Когда речь заходит о судьбах кораблей, в центре внимания неизбежно оказываются линкоры, тяжёлые авианосцы, крейсера. Вместе с тем успешность «карьеры» корабля абсолютно не зависит от его размеров и боевой ценности. Яркий пример тому — австралийский эсминец «Vampire». К началу Второй мировой войны этот корабль безнадёжно устарел, но это не помешало ему достойно проявить себя, побывать в схватках с опасными противниками и стать одной из легенд австралийского флота.
Эсминцы типа V
Первая мировая война дала огромный опыт военным кораблестроителям, что привело к созданию мощных и совершенных для своего времени классов кораблей. Так, в Великобритании весной 1916 года началось строительство серии из пяти лидеров типа V (V-class leader), изначально спроектированных как одни из самых передовых эсминцев в мире. Эти корабли обладали водоизмещением около 1100 т, вооружались четырьмя рационально расположенными 102-мм орудиями с новейшими средствами управления огнём и двумя двухтрубными 533-мм торпедными аппаратами. Три котла и две турбины обеспечивали скорость в 34 узла. Корабли оснащались мощными (для времён Первой мировой) средствами обнаружения и связи.
Убедительным доказательством удачности конструкции явилось то, что лидеры типа V стали родоначальниками большой серии из 60 кораблей, строившейся до 1924 года. Серия делилась на два основных типа (V и W), а также несколько подтипов. В процессе строительства эсминцев на них начали устанавливать трёхтрубные 533-мм торпедные аппараты, несколько кораблей вооружили 120-мм орудиями, были внесены некоторые другие изменения. Корабли типов V и W сохраняли свои боевые качества даже во время Второй мировой войны и активно использовались вплоть до 1945 года. Стоит отметить, что неизбежное старение техники привело к тому, что уже в 30-е годы лидеры типов V и W уже не годились на роль флагманских кораблей, а потому использовались как обычные эсминцы.
Одним из лидеров типа V стал эсминец «Wallace», заложенный в октябре 1916 года на верфи J. Samuel White (остров Уайт у побережья графства Хэмпшир). Корабль спустили на воду 21 мая 1917 года, после чего он был переименован в «Vampire» и введён в строй 22 сентября 1917 года. До завершения Первой мировой войны «Vampire» был флагманом 14-й флотилии эсминцев Гранд Флита — впрочем, ярких боевых эпизодов в «биографии» этого корабля не зафиксировано. В 20-е годы корабль служил в составе 5-й флотилии эсминцев в Средиземном море, после чего был выведен в резерв. Пятнадцать лет судьба эсминца «Vampire» оставалась бедной на примечательные события, но в начале 30-х годов в ней произошёл необычный поворот.
«Вампир» под Южным Крестом
В 1933 году британское Адмиралтейство решило передать Австралии лидер «Stuart» типа «Scott» и четыре эсминца типов V и W: «Vampire», «Vendetta», «Voyager» и «Waterhen». Они заменили считавшиеся устаревшими лидер «Anzac» и пять эсминцев типа S, которые выводились из состава австралийского флота. Пополнение Королевского австралийского ВМФ также было трудно отнести к новинкам — на фоне мощнейших эсминцев начала 30-х годов вроде японского типа «Fubuki» корабли типов V и W выглядели более чем скромно. Однако они находились в хорошем техническом состоянии и, что немаловажно, были «по карману» небольшому оборонному бюджету Австралии.
11 октября 1933 года состоялась официальная передача пяти эсминцев австралийскому флоту. Уже 17 октября они вышли из Портсмута в дальний путь к «Зелёному континенту» и 21 декабря прибыли в Сидней. Новым кораблям очень скоро пришлось столкнуться с непростым финансовым положением вооружённых сил Австралии — практически сразу по прибытии, в январе 1934 года, «Vampire» вывели в резерв. Только в 1936 году эсминец ненадолго вышел в море, но лишь для того, чтобы перейти из Сиднея на военно-морскую базу «Cerberus» к югу от Мельбурна и стать там несамоходным учебным судном. Впрочем, по мере того, как росла международная напряжённость, увеличивалось и финансирование австралийского флота — в мае 1938 года «Vampire» был введён в строй как полноценная боевая единица.
В сентябре 1939 года, когда Австралия и Великобритания вступили во Вторую мировую войну, «Vampire» патрулировал западное австралийское побережье. Тем временем австралийское морское командование договорилось о перебазировании своих эсминцев в Сингапур, куда корабли прибыли в конце октября. Стратегическая обстановка быстро менялась, и уже в начале ноября моряки получили приказ направляться в Средиземное море. Лидер и четыре эсминца должны были действовать как единая флотилия под руководством коммандера Гектора Уоллера, державшего флаг на «Stuart».
В Средиземном море
24 декабря 1939 года «Vampire» прибыл на Мальту, попутно приведя туда конвой из Порт-Саида. Уже 2 января 1940 года австралийская флотилия стала 19-м дивизионом эсминцев Средиземноморского флота Великобритании и включилась в работу по сопровождению конвоев и противолодочному поиску. Первые месяцы службы на новом месте были отмечены лишь небольшим количеством событий. Самым ярким эпизодом этого периода для команды «Vampire» стал, пожалуй, визит Его Королевского Высочества принца Генри, Герцога Глостерского (младшего брата короля Георга VI), состоявшийся в Марселе 13 февраля. В мае 19-й дивизион эсминцев вошёл в состав 10-й флотилии, командиром которой стал повышенный до кэптена Гектор Уоллер. Размеренное течение службы прекратилось после вступления в войну Италии и капитуляции Франции.
Полноценным боевым крещением для австралийских эсминцев стала операция МА5 по проводке каравана судов из Александрии на Мальту, в ходе которой «Vampire» сопровождал соединение из двух линкоров («Royal Sovereign», «Malaya») и авианосца «Eagle». 8 июля британский флот пережил мощную, но безуспешную атаку итальянских бомбардировщиков, а 9 июля состоялся морской бой у Калабрии — первое столкновение в Средиземном море в годы Второй мировой. Во время боя «Vampire» находился рядом с авианосцем «Eagle» и пострадал от близких разрывов авиабомб (один из офицеров был ранен осколками и позднее умер, став первой безвозвратной потерей австралийского флота во Второй мировой войне). У каждой из сторон были повреждены несколько кораблей, и сражение закончилось вничью.
В конце июля «Vampire» участвовал в двух набеговых операциях на остров Кастелоризо в архипелаге Додеканес, но с противником не встретился. Затем эсминец вернулся к привычной для него работе по сопровождению конвоев в Средиземном море. 12 октября «Vampire» принял косвенное участие в морском бою у мыса Пассеро, в котором британские крейсера «Ajax» и «York» потопили итальянский эсминец «Artigliere», а также миноносцы «Ariel» и «Airone». «Vampire» подошёл к месту боя с опозданием и поднял из воды 22 итальянских моряка с погибшего эсминца.
До конца 1940 года «Vampire» активно занимался конвойной службой по всему Средиземному морю от Гибралтара до Хайфы. Несколько раз он вёл бои с итальянскими самолётами (не получив повреждений), а также имел как минимум один боевой контакт с подлодкой. Кроме того, эсминец обеспечивал эскорт различных боевых кораблей, включая повреждённые итальянской авиацией. Стоит подчеркнуть, что с сентября по декабрь 1940 года «Vampire» являлся флагманским кораблем 10-й флотилии эсминцев. Хотя острые на язык моряки называли это соединение «Флотилией металлолома» (из-за почтенного возраста австралийских кораблей), со своими задачами оно справлялось успешно.
В конце 1940 года британские сухопутные силы развернули наступление в Северной Африке, а корабли Средиземноморского флота начали операции у побережья Ливии, обеспечивая морскую блокаду и ведя обстрелы береговых целей. В декабре 1940-январе 1941 годов «Vampire» активно принимал участие в этих операциях, в том числе в артиллерийском обстреле Бардии 14-17 декабря, во время которого пережил ответный огонь береговых батарей и атаку итальянских торпедоносцев. В конце января 1941 года эсминец поддерживал штурм Тобрука (в ходе которого потопил итальянскую шхуну) и 27 января вошёл в гавань захваченного города.
В феврале 1941 года «Vampire» вернулся к сопровождению конвоев. Теперь старому кораблю приходилось иметь дело с таким сильным противником как немецкие ВВС, но пока ему сопутствовала удача. В мае «Vampire» участвовал в печально известной эвакуации войск с Крита и совершил один поход на так называемой «Тобрукской паромной переправе» — маршруте снабжения окружённых британских и австралийских войск в Ливии. Изношенные машины эсминца не могли давать ход более чем в 16 узлов, и 29 мая он направился на ремонт в Сингапур.
Драма у берегов Малайи
С июня по ноябрь 1941 года корабль-ветеран проходил капитальный ремонт в Сингапуре. В это время была заменена значительная часть экипажа, командование «Vampire» принял коммандер Вильям Моран. К моменту прибытия в Сингапур линкора «Prince of Wales» и линейного крейсера «Repulse» (2 декабря) эсминец вновь находился в строю. Буквально через несколько дней началась война с Японией, а 8 декабря Соединение Z адмирала флота Томаса Филипса вышло в море, пытаясь остановить японский морской десант в Малайе. К несчастью для англичан, они могли послать в бой лишь линкор и линейный крейсер в сопровождении четырёх разнотипных эсминцев (одним из которых оказался «Vampire») без адекватного воздушного прикрытия.
Трагедия Соединения Z хорошо изучена и многократно описана. Днём 9 декабря корабли обнаружила японская подлодка I-65, к слежению за британцами присоединились гидросамолёты с кораблей японского 2-го флота. Осознав, что шансов на внезапную атаку нет, адмирал Филипс ночью направился к Сингапуру, но утром 10 декабря решил снова попытаться перехватить японский конвой. Переменчивые решения адмирала и желание соблюдать радиомолчание окончательно лишили Соединение Z возможности получить своевременную поддержку истребителей с береговых баз. К тому же, эскорт линкоров уменьшился до трёх эсминцев («Tenedos» вечером 9 декабря направился в Сингапур из-за нехватки горючего).
10 декабря после 11 часов британские корабли атаковали более чем 80 японских бомбардировщиков и торпедоносцев G3M и G4M из 22-й воздушной флотилии ВМС. Первое же торпедное попадание в «Prince of Wales» оказалось фантастически удачным — линкор лишился электропитания и не мог использовать зенитные орудия. Японцы быстро добились еще трёх торпедных попаданий, решив судьбу корабля. «Repulse» поначалу успешно уклонялся от торпед, но в последней атакующей волне получил не менее четырёх попаданий, быстро перевернулся и в 12:33 затонул. «Prince of Wales» затонул в 13:18, всего на двух кораблях погибли 840 человек. Японцы потеряли лишь три бомбардировщика сбитыми и ещё один — разбившимся при посадке.
Эсминцы японских лётчиков не интересовали и заметного вклада в ход боя не внесли. Устаревший «Vampire» со слабыми средствами ПВО объективно был бессилен против массированной воздушной атаки. Зато после завершения боя австралийский эсминец подобрал из воды 223 моряка с «Repulse», включая командира корабля кэптена Вильяма Теннента, а также двоих моряков с «Prince of Wales». Спасённые были оперативно доставлены в Сингапур. В последующие недели «Vampire», несмотря на катастрофический для англичан ход событий, активно сопровождал конвои у Сингапура и Батавии.
26 января 1942 года «Vampire» и старый эсминец «Thanet» (единственные на тот момент боеспособные британские корабли в Малайе) вышли в море для отчаянной атаки японского морского десанта, высаживавшегося у города Эндау к северу от Сингапура. Предварительно англичане попытались атаковать десантников с воздуха, используя все оставшиеся воздушные силы — безнадёжно устаревшие торпедоносцы Vildebeest, более современные Albacore и двухмоторные бомбардировщики Hudson. Несмотря на истребительное прикрытие, три ударных волны днём 26 января не добились никакого успеха, потеряв 15 самолётов.
«Vampire» и «Thanet» подошли к Эндау 27 января около 2 часов ночи. Достоверной информации о противнике у коммандера Морана (формального командира «соединения») не было. Британцам предстояло столкнуться с эскортной группой контр-адмирала Синтаро Хасимото (лёгкий крейсер «Sendai», 6 эсминцев, 5 тральщиков и 3 охотника за подлодками). Атакующие эсминцы подошли незаметно, и в 2:40 «Vampire» выпустил две торпеды по тральщику W-4 — все они прошли мимо. В 3:18 оба союзных корабля атаковали четырьмя торпедами японский эсминец «Shirayuki», но снова промахнулись.
После этого японцы наконец обнаружили противника и в 3:31 открыли артиллерийский огонь, быстро добившись попадания в машинное отделение «Thanet», который потерял ход. «Vampire» стремительно вышел из боя, прикрываясь дымовой завесой и отстреливаясь из 102-мм орудий. Перехватить его японцы так и не смогли, ограничившись расстрелом «подранка», который затонул в 4:18. В бою погибли 11 моряков, ещё 31 человек попали в плен и, предположительно, были убиты в Эндау. Остальным членам команды «Thanet» удалось добраться до берега и пешком прийти в Сингапур. «Vampire» потерь не имел и благополучно вернулся в базу.
Последние дни
Уже 28 января «Vampire» покинул Сингапур и с очередным конвоем перешёл в Батавию. Оттуда эсминец был направлен в Коломбо (остров Цейлон), куда прибыл 11 февраля и вошёл в состав формируемого Восточного флота, предназначавшегося для действий в Индийском океане. В марте «Vampire» принял участие в большой конвойной операции US-1 по переброске через Индийский океан австралийских войск, возвращавшихся с Ближнего Востока. Но время, отведённое кораблю судьбой, подходило к концу.
5 апреля 1942 года Коломбо атаковали самолёты японского ударного авианосного соединения, появившегося в Индийском океане. Попытка главных сил Восточного флота перехватить атакующих оказалась безрезультатной (скорее всего, к счастью для англичан, безоговорочно уступавших противнику в силах). «Vampire» в это время находился в другом цейлонском порту Тринкомали, откуда вечером 8 апреля ему пришлось срочно выходить в море вместе с британским лёгким авианосцем «Hermes». Командование Восточного флота боялось удара по кораблям в гавани, но японцы обнаружили добычу и в море.
9 апреля около 8 часов утра «Vampire» и безоружный «Hermes», имевший лишь два неисправных самолёта в ангаре, были замечены гидросамолётом с линейного крейсера «Haruna». Англичане пытались прикрыть свои корабли двумя группами морских истребителей Fulmar (по 6 самолётов в каждой), но это им не удалось. Японцы подняли в воздух 85 пикирующих бомбардировщиков D3A под эскортом 6 истребителей А6М, и уже к 11 часам старый авианосец со слабой ПВО отправился на дно (погибло 307 моряков). Покончив с главной целью, японцы обрушились на «Vampire». Австралийские зенитчики претендовали на один сбитый бомбардировщик, но в старый эсминец попало «несколько бомб», из-за чего он переломился на две части и за считанные минуты затонул. Потери оказались относительно небольшими — погибли командир корабля коммандер Моран и ещё 8 моряков. Выживших подобрало из воды госпитальное судно «Vita».
Несмотря на мрачное название, «Vampire» оказался везучим кораблём. Он участвовал в двух крупнейших войнах в истории человечества, в годы Второй мировой не раз невредимым выходил из встреч с опасными противниками и даже в откровенно безнадёжном последнем бою погиб с минимальными потерями для экипажа. За службу в австралийском флоте эсминец был награждён пятью боевыми отличиями (Battle Honour — награда корабля за участие в кампании или операции): Калабрия 1940, Ливия 1940-1941, Греция 1941, Крит 1941, Индийский океан 1941-1942. Хранителем традиций корабля-ветерана стал эсминец «Vampire» (II) типа «Daring», служивший в состав Королевского австралийского ВМФ в 1959-1986 годах, а позже ставший музейным экспонатом.
Водоизмещение нормальное/полное, т |
1090/1470 |
---|---|
Длина наибольшая, м |
95,1 |
Ширина наибольшая, м |
9 |
Осадка максимальная, м |
4,2 |
Энергетическая установка |
3 котла, 2 турбины, мощность – 27 000 л. с. |
Скорость максимальная, уз |
34 |
Дальность хода, морские мили (на скорости 15 узлов) |
3500 |
Артиллерийское вооружение и зенитные пулемёты |
4 х 1 102 мм, 2 х 1 40-мм, 1 х 4 7,7-мм, 2 х 2 7,7-мм |
Торпедное вооружение |
2 х 3 533-мм |
Противолодочное вооружение |
2 бомбомёта, 4 бомбосбрасывателя, 50 глубинных бомб |
Экипаж |
130 человек |
Источники и литература:
- http://www.awm.gov.au/ (официальный сайт Австралийского Военного мемориала)
- http://www.iwm.org.uk/ (официальный сайт Имперского военного музея Великобритании)
- http://www.navy.gov.au/history (исторический раздел официального сайта Королевского Австралийского ВМФ)
- http://www.naval-history.net
- Gill George «Royal Australian Navy, 1939-1942» (1st edition, 1957) https://www.awm.gov.au/collection/RCDIG1070207/
- Roskill S. War at sea 1939-45. Volume II: The period of balance. http://www.ibiblio.org/hyperwar/UN/UK/UK-RN-II/index.html.
- Wills, Matthew B. «HMAS Vampire and her Last captain: Commander WTA Moran RAN» / Headmark Issue 148 (Jun 2013) https://search.informit.com.au/documentSummary;dn=500204669441255;res=IELHSS
Комментарии к данной статье отключены.