В XVII–XVIII веках Англия и Нидерланды никак не могли поделить между собой море. Прошло всего пять лет после окончания Второй англо-голландской войны (1664–1667), как разразилась новая, третья по счёту, продолжавшаяся с 1672 по 1674 год. В этом конфликте Лондон выступил в союзе с Парижем, который на этот раз оказался по другую сторону баррикад с Амстердамом. Чуть позже к союзу против республики примкнули епископаты Кёльна и Мюнстера. Великий пенсионарий Нидерландов Ян де Витт надумал разбить противников по отдельности. Начать он решил с англичан.
В поисках противника
9 мая 1672 года с рейда острова Тексел вышел голландский флот под командованием адмирала Михаила Адриансзона де Рюйтера. Военачальник планировал соединиться со стоявшей в Зеландии эскадрой Адриана ван Траппена Банкерта и атаковать англичан в их портах до того, как на подмогу им поспеют французы. Однако зеландские власти приказали Банкерту оставаться на месте, пока не поступит точная информация о том, что де Рюйтер уже вышел в море. Из-за этой заминки зеландцы начали покидать порт только 12 мая, упустив момент, когда дул сильный восточный ветер, прижимавший Роял Неви к берегу в Норе — на якорной стоянке у места впадения Темзы в Северное море.
В этот же день из Нора вышли 38 британских кораблей. Ещё пять остались на довооружении в порту. 8 мая адмирал Роберт Холмс явился к Бресту. Чтобы поторопить французов, выставивших 34 корабля, шесть брандеров и шесть кечей, с выходом в море, он доставил им лоцманов и приказы: по договору с Карлом II в союзном флоте главные командные должности занимали англичане. Французы вышли в море 9 мая и через четыре дня явились на стоянку Спитхед в проливе Солент между островом Уайт и южным берегом Великобритании.
Тем временем голландцы на всех парусах мчались к Нору и рейду Даунс, но всё же опоздали: Роял Неви успел соединиться с французами. У Дувра де Рюйтеру удалось захватить только 38-пушечный «Френч Виктори». Разведчики сообщили, что в Даунсе пусто. У шедшего из Ост-Индии датского судна удалось узнать, что англичане и французы соединились 15 мая у острова Уайт. Де Рюйтер решил повернуть к зеландским берегам. Флот шёл очень медленно: сильный ост мешал движению, и к 23 мая голландцы находились всего лишь к югу от Гарвича (современный порт Харидж в Эссексе).
20 мая из Нора вышел кэптен Коулмен с тремя линейными кораблями и одним фрегатом. Де Рюйтер послал в погоню за ним адмирала Виллема-Йозефа ван Гента с двенадцатью линкорами III ранга. Голландцы не смогли догнать маленький английский отряд, хотя и преследовали его до самого Ширнесса. 26 мая ван Гент вернулся к основным силам, а Коулмен соединился со спешившими к голландцам союзниками.
Мастера сюрпризов
28 мая флоты противников увидели друг друга. Дул очень свежий зюйд-вест. Союзники были на ветре. Де Рюйтер повернул на юго-восток и стал отходить. Противник последовал за ним. На следующий день поднялся очень сильный ветер, и контакт был потерян. 31 мая герцог Йоркский, командующий стоявшим на якоре англо-французским флотом, который насчитывал 103 корабля, а также 28 брандеров и транспортов, обнаружил вдалеке корабли де Рюйтера, но не стал сближаться, а отошёл к бухте Солебей в графстве Саффолк, чтобы переждать шторм.
Противный ветер прижал союзников к английскому берегу до 5 июня. Флот смог усилиться тремя кораблями и пережидал непогоду вблизи своего побережья. Герцог беспокоился, что голландцы могут неожиданно атаковать союзников, однако герой прошлой войны Джордж Кокс успокоил главнокомандующего, сказав, что из-за такого волнения на море в ближайшие день-два сражения точно не произойдёт. Всё же герцог отправил на разведку три корабля и два фрегата, а сам тем временем приказал, пользуясь вынужденной стоянкой, кренговать и очистить днище 100-пушечного флагмана «Роял Принс». В 14:00 7 июня корабль был готов к кренгованию, а в 15:00 прозвучал сигнал тревоги: на горизонте появились голландцы. Как раз в тот момент, когда флагман совершенно не был готов к бою!
Состав англо-французского флота в битве при Солебее был следующим. Французская эскадра насчитывала 30 кораблей с 1674 орудиями, а английская — 52 корабля и 3218 орудий. За линией у французов находились девять «лёгких фрегатов», две тартаны и восемь брандеров, а у англичан — шесть шлюпов и яхт, а также девять брандеров. Первым голландцев обнаружил «Эол» — французский скаут, крейсировавший на юге. 85 трёхмачтовых судов и 42 тендера флота Соединённых провинций шли с норд-оста. Дул очень слабый вест-зюйд-вест (отметим, что именно этот ветер в итоге и спас англичан). Де Рюйтер имел в своём распоряжении 75 кораблей, 13 авизо и 17 брандеров. Он выслал вперёд три дивизиона по шесть кораблей и три брандера в каждом, но англичане успели приготовиться к бою.
Раунд первый
Командир Белой эскадры (авангарда) союзников адмирал Жан д'Эстрэ повернул на правый галс, нарушив тем самым построение — ведь он был в авангарде и должен был вести флот. Возможно, француз подумал, что герцог Йоркский хотел атаковать голландцев с перевёрнутым фронтом, но такого приказа командующий не отдавал. Д'Эстре прислал к нему своего офицера, но герцог велел только «держаться ближе (круче) к ветру», а контр-адмиралу Красной эскадры (центра) Джону Харману приказал вести корабли и держаться в кильватере Синей эскадры (арьергарда). В результате союзники разделились: центр и арьергард шли на север в кильватерной колонне, а французы двинулись на юг. Против д'Эстрэ голландцы выделили всего 21 корабль под командованием Банкерта, сосредоточив основной удар на Роял Неви.
Де Рюйтер, будучи на ветре, с центральной группой атаковал «Роял Стэндарт», «Роял Принс» и «Виктори». Арьергард ван Гента налетел на одиноко стоявший «Роял Джеймс». К 8 часам утра голландцы находились в 200 ярдах (183 м) от флагмана союзников, и. хотя «Виктори» был развёрнут кормой к нидерландскому отряду, англичане открыли сильный огонь, мешавший голландцам приблизиться. Два голландских брандера на вёслах понеслись к «Роял Принсу», но их потопили кэчи англичан. К полудню «Роял Принс» был сильно повреждён. Грот-стеньга упала, стало невозможно стрелять из орудий на открытой палубе, и кэптен Нарборо двумя шлюпками отбуксировал «Роял Принс» на север от места боя. Из парусного вооружения на корабле оставались фок, крюйсель и марса-крюйсель, а потери экипажа составили 51 человек убитыми и 52 ранеными.
Удивительно, но после двухчасового боя, проведённого во время штиля на расстоянии пистолетного выстрела между двумя флагманскими кораблями противников, оба главнокомандующих остались живы. Корабль де Рюйтера победил гораздо более сильный английский флагман — главным образом благодаря отличной боевой подготовке орудийной прислуги и скорострельности пушек.
Во время этой дуэли посередине юта голландского флагмана торжественно восседал в роскошном кресле облачённый в красный бархатный плащ и отороченный мехом берет Корнелиус де Витт — старший брат штатгальтера, единственный присутствовавший при сражении представитель генеральных штатов, окружённый 12 часовыми с алебардами, из которых пять были убиты. Де Витт остался невредим.
Несколько раз маленькие голландские линейные корабли сцеплялись на абордаж с большими английскими и при поддержке брандеров выходили победителями. По описаниям современников, местами бой походил на резню.
Попавшему ещё в начале боя в плен английскому морскому офицеру де Рюйтер разрешил наблюдать за ходом сражения с верхней палубы своего корабля. Полный энтузиазма офицер позже рассказывал об изумительной храбрости адмирала и его необыкновенных морских и военных качествах. Особенно англичанин восхищался голландцем, когда ветер несколько посвежел, пороховой дым рассеялся, и де Рюйтер снова крепко взял управление всем флотом в свои руки.
Сильные повреждения флагмана заставили герцога Йоркского перенести флаг на «Сент-Майкл». Голландцы обрушились на новый флагман. Герцог отступал к Лоустофтской отмели и вблизи неё был вынужден изменить курс на юг. Нидерландские фрегаты и «Эндрахт» лейтенант-адмирала Аарта ван Несса с двух бортов атаковали 82-пушечный «Роял Кэтрин». Голландцы пошли на абордаж. Призовая команда взяла в плен кэптена и первого лейтенанта, но благодаря боцману и главному канониру команда английского линкора смогла отбиться, и вскоре корабль присоединился к основным силам.
Раунд второй
Тем временем отряд ван Гента атаковал «Роял Джеймс», на котором находился адмирал Эдвард Монтегю, граф Сэндвич, и нанёс тому ужасные повреждения. В ответ английский корабль сильно потрепал флагманский «Долфин»: корабль тёк, как решето, потерял все мачты, на нём было убито до трети экипажа, в том числе и ван Гент. «Гроот Холландиа» под командованием Бракеля заменил выбывшего. Тогда артиллеристы «Роял Джеймс» дали несколько полных залпов картечью по кораблю Бракеля, от которых погибло до 200 моряков. Абордажная партия англичан перебралась на «Гроот Холландиа» и обрубила снасти, которыми тот перепутался с бушпритом и такелажем «Роял Джеймс». Голландец отвалил и, попав под продольный огонь, получил сильные повреждения. Приблизившись к Лоустофту, Монтегю приказал бросить якорь. Мимо пронесло потерявший управление корабль Бракеля. Сэндвич послал сообщение вице-адмиралу Джозефу Джордану, чтобы тот вернулся ему на помощь.
Джордан уже поворачивал корабли своего ещё мало задействованного в бою дивизиона, обходя при этом голландцев с наветренной стороны. Будучи на ветре, он пошёл к югу, сражаясь с эскадрой ван Гента, которая также повернула, но держалась далеко на ветер от Сэндвича, которого она и миновала. Контр-адмирал Джон Кемпторн с Синей эскадрой пришёл под ветер к Сэндвичу и продолжал поворачивать к северу, одновременно ведя бой с голландской эскадрой, которая противостояла ему с самого начала сражения. Из-за порохового дыма Кемпторн не видел бедственного положения дивизиона Сэндвича и послал на разведку шлюпку, которая подоспела слишком поздно. Голландский брандер «Вреде», посланный с «Витте Олифанте», сцепился с «Роял Джеймс». Огонь быстро распространился на всё судно, и адмирал Монтегю приказал покинуть корабль. Кэптен Хэддок спасся, а сам Монтегю погиб. «Роял Джеймс» сгорел до ватерлинии.
«Генри», мателот флагмана 3-го дивизиона, сумел уклониться от второго брандера, но его капитан Дигби был убит. Голландцы взяли было корабль на абордаж, но его отбили «Плимут» и остатки экипажа «Генри». Как раз в это время герцог Йоркский, сражавшийся с де Рюйтером, подходил к Лоустофту. Командующий приказал фрегату из дивизиона вице-адмирала Эдварда Спрэгга подобраться к кораблю Монтегю и по возможности спасти оставшихся в живых, но «Роял Джеймс» уже горел.
Англичане постепенно выпрямляли линию, сокращали разрывы, но при этом несли большие потери. Бой в центре продолжался. 48-пушечный «Ставорен» из Амстердамской эскадры был захвачен англичанами, 54-пушечный голландский «Иешуа» — потоплен огнём 72-пушечного «Эдгара». Голландцы сильно повредили 74-пушечные «Кэмбридж», «Резолюшн» и 96-пушечный «Сент-Майкл». Герцог Йоркский ещё раз перенёс флаг — на этот раз на 96-пушечный «Лондон». «Виктори» получил обширные течи и отдрейфовал к северу на ремонт. Ветер сменился на ост-зюйд-ост, и противоборствующие стороны увидели зеландские корабли и французов, которые шли на север, в то время, как остальной флот в это время двигался на юго-восток.
Банкерт с 21 кораблём и четырьмя фрегатами атаковал французов в начале дня. Вице-адмирал Абрахам Дюкен, командовавший первым дивизионом, не смог повернуть к северу, поэтому у д'Эстрэ против голландцев осталось только 20 кораблей — правда, отменно вооружённых. Нидерландцы не пошли на сближение. Французские «Сен-Филипп», «Тоннан» и «Сюперб» были повреждены, а командующий третьим дивизионом адмирал Трейбуа де Рабеньер — смертельно ранен. В 16:00 Банкерт пошёл на соединение с де Рюйтером, который, завидев корабли своего авангарда, дал сигнал к общему отступлению.
Итоги
Французы присоединились к англичанам только следующим утром. Ночью противники шли на зюйд-ост, а голландцы были под ветром. Утром 8 июня ветер сменился на норд-ост, и вскоре англичане увидели голландцев у себя за кормой. Герцог Йоркский вернулся на «Роял Принс» и вновь повернул на ост-норд-ост, и тут наконец-то подошли французы.
На военном совете союзники договорились атаковать де Рюйтера. Незадолго до полудня лёгкие фрегаты обнаружили голландцев, шедших на норд-вест. Соединённая эскадра повернула на тот же галс. Затем флоты пошли на зюйд-ост. Союзники постепенно выдвигались вперёд голландцев, охватывая их, и к 16:00 могли уже атаковать. Но тут на море опустился густой туман, а вскоре поднялся сильный ветер, что помешало бы использовать пушки нижних батарейных палуб. Союзники шли на восток до темноты и находились в 20 милях от голландского острова Валхерен, когда начались мели, и тогда лоцманы повернули на норд-вест.
Голландцы вернулись домой и 30 мая встали на якорь среди мелей. В ночь после боя взорвался 56-пушечный «Вестерго»: на судне неожиданно возник пожар, который добрался до крюйт-камеры. Де Рюйтер приписывал это предательству, но, судя по всему, пожар был случайностью.
Сражение обернулось для голландцев большим уроном: погиб ван Гент, были потеряны три корабля, а убыль в экипажах составила примерно 2500–3000 человек убитыми и ранеными. Союзники также ощутимо пострадали, лишившись 96-пушечного «Роял Джеймс» и пяти брандеров. Погибли адмиралы Монтегю и Рабеньер, кэптены «Роял Джеймс», «Генри», «Кембриджа», «Трайэмфа», «Сент-Джорджа», «Энн», нескольких брандеров, а также около 1340 моряков было убито и 1200 ранено. В отличие от французов и англичан голландцам было чем себя утешить: атаковав английский флот, де Рюйтер сорвал блокаду своих портов и предотвратил атаки Роял Неви на голландскую торговлю.
Литература:
- Gerard Brandt. Het Leven en Bedryf van den Heere Michiel De Ruiter, Wolfgang, Waasberge, Boom, van Someren en Goethals. —Amsterdam, 1687.
- W.L. Clowes, R. Clements. The Royal Navy: A History from the Earliest Times to the Present. — Chatham Publishing; Reissue edition, 1997.
- Frank Fox. Great Ships: the Battle fleet of King Charles II. —Greenwich, 1980.
- Julian S. Corbett. Fighting Instructions 1530–1816. — New York, 1967.
Комментарии к данной статье отключены.