014 — 2022 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google