• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 04 December '19
      Warspot о наградах: бомбардировщик-истребитель
    • 03 December '19
      «Мюнстерланд»: трудная мишень
    • 03 December '19
      «Отвага вашего корабля вдохновляла всех нас»
    • 29 November '19
      «Росток», не пробивший асфальт
    • 28 November '19
      «Не привил к себе любви и уважения расчёта…»
    • 28 November '19
      Бей своих: тест Warspot
    • 26 November '19
      Когда фатерланд слишком далеко
    • 25 November '19
      Чужеземцы в римской армии
    • 25 November '19
      Альтернатива с кормовым расположением
    • 22 November '19
      B-52: «морщины» от старости?
    • 22 November '19
      Warspot про кино: «Мидуэй» и последнее предупреждение Роланду Эммериху
    • 21 November '19
      Кухня «Оверлорда»
    46

    Юные годы Роял Неви

    • флот
    • до XX века
    • Великобритания
    Сергей Махов
    10 November '19

    До того как стать настоящей «владычицей морей», Великобритания прошла долгий путь становления военно-морского флота. Путь этот не был гладким, и островное государство создавало основу своего будущего могущества, то и дело совершая ошибки. С другой стороны, из своих промахов англичане извлекали полезные уроки.

    Первые шаги

    До 1500-х годов на английское кораблестроение сильное влияние оказывала Северная Европа. На ранней стадии становления флота исключительно важную роль сыграли викинги, у которых жители Британии позаимствовали обводы, соотношение длины и ширины, а также клинкерную обшивку, при которой доски внешней части корпуса крепились друг к другу внахлёст, верхняя над нижней. Чтобы такая обшивка была водопроницаемой, приходилось увеличивать её толщину до двух, а иногда и трёх слоев, причём внутренняя обшивка была обратной, то есть там нижняя доска крепилась внахлёст к верхней. В то время корабли не имели закрытых деков. Трюм представлял собой своего рода навес или «домик» на палубе. Делалось всё крайне просто: к килю крепились шпангоуты, которые соединялись между собой несколькими слоями обшивки, создавались «замки» и закрытые помещения в носу и в корме, ставились мачты и вуаля! — корабль готов.

    ​Ганзейский когг, XV век. hanse.org - Юные годы Роял Неви | Warspot.ru
    Ганзейский когг, XV век.
    hanse.org

    В XIII веке под влиянием кораблестроителей из Ганзы появились первые сплошные палубы. Палуба не только отделяла пространство — она служила ещё и дополнительной горизонтальной связью между шпангоутами, благодаря чему корабль становился гораздо крепче и, как следствие, мореходнее. Так появились когги. Изначально это было одномачтовое судно с квадратным парусом, оснащённое рулевым веслом, а чуть позже — навесным рулём, с довольно большими «замками» в носу и в корме. Пространство между килем и палубой служило трюмом. В надстройках располагались каюты экипажей и пассажиров.

    Успехи и проблемы XV столетия

    Новый этап английского кораблестроения начался в 1411 году с конфискации двух генуэзских двухмачтовых судов «Санкта Мария» и «Бригида Санкта». Северяне восхищались их ходовыми качествами и обводами, что и неудивительно: генуэзцы уже крепили обшивные доски вгладь, то есть встык друг к другу, что первым делом отразилось на ходовых качествах. Чуть позже, в 1416 году, только что разгромивший французов при Азенкуре король Генрих V в морских боях захватил восемь генуэзских каракк водоизмещением 400–600 т, состоявших на французской службе.

    Вскоре англичане построили «супер-каракку» «Грейс Дьё» — гигантского мастодонта водоизмещением 1400 т. Подробностей строительства и внешнего вида корабля мы не знаем, поскольку документы не сохранились. В 1933 году часть останков была идентифицирована, и стало понятно, что англичане пытались воспроизвести генуэзские каракки. Судя по всему, получилось не очень. Обшивку по старинке делали трёхслойной, клинкерной. На «замках» разместили три орудия, при этом форкастл (носовой замок) был очень высоким, что давало преимущество английским лучникам в бою. На постройку затратили 2735 дубовых деревьев, 1145 стволов бука и 14 стволов ясеня.

    Корабль совершил всего один выход в море — в 1420 году. При этом на нём вспыхнул мятеж, и «Грейс Дьё», только выйдя из гавани, спешно вернулся обратно в порт. После этого корабль тихо гнил в устье реки Хэмбл, пока в него в 1439 году не попала молния. «Грейс Дьё» сгорел.

    Очевидно, на тот момент англичане не могли создать суда, подобные генуэзским: банально не хватало знаний и грамотных мастеров. Неслучайно некоторые исследователи считают, что «Грейс Дьё» был по сути дроммоном (коггом), а не караккой. Традиции северного кораблестроения всё ещё были сильны, и, как ни пытались англичане построить средиземноморскую каракку, всё равно получалось что-то на мотив скандинавских судов.

    Помог делу случай. В 1419 году английские войска захватили Руан, где в то время находилась главная французская верфь по постройке галер и малоразмерных судов. Угодившие в плен генуэзские и французские мастера в 1423 и 1424 годах построили для Англии несколько кораблей по собственным проектам. И только в 1436 году англичане смогли воспроизвести эти образцы, позже названные генуэзской караккой.

    ​Английский галеон «Миньон», 1546 год. wikimedia.org - Юные годы Роял Неви | Warspot.ru
    Английский галеон «Миньон», 1546 год.
    wikimedia.org

    Первая спущенная на воду генуэзская каракка английского производства водоизмещением 600 т (до этого у англичан не было кораблей свыше 300 т) называлась Libelle Englyshe Polycye. Такие корабли имели две мачты, что для англичан было в диковинку. Но главная трудность, как оказалось, крылась даже не в постройке, а в текущих ремонтах. Уже в 1424 году главный плотник писал королю:

    «Нам нужно нанять плотников и конопатчиков за рубежом, в нашей стране мы вряд ли найдём людей, способных ремонтировать и строить подобные корабли».

    То есть проблема заключалась в том, что англичане просто не умели крепить обшивку вгладь.

    Текущий ремонт кораблей провели нанятые венецианцы и генуэзцы, восхитившие английских мастеров новым для них методом кренгования, то есть очистки и ремонта днища: итальянцы просто кренили корабли то на один, то на другой борт. Однако постоянно обращаться к ним было нельзя, тем более что затраты на ремонт вчетверо превзошли обычные расходы.

    Первые каравеллы появились в северных водах в 1438–1440 годах. В Слюйсе (Фландрия) в 1439 году португальский корабельный мастер Жеан Перрауз (Jehan Perouse) получил заказ на постройку одного нао и одной каравеллы. Возможно, он прибыл во Фландрию вместе со свитой португальской принцессы Изабеллы, которая вышла замуж за графа Филиппа Фландрского.

    Первые попытки построить в Англии каравеллу с обшивкой вгладь относятся к 1448 году, когда мастер Клаас Стивен получил от короля деньги на постройку «определённого судна или барки, названной «каравеллой из Опорто» (Carvell of Oporto)». В 1449 году тот же мастер построил 60-тонную «Каравеллу Кале», которая вошла во флот короля в качестве капера. Собственно, к этому времени англичане вполне овладели новыми навыками. В 1453–1466 годах в королевском флоте насчитывалось уже 20 каравелл. Однако большие корабли всё же строились с клинкерной обшивкой.

    ​Клинкерная, карвельная и совмещённая обшивка корпуса. Клинкерная обшивка (1) была использована при постройке «Грейс Дьё», карвельная (4) — при постройке «каравеллы из Опорто». archmarisbaltici.files.wordpress.com - Юные годы Роял Неви | Warspot.ru
    Клинкерная, карвельная и совмещённая обшивка корпуса. Клинкерная обшивка (1) была использована при постройке «Грейс Дьё», карвельная (4) — при постройке «каравеллы из Опорто».
    archmarisbaltici.files.wordpress.com

    Взошедший на трон в 1485 году Генрих VII построил в Портсмуте сухой док и заложил основы английского кораблестроения. Умирая, он оставил своему сыну, Генриху VIII, семь королевских кораблей, которые послужили основой флота Тюдоров. Флагманом Генриха VII была каракка «Регент» в 600 т, имевшая целых 225 орудий. Пусть читателя не пугает число пушек: самая крупная весила всего 250 фунтов или 113,4 кг. Для сравнения, масса только ствола (без лафета) лёгкой 3-фунтовой пушки середины XVIII века составляла 267 кг.

    Особенности XVI столетия

    «Большой Флот» Генриха VIII представлял собой те же самые каракки с клинкерной обшивкой. Единственным новшеством стали пушечные порты, появившиеся по мере возрастания роли артиллерии. Английские гиганты «Генри Грейс де Дьё» (1000 т) и «Мэри Роуз» (700 т), построенные в царствование Генриха VIII, были гигантскими каракками, вооружёнными малым количеством больших орудий и большим количеством мелких пушек, вплоть до ручных пищалей.

    В 1545 году англичане спустили на воду 450-тонные галеасы «Гранд Мистресс» и «Энн Галант». Построены они были с оглядкой на французов, а основная их задача заключалась в борьбе с галерами. На следующий год были построены галеасы «Харт», «Антилоуп» и «Тайгер», имевшие одну сплошную закрытую палубу. Гребцы располагались в трюме, а пушки стояли на верхней палубе. Их количество выросло едва ли не вдвое по сравнению с моделями 1545 года (56 у «Харт» против 28 у «Гранд Мистрес»), а тоннаж уменьшился втрое. При этом вёсла на английских галеасах были лишь вспомогательным движетелем — главным были паруса, расположенные на трёх, а иногда и четырёх мачтах.

    ​«Генри Грейс де Дьё». en.wikipedia.org - Юные годы Роял Неви | Warspot.ru
    «Генри Грейс де Дьё».
    en.wikipedia.org

    Вскоре англичане получили неоценимый опыт. В 1553 году на трон Англии взошла Мария Тюдор, в следующем году сочетавшаяся браком с Филиппом Испанским, будущим Филиппом II. В 1555 году начали портиться отношения Испании и Франции. Англия состояла в союзе с Испанией, поэтому королева (точнее, её супруг) решила восстановить английский флот. Помимо прочих специалистов Филипп пригласил испанских и фламандских корабельных дел мастеров. На английских верфях с 1556 года в качестве консультанта работал небезызвестный Бернандо де Мендоса, капитан-генерал галер Испании, герой высадок в Алжире и руководитель взятия Махдии в 1550 году. С 1554 по 1557 годы было заложено четыре королевских корабля по испанским проектам. Один из них, «Лайон», с перестройками прослужил аж до конца XVII века. Заложенная четвёрка в точности повторяла по конструкции испанские галеоны с обшивкой вгладь и имела два дека, то есть две закрытые артиллерийские палубы. Ещё пять кораблей были перестроены из бесполезных галеасов в мелкие галеоны (galeonsetes). Английские мастера смогли познакомиться с принципами и особенностями испанского кораблестроения.

    Кроме того, консорт навёл во флоте порядок с финансами, внедрил строгую отчётность и организовал проверку расходования выделенных средств.

    Успехи англичан в войне с французами

    Именно благодаря Филиппу Испанскому англичане получили технологии строительства галеонов — передовых на тот момент в техническом плане кораблей. О результате можно судить по описанию действий английского флота в 1557 году, в начале очередной англо-французской войны.

    В феврале несколько французских судов с десантом, а также три нидерландских капера атаковали побережье Англии в районе устья Темзы. Высаженные десанты сожгли недостроенную избу, несколько лачуг и причальный мостик в эстуарии реки. В марте отряд атаковали английские корабли, отогнавшие чужаков от берега и взявшие при этом на абордаж одно французское судно. В марте к устью реки для охоты на каперов пришли два корабля: «Энн» под командованием Томаса Барроу и «Мун» под началом Джорджа Мерша. Они имели на борту каждый по 60 испанских морских пехотинцев. Через два месяца «Энн» дерзко ворвался на рейд Сен-Мало, на глазах у всего города взял на абордаж французский военный корабль и самым наглым образом увёл его с собой.

    С апреля 1557 года Адмиралтейство начало выдавать каперские лицензии судовладельцам-арматорам. 9 июня большой английский флот из 28 кораблей под началом самого лорда-адмирала Говарда вышел в море и устроил настоящий армагеддон французскому судоходству в Канале. Было захвачено 34 французских, два шотландских и восемь нидерландских кораблей и каперов. В августе 1557 года Говард докладывал королеве, что «лондонские купцы очень довольны размерами призовых и количеством захваченных денег и товаров».

    Сергей Махов
    /
    От паруса к винту и пару
    Строительство российского флота после Крымской войны: концепции и проблемы на пути их реализации
    • флот
    • Российская империя
    • Крымская война
    • XIX век

    В конце июля часть флота — 11 кораблей во главе с флагманом «Мэри Уилогби» — отделилась для атаки шотландских замков. Остальные корабли перевозили 5-тысячный контингент английских войск под командованием графа Пэмброка. 2 августа эти войска соединились с частями Эммануила Филлибера Савойского и графа Эгмонта и осадили Сент-Кантен, куда срочно подходила армия коннетабля Монморанси. Главной задачей английского флота после высадки войск стала защита коммуникаций и переброска провизии для наступающих во Франции габсбургских войск. Протестанты пытались им помешать, но быстрые корабли и решительные абордажи быстро решали дело: количество призов росло, силы врага уменьшались.

    В том же году 11 английских кораблей попытались высадиться на Оркнейских островах, но были отбиты гарнизоном из 3000 шотландцев. Адмирал Джон Клер погиб в бою на своём флагмане. Да, корабли против бастионов были ещё слабы. Однако в целом английский флот отработал просто блестяще. Как свидетельствовали французы, «английский флот прекрасно управлялся и был лучше организован, чем когда-либо в прошлом». Гримаса истории: на новый уровень английское кораблестроение вывел именно будущий Филипп II, которому потом так досталось от английских кораблей.

    Опыт адмирала Хокинса

    В июле 1567 года английское правительство поручило знаменитому пирату Джону Хокинсу снарядить флотилию для похода в Западную Африку. 2 октября на шести кораблях и с 500–700 моряками Хокинс покинул Плимут. Его флагман «Джизес оф Любек» немецкой постройки имел на вооружении 22 батарейных орудия и 42 лёгкие пушки, а экипаж насчитывал 180 человек.

    Экспедиция заглянула в Западную Африку, добыла здесь несколько сотен рабов, пересекла Атлантический океан, продала невольников в Южной Америке и в преддверии сезона ураганов направилась домой. В районе мыса Сан-Антонио на Кубе шторм изрядно потрепал флотилию. В поисках укромного места для ремонта Хокинс 15 сентября явился в гавань Сан-Хуан-де-Улуа у мексиканского города Веракрус. Здесь как раз поджидали появления флота Новой Испании и приняли английский отряд за колониальный флот. Когда недоразумение разрешилось, корабли Хокинса вошли в порт на ремонт.

    ​Галеон «Джизес оф Любек», 1546 год. wikimedia.org - Юные годы Роял Неви | Warspot.ru
    Галеон «Джизес оф Любек», 1546 год.
    wikimedia.org

    17 сентября в гавани появился испанский флот: 13 торговых судов в сопровождении двух галеонов под командованием дона Франсиско де Луксана. На одном из кораблей находился вице-король Новой Испании дон Мартин Энрикес. Заметив в гавани англичан, испанцы стали в трёх лигах мористее. Хокинс вступил в переговоры с вице-королём. По итогам англичане получили разрешение отремонтировать свои корабли и закупить провиант, а испанцы пообещали не сходить на берег с каким бы то ни было оружием.

    Однако дон Энрикес не сдержал обещания и попытался захватить английские корабли. В ходе ожесточённого сражения англичане потеряли бо́льшую часть своей флотилии. Спаслись только два корабля: «Миньон», на который с «Джизеса» перебрался Хокинс, и «Джудит» под командованием Фрэнсиса Дрейка.

    После этого боя Хокинс возненавидел высокобортные каракки. Оба «замка» в носу и в корме мешали вести сражение. При возросшей роли артиллерии вооружение «замков» было совершенно бесполезно, а сам корабль в бою маневрировал просто ужасно, быстро получил повреждения, и команда покинула его.

    ​Бой английского корсара с испанскими кораблями, XVII век. historicjamestowne.org - Юные годы Роял Неви | Warspot.ru
    Бой английского корсара с испанскими кораблями, XVII век.
    historicjamestowne.org

    В 1577 году Хокинс стал казначеем королевского флота и провёл революционные преобразования в английском кораблестроении. Он утверждал, что все «замки» на кораблях нужно снести, так как они только затрудняют маневрирование и ухудшают мореходность. Артиллерия должна быть установлена по бортам судна. От тактики абордажа надо перейти к тактике артиллерийского боя. «Замки» нужны только в ближнем бою. Если же его не допускать, то преимущество нависающих над палубой «замков» превращается в недостаток.

    Первыми галеонами, построенными на основе идей Хокинса (ещё до назначения его во флот), стали 300-тонный «Форсайт» (1570), «Булл» и «Тайгер» (1571). Это были типичные каперские суда — быстрые, хорошо вооружённые, манёвренные и крепкие. Главное их преимущество заключалось в резко возросшей мореходности, что позволяло ходить в открытом море и в плохую погоду. Этот тип кораблей получил название быстрый галеон (Race-Built Galleon).

    В 1577 году был построен быстрый галеон «Ривендж» водоизмещением 500 т. Он имел на вооружении 43 пушки: три в носу, две в корме и по 19 вдоль каждого борта. Максимальная длина судна без бушприта составляла 45 м. Корабль получился довольно узким (соотношение длины к ширине — 3,5:1), с минимумом надстроек на носу и корме. По сравнению с испанскими и португальскими галеонами он обладал отличной манёвренностью и скоростью. Кроме того, судно могло идти круто к ветру, что давало дополнительное преимущество в крейсерских операциях. «Ривендж» с полным правом можно назвать первым рейдерским судном специальной постройки.

    По его подобию было построено ещё несколько судов: например, «Элизабет Бонавенчер» (1581) и «Арк Роял» (1587).

    Таким образом, к 1580-м годам англичане обладали новым типом кораблей — быстрыми галеонами. Однако то, что было плюсом этих кораблей в индивидуальных действиях, в случае командных манёвров превращалось в минусы. Как известно, скорость колонны или конвоя определяется скоростью самого медленного корабля. В этом случае быстрые галеоны теряли все свои преимущества. То же самое можно сказать и о ближнем бое: при отсутствии форкастла и кормовой надстройки (на части кораблей они сохранились, но были слишком низкими) палуба английского корабля простреливалась насквозь, что приводило к большим потерям в экипаже.

    ​План-схема быстрого галеона, 1610 год. Реконструкция. 15marins.blogspot.com - Юные годы Роял Неви | Warspot.ru
    План-схема быстрого галеона, 1610 год. Реконструкция.
    15marins.blogspot.com

    Таким образом, быстрые галеоны были в чистом виде крейсерами и для коллективных действий годились мало. Именно этим объясняются их эффектные, но неэффективные действия против Непобедимой Армады. Артиллерия 1580-х годов была ещё слишком слаба и чаще всего не могла нанести фатальных повреждений кораблю. Быстрый галеон был способен убежать от превосходящих сил противника или повредить одиночный испанский галеон, но не утопить его.

    Особняком стоит бой «Ривенджа» у острова Флорес в 1591 году, но надо понимать, что фатальные повреждения двух испанских галеонов были обусловлены ближним боем и желанием испанцев взять английский корабль на абордаж. Если бы испанские корабли хотели потопить «Ривендж», ничто не смогло бы этому помешать. Тем не менее английский быстрый галеон у Флореса оказался для иберийцев «крепким орешком».

    К середине 1590-х годов Королевский флот отошёл от концепции быстрых галеонов и стал строить корабли с более прочным корпусом, более высокими надстройками и более мощной артиллерией. Англичане назвали их усиленными галеонами (tower galleons). На этом этапе испанцы, похоже, выиграли технологическую гонку. Англичане, их противники, перешли к строительству кораблей, подобных иберийским, предназначенных не для крейсерств, а для реального эскадренного боя.

    Сергей Махов
    /
    Призовые деньги в Роял Неви
    Как английские капитаны и моряки могли подзаработать сверх установленного жалования и какие трудности подстерегали их на этом пути
    • флот
    • до ХХ века
    • Великобритания
    Сергей Махов
    /
    Мы пойдём своим путём
    Организация шведского флота в эпоху паруса: когда корабли важнее экипажей
    • флот
    • до ХХ века
    • Швеция
    Сергей Махов
    /
    Датский флот Нового времени: становление
    В XVI столетии Дания обнаружила, что корабли для неё важнее сухопутных войск, и столкнулась с трудностями при проведении необходимых реформ на флоте
    • флот
    • до ХХ века
    • Дания

    Литература:

    1. Monson, W. The naval tracts of Sir William Monson / William Monson. — London, Printed for the Navy Records Society, 1902.
    2. Fox, H.R. English Seamen under the Tudors / H.R. Fox. — London, 1868.
    3. Clowes, W.L. The Royal Navy: A History from the Earliest Times to the Present / William Laird Clowes, Clements Robert Markham. — Chatham Publishing; Reissue edition, 1997.
    4. Phillips, C.R. Six Galleons for the king of Spain. Imperial Defense in the Early Seventeenth Century / Carla Rahn Phillips. — Baltimore and London: The John Hopkins University Press, 1986.
    5. Губарев, В.К. 100 великих пиратов / В.К. Губарев. — Москва: Вече, 2011.

    Сергей Махов

    Лоустофтское сражение  на Warspot.ru
    Лоустофтское сражение
    Вояж «Глориосо» на Warspot.ru
    Вояж «Глориосо»
    Морская игрушка Наполеона на Warspot.ru
    Морская игрушка Наполеона
    Поделиться
    • 8
    • 90
    • 8
    • Статьи по теме
    • Комментарии (16)
    Цифры Warspot: 130 голландских судов  на Warspot.ru
    Цифры Warspot: 130 голландских судов
    Цифры Warspot: 245 фрагментов  на Warspot.ru
    Цифры Warspot: 245 фрагментов
    На дне морском на Warspot.ru
    На дне морском
    Цифры Warspot: 65 минут  на Warspot.ru
    Цифры Warspot: 65 минут
    • Статьи по теме
    • Комментарии (16)
    Неизвестный
    Алексей Федоренко
    • 0
    Спасибо! Очень интересно!
    November 11, 2019 4:28pm | Ответить
    Александр Берлин
    • 0
    Интересная статья, интереснейшие комментарии к ней. Спасибо.
    November 11, 2019 1:24pm | Ответить
    Rheinmetall_Borsig
    • 0
    Да, для изучения темы перехода от клинкера к карвелю крайне рекомендую (раз уж языком владеете):
    Bayonese cogs, Genoese carracks, English dromons and Breton carvels — Late medieval technology transfer in northern and southern European shipbuilding.

    А также в источниках к этой статье:

    Ships, Innovation and Social Change. Aspects of Carvel Shipbuilding in Northern Europe 1450-1850

    Также но очень много чтива:

    Frederick M. Hocker, Cheryl A. War. The Philosophy of Shipbuilding: Conceptual Approaches to the Study of Wooden Ships.
    November 11, 2019 7:43am | Ответить
    Rheinmetall_Borsig
    • 4
    Очень не хочется быть едким и токсичным, но если честно, очень много спорных и просто некорректных утверждений в статье.

    Как примеры:
    На ранней стадии становления флота исключительно важную роль сыграли викинги, у которых жители Британии позаимствовали обводы, соотношение длины и ширины, а также клинкерную обшивку
    - правда, непонятно каким же образом их предки оказались на островах. Имею все основания утверждать, что корабли англов и саксов V-VI в.в. отличались от кораблей датчан и т.п. ("викингов") VIII в. только размерами и отдельными деталями конструкции. И уж конечно имели обшивку внакрой, это даже не обсуждается.
    Чтобы такая обшивка была водопроницаемой, приходилось увеличивать её толщину до двух, а иногда и трёх слоев, причём внутренняя обшивка была обратной, то есть там нижняя доска крепилась внахлёст к верхней
    А если делать не в два или три слоя, а как обычно делалось - в один, то будет не водонепроницаемая ? А если законопатить швы ?..

    Насколько мне известно, такой многослойный "пирожок" обшивки вообще использовался однократно, на том самом экспериментальном Grace Dieu. И отнюдь не для водонепроницаемости, а просто корпус такой длины с клинкерной обшивкой не имел требуемой жёсткости (собственно он и с "трёхслойным пирожком" её не имел, поэтому корабль и проплавал крайне недолго). Вот и приходилось для подкрепления корпуса, не имевшего нормального набора, увеличивать толщину каждого яруса "клинкера", соединяя вместе по три доски. Кроме того, вероятно, это позволяло использовать более короткие доски, чем при классическом "клинкере".

    А нормальные клинкерные корабли были вполне себе с обшивкой в один слой (естественно, с взаимным перехлёстом отдельных досок). Для герметизации использовалось конопачение материалами на основе мха.
    Северяне восхищались их ходовыми качествами и обводами, что и неудивительно: генуэзцы уже крепили обшивные доски вгладь, то есть встык друг к другу, что первым делом отразилось на ходовых качествах.

    Во-первых, вгладь крепили доски обшивки "уже" древние финикийцы и далее. Суть здесь в том, что корабли стали строиться по технологии frame-first, то есть, начиная с набора - а не shell-first, то есть, начиная с обшивки, без набора - как строились и корабли с клинкерной обшивкой, и более ранние с гладкой. А начиная с набора можно строить только корабли с обшивкой вгладь, или, во всяком случае, по-другому делали очень редко (например, на русском Севере).

    Во-вторых, смысл перехода от клинкера к карвелю не в улучшении ходовых качеств (за счёт чего, снижения трения о воду ? смешно же... форма корпуса в разы важнее, а с этим в те годы было весьма и весьма печально), а в резком увеличении размеров кораблей за счёт повышения прочности и жёсткости конструкции корпуса (поэтому и появились корабли >600 тонн вместо макс. 200-300), и при этом - снижении трудоёмкости постройки и требований к качеству леса (у кораблей, обшитых клинкером, каждая доска обшивки была длиной с весь корабль, и притом широкая чтобы разместить два ряда заклёпок - леса не напасёшься; карвельную обшивку выполняли из сравнительно коротких и узких досок).
    Первые попытки построить в Англии каравеллу с обшивкой вгладь относятся к 1448 году
    Отождествление понятия Carvel с названием типа корабля "каравелла" далеко не бесспорно, хотя этимология этого слова, видимо, именно такая.
    Гребцы располагались в трюме, а пушки стояли на верхней палубе.
    Ох, как же вы это себе представляете ?..
    Наверное, всё же на нижней палубе сидели гребцы ? Которая потом стала орлоп-деком, самой нижней из орудийных палуб, чуть выше ватер-линии. А трюм ещё ниже...
    начало выдавать каперские лицензии
    Устоявшееся выражение в русском языке - "каперское свидетельство" или "каперский патент".
    Этот тип кораблей получил название быстрый галеон (Race-Built Galleon).
    Только не подумайте, что он быстрый от англ. Race, гонки-скачки. Здесь имеется в виду, что кораблю "сбрили" (to raze; в те годы было другое написание, через си) надстройки (фор- и ахтеркастли). Во времена линейных кораблей могли "сбривать" целый дек, получался облегчённый линкор или даже фрегат.

    Так что перевод термина как "быстрый галеон" довольно сомнителен, скорее "облегчённый" (если по смыслу), или "оббритый" (если буквально).
    Хотя может быть такая традиция перевода уже устоялась, я просто не в курсе. Но у меня возникло впечатление, что статья написана прямо по англоязычным источникам, без их предварительной обработки грамотным русскоязычным специалистом по теме, отсюда такие косяки и всплывают...


    ...И т.д. и т.п... по теме изложенного во второй части статьи я просто малоосведомлён, но думаю что разбирающийся в теме человек и там бы нашёл предостаточно проблем. Например, оценка действий и эффективности английских галеонов времён Елизаветы очень странная и спорная, как по мне.

    Тема интересная, но хотелось бы в дальнейшем больше системности в её раскрытии.
    Причём в последние десятилетия в области истории деревянного судостроения появилось столько нового, что издания XIX - начала XX века, имеющиеся в списке источников, в наши дни представляют уже сугубо букинистический интерес, об этом не нужно забывать. Это примерно как писать о триреме по Дюпюи де Лому: это годный источник лишь о том, что (и насколько неправильно) думали о древнегреческих и римских кораблях в середине XIX века, не более.
    November 11, 2019 7:38am | Ответить
    Никита Сидоранов
    • 0
    Сергей, большое спасибо за интересную статью. Жду продолжения.
    November 11, 2019 7:12am | Ответить
    Антон Акимов
    • 0
    Отлично! Здорово! Надеюсь, будет продолжение!
    З.Ы. Про Филиппа не знал. Какая ирония - по сути, организовать (создать) флот, который потом разгромит твою Армаду.
    November 10, 2019 8:42pm | Ответить
    Василий Минаев
    • 0
    Вот они - испанские истоки британского морского могущества...
    Сергей, спасибо большое! С нетерпением ожидаю продолжения!
    November 10, 2019 7:29pm | Ответить
    Михаил Голинский
    • 0
    Отлично!
    November 10, 2019 2:58pm | Ответить
    Иван И...
    • 0
    "Tower galleons" - башенные галеоны.
    Но, опять очень интересно.
    November 10, 2019 2:28pm | Ответить
    Сергей Махов Иван И...
    • 0
    Там явно не башни. Раньше эти замки на кораблях назывались кастлы. Отсюда потом обрадовались форкастл и ахтеркастл.
    тауэры это уже просто высокобортные надстройки в носу и корме, которые усиливали корабль для ближнего боя.
    поэтому и был применен термин "усиленные".
    November 10, 2019 2:38pm | Ответить
    Иван И... Сергей Махов
    • -1
    Читаем с английского "Tower" - башня. И что там потом образовалось - это уже другой вопрос. Термин "усиленные" в данном контексте кто и зачем применил? Изобрёл новый перевод английского слова? Более развёрнуто Вам Рейнметалл пояснил про "облегчённый" или "обритый" галеон.
    November 11, 2019 5:43pm | Ответить
    Vadim Naninets
    • 0
    Браво! Текст супер. Ждём продолжения
    November 10, 2019 12:43pm | Ответить
    Муслим Галеев
    • 2
    Да Филипп поднял Английский флот на новый уровень, знал бы как потом англичане ему подгадят. Мне интересно эти длинющие флаги на мачтах, работе с парусами не мешали?
    November 10, 2019 11:04am | Ответить
    Сергей Махов Муслим Галеев
    • 1
    Нет, не мешали. Жалоб на это я в описаниях не встречал.
    November 10, 2019 3:53pm | Ответить
    Mikołaj Jasiński
    • 3
    Генри Грейс де Дьё - Henry Grace à Dieu (Хенри Грейс э'Дью). Английский вариант буквального прочтения французского Анри Грас а Дье, т. е. Генрих Божьей Милостью.
    November 10, 2019 10:59am | Ответить
    Corrie_Sanders
    • 0
    очень интересная статья, спасибо большое!
    November 10, 2019 7:24am | Ответить
    wargamming.net © 2014 — 2019 Warspot
    • Все авторы
    • Все теги
    • Правила
    • Как стать автором
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    • Карта сайта
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google