История первого советского ударного вертолета берет свое начало в 1960-х годах, когда в ОКБ под руководством М. Л. Миля начались работы по созданию машины, способной не только наносить удары по силам противника, но и перевозить десант на борту. В 1967 году эта идея была одобрена сверху, и уже с лета следующего, 1968, года началась разработка «изделия 240», вскоре получившего свое известное во всем мире имя – Ми-24.
Вертолет был создан по традиционной схеме с несущим и рулевым винтами. Экипаж Ми-24 состоял из двух пилотов. Десантный отсек вмещал восемь человек. Кабина экипажа, как на опытных машинах, так и на первых серийных, получивших обозначение Ми-24А, сильно отличалась от привычной нашим современникам и получила прозвище «веранда». Вертолет совершил первый полет 19 сентября 1969 года. Уже в следующем, 1970-м, первые Ми-24А стали поступать в войска.
Всего было построено порядка 250 вертолетов первой модификации. В ходе испытаний и вылетов в войсках были найдены и устранены многие «детские болезни» Ми-24. В результате этой работы была полностью переделана носовая часть вертолета с кабиной пилотов, а также изменена конструкция хвостовой части: рулевой винт перенесли на левую сторону. Вертолеты Ми-24А поставлялись за рубеж. Они приняли участие в боевых действиях в Афганистане, а также во время гражданской войны в Чаде на стороне проливийских сил.
Новая модификация «двадцатьчетверки», получившая обозначение Ми-24В, отличалась от первых вертолетов не только измененной кабиной пилотов, но и бортовым вооружением. Ми-24В получил новую пулеметную установку ЯкБ-12,7, кроме того, появилась возможность применения новейшего противотанкового ракетного комплекса «Штурм-В». Испытания новой модификации шли несколько лет, и в 1976 году Ми-24В был принят на вооружение.
Параллельно с Ми-24В создавалась и другая модификация нового вертолета – Ми-24Д. Его появление стало результатом затягивания работ по вертолетному ПТРК «Штурм». Ми-24Д, также получивший измененную кабину пилотов, по составу и возможностям вооружения был аналогичен Ми-24Б, не пошедшему в серию. Ми-24Д мог применять лишь устаревший ПТРК «Фаланга». Всего были построены более шести сотен таких машин. Часть из них поставлялась за рубеж под названием Ми-25.
С 1976 года началось серийное производство вертолетов Ми-24В. Эта машина стала самой массовой среди всех модификаций «двадцатьчетверки». В течение десятилетия было выпущено более одной тысячи «Крокодилов» (такое прозвище дали Ми-24 в войсках). Уже в 1980-х годах данный вариант был модернизирован: теперь Ми-24В мог нести до 16 противотанковых ракет. Вертолеты этой модификации поставлялись на экспорт, в основном в страны Варшавского договора. Большое количество Ми-24 получили африканские страны.
Во второй половине 1980-х годов велись работы по модернизации Ми-24В. Новая машина получила обновленное бортовое оборудование, а также 23-мм пушку ГШ-23Л вместо пулемета, возможность применения ракеты Р-60М класса «воздух-воздух» ближнего радиуса действия, а также перспективного (на тот момент) противотанкового комплекса «Атака». Однако ситуация, сложившаяся в стране к концу 1980-х годов, не позволила начать массовое производство Ми-24ВП. Всего было построено менее полусотни таких вертолетов.
Ми-24 разных модификаций принимали активное участие в Афганской войне. «Крокодилы» использовались как в роли ударных вертолетов, так и для высадки десантов. Ми-24 в этом конфликте показали свою высокую эффективность, не раз спасая наземные войсковые соединения из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Особенную угрозу для советских вертолетов представляли ПЗРК, полученные противником в середине войны. Всего с 1979 по 1989 годы в Афганистане были сбиты 127 Ми-24. Еще несколько вертолетов были потеряны союзными афганскими силами.
Вертолетам Ми-24 было суждено поучаствовать в большом количестве локальных конфликтов конца ХХ – начала ХХI вв. На постсоветском пространстве «Крокодилы» воевали в Нагорном Карабахе (1988–1994), Приднестровье (1992), Абхазии (1992–1993), а также в обеих чеченских кампаниях. Ми-24 наносили удары по группам террористов, их укреплениям, танковым частям и даже самолетам: в конце 1994 года Ми-24 с помощью ракеты класса «воздух-воздух» уничтожил транспортный Ан-12. В ходе двух чеченских кампаний было потеряно порядка 25 «Крокодилов».
Вертолеты Ми-24 поставлялись во многие страны мира и до сих пор стоят на вооружении более чем в 30 государствах на разных континентах. Множество «Крокодилов» осталось на территории бывших республик Советского Союза, стран Варшавского договора. Используются они многими африканскими государствами, на Ближнем Востоке, в Южной Америке. Практически ни один локальный конфликт современности не обходится без участия Ми-24. Проявили себя они и в войнах последних лет: в Южной Осетии (2008), Ливии (2011), Сирии (с 2011).
В 1999 году южноафриканская фирма Advanced Technologies and Engineering (ATE) предложила собственный вариант модернизации Ми-24, получивший название Super Hind («Hind» – обозначение Ми-24 в войсках НАТО). На данной машине установлено новое прицельное оборудование, улучшена броневая защита, в ассортимент применяемого вооружения включены управляемые и неуправляемые боеприпасы НАТО. На Super Hind установлена 20-мм пушка. Вертолеты этого типа используются армиями Алжира и Азербайджана.
Во второй половине 1990-х годов в ОКБ Миля начались работы по модернизации вертолетов Ми-24. Новая машина получила обозначение Ми-24ВМ. Этот вариант Ми-24 получил новое бортовое оборудование и прицельные комплексы, винты от нового вертолета Ми-28, была расширена номенклатура боеприпасов. С начала 2010-х годов новые машины стали поступать на вооружение в России под именем Ми-35М. Появились и зарубежные заказы. В 2014 году такие вертолеты вступили в бой в Ираке.
Комментарии к данной статье отключены.