После смерти в 527 году до н.э. афинского тирана Писистрата власть перешла по наследству его сыновьям Гиппию и Гипарху. За 13 лет правления братья успели многих настроить против себя. Афиняне, в том числе представители рода Алкмеонидов, пытались свергнуть тиранов, но безуспешно. Новую попытку в 514 году до н.э. предприняли жители Афин Гармодий и Аристогитон.
Во время Панафиней, самого большого афинского праздника, двое заговорщиков напали у Акрополя на младшего из соправителей, Гиппарха, и закололи его кинжалами. Гармодий погиб на месте от рук телохранителей. Аристогитон скрылся в толпе, но вскоре был схвачен и подвергнут пыткам. Второй тиран, Гиппий, в момент покушения находился за городом и потому избежал опасности. Согласно рассказу Аристотеля, он собственноручно убил Аристогитона, который так и не выдал имена своих уцелевших сообщников. Дальнейшее правление Гиппия было отмечено усилением репрессий, а в 510 году до н.э. тирана сверг спартанский царь Клеомен I.
С древности и до наших дней Гармодий и Аристогитон обычно рассматриваются как борцы против тирании и мученики, павшие во имя свободы. Однако уже античные авторы сообщали, что в основе заговора лежали личные мотивы. По словам Фукидида, Гиппарх воспылал страстью к юному Гармодию и, не добившись взаимности, унизил его сестру и его самого. Оскорблённый Гармодий и его возлюбленный Аристогитон задумали расправиться с тираном.
После установления в Афинах демократического строя тираноборцы Гармодий и Аристогитон стали почитаться как герои. На Агоре в их честь была установлена бронзовая статуя, изготовленная скульптором Антенором. В 480 году до н.э., в разгар греко-персидской войны, Ксеркс I вывез её в качестве трофея в Сузы. Через три года скульпторы Критий и Несиот создали новую статую, которая простояла на Агоре несколько столетий. Прежде чем она была утрачена, римляне сделали её мраморные копии. Наиболее полно сохранившаяся реплика выставлена в Национальном археологическом музее Неаполя. Один из слепков хранится в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве. Статуя тираноборцев послужила прообразом для знаменитого монумента «Рабочий и колхозница» Бориса Иофана и Веры Мухиной.
Комментарии к данной статье отключены.