• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    45

    Цвета военного неба: «Хеншели», пикировщики переходного периода

    • ВМВ
    • авиация
    • Германия
    Михаил Быков /Юрий Сергиевич
    24 May '16

    «Хеншель» Hs 123 стал последним относительно массовым бипланом в боевом составе люфтваффе. Этот небольшой одномоторный самолёт по лётным данным соответствовал современным ему немецким истребителям-бипланам, но сам относился к классу пикирующих бомбардировщиков. Его принятие на вооружение изначально было лишь временной мерой в ожидании поставок более совершенного пикировщика, которым стал «Юнкерс» Ju 87, поэтому использование по первоначальному назначению оказалось закономерно коротким, зато в качестве штурмовика он провоевал до середины 1944 года.

    Специальными самолётами для бомбометания с пикирования немцы заинтересовались ещё в 1932 году, когда военной авиации в Германии ещё официально не существовало. Годом позже в серию запустили пикировщик «Хейнкель» He 50, разработанный по японскому заказу, одновременно начав работы над более совершенными самолётами. Принятая тогда программа предусматривала параллельную разработку двух проектов: упрощённого самолёта с не слишком высокими характеристиками, но с возможностью запустить его в производство в ближайшее время, и полноценного боевого аппарата с более отдалённым сроком вступления в строй.

    Победителем конкурса на «временный» пикировщик стал Henschel Hs 123, запущенный в серию в конце 1935 года. Всего до прекращения производства в октябре 1938 года выпустили 16 предсерийных Hs 123A-0 и 229 машин основных серий Hs 123A-1 и Hs 123B-1. В строевые части самолёты начали поступать с осени 1936 года, а уже следующей весной начался процесс их постепенного замещения «Юнкерсами» Ju 87.

    ​В декабре 1936 года пятёрка «Хеншелей» была отправлена в Испанию, где самолёты прошли испытания в боях в составе немецкого легиона «Кондор» и получили хорошие отзывы. Позднее к ним прибавились ещё 14 машин, переданных испанцам. Списаны они были только в 1949 году! - Цвета военного неба: «Хеншели», пикировщики переходного периода | Warspot.ru
    В декабре 1936 года пятёрка «Хеншелей» была отправлена в Испанию, где самолёты прошли испытания в боях в составе немецкого легиона «Кондор» и получили хорошие отзывы. Позднее к ним прибавились ещё 14 машин, переданных испанцам. Списаны они были только в 1949 году!

    Изначально не все руководители люфтваффе считали бомбометание с пикирования наилучшей тактикой, и в августе 1938 года были сформированы сразу пять отдельных штурмовых авиагрупп (Schlachtfliegergruppe): две на старых двухместных разведчиках-бомбардировщиках He 45 и три (10-я, 30-я и 50-я) на Hs 123. Правда, вскоре верх снова взяло «пикировочное лобби», и уже в ноябре четыре штурмовые группы ликвидировали, а из их персонала сформировали три новые группы пикировщиков. Таким образом, в штурмовой авиации осталась только 10-я группа, которую тогда переименовали в II.(Sch.)/LG 2. Эта аббревиатура расшифровывается как «2-я (штурмовая) группа 2-й исследовательской эскадры» (хотя L – «Lehr» – буквально означает «учебная», но в данном случае имелась в виду отработка методики боевого применения). К началу 1939 года эта группа осталась единственной строевой частью люфтваффе, вооружённой бипланами «Хеншель».

    Группа принимала участие сначала в польской кампании, затем во французской, и после её окончания была перевооружена на Bf 109E в варианте истребителя-бомбардировщика. Казалось бы, на этом история применения Hs 123 должна была закончиться, но в марте 1941 года на них сформировали эскадрилью 10.(Sch.)/LG 2, которая совместно с «Мессершмиттами» 2-й группы воевала сначала на Балканах, а затем на советско-германском фронте.

    ​Hs 123B-1 из состава Erg.St.(Sch.)/LG 2, советско-германский фронт, район Вязьмы, весна 1941–1942 годов - Цвета военного неба: «Хеншели», пикировщики переходного периода | Warspot.ru
    Hs 123B-1 из состава Erg.St.(Sch.)/LG 2, советско-германский фронт, район Вязьмы, весна 1941–1942 годов

    «Исследовательский» период существования штурмовой авиации закончился в январе 1942 года с формированием 1-й штурмовой эскадры, в состав которой 10-я эскадрилья и 2-я группа LG 2 вошли как 8-я эскадрилья и 1-я группа соответственно.

    В апреле 1942 года 8-я эскадрилья была выведена в тыл для перевооружения на бронированные двухмоторные штурмовики Hs 129, и одновременно на фронт прибыла сформированная в январе II./SchG 1 со смешанным вооружением из Hs 123 и Hs 129. В ноябре к ним добавились ещё и Bf 109E, но после перевооружения в марте 1943 года остались только Hs 123 и Fw 190A.

    В октябре того же года прошла общая реорганизация ударных частей люфтваффе, в ходе которой все прежние части штурмовиков (SchG) и пикировщиков (StG) были преобразованы в новые штурмовые эскадры с аббревиатурой SG. При этом 2-я группа 1-й штурмовой эскадры превратилась во 2-ю группу 2-й эскадры, унаследовавшей от StG 2 название «Иммельман». Под новой вывеской бипланы «Хеншель» использовались вплоть до июня 1944 года, а затем были окончательно заменены «Фокке-Вульфами».

    ​ - Цвета военного неба: «Хеншели», пикировщики переходного периода | Warspot.ru

    Hs 123A-1 с бортовыми кодами L2+AM, на котором в сентябре 1939 года во время польской кампании летал командир 4.(Sch.)/LG 2 обер-лейтенант Адольф Галланд (Adolf Galland). Узкая белая полоса на фюзеляже и шеврон сверху на центроплане были неавторизованными, но иногда встречавшимися в начале войны обозначениями командирских машин. На носу самолёта расположена эмблема эскадрильи. Отдельно показан фрагмент фото, на котором хорошо видно различие в размещении креста и прочих обозначений, которые не были симметричны на правом и левом бортах.

    Бывший лётчик-истребитель и ветеран войны в Испании, Адольф Галланд был переведён в штурмовую авиацию в июле 1939 года, и за время польской кампании совершил 87 боевых вылетов. Но зимой 1940 года стало ясно, что по медицинским показателям (артрит) он уже не может летать на самолётах с открытой кабиной, поэтому в феврале его вернули в истребительную авиацию и назначили адъютантом JG 27. В июне Галланд стал командиром III./JG 26, в августе возглавил JG 26 и закончил год с 58 победами, став одним из лучших асов «Битвы за Британию». В 1941 году он довёл свой личный счёт до 96 побед и после гибели Вернера Мёльдерса в авиакатастрофе сменил его на посту командующего истребительной авиации. В феврале 1945 года Галланд сформировал и возглавил авиагруппу JV 44 и закончил войну в звании генерал-лейтенанта со 104 победами на счету (в том числе 7 – на реактивных истребителях в 1945 году).

    К началу Второй мировой войны практически на все немецкие самолёты первой линии был нанесён камуфляж из двух оттенков тёмно-зелёного цвета, но штурмовики так и остались в старой четырёхцветной окраске образца 1936 года. Их верхние и боковые поверхности имели схему из коричневого RLM 61 Braun, зелёного RLM 62 Grün и светло-серого RLM 63 Grau, а нижние поверхности окрашивались голубой краской RLM 65 Hellblau. Характерной особенностью «Хеншелей» в таком камуфляже было несимметричное расположение крестов на разных бортах: на левом знак пришлось сдвинуть вперёд, иначе между ним и хвостовым оперением не получилось бы втиснуть три символа из стандартного довоенного пятизначного бортового кода. В середине 1939 года ввели новые четырёхзначные коды, но перенесением опознавательных знаков никто не озаботился.

    ​ - Цвета военного неба: «Хеншели», пикировщики переходного периода | Warspot.ru

    Hs 123A-1 с бортовыми кодами L2+AC, на котором в мае 1940 года во время французской кампании летал командир II.(Sch.)/LG 2 гауптман Отто Вайс (Otto Weiß). Кроме цвета индивидуальной кодовой буквы, на штабной статус самолёта указывают нетипичные для люфтваффе шеврон на центроплане и белая полоса сверху фюзеляжа. На носу самолёта изображена эмблема 5-й эскадрильи.

    К началу французской кампании «Хеншели» всё же получили стандартный камуфляж из двух оттенков зелёного: более тёмного RLM 70 Schwarzgrün и более светлого RLM 71 Dunkelgrün на верхних и боковых поверхностях, а цвет нижних остался без изменения. Тем не менее, большинство самолётов всё равно оставались архаичными по внешнему виду из-за того, что пропорции и расположение их опознавательных знаков соответствовали стандарту, отменённому осенью 1939 года. Новые знаки с более широкими белыми «уголками» получили только самые последние из поступивших в II./LG 2 машин.

    После перевооружения этой группы на «Мессершмитты» прежние «бомбардировочные» обозначения штурмовиков были заменены новыми, напоминающими таковые у одноместных истребителей. Известно два основных варианта: а) с чёрным треугольником, обозначающим принадлежность к штурмовикам, по одну сторону креста, и кодовой буквой или тактическим номером – по другую; б) с кодовой буквой и/или штабным шевроном по одну сторону и «истребительным» обозначением принадлежности к группе – по другую. При этом, за исключением треугольника и шевронов, все обозначения могли быть выполнены в «приборном цвете» эскадрильи.

    Когда в 1941 году на фронте вновь появились бипланы «Хеншель», на них тоже использовали такие обозначения. Изменилась и общая схема окраски: на фотографиях самолёты обычно выглядят однотонно тёмными. В одних случаях это объясняется погрешностями цветопередачи, нивелировавшими разницу между двумя зелёными красками, в других всё дело в выцветании краски и неоднократных подкрашиваниях без стремления сохранить камуфляжную схему. Со временем проходящие ремонт самолёты стали получать упрощённую двухцветную окраску из RLM 71 сверху и RML 65 снизу.

    Перед началом балканской кампании самолёты 10.(Sch.)/LG 2 получили введённые для неё элементы быстрого опознавания в виде жёлтых капотов, рулей направления и законцовок крыльев. В июне 1941 года были введены обозначения для всего восточного фронта: жёлтый руль сменила полоса на фюзеляже, а капот и законцовки остались жёлтыми, но только снизу.

    ​ - Цвета военного неба: «Хеншели», пикировщики переходного периода | Warspot.ru

    Hs 123A-1 из состава II./SG 2, Крым, апрель 1944 года. Машина окрашена по упрощённому стандарту, в краски RLM 71 и RLM 65. Судя по наличию шеврона на борту, это мог быть самолёт из штабного звена, но цвет прочих обозначений указывает на 6-ю эскадрилью, поэтому не исключено, что это самолёт командира эскадрильи. Крест на фюзеляже этого и многих других поздних «Хеншелей» выполнен в «позднем истребительном» стиле из одних только белых уголков. Прочие опознавательные знаки обычные чёрно-белые.

    Начиная с конца 1941 года боевые самолёты люфтваффе в зимний период стали получать временную белую окраску верхних и боковых поверхностей, и штурмовые «Хеншели» в этом не стали исключением.

    ​ - Цвета военного неба: «Хеншели», пикировщики переходного периода | Warspot.ru

    Hs 123A-1 из состава Ergänzungsstaffel (учебной эскадрильи) эскадры SchG 1, южная часть советско-германского фронта, начало 1942 года. Самолёт в белой зимней окраске, нанесённой поверх стандартного камуфляжа. Элементы быстрого опознавания восточного фронта остались без изменения.

    Михаил Быков

    Цвета военного неба: ночные осы британского короля на Warspot.ru
    Цвета военного неба: ночные осы британского короля
    Цвета военного неба: «деревянный солдат» Великобритании на Warspot.ru
    Цвета военного неба: «деревянный солдат» Великобритании
    Цвета военного неба: «пулавщаки» кровавого сентября на Warspot.ru
    Цвета военного неба: «пулавщаки» кровавого сентября

    Юрий Сергиевич

    Цвета военного неба: боевые ястребы пустыни на Warspot.ru
    Цвета военного неба: боевые ястребы пустыни
    Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке на Warspot.ru
    Цвета военного неба: «Потрошители» на востоке
    Цвета военного неба: реактивная экзотика в бою на Warspot.ru
    Цвета военного неба: реактивная экзотика в бою
    Поделиться
    • 6
    • 29
    • 5
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Шесть пишем — десять в уме? на Warspot.ru
    Шесть пишем — десять в уме?
    «Русские при появлении наших самолётов мгновенно… открывают огонь» на Warspot.ru
    «Русские при появлении наших самолётов мгновенно… открывают огонь»
    Охота на «колбасу» под Старой Руссой на Warspot.ru
    Охота на «колбасу» под Старой Руссой
    Последний бой гауптмана Юнга на Warspot.ru
    Последний бой гауптмана Юнга
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google