Вампиры — одни из самых популярных персонажей массовой культуры во всём мире. Их образы хорошо знакомы, и о них сложно сказать что-то новое. Однако графический роман «Хеллсинг» японского автора Кота Хирано и его аниме-экранизации смогли добиться невероятного. Объединив готичный пафос с историческими мотивами, они стали грандиозной сагой, которая приобрела мировую известность и буквально культовый статус.
Молодой мангака (художник и сценарист комиксов-манга) Кота Хирано, родившийся в 1973 году, целеустремлённо искал своё место в японской комикс-индустрии начала 90-х. Один за другим он издавал выпуски манга, в которых причудливо перемешивались эксцентричные сюжеты, необычный визуальный стиль, чёрный юмор, насилие, эротика — и, что немаловажно, история. Более того, эротика в ранних работах Хирано нередко доходила до откровенной порнографии — хентая. Собственно, изначально он и имел репутацию художника-порнографа, от которой избавился с годами.
Приведём лишь несколько примеров ранних комиксов Хирано. Немецкая и японская шпионки орудуют в Маньчжурии 30-х годов (Hi and Low). Циничный наёмник помогает членам французского Сопротивления в годы Второй мировой войны (Coyote). Необычные похождения профессионального убийцы, действующего под личиной католического священника (Angel dust). Приключения солдата из немецкого Африканского корпуса (Desert Schutzstaffel). Вампир-агент тайной организации спасает жизнь юной девушке-полицейской, превращая её в свою прислужницу (The Legends of Vampire Hunter).
Впрочем, ни одна из этих историй не стала в чистом виде началом полноценного долгоиграющего манга-сериала. И всё-таки Хирано удалось «набить руку», подготовить для себя целый запас ярких персонажей и сюжетных поворотов, которые очень пригодились ему впоследствии. В 1997 году он вытащил свой счастливый билет, начав печатать в журнале Young King Ours манга под названием «Хеллсинг» (Hellsing) — грандиозных масштабов мистический боевик о вампирах в современном мире. Основой для завязки сюжета стала короткая история The Legends of Vampire Hunter, из которой убрали выходившую за рамки приличия сексуальную тематику. Постепенно в «Хеллсинге» появились и некоторые другие творчески переработанные персонажи ранних работ — например, священник-ассасин из Angel dust или хитроумный офицер СС из Coyote.
Граф Дракула против СС
Весь грандиозный сюжет «Хеллсинга» вращается вокруг противостояния трёх могущественных тайных обществ в мире 90-х годов, который отличается от нашей реальности существованием вампиров. Фантазия Хирано создала множество ярких, причудливых и в той или иной степени безумных персонажей. Не охарактеризовав их и отношения между ними, попросту невозможно объяснить, в чём заключается причина популярности эпопеи.
В центре повествования находится Королевский орден протестантских рыцарей «Хеллсинг» — организация, созданная в конце XIX века великим охотником на вампиров Абрахамом ван Хелсингом. Он не убил Дракулу, а подчинил его и сделал слугой своего рода. «Хеллсинг» состоит на службе британской монархии и пользуется государственной поддержкой в борьбе с нечистью, а также участвует в политических интригах.
На момент действия манга организацией руководит правнучка основателя Интегра Вингейтс Фейрбрук Хеллсинг — молодая женщина с несколько эксцентричными манерами и весьма скверным характером. Главным её оружием является высший вампир Алукард (прочтите его имя задом наперёд, и вы поймёте, кто это) — практически всемогущий кровожадный древний монстр, полный готичного величия. Кроме того, Интегра может рассчитывать на старого верного дворецкого Уолтера Дорнеса: как и положено в приключенческой истории, под личиной благообразного старца скрывается матёрый боец с бурным прошлым, а также талантливый оружейник.
В завязке сюжета Алукард превращает в вампира и делает слугой организации юную полицейскую Викторию Серас — тем самым он спасает её после смертельного ранения. Добродушная мягкая девушка кажется плохо подходящей для своей новой роли, но постепенно осваивается с посмертным существованием. Как вампир она изначально слаба, хотя со временем открывает всё новые и новые силы. Романтический интерес к Виктории проявляет молодой офицер Пип Бернадотт — бывалый командир отряда наёмников на службе «Хеллсинга».
Заклятые друзья «Хеллсинга» — 13-й отдел секретариата Ватикана «Искариот», совершенно секретная организация Святого Престола, предназначенная для борьбы с нечистью и уничтожения врагов веры. Напряжённые отношения с «Хеллсингом» у «Искариота» существуют по ряду причин. Для католиков Интегра и Ко — это и главные конкуренты, и неверные протестанты и, наконец, те, кто поставил богомерзких вампиров себе на службу. Впрочем, организации стремятся поддерживать нейтральные отношения и иногда даже помогают друг другу.
Начальник 13-го отдела епископ Энрико Максвелл — честолюбивый фанатик, движимый скорее эмоциями, чем разумом. Его правая рука, ветеран и главный боец организации — загадочный священник отец Александр Андерсон. Это человек с сильнейшими сверхъестественными способностями (например, даром регенерации) и один из немногих в мире, кто может выстоять в бою с Алукардом. Среди других «искариотов» выделяются молодые монахини Юмико Такаги и Хейнкель Вольф — миловидная японка, превращающаяся в бою в берсерка, и суровая немка.
Роль главного злодея в мире «Хеллсинга» играет организация «Миллениум», или «Тысячелетие», также известная как «Последний батальон». В годы Второй мировой войны это была секретная программа СС по созданию боевых вампиров, работу которой удалось нарушить «Хеллсингу» в 1944 году. После поражения Германии ключевые участники программы и часть солдат-вампиров бежали в Южную Америку, где десятки лет готовились к реваншу. Благодаря награбленным некогда богатствам и контролю над высокими технологиями «Миллениуму» удаётся иметь ценных агентов и влиятельных сторонников в разных странах мира.
Руководитель программы в годы Второй мировой и командир «Последнего батальона» известен под прозвищем Майор. Для одержимого жаждой войны и разрушения маньяка, любящего фразы вроде «Господа, мне нравится война! Я люблю войну!», он весьма умён, дальновиден и демонстрирует способности хитроумного стратега. Два его ближайших помощника также известны под прозвищами. Капитан — верный телохранитель командира, суровый и молчаливый главный боец «Миллениума» (как выясняется позднее, он вервольф). Доктор — безумный нацистский учёный, автор технологии массового создания вампиров и своего рода научный консультант Майора.
Среди тысячи солдат и офицеров «Последнего батальона» особенно выделяются трое. Вампирши Зорин Блиц и Рип ван Винкль — командиры элитных штурмовых отрядов, обладающие волшебными способностями. Зорин способна создавать иллюзии и контролировать разум людей, Рип вооружена чудесным мушкетом со сверхмощными самонаводящимися пулями. Наконец, есть ещё Шрёдингер — симпатичный кошкомальчик с шаловливым характером, способный «быть везде и нигде». Как правило, он выступает в роли посланника Майора.
Сюжет манга в общих чертах таков. В ходе своей деятельности «Хеллсинг» сталкивается с резким ростом вампирской активности со стороны как новообращённых вампиров, так и безмозглых упырей. Даже штаб-квартира организации подвергается дерзкой и эффективной атаке. Постепенно Интегра Хеллсинг и её команда выходят на след стоящего за всем этим «Миллениума», но Майор неизменно опережает её — и весьма успешно. Вместе со своими подчинёнными он организует операцию «Морской лев 2» — высадку отборных боевых вампиров в Великобритании. Пользуясь случаем, Энрико Максвелл решает одновременно уничтожить и своих главных соперников, и сильнейшую в мире вампирскую организацию. В разрушенном Лондоне разворачивается грандиозное сражение трёх армий.
Манга «Хеллсинг» с большим успехом печаталась до 2008 года, в книжном формате она заняла 10 томов. Параллельно Хирано выпустил две дополнительные мини-манги, развивающие сюжет основного произведения. В 1998-2000 годах в качестве дополнения к трём первым томам книжного издания вышли три главы «Перекрёстного огня» (Crossfire) — истории о похождениях Юмико Такаги и Хейнкель Вольф на службе «Искариота». Манга «Хеллсинг: Рассвет» (Hellsing: The Dawn), шесть глав которой вышли в 2001-2009 годах, рассказывала о предыстории событий в годы Второй мировой войны. Алукард и юный Уолтер Дорнес там впервые сталкивались с «Последним батальоном». Впрочем, эта история до сих пор не окончена: Хирано её попросту забросил.
Секрет успеха
Работая над оказавшейся коммерчески удачной манга (и её дополнениями), Хирано щедро использовал свой фирменный стиль. Он дерзко сочетал безудержный полёт буквально-таки безумной фантазии с откровенным показом жестокости и мрачным юмором. При этом нельзя сказать, что мангака стремится только шокировать и удивить читателя гротескным насилием. Среди источников вдохновения автора важное место заняли произведения высокой и массовой культуры (зачастую в весьма неожиданных интерпретациях) — от «Дракулы» Брэма Стокера до «Дюны» Фрэнка Герберта. Нашлось в сюжете место и любимым автором классическим аниме и компьютерным играм.
Хирано показал себя также знатоком современной конспирологии и старой мистики, занявших важное место в его творении. Тут и традиционная пугающая романтика вампиризма, и секретные службы Ватикана, работающие под прикрытием католического клира и, конечно же, нацистский оккультизм, а также теории о военных преступниках, сбежавших после окончания Второй мировой и продолживших свою злодейскую деятельность. Причём, как мы видим, автора интересуют прежде всего европейские культура, конспирология и мистика. Это не очень характерно для японского мангака и придаёт «Хеллсингу» своеобразное интернациональное звучание.
Наконец, что особенно важно для нас: Хирано был и остаётся страстным любителем истории и военного дела — «милитари-отаку», как говорят в Японии. Достаточно вспомнить ту роль, которую играют в сюжете «Хеллсинга» Вторая мировая война и судьба нацистской Германии. А ведь там есть и другие отсылки к прошлому, например, связанные с судьбой Дракулы (Влада Цепеша). Что же касается любовно нарисованного фантастического и реального оружия, военной техники и прочих милитаристских штучек, то они в изобилии присутствуют в манга с первой до последней главы, делая её чтение наслаждением для любого «милитари-отаку». Сам автор говорил в характерном для него ёрническом духе:
«Можете даже и не ругать меня за то, что такого оружия вообще не существует, или за то, что я в нём ничего не смыслю. Потому что всё, что я нарисовал, это космические стволы с миллионом снарядов».
Если говорить о более высоких материях, то к несомненным достоинствам Хирано стоит отнести умение создавать яркие сильные характеры и отношения между ними. Конечно, его образы не поднимаются до высот реалистичного психологизма, но наблюдать за ними как минимум интересно. Что немаловажно, среди массово безумных и гротескных героев нет одномерных очевидно положительных персонажей. Сюжет не сводится к банальной борьбе хороших парней с плохими, бесспорное добро делается самыми грязными руками, а в злодеяниях есть своя логика. Не преувеличивая, можно сказать, что всё это способно дать некоторую пищу для размышлений.
На волне успеха «Хеллсинга» в Японии и международной популярности аниме комикс Хирано был лицензирован во многих странах мира. Его печатали в США, Австралии, Франции, Германии, Польше и других странах. Легальное русскоязычное издание эпопеи в 2011 году запустило российское издательство «Комикс-Арт» — увы, этот проект остановился уже в следующем году на третьем томе. Полного лицензионного издания «Хеллсинга» на постсоветском пространстве не существует до сих пор, о чём можно только сожалеть.
Одного аниме мало
Манга «Хеллсинг», ставшая популярной с первых же глав, быстро привлекла к себе внимание аниматоров. После выхода всего лишь трёх томов манга в 2001 году состоялась премьера 13-серийного аниме-сериала под простым названием «Хеллсинг». Съёмки происходили на известной студии Gonzo, режиссёром выступил Уманосуке Иида, а сценаристом стал популярный автор Тиаки Конанка. Роль сценариста в проекте оказалась крайне важной по той простой причине, что манга только начинала издаваться, и для создания законченного сериала Конаке пришлось использовать свою фантазию.
Аниме-сериал существенно отличался от манга. Из оригинального произведения были взяты образы главных героев и завязка сюжета. Сюжетная линия «Миллениума» практически исчезла из-за отсутствия для неё достаточного материала в комиксе на момент съёмок. Вместо Майора и его нацистов архиврагом «Хеллсинга» стал загадочный высший вампир по имени Инкогнито, втягивающий организацию в сложную политическую интригу и ставящий под угрозу само существование Королевских рыцарей.
По сравнению с манга, тон аниме стал заметно более спокойным и даже меланхоличным. Фирменный чёрный юмор Хирано практически исчез, вместо лихого цинизма оригинала авторы экранизации обратили больше внимания на чувства и переживания героев. Элементы крутого боевика оставались на месте, но общий дух сериала стал чем-то вроде нуарной драмы. Интегра выглядела одиноким и несчастным человеком, для которого монстр Алукард оказался едва ли не единственным другом и защитником. Подробно показаны душевные терзания Виктории, не желающей превращаться в жестокого кровожадного вампира.
Аниме-сериал «Хеллсинг» получился весьма удачным триллером в стиле городского фэнтези, гораздо более камерным, чем манга, и позволяющим взглянуть на оригинальную историю под другим углом. Примечательно, что произведение стало популярно за пределами Японии и сыграло немаловажную роль в распространении аниме по планете. В частности, уже в 2003 году сериал лицензировала российская компания МС Entertament под названием «Хеллсинг: Война с нечистью», он транслировался по русскоязычному телеканалу MTV. И всё-таки существенное расхождение с сюжетом становившейся всё более популярной манга и отсутствие целого ряда любимых фанатами героев давало пищу для постоянных упрёков в духе «манга лучше».
Уже в 2006 году медиакорпорация Geneon осуществила полный перезапуск аниме «Хеллсинг» под красноречивым названием Hellsing Ultimate («Окончательный Хеллсинг»). Новый сериал выходил не в телевизионном формате, а в виде так называемого OVA (Original Video Animation), отдельные эпизоды которого сразу издавались на DVD. Всего до 2012 года вышли десять эпизодов, каждый из которых полностью охватывал один том оригинальной манга, а также три дополнительных серии «Хеллсинг: Рассвет». Над проектом работали три разных студии (Satelight, Madhouse, Graphinica) и три режиссёра (Томокадзу Токоро, Хироюки Танака и Ясухиро Мацумура).
Сюжет Hellsing Ultimate был от начала и до конца максимально приближён к сюжету оригинальной манга, полностью исключив самостоятельное творчество сценаристов. Графику и дизайн персонажей также тщательно стилизовали под рисунок Кота Хирано. Всё это, по общему мнению, относится к главным достоинствам второго сериала, который в полной мере смог угодить вкусам преданных поклонников эпопеи. OVA упрочило славу «Хеллсинга», став коммерчески успешным и популярным как в Японии, так и за её пределами. В России сериал вновь лицензировала компания МС Entertament, но в связи с её крахом были выпущены только четыре серии, после чего издание прекратилось.
Подведём итоги. Конечно же, нельзя сказать, что «Хеллсинг» Кота Хирано представляет собой гениальный философский шедевр, полный глубокого скрытого смысла. Это невероятно стильный и яркий эпический боевик в духе своеобразного тёмного фэнтези, полный отсылок к разным явлениям культуры и истории — не более, но и не менее. Во всех своих интерпретациях сага оставляет весьма сильное впечатление. Довольно избитую вампирскую тематику в комиксе и его экранизациях удалось подать в самом что ни на есть свежем и оригинальном виде. Как показывает практика, «Хеллсинг» вполне может увлечь и заинтересовать даже человека, изначально далёкого от аниме и манга.
Источники:
- animenewsnetwork.com
- myanimelist.net
Комментарии к данной статье отключены.