Бой у Эндау 26-27 января 1942 года остался в тени последующих сражений на Тихом океане и сегодня известен мало. Вдобавок японские эсминцы стали в нём не атакующей, а обороняющейся стороной и показали себя далеко не лучшим образом, хотя в итоге всё равно победили британцев. Впрочем, уже в этом бою проявились все характерные особенности ночных торпедно-артиллерийских схваток, которые спустя всего полгода развернутся на Соломоновых островах.
Конвой в Эндау
К 40-м годам восточное побережье Малайи оставалось диким и малонаселённым. Здесь было мало дорог и портов, поэтому после захвата Кота-Бару весь декабрь 1941 года японское продвижение осуществлялось крайне медленно. Лишь 31 декабря отряд генерал-майора Такуми занял Куантан, крупнейший порт на восточном побережье Малайи. 3 января британцы эвакуировали расположенный неподалёку аэродром. Следующим пунктом был небольшой мелководный порт Эндау, лежащий в 120 км южнее Куантана. 21 января отряд Такуми захватил его, однако далее продвинуться не смог, встретив у Мерсинга сопротивление превосходящей его по численности 8-й австралийской дивизии.
Японское командование решило усилить отряд Такуми, а чтобы избежать долгого марша по суше — направить суда с подкреплениями сразу в Эндау. Для этого были выделены два транспорта из состава конвоя с частями 18-й пехотной дивизии, вышедшего с острова Хайнань в Сингору 20 января.
24 января конвой достиг Сингоры и Патани, часть транспортов осталась здесь для разгрузки, а другая часть пошла далее к Куантану, где разгрузилась 26 января. Транспорты «Кансай-мару» и «Канберра-мару» отправились в Эндау. В частности, на них находились подразделения 96-го аэродромного батальона, предназначенные для оборудования аэродромов в Каханге и Клуанге после их захвата. По некоторым данным, перед высадкой в Эндау рано утром 26 января транспорты выгрузили часть войск и оборудования на островах Анамбас для создания здесь гидроаэродрома. Первоначально предполагалась высадка десанта прямо в Мерсинге, но затем от этого рискованного замысла отказались.
Эндау находился в устье одноимённой реки в непосредственной близости к британским базам: от Сингапура до него было 150 км по прямой, а по морю — около 120 морских миль или 4 часа пути для эсминца полным ходом. Поэтому транспортам было придано сильное охранение: 3-я эскадра эсминцев контр-адмирала Хасимото Синтаро в составе лёгкого крейсера «Сендай» и шести однотипных эскадренных миноносцев («Фубуки», «Хацуюки», «Сираюки», «Асагири», «Амагири» и «Югири») из 11-го и 20-го дивизионов.
Японское командование было обеспокоено действиями в этом районе голландских подлодок, поэтому в состав конвоя включили несколько противолодочных судов: пять эскадренных тральщиков типа W-1 из 1-го дивизиона тральщиков, три охотника за подлодками типа Ch-4 (Ch-7, Ch-8 и Ch-9) из 11-го дивизиона охотников и четыре патрульных катера, имена которых неизвестны.
Безуспешные атаки с воздуха
Утром 26 января японское соединение было обнаружено двумя патрульными австралийскими «Гудзонами» в 20 милях севернее Эндау. Правда, пилоты не смогли доложить о противнике по радио, и информация поступила к Малайскому командованию с опозданием на полтора часа, когда самолёты вернулись в Сингапур. Торпедоносцы 36-й и 100-й эскадрилий Королевских ВВС получили приказ атаковать японские суда.
Из-за того, что пилоты отдыхали после ночного патрулирования, самолёты вылетели с запозданием и появились в районе Эндау лишь к 15 часам, когда транспорты уже завершили выгрузку войск и разгружали оборудование, стоя на якорях в 2-3 милях от берега. Зато для атаки удалось собрать достаточно мощную группировку: 12 торпедоносцев-бипланов «Уайлдбист» из 100-й эскадрильи, а также 9 «Гудзонов» из 1-й и 8-й австралийских эскадрилий с истребительным эскортом из 12 «Буффало» и 9 «Харрикейнов», только что начавших прибывать в Сингапур.
Разгрузку транспортов прикрывали 20 японских истребителей — 19 старых Ki-27 из 1-й и 11-й эскадрилий и один Ki-44. Несмотря на численное и качественное превосходство британских истребителей, японцам удалось сбить пять «Уайлдбистов», потеряв только один Ki-27; в числе прочих погиб командир 100-й эскадрильи торпедоносцев.
Вторая атака последовала в 17:30. Теперь в ней участвовали 9 «Уайлдбистов» и 3 более современных торпедоносца «Альбакор», в основном из 36-й эскадрильи. Увы, сопровождение из 7 «Харрикейнов» и 4 «Буффало» умудрилось потерять свои бомбардировщики, поэтому японцы устроили настоящую бойню: десять Ki-27 и два Ki-44 сбили пять «Уайлдбистов» и два «Альбакора», а также один подоспевший «Харрикейн». Тем не менее, до наступления темноты японские корабли возле Эндау были ещё раз атакованы шестью «Гудзонами» из 62-й эскадрильи Королевских ВВС из Палембанга. На этот раз бомбардировщики шли без сопровождения, два из них были сбиты японскими Ki-27. Наконец, поздно вечером для атаки Эндау из Палембанга поднялись пять «Бленхеймов» американской 27-й эскадрильи, но до цели они не дошли, вернувшись назад из-за наступления темноты.
В итоге за 26 января из 71 британского самолёта (39 бомбардировщиков и 32 истребителя), участвовавшего в атаках, было потеряно 15 машин — 12 торпедоносцев, 2 бомбардировщика и истребитель. По другой версии, потери составили 18 машин — 11 «Уайлдбистов», 2 «Альбакора», 2 «Гудзона», 2 «Харрикейна» и один «Буффало». Ещё какое-то количество самолётов было повреждено. В свою очередь, английские и австралийские пилоты доложили о 13 уверенно сбитых самолётах противника и ещё нескольких, уничтоженных предположительно. В действительности японцы потеряли только один самолёт. Всего погибло 35 британских лётчиков, и было ранено не менее 9, ещё четверо попали в плен (двоих из них японцы впоследствии казнили). Из 72 лётчиков 36-й и 100-й эскадрилий торпедоносцев, участвовавших в атаках, 27 погибли и 2 попали в плен. После этой бойни командование британской авиацией в Малайе решило отказаться от дневных воздушных атак.
Результат налётов оказался удручающе ничтожен: хотя пилоты доложили об 11 попаданиях в крейсер и транспорты, в действительности «Сендай» остался невредим, а на транспортах погибло 9, и было ранено 18 человек (в основном от пулемётного обстрела и осколков упавших в воду бомб). Несколько солдат было ранено на плавсредствах, с помощью которых производилась выгрузка.
Два эсминца
Британское командование решило использовать против японского конвоя не только авиацию. В тот же день 26 января, в 16:30 по приказу командующего британскими военно-морскими силами в Малайе контр-адмирала Эрнеста Спунера из Сингапура вышли два самых крупных из оставшихся здесь кораблей — старые эсминцы «Вампир» и «Тэнет» под общим руководством коммандера Уильяма Томаса Морана. 24 января корабли вернулись сюда после сопровождения конвоя MS.2A из залива Ратаи.
«Вампир», построенный в 1917 году, из двух штатных 533-мм торпедных аппаратов имел всего один (трёхтрубный). «Тэнет» вступил в строй на два года позже, но имел лишь два двухтрубных 533-мм аппарата. Табличная скорость кораблей составляла 34-36 узлов, однако по результатам испытаний конца 30-х годов «Вампир» мог развивать не более 28,7 узла.
Первоначально эскорт японского конвоя оценивался британцами в 12 эсминцев, однако около 23 часов Моран получил сообщение (основанное на неверной информации от пилотов), что высадку охраняют всего два эсминца. В свою очередь, японское командование считало, что в Сингапуре находятся два британских лёгких крейсера и опасалось их появления. Поэтому северо-восточнее Эндау были развёрнуты силы прикрытия контр-адмирала Куриты Такео, одновременно обеспечивавшие безопасность высадки на островах Анамбас: тяжёлые крейсера «Кумано» и «Судзуя», лёгкий крейсер «Юра», а также эсминцы «Аянами», «Исонами» и «Сикинами».
Британские эсминцы двигались со скоростью 12 узлов, чтобы прибыть к Эндау вскоре после захода луны. «Тэнет» шёл в 2 каб позади флагмана. Коммандер Моран провёл свои корабли вдоль берега, между мелководьем и британскими минными полями, оставив справа архипелаг Сери-Буат. Далее минные поля кончались — здесь Моран повернул мористее и начал поиск противника на подходах к Эндау.
Был второй час ночи, ярко светила луна. Не найдя никого в море, в 1:51 Моран увеличил ход до 15 узлов и развернулся на запад, к Эндау, стараясь держаться так, чтобы его корабли находились на фоне большого острова Пуло-Тиоман.
Поиски в темноте
В 2:37 с флагманского «Вампира» справа по курсу обнаружили вражеский эсминец (вероятно, это был «Амагири»). Моран решил не открывать огня и двинулся дальше, рассчитывая найти транспорты противника. Японцы его не заметили, однако в 2:40 «Вампир» в темноте едва не столкнулся с другим японским судном — это был тральщик W-4, внешне очень похожий на миноносец. Моран решил, что обнаружен, приказал увеличить ход до 25 узлов, развернулся влево и выпустил две торпеды с пистолетной дистанции в 3,5 каб. Увы, он умудрился промахнуться и позднее доложил, что одна торпеда прошла на расстоянии 15-20 ярдов перед носом вражеского корабля, а другая — под ним.
Для японского тральщика появление двух кораблей противника стало полной неожиданностью, и он дал сигнал о случившемся с некоторым запозданием. Тем временем Моран вернулся на прежний курс, снова снизил скорость до 15 узлов, пытаясь отыскать японские транспорты ближе к берегу. Никого не найдя, через полчаса он повернул на север, чтобы не попасть на мелководье. В 3:13 британские эсминцы снова увеличили ход до 25 узлов, а затем повернули обратно на юго-восток, взяв курс 110º.
Через пять минут с «Вампира» внезапно обнаружили слева по носу японский эсминец, а одновременно слева и сзади — ещё один. Это были «Сираюки» и «Югири», шедшие тем же курсом. Коммандер Моран фонарём приказал «Тэнету» атаковать, слегка довернул вправо и выпустил по врагу последнюю оставшуюся торпеду. Вслед за ним четыре торпеды выпустил «Тэнет». Несмотря на то, что до противника было всего 7,5 каб, все пять торпед прошли мимо: как раз в этот момент «Сираюки» отвернул влево.
Для «Сираюки» встреча стала неожиданностью. Японский эсминец световыми сигналами запросил «Вы кто?» Не получив ответа, он осветил британцев прожектором и лишь в 3:31 открыл огонь из 127-мм орудий. Поскольку японцы отвернули влево, а британцы вправо, к этому моменту расстояние между кораблями увеличилось до 20 каб. «Сираюки» успел сделать по «Вампиру» 18 выстрелов, после чего на нём выбило предохранители главного распределительного щита, и корабль на несколько минут остался без электричества.
В свою очередь, Моран приказал ставить дымовую завесу, открыть огонь и полным ходом в 28 узлов стал уходить на юго-восток. Когда «Сираюки» смог продолжить стрельбу, ближайшим к нему оказался концевой «Тэнет» — он сильно отстал от «Вампира» и отчаянно маневрировал, чтобы сбить врагу прицел. Всего «Сираюки» выпустил по британскому эсминцу 82 снаряда с дистанции около 15 каб. В 3:38 к нему с дистанции в 20 каб присоединился шедший следом «Югири». Японцы подсвечивали противника, в то время как британские эсминцы прожекторов не открывали и целились по прожекторам противника. Снаряды «Вампира» ложились с недолётом, а уйдя вперёд, он мог действовать только двумя концевыми орудиями.
Гибель «Тэнета»
По каким-то причинам «Тэнет» открыл огонь с запозданием и успел сделать всего три залпа из своих 102-мм орудий, прежде чем вражеский снаряд угодил в его машинное отделение с левого борта. Увы, эсминец не имел эшелонированной силовой установки, поэтому последствия всего одного 127-мм попадания оказались катастрофическими. Взрывом были повреждены как основной, так и вспомогательный паропроводы. На «Тэнете» вышел из строя генератор, погас свет, остановились вспомогательные механизмы. Эсминец накренился на правый борт, в 3:45 на японских кораблях отметили, что противник сбавил ход. Тем временем «Вампир» ушёл далеко вперёд, не попытавшись оказать какой-либо помощи своему напарнику — впрочем, вряд ли он мог что-то сделать. Моран в своём отчёте указывал, что его напарник накренился и окутался «огромным облаком чёрного дыма».
«Югири» связался по радио с флагманским крейсером «Сендай» и сообщил, что обнаружены два эсминца противника. Вскоре после этого к стрельбе присоединился «Сендай» с его 140-мм орудиями, а чуть позже — «Фубуки», «Асагири» и тральщик W-1. Не совсем ясно, по кому они стреляли: коммандер Моран докладывал, что по нему, а также друг в друга. Однако «Вампир» не получил ни одного попадания, хотя японцы выпустили в общей сложности 469 снарядов.
Несчастному «Тэнету» пришлось гораздо хуже — в 4:15 он затонул. «Сираюки» поднял из воды офицера и 30 матросов и утром доставил их в Эндау, где передал армейским службам. Дальнейшая судьба этих людей неизвестна до сих пор. Из плена вернулся только торпедист суб-лейтенант Ричард Генри Данжер — он был ранен и оставлен на «Сираюки». 11 человек погибло на корабле, 67 моряков во главе с командиром эсминца Уильямом Дэвисом смогли добраться до берега. Большинство из них (свыше 50 человек) несколькими группами смогло добраться до Сингапура.
Итоги боя
«Вампир» никто не преследовал, и 27 января в 10 утра он вернулся в Сингапур. Несмотря на неутешительный исход боя, коммандер Моран составил о нём воодушевляющий доклад. Он считал, что добился как минимум двух попаданий в противника 102-мм снарядами, а японцы беспорядочной стрельбой причинили себе ещё большие потери и вообще плохо действуют в ночных боях. В дальнейшем этот доклад послужил причиной недооценки противника британскими моряками.
28 января «Вампир» покинул Сингапур вместе с конвоем, уйдя в Батавию, а затем в Коломбо на острове Цейлон. Он был потоплен утром 9 апреля 1942 года японскими палубными пикировщиками в 80 милях от Тринкомали. Коммандер Моран погиб вместе со своим кораблём.
Интересен дальнейший боевой путь командира 3-й флотилии эсминцев Хасимото Синтаро. В дальнейшем его флотилия участвовала в операциях против Голландской Ост-Индии, в июне 1942 года входила в состав 1-го флота адмирала Ямамото в сражении при Мидуэе. С августа до конца ноября 1942 года Хасимото активно участвовал в рейсах «Токийского экспресса» на Гуадалканал, а в январе 1943 года его эсминцы эвакуировали с Гуадалканала остатки японских войск. Таким образом, опыт, полученный адмиралом в сражении у Эндау, не пропал даром. С марта по октябрь 1943 года Хасимото служил начальником торпедной школы, в ноябре 1943 года был назначен командиром 5-й дивизии крейсеров, а через год (15 октября 1944 года) — произведен в вице-адмиралы. Дивизия действовала у берегов Малайи, Хасимото держал флаг на тяжёлом крейсере «Хагуро» и вместе с ним погиб 16 мая 1945 года в Бенгальском заливе, пытаясь доставить снабжение японскому гарнизону Андаманских островов.
Бой у Эндау остался в тени последующих событий войны на Тихом океане. Между тем, он имел два важных последствия. Во-первых, успешная высадка подкреплений в Эндау обеспечила японцам быстрое продвижение вперёд: 30 и 31 января британские войска оставили Малайю и отошли на остров Сингапур. Во-вторых, тяжёлые потери самолётов в безуспешных попытках атаковать конвой у Эндау привели к решению британского командования прекратить воздушную войну за Малайю. 30 января, спустя четыре дня после высадки в Эндау, все самолёты из Сингапура (кроме 10 «Харрикейнов») были выведены на аэродромы Голландской Ост-Индии.
Источники и литература:
- G. Hermon Gill. Australia in the War of 1939–1945. Series Two — Navy. Volume I: The Royal Australian Navy, 1939–1942. Canberra, Australia: Australian War Memorial, 1957
- Lionel Gage Wigmore. Australia in the War of 1939–1945. Series One — Army. Volume IV: The Japanese Thrust. Canberra, Australia: Australian War Memorial, 1957
- Christopher Shores; Brian Cull; Yasuho Izawa. Bloody Shambles. Volume Two: The Defence of Sumatra to the Fall of Burma. London: Grub Street, 1993
- Peter Cannon. Night action, Malaya, 1942 // Warship. 2015. Pp. 62-80.
- Peter Sinfield. Action off Endau // Naval Historical Review, June 2004
- Richard Francis. HMS Thanet and HMAS Vampire – Malayan Night Action // Naval Historical Review, March 2002
- http://www.combinedfleet.com
- https://dutcheastindies.webs.com
- http://www.dutchsubmarines.com
Комментарии к данной статье отключены.