Даже среди большой воды огонь брандеров мог спалить флотилию. Сотни лет эти горящие корабли были настоящим кошмаром флотоводцев
Когда-то корабли старались в пылу борьбы не только потопить, но и поджечь, используя для этого брандеры. От Китая до Причерноморья, со времен Александра Великого и до XIX века, немало сражений в море было выиграно благодаря им. Подобная идея не переставала вдохновлять конструкторов, рождая новые и новые модификации.1. В разных языках данный корабль назывался по разному: по-английски fire ship, по-испански brulote, по-немецки Brander. Обыкновенно с этой целью употребляли старые корабли, до 200 тонн водоизмещения. Судно снаряжали так, чтобы оно загорелось внутри и снаружи. Для этого палубы покрывали брезентами и посыпали их мелкими кусками зажигательного состава и порохом; на кубрике, в деке и у самых стен корабля ставили кадки с тем же составом.
2. Для зажигания брандера употреблялись длинные мешки с составом селитры и серы, которые укладывались так, чтобы концы приходились в кормовой части судна у самых отверстий. В концы этих мешков вставлялась трубка, набитая медленно горящим составом, который давал команде возможность, воспламенив ее, отвалить на шлюпке, привязанной за кормой. Когда брандер был заряжен, на нем ставили паруса и, подведя на приличное расстояние, закрепляли руль в должном положении, зажигали трубку и пускали его, большею частью по ветру, на неприятельский флот.
3. Первое боевое применение брандеров упоминается в труде греческого историка Фукидида «История Пелопоннесской войны». В 413 году до н.э. под Сиракузами против Афинского флота был применен самодельный брандер. Это был торговый корабль, набитый вязанками хвороста и сосновым лесом. Его подожгли и пустили дрейфовать в сторону афинского флота, но афиняне уклонились от опасного соседства, и на этом все закончилось.
4. Потом брандеры использовались защитниками города Тир (Ливан) в 332 году до н. э. По приказу великого завоевателя Александра Македонского было начато строительство перешейка от берега к острову, где и находились обороняющиеся. Для защиты строителей македонцы установили на насыпи две деревянные башни. Тирцы построили брандер и подвели его к башням, где и подожгли его. Башни сгорели моментально, затем десант захватил и разрушил насыпь. Месяцы работы македонцев пропали напрасно, честолюбивый Александр был в бешенстве.
5. Очередное зафиксированное историками применение брандеров имело место в Китае в 208 году н.э. во время битвы при Чиби на реке Янцзы («сражение у Красных утесов») в войне Царства У против Царства Вэй под командованием генерала Цао Цао. Там уже применялись штатные брандеры, то есть созданные специально для огненного боя. Это были суда, заполненные связками тростника, пропитанного нефтью, и кувшинами с нефтью. На носу этих судов были устроены специальные шипы для сцепления с кораблями противника.
6. Самым известный сражением, которое выиграли брандеры, был разгром Непобедимой армады в 1588 году. Король Испании Филипп II создал самый мощный флот, который насчитывал около 130 судов, 2 430 орудий, 30 500 человек. Целью его было наказать протестантку-королеву, забывшую о величии католицизма.
Растянувшаяся у берегов Англии эскадра была неповоротлива, и тут королева приказала пустить восемь брандеров, наполненных порохом. Испанцы от страха перед этими судами снялись с якоря, а налетевший после шторм потопил большую часть флота. После разгрома Армады брандеры стали неотъемлемой частью флота Великобритании.
7. 20 мая 1676 г. в порту Палермо испано-голландский флот стоял под прикрытием береговых укреплений. Французский флот, высмотрев положение противника, отделил отряд из 5 горящих судов, которые с попутным ветром пошли на союзников. Суда испано-голландского флота, опасаясь гибельных последствий, начали рубить канаты и выбрасываться на прибрежное мелководье, но это действие только ускорило поражение. При свежем попутном ветре брандеры легко следовали за уносимыми кораблями и сцеплялись с ними. 9 кораблей испанцев пали жертвами атаки.
8. Брандеры служили и российскому флоту. Во время Чесменского боя 6 июля 1770 года российские суда в течение дня обстреливали турецкий флот и береговые укрепления с большого расстояния. Из четырех вспомогательных судов были сделаны брандеры. Один из них, под командой лейтенанта Ильина, сцепился с турецким кораблем и был зажжен, а затем пожар сделался общим. Турки потеряли 16 кораблей, 6 фрегатов и до 50 мелких судов.
9. В XIX веке судно с огнем пытались модернизировать, правда неудачно. Речь идет о «Ныряющем брандере» (Der Brandtauscher). Этот прототип подлодки изобрел прусский инженер Бауэр. Новое оружие должно было укрепить мощь Пруссии и продемонстрировать миру, что солдаты кайзера могут сражаться на море не хуже, чем на суше. Эта лодка имела длину 26,5 футов (8,07 м), ширину 6,65 футов (2,02 м), высоту корпуса в средней части 10 футов (3,06 м). Водоизмещение составило 27,5 т (подводное 30,5 т). Брандтаушер должен был под водой нападать на корабли, мосты и сооружения портов и вызывать пожары. Вооружение лодки состояло из двух водолазных рукавиц, при помощи которых к вражескому объекту прикреплялось нечто вроде бомбы весом около 50 кг, называемое «Бранд». Из-за этого первая немецкая и самая старая сохранившаяся подводная лодка в мире и получила название «Брандтаухер».
После нескольких тестов лодка утонула 1 февраля 1851 года, предположительно из-за переизбытка балластной воды. Задняя часть подводной лодки стала настолько тяжелой, что дифферент не удалось уравнять насосами и чугунным грузом. Лодка затонула в Кильской бухте, при этом боковые стены были сильно смяты. Экипаж успел спастись собственными силами, но был вынужден ждать 6,5 часов уравновешивания давления. Экспериментальная лодка осталась на дне и была найдена в 1887 году при строительстве Кильской торпедной гавани.
10. Не были пламенные корабли забыты и во Вторую мировую. Теперь уже суда не были деревянными, но сам принцип подрыва вражеских единиц на воде не был забыт. Японцы активно применяли скоростные катера-брандеры, начиненные взрывчаткой. Символическое название катеров этого типа – «Синъе» (сотрясение океана). Отсюда пошло наименование катерников-самоубийц – «синъе токкотай». «Синъе» изготавливались из дерева, снабжались двигателем в 67 л.с., развивали скорость до 18 узлов. Дальность их действия была до 250 км. Оснащались либо 120-килограммовой авиабомбой, либо глубинной бомбой в 300 кг. Атаки «синъе токкотай» были весьма эффективны, и американцы их очень боялись, а данные об их атаках засекречивались. Всего их выпустили 1000 штук.
Комментарии к данной статье отключены.