• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    0

    Долгий полет Ми-24

    • авиация
    • фотографии
    • СССР
    Василий Костин
    24 September '14

    История первого советского ударного вертолета берет свое начало в 1960-х годах, когда в ОКБ под руководством М. Л. Миля начались работы по созданию машины, способной не только наносить удары по силам противника, но и перевозить десант на борту. В 1967 году эта идея была одобрена сверху, и уже с лета следующего, 1968, года началась разработка «изделия 240», вскоре получившего свое известное во всем мире имя – Ми-24.

    Вертолет Ми-24А на стоянке на Ходынском поле, Москва, 3 сентября 1993 года
    Источник: https://www.flickr.com/photos/emdjt42/3483534790
    Вертолет Ми-24А в экспозиции Центрального музея Вооруженных Сил России.
    Источник: http://forums.airforce.ru/attachments/foto-video/41787d1345814382-p3160099.jpg

    Вертолет был создан по традиционной схеме с несущим и рулевым винтами. Экипаж Ми-24 состоял из двух пилотов. Десантный отсек вмещал восемь человек. Кабина экипажа, как на опытных машинах, так и на первых серийных, получивших обозначение Ми-24А, сильно отличалась от привычной нашим современникам и получила прозвище «веранда». Вертолет совершил первый полет 19 сентября 1969 года. Уже в следующем, 1970-м, первые Ми-24А стали поступать в войска.

    Вертолет Ми-24А в Ханое, Вьетнам
    Источник: https://www.flickr.com/photos/jlt_egcc74/7471862164

    Всего было построено порядка 250 вертолетов первой модификации. В ходе испытаний и вылетов в войсках были найдены и устранены многие «детские болезни» Ми-24. В результате этой работы была полностью переделана носовая часть вертолета с кабиной пилотов, а также изменена конструкция хвостовой части: рулевой винт перенесли на левую сторону. Вертолеты Ми-24А поставлялись за рубеж. Они приняли участие в боевых действиях в Афганистане, а также во время гражданской войны в Чаде на стороне проливийских сил.

    Вертолет Ми-24В в экспозиции Музея ВВС в Монино, 17 августа 1992
    Источник: https://www.flickr.com/photos/emdjt42/3485784835

    Новая модификация «двадцатьчетверки», получившая обозначение Ми-24В, отличалась от первых вертолетов не только измененной кабиной пилотов, но и бортовым вооружением. Ми-24В получил новую пулеметную установку ЯкБ-12,7, кроме того, появилась возможность применения новейшего противотанкового ракетного комплекса «Штурм-В». Испытания новой модификации шли несколько лет, и в 1976 году Ми-24В был принят на вооружение.

    Ми-24Д ВВС Польши
    Источник: http://army.lv/large-photos/mi-24.33312.jpg

    Параллельно с Ми-24В создавалась и другая модификация нового вертолета – Ми-24Д. Его появление стало результатом затягивания работ по вертолетному ПТРК «Штурм». Ми-24Д, также получивший измененную кабину пилотов, по составу и возможностям вооружения был аналогичен Ми-24Б, не пошедшему в серию. Ми-24Д мог применять лишь устаревший ПТРК «Фаланга». Всего были построены более шести сотен таких машин. Часть из них поставлялась за рубеж под названием Ми-25.

    Ми-24В ВВС Чехии
    Источник: https://www.flickr.com/photos/michaelhibbins/14819141532

    С 1976 года началось серийное производство вертолетов Ми-24В. Эта машина стала самой массовой среди всех модификаций «двадцатьчетверки». В течение десятилетия было выпущено более одной тысячи «Крокодилов» (такое прозвище дали Ми-24 в войсках). Уже в 1980-х годах данный вариант был модернизирован: теперь Ми-24В мог нести до 16 противотанковых ракет. Вертолеты этой модификации поставлялись на экспорт, в основном в страны Варшавского договора. Большое количество Ми-24 получили африканские страны.

    Ми-24ВП ВВС России над Москвой, 9 мая 1992 года
    Источник: https://www.flickr.com/photos/gogada/4815388108/in/photolist-81eVco-8kw87U

    Во второй половине 1980-х годов велись работы по модернизации Ми-24В. Новая машина получила обновленное бортовое оборудование, а также 23-мм пушку ГШ-23Л вместо пулемета, возможность применения ракеты Р-60М класса «воздух-воздух» ближнего радиуса действия, а также перспективного (на тот момент) противотанкового комплекса «Атака». Однако ситуация, сложившаяся в стране к концу 1980-х годов, не позволила начать массовое производство Ми-24ВП. Всего было построено менее полусотни таких вертолетов.

    Ми-24 советских войск в Афганистане, 1980-е годы
    Источник: http://photo.qip.ru/photo/mi-24v/2615462/124647811.jpg

    Ми-24 разных модификаций принимали активное участие в Афганской войне. «Крокодилы» использовались как в роли ударных вертолетов, так и для высадки десантов. Ми-24 в этом конфликте показали свою высокую эффективность, не раз спасая наземные войсковые соединения из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Особенную угрозу для советских вертолетов представляли ПЗРК, полученные противником в середине войны. Всего с 1979 по 1989 годы в Афганистане были сбиты 127 Ми-24. Еще несколько вертолетов были потеряны союзными афганскими силами.

    Ми-24 прикрывают колонну бронетехники с воздуха
    Источник: http://iliketowastemytime.com/sites/default/files/eastern-aviation-mi24.jpg

    Вертолетам Ми-24 было суждено поучаствовать в большом количестве локальных конфликтов конца ХХ – начала ХХI вв. На постсоветском пространстве «Крокодилы» воевали в Нагорном Карабахе (1988–1994), Приднестровье (1992), Абхазии (1992–1993), а также в обеих чеченских кампаниях. Ми-24 наносили удары по группам террористов, их укреплениям, танковым частям и даже самолетам: в конце 1994 года Ми-24 с помощью ракеты класса «воздух-воздух» уничтожил транспортный Ан-12. В ходе двух чеченских кампаний было потеряно порядка 25 «Крокодилов».

    Ми-24 ВВС России наносит удар неуправляемыми ракетами
    Источник: http://vpk-news.ru/sites/default/files/photographs/2012/02/27/FC0U7179-1.jpg

    Вертолеты Ми-24 поставлялись во многие страны мира и до сих пор стоят на вооружении более чем в 30 государствах на разных континентах. Множество «Крокодилов» осталось на территории бывших республик Советского Союза, стран Варшавского договора. Используются они многими африканскими государствами, на Ближнем Востоке, в Южной Америке. Практически ни один локальный конфликт современности не обходится без участия Ми-24. Проявили себя они и в войнах последних лет: в Южной Осетии (2008), Ливии (2011), Сирии (с 2011).

    Вертолет Super Hind. Источник

    В 1999 году южноафриканская фирма Advanced Technologies and Engineering (ATE) предложила собственный вариант модернизации Ми-24, получивший название Super Hind («Hind» – обозначение Ми-24 в войсках НАТО). На данной машине установлено новое прицельное оборудование, улучшена броневая защита, в ассортимент применяемого вооружения включены управляемые и неуправляемые боеприпасы НАТО. На Super Hind установлена 20-мм пушка. Вертолеты этого типа используются армиями Алжира и Азербайджана.

    Вертолеты Ми-35М ВВС России, май 2014. Источник

    Во второй половине 1990-х годов в ОКБ Миля начались работы по модернизации вертолетов Ми-24. Новая машина получила обозначение Ми-24ВМ. Этот вариант Ми-24 получил новое бортовое оборудование и прицельные комплексы, винты от нового вертолета Ми-28, была расширена номенклатура боеприпасов. С начала 2010-х годов новые машины стали поступать на вооружение в России под именем Ми-35М. Появились и зарубежные заказы. В 2014 году такие вертолеты вступили в бой в Ираке.

    Василий Костин

    Сикорский: крылья будущего на Warspot.ru
    Сикорский: крылья будущего
    "Уханьская битва". Выставка в Центральном музее Великой Отечественной войны на Warspot.ru
    "Уханьская битва". Выставка в Центральном музее Великой Отечественной войны
    «Севастополь – город-герой» на Warspot.ru
    «Севастополь – город-герой»
    Поделиться
    • 0
    • 0
    • 1
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Несостоявшееся возмездие. Дальняя бомбардировочная авиация на Warspot.ru
    Несостоявшееся возмездие. Дальняя бомбардировочная авиация
    Warspot о наградах: «Крест беглецов» для «Куколки» на Warspot.ru
    Warspot о наградах: «Крест беглецов» для «Куколки»
    Если завтра война на Warspot.ru
    Если завтра война
    Хрупкие крылья британской Немезиды на Warspot.ru
    Хрупкие крылья британской Немезиды
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google