Суэцкий кризис 1956 года стал первым арабо-израильским конфликтом, в котором с обеих сторон действовали полноценные военно-морские флоты. Первым и самым интересным событием «морской» части этой войны стал бой при Хайфе. По сути, он оказался последним классическим морским боем с применением корабельной артиллерии — правда, существенной роли в исходе столкновения она не сыграла.
Необычная судьба эсминца «Мендип»
К началу Суэцкого конфликта Египет имел довольно мощный военно-морской флот: 4 эсминца, 7 фрегатов, 2 корвета, 12 тральщиков, 30 торпедных и 20 десантных катеров, а также десантный корабль и ряд вспомогательных судов. Израильский флот был гораздо слабее: в нём имелось два эсминца — «Эйлат» и «Яффа» (однотипные с египетскими типа «Z»), 3 фрегата, шлюп, 10 торпедных катеров, 3 десантных судна и плавбаза.
Египтяне решили использовать своё превосходство на море и на вторую ночь войны (с 30 на 31 октября) обстрелять порт Хайфа. Для операции был выбран фрегат «Ибрагим эль-Аваль» под командованием капитан-лейтенанта Хасана Рушди Тамзина — бывший британский эскортный миноносец «Мендип» типа «Хант I».
Этот корабль уже имел интересную судьбу. Построенный в 1940 году, он активно использовался в годы Второй мировой войны, в 1946 году был выведен в резерв, а в мае 1948 года безвозмездно передан Китаю, получив название «Линь Фу». Но в начале 1949 года оборона гоминьдановских войск начала рушиться по всем фронтам. 25 февраля на сторону коммунистов перешёл крейсер «Чунцин» (бывшая британская «Аврора»). Американская авиация устроила за ним настоящую охоту, и 20 марта корабль был потоплен в порту Таку (по китайской версии — затоплен после полученных повреждений). Чтобы не дарить коммунистам ещё один корабль, Великобритания потребовала от правительства Чан Кайши вернуть фрегат, и в мае за ним из Сингапура в Китай была отправлена команда стоявшего на ремонте фрегата «Консорт».
Так «Мендип» вернулся в состав Королевского флота и несколько месяцев оставался на Дальнем Востоке, числясь в составе Восточного флота. Однако полноценной команды для него не имелось, запчастей не хватало: фрегаты типа «Хант» к этому времени уже выводились из боевого состава Королевского флота. Наконец, заслуженный корабль уже был порядком изношен и большой боевой ценности не представлял. В конце лета он был отправлен обратно в Европу, но дошёл только до Суэцкого канала. Здесь фрегат был продан Египту по цене металлолома и 15 ноября поднял египетский флаг.
Сначала фрегат назвали «Мухаммед Али аль-Кебир», а через два года переименовали в «Ибрагим эль-Аваль». Будучи типичным эскортным кораблём мобилизационного проекта, при стандартном водоизмещении в 1000 т он нёс две универсальных двухорудийных 102-мм установки, счетверённый 40-мм «пом-пом» и два 20-мм «Эрликона», а также два противолодочных бомбомёта (торпедное вооружение имелось только у «Хантов» 4-й серии). Радиолокационное вооружение состояло из артиллерийского радара тип 285, поискового тип 291 и навигационного тип 268, все они к 50-м годам уже устарели — так, дальность обнаружения корабля класса эсминец не превышала 90 каб, а погрешность в определении местоположения составляла 0,5 каб.
Передача корабля осуществлялась буквально на ходу, египетская команда осваивала его самостоятельно. С учётом нехватки запасных частей ещё во время службы в британском флоте можно предположить, что к 1956 году многие системы работали плохо или не работали вовсе. По проекту «Мендип» развивал ход до 26 узлов, но после пятнадцати лет службы вряд ли мог дать более 20.
Неизбежно возникает вопрос: почему для обстрела берега египтяне выбрали столь слабый корабль? Эсминцы советской постройки проекта 30 несли 130-мм артиллерию и легко развивали ход в 35 узлов, британские эсминцы типа «Z» были немногим хуже: при той же скорости они оснащались четырьмя 114,5-мм универсальными орудиями. Но, судя по всему, командующий египетским флотом адмирал Сулейман Азат не хотел рисковать эсминцами и предпочёл использовать для набега менее ценный корабль, причём один. Важную роль явно сыграла и скорость корабля: египетские фрегаты других типов даже в лучшие времена развивали не более 19 узлов.
Набег на Хайфу
Вечером 30 октября 1956 года «Ибрагим эль-Аваль» вышел из Порт-Саида, двигаясь в северо-восточном направлении. Никем не замеченный, он проскочил мимо сосредотачивавшегося для атаки на Порт-Саид англо-французского флота и в четвёртом часу утра подошёл к израильскому порту Хайфа на расстояние около 60 каб.
На его пути в районе Газы находилась тактическая группа израильских кораблей под командованием капитана 1-го ранга Шмуэля Яная: эсминцы «Яффо» и «Эйлат», а также фрегат «Мисгав». Несмотря на наличие радиолокаторов, они тоже не обнаружили проход вражеского корабля. Наконец, израильская РЛС в районе Хайфы отметила приближение фрегата, но не опознала его как корабль противника. В результате тревога была объявлена только после начала обстрела.
Двигаясь со скоростью 12-14 узлов, «Ибрагим эль-Аваль» в 3:30 открыл огонь по району порта, выпустив 160 снарядов. Ему удалось добиться нескольких попаданий в район доков и военного порта, однако 102-мм снаряды не причинили потерь и серьёзных разрушений.
На весь обстрел ушло не более 3 минут, после чего египетский фрегат повернул на северо-запад, в сторону Кипра. Его командир имел инструкции: после обстрела уйти как можно дальше от зоны боевых действий, а при невозможности вернуться в Египет интернироваться в нейтральном Бейруте.
Через 5 минут (в 3:38) «Ибрагим эль-Аваль» был внезапно обстрелян французским эсминцем «Керсент». Вместе с однотипным «Сюркуфом» этот корабль был направлен французским морским командованием к Хайфе для прикрытия базы союзника. Его командир, капитан 2-го ранга Бой, уже знал, что принято решение о совместном с Великобританией и Израилем нападении на Египет. Однако срок предъявленного Великобританией и Францией ультиматума о прекращении огня и отводе войск на 16 км от Суэцкого канала ещё не истек; вдобавок ультиматум формально был обращён к обеим сторонам конфликта, поэтому действия французского корабля с любой точки зрения нарушали международное право. Видимо, именно поэтому командир второго французского эсминца огня не открывал.
Выпустив 65 снарядов, «Керсент» не сумел добиться ни одного попадания. Обнаружив присутствие заведомо более мощных кораблей, капитан-лейтенант Тамзин отвернул влево и полным ходом попытался прорваться на запад, к Порт-Саиду.
Египетский командир не знал, что идёт практически навстречу противнику. Как уже говорилось выше, к западу от Хайфы в этот момент находилась тактическая группа израильского флота. Около 3:50 она получила из штаба флота приказ перехватить египетский корабль и в 3:56 развернулась ему навстречу.
Одновременно штаб израильского флота запросил воздушную поддержку, и около половины пятого в небо поднялся разведывательный самолёт C-47 «Дакота». Незадолго до 5 часов, сразу после восхода солнца, воздушный разведчик обнаружил египетский корабль к северо-западу от Хайфы. Египтяне тоже заметили самолёт противника, но он предусмотрительно держался за пределами зенитного огня. Тамзин связался с Александрией и запросил инструкций. Штаб египетского флота приказал ему двигаться прежним курсом и обещал выслать воздушное прикрытие.
Появление израильских эсминцев
Получив сообщение о местонахождении противника, израильская тактическая группа разделилась: оба эсминца увеличили ход до 25 узлов и повернули влево, стремясь зайти мористее и отсечь «египтянину» пути отхода к Александрии. Фрегат «Мисгав» двигался прежним курсом: официально считается, что более тихоходный корабль должен был не дать врагу уйти на юг. Но, по некоторым данным, у него случилась авария одного из котлов — это подтверждается израильской картой боя, на которой видно, что «Мисгав» резко снизил скорость.
В 5:07 поисковый локатор «Эйлата» обнаружил цель в 17 милях строго на север, после чего корабли довернули на противника и ещё более увеличили ход. Однако через 10 минут локаторы обнаружили ещё четыре надводных цели, быстро приближавшиеся с запада. Коммодор Янай забеспокоился: что если обстрел Хайфы — отвлекающий манёвр с целью заманить его группу под удар основных сил египетского флота? Однако он приказал сохранять прежний курс, пока из рассветной дымки не появились четыре корабля, а затем сигналом прожектора запросил их национальность. С кораблей ответили, что они американцы и сохраняют нейтралитет, а затем один из них повторил то же самое по радио на международной частоте. Вскоре четыре американских корабля развернулись обратно, чтобы не попасть под огонь.
В 5:27 египетский фрегат был визуально обнаружен и опознан с дистанции в 60 каб. Через 5 минут, когда корабли ещё более сблизились, израильтяне открыли огонь с дистанции в 45 каб¸ слегка довернув влево, чтобы использовать всю свою артиллерию. Судя по скорости сближения, максимальный ход египетского фрегата не превышал 15 узлов. В 5:34 «Ибрагим эль-Аваль» открыл ответный огонь, который был гораздо более редким: всего египетский корабль сделал 64 выстрела, выпустив по 16 снарядов на ствол.
В свою очередь, за полтора часа боя «Яффо» выпустил по врагу 242 снаряда калибром 114,5 мм, а «Эйлат» — 194 снаряда. Бой вёлся на параллельных курсах, израильтяне постепенно настигали египетский фрегат. Первые попадания в «Ибрагим эль-Аваль» были отмечены в 5:35, однако, несмотря на использование израильскими эсминцами современных систем управления огнём, из 436 снарядов в него попало только 5, то есть чуть больше 1%.
Один снаряд попал в носовую часть фрегата рядом с левым якорным клюзом и прошёл насквозь, повредив цепной ящик. Ещё один снаряд попал в корпус под кормовой орудийной установкой и взорвался внутри корабля. Это попадание было самым серьёзным: осколки повредили снарядный элеватор, проникли в котельное отделение и вывели из строя один из турбогенераторов. Третий снаряд попал под переднюю орудийную установку, повредив её поворотный механизм. Ещё два снаряда попали в корпус, не причинив существенных повреждений.
Поняв, что путь в Египет блокирован, Тамзин развернул свой корабль на северо-восток, рассчитывая прорваться в нейтральный Бейрут, до которого было около 60 миль. В свою очередь, коммодор Янай, убедившись, что артиллерийский огонь не нанёс врагу существенных повреждений (египтяне продолжали стрелять), запросил помощи авиации. Уже после поворота к Бейруту на египетском фрегате начались механические проблемы с одной из двух машин — судя по всему, связанные с техническим состоянием механизмов и непривычно высокой для корабля скоростью.
Белый флаг
Тем временем в воздух были подняты единственные боевые самолёты, находившиеся в районе Хайфы, — два реактивных штурмовика «Ураган» французской постройки, которыми управляли Давид Кишон и Яаков Агаси. Зайдя со стороны солнца, в 6:37 самолёты снизились до 200 м и атаковали египетский фрегат 70-мм неуправляемыми противотанковыми ракетами. Каждый самолёт выпустил по 16 таких ракет с дистанции в 400 м. Затем они взмыли вверх, развернулись и сделали второй заход, обстреляв противника из 20-мм пушек.
По некоторым сведениям, именно обрушившийся на палубу град 20-мм снарядов оказал на египетских моряков наиболее деморализующее воздействие. Пилоты доложили о нескольких попаданиях, однако на самом деле в корабль попала всего одна ракета, которая пронизала верхнюю палубу и взорвалась в районе машинного отделения, повредив топливную цистерну.
В 6:40 «Ибрагим эль-Аваль» сообщил в Александрию, что ведёт бой с двумя вражескими кораблями и тремя самолётами и что никакой помощи к нему не пришло. В 6:50 он добавил, что потерял ход, не уточняя, из-за чего это произошло. В это же самое время наблюдатели с «Эйлата» отметили, что фрегат потерял управление; некоторые описания также говорят о пожаре в топливной цистерне. В 6:56 Тамзин доложил, что «корабль выведен из строя», а в 7:00 — что у него кончились боеприпасы (это было неправдой). В это же время наблюдатели с «Эйлата» отмечали, что некоторые египетские матросы прыгают за борт.
В 7:01 из Александрии пришёл приказ покинуть корабль, а через пару минут — его уточнение: «Покидайте корабль, приняв меры к уничтожению всех записей, документов и приборов, а также приготовив корабль к затоплению». К этому времени фрегат уже совсем остановился, с его борта начали спускать шлюпки, и находившийся ближе к противнику «Эйлат» прекратил огонь. Однако египетские механики не смогли провернуть приржавевшие маховики кингстонов, корабль беспомощно качался на воде, и в 7:05 Тамзин приказал поднять белый флаг. Тем не менее в 7:25 он сообщил в Александрию: «Наша операция в Хайфе прошла успешно. Сказать, каков нанесённый противнику ущерб, не можем. У нас есть раненые. Мы пускаем судно на дно». В 7:32 он добавил: «Мы покинули корабль. Будем сдаваться в плен». Через пять минут Александрия ответила: «Вы выполнили задание и должны гордиться собой. Мы и наша родина всегда будем гордиться вами. Ваши семьи не останутся без поддержки. Аллах да пребудет с вами».
В 7.50 «Ибрагим эль-Аваль» отправил последнюю радиограмму: «Мы открыли кингстоны. Находимся между двумя израильскими эсминцами: „Яффа” — слева от нас, а „Эйлат” — справа».
На самом деле кингстоны так и не были открыты. На «Эйлате» спустили на воду все шлюпки и погрузили на них спешно собранную призовую команду, которую возглавил командир первой башни капитан-лейтенант Иосиф Йон. Одновременно «Эйлат» развернул торпедные аппараты, чтобы атаковать египетский фрегат, в случае если белый флаг окажется ловушкой.
Никаких инцидентов не произошло. Около 8 часов утра призовая команда поднялась на борт фрегата, начав собирать египетских моряков на корме и оказывать помощь раненым. Всего «Ибрагим эль-Аваль» потерял убитыми 4 человека, ещё 18 были ранены. Вблизи повреждения корабля оказались не столь существенными, как виделось издалека. По сути, фрегат был сдан из-за деморализации команды и технических неисправностей, не позволивших даже открыть кингстоны. С другой стороны, вряд ли египетский корабль мог сделать больше, чем сделал, — по крайней мере, после войны его командир и экипаж были встречены в Египте как герои.
Почти четыре часа «Эйлат» безуспешно пытался буксировать свой приз. В 13:45 из Хайфы прибыли два гражданских буксира, которые приняли у него инициативу и поздно вечером всё же дотащили трофей до порта. Впоследствии фрегат был отремонтирован и введён в строй израильского флота как «Хайфа».
На израильской службе этот корабль почти не подвергался перевооружению и использовался в основном как реклама успеха израильского флота. Тем не менее, он принял участие в «Шестидневной войне» 1967 года и даже атаковал глубинными бомбами подлодку — впрочем, есть сомнение, что лодка в этом районе вообще была. В 1968 году его вывели из боевого состава флота, а в следующем году потопили как мишень при испытании противокорабельных ракет «Габриэль».
Литература:
- В.Д. Доценко. Флоты в локальных конфликтах второй половины XX века. М.: ACT; СПб.: Terra Fantastica, 2001
- А. Розин. СССР и Суэцкий кризис – морской компонент http://alerozin.narod.ru/Suez56/Suez56USSR.htm
- М.А. Жирохов. История ВВС Израиля. Крылья возмездия. Минск: Харвест, 2001
- Derek Varble. The Suez Crisis 1956. London: Osprey, 2003
- Michael H. Coles, «Suez, 1956. A Successful Naval Operation Compromised by Inept Political Leadership» // Naval War College Review, Autumn 2006, Vol. 59, No. 4
- ENS Ibrahim el-Awal: captured at sea https://wwiiafterwwii.wordpress.com/2016/07/13/ens-ibrahim-el-awal-captured-at-sea/
Комментарии к данной статье отключены.