В 1939 году, вскоре после оккупации Польши, Вильгельм Брассе, наполовину поляк, наполовину австриец, отказался принимать фолькслист — документ наподобие паспорта, который выдавался фольксдойче, — и не стал вступать в ряды вермахта. За это он на три месяца угодил в тюрьму. После освобождения он попытался бежать во Францию, где хотел присоединиться к польским войскам. Беглеца задержали на польско-венгерской границе, и на этот раз наказание оказалось куда более серьёзным: в 1940 году Вильгельм Брассе отправился в концлагерь Аушвиц. Здесь ему быстро нашлось занятие.
До войны Брассе работал в фотоателье, хорошо умел обращаться с фотоаппаратом, а вдобавок свободно говорил по-немецки. Он стал снимать поступавших в лагерь узников в профиль, анфас и в три четверти в головном уборе для учётной карточки. По словам Брассе, он сделал 40 000–50 000 подобных фотографий. В 1942 году работа стала сложнее: помимо портретов новоприбывших заключённых ему пришлось фиксировать ход и результаты экспериментов над людьми. Так продолжалось до января 1945 года, когда в ходе Висло-Одерской операции советские войска вошли на территорию Польши и нацисты перевели заключённых в концлагерь Эбензее в Австрии. Вместе с остальными выжившими узниками Вильгельм Брассе был освобождён американскими солдатами в мае того же года.
Фотограф попытался вернуться к прежнему ремеслу, однако его преследовали призраки шедших на верную смерть людей, которых он непрерывно снимал несколько лет. Брассе стал зарабатывать на жизнь производством колбасы и больше не сделал ни одной фотографии. Покидая Аушвиц, руководство лагеря велело уничтожить все снимки, однако несколько тысяч из них всё же уцелели. Некоторые выставлены сегодня в Музее Аушвиц-Биркенау, в мемориале Яд ва-Шем в Иерусалиме и в Мемориальном музее Холокоста в Вашингтоне.
Комментарии к данной статье отключены.