Среди самурайских боевиков есть и общепризнанные шедевры вроде картин Акиры Куросавы, есть и проходные коммерческие работы. Но нет в этом жанре произведения более яркого и оригинального, чем сногсшибательный аниме-сериал прославленного режиссёра Синъитиро Ватанабэ. «Самурай Чамплу» стал феноменом, покорившим сердца зрителей по всему миру. Попробуем разобраться, почему ему это удалось.
От космических ковбоев — к самураям
Режиссёр и сценарист Синъитиро Ватанабэ (родился в 1965 году) феноменально быстро заслужил статус живого классика японской анимации. Уже его первая самостоятельная большая работа, аниме-сериал «Ковбой Бибоп» (Cowboy Bebop) 1998-1999 годов, была очень высоко оценена публикой и критикой. Что особенно важно, любовь и восторг с годами не утихают — «Ковбой Бибоп» прочно держится во всех топах лучшего аниме, а медиагигант Netflix наделал много шума недавним решением снять римейк сериала с живыми актёрами.
Среди всех своих достоинств «Ковбой Бибоп» примечателен тем, что в нём Ватанабэ с максимальной полнотой продемонстрировал свой неповторимый авторский стиль. Пожалуй, главное в нём — это умение с невероятным мастерством и вкусом объединять казалось бы несочетаемые культурные компоненты в одном произведении. Что будет, если смешать классический кино-нуар, вестерн, роад-муви, космическую фантастику и джаз? Получится «Ковбой Бибоп», в котором всё вышеперечисленное соединилось на удивление органично и стильно.
После фантастического успеха своего первого сериала Синъитиро Ватанабэ получил карт-бланш на любой следующий проект и решил снять именно то, что считал интересным для себя. Ватанабэ решил объединить в одном аниме самурайскую романтику, японскую историю и традиционную культуру с хип-хопом. Почему? Об этом никто не скажет лучше самого автора, который перед началом съёмок сформулировал своё видение проекта такими словами:
«”Зачем смешивать историческую драму с хип-хопом?” Японцы превыше всего ценят гармонию, боятся обидеть других, забивают гвоздь, который высовывается, избегают волнений. Все верят в эти черты характера, но правдивы ли они? Нельзя ли сказать, что в феодальные времена, в эпоху самураев, японцы имели другой набор ценностей — что они жили с большим чувством силы?
Хип-хоп объединяет сэмплы из соула и джаза, но создаёт совершенно новый тип экспрессии, уникальный для нашего дня и эпохи. Это аниме попробует создать что-то новое, смешав “самурайскую культуру” и “историческую драму”».
Второй авторский проект Синъитиро Ватанабэ получил труднопереводимое название «Самурай Чамплу» (Samurai Champloo), в котором обыгрывалось название традиционного окинавского блюда, более известного как «тямпуру» («смесь»). Само блюдо, собственно, и представляет собой смешение различных ингредиентов, возникшее под влиянием разных культурных традиций. В общем, получился более чем красноречивый символ, указывающий на суть нового аниме, тем более что одним из главных героев стал окинавец.
Ватанабэ объединил в одном сериале прошлое и настоящее, культуру традиционную и современную, высокое и низкое. Для него принципиально важным было стремление показать минувшее не далёким, загадочным и непонятным, а живым, красочным и полнокровным. Это желание в полной мере касалось как атмосферы произведения и сюжета, так и, что особенно важно, образов героев. Чтобы добиться всего этого, по мнению режиссёра, невозможно было обойтись без «сильного, дерзкого бита хип-хопа».
Сериал «Самурай Чамплу» снимался на созданной в 2002 году (и ныне, увы, обанкротившейся) студии Manglobe, став её первым аниме. Помимо самого Ватанабэ, ключевую роль в проекте сыграли главный сценарист Синдзи Обара и главный аниматор (он же дизайнер персонажей) Кадзуто Накадзава. С учётом огромной важности музыки оригинальный саундтрек создавала настоящая «команда мечты» мастеров японского хип-хопа: Nujabes, Force of Nature, Fat Jon, Shing02, Tsutchie, Minmi, Kazami и другие талантливые музыканты. Итогом их трудов стали сразу четыре официальных альбома, а также пара синглов.
26 эпизодов «Самурая Чамплу» транслировались на телеканале Fuji TV с весны 2004 по весну 2005 года. Уже в следующем году сериал лицензировали в США, а затем и в других странах мира (на русском языке его издавала компания MC Entertament). Также по мотивам аниме были выпущены комикс-манга и игра для приставок PlayStation — которые, впрочем, остались в тени оригинального произведения.
Давным-давно, в эпоху Эдо
Итак, на дворе Япония второй половины XVII века. Сам Ватанабэ в одном из интервью говорил, что время действия сериала — примерно 60 лет после установления власти сёгуната Токугава, но к какому-то точному году привязать события невозможно. Впрочем, это не так уж и важно. Главное, что это эпоха мира и благополучия, когда войны остались в относительно далёком прошлом, процветают коммерция и искусство. Нельзя не отметить, что авторы дерзко (и весьма умело) перебрасывают мостик от Японии начала XXI века к Японии времён действия сериала, что и даёт им повод для множества смелых и забавных аналогий, шуток, аллюзий.
Разумеется, что даже в спокойные времена немало людей ищут и находят приключения. Начинается всё с того, что к юной служанке чайного домика по имени Фуу пристаёт самоуверенный пижон — сын местного губернатора. За честь девушки вступаются двое парней — бродяга разбойничьего вида Мугэн и самурай Дзин, вследствие чего чайная сгорает, а нахал гибнет вместе со своими телохранителями. Мугэн и Дзин схвачены властями и приговорены к смерти, но смелая Фуу освобождает их и предлагает сопровождать её в путешествии. Она разыскивает некоего «самурая, пахнущего подсолнухами» — как выясняется позднее, своего отца.
Остановимся подробнее на главных героях. Их образы — одно из главных достоинств «Самурая Чамплу», и зрителю трудно в той или иной степени не полюбить всех троих. Они нарисованы так живо, ярко и убедительно, из них складывается такая замечательная команда, что на протяжении путешествия начинаешь воспринимать ребят, как собственных друзей. Познакомимся с ключевыми персонажами поближе.
Дзин (актёр озвучания — Гинпей Сато), возраст — около двадцати лет. Ронин (судя по гербу, из клана Такеда), обвиняемый в убийстве своего наставника. Ярко выраженный интроверт, замкнутый и необщительный. Кажется живым воплощением самурайских добродетелей, но может быть не только бесстрастным, но и отзывчивым. Мастер меча. Носит неожиданно современно выглядящие очки, подходящие его интеллигентной натуре.
Мугэн (актёр озвучания — Кадзуо Накаи), возраст — около двадцати лет. Окинавец, беглый пират. Ярко выраженный экстраверт, обладатель дерзкого и взрывного темперамента. Поначалу может произвести впечатление грубого и неотёсанного дикаря, но он вовсе не так прост. Мугэн по-своему обаятелен, честен, не лишён благородства и чувства справедливости. Кроме того, он умелый воин с крайне необычной манерой боя.
Фуу (актриса озвучания — Аяко Кавасуми), возраст — пятнадцать лет. Дочь самурая христианского вероисповедания, преследуемого властями. Вроде бы обычная во всех отношениях девушка, но её доброта, невинность и весёлый неунывающий характер становятся тем, что объединяет компанию и делает спутников верными друзьями. Весьма находчива и предприимчива, постоянно находит способы заработать для всей троицы.
Наши герои держат путь из окрестностей Эдо (Токио) на юг, в Нагасаки, где ещё сохраняются общины тайных христиан, и где они надеются найти пропавшего отца Фуу. По их следу идут агенты сёгуната Токугава, а ещё Дзин, Мугэн и Фуу встречают в своих странствиях… Да кого они только не встречают — кажется, что путники буквально притягивают к себе все мыслимые и немыслимые приключения, какие только возможны (и невозможны) в Японии XVII века. Одни из этих похождений серьёзны и как минимум правдоподобны, другие же уморительно смешны.
В пути троицу друзей поджидают наёмные убийцы, бандиты и пираты, контрабандисты и фальшивомонетчики, мошенники всех мастей, правительственные чиновники и даже зомби. Дзину и Мугэну не раз придётся показать своё воинское мастерство, а Фуу окажется не такой уж хрупкой и беспомощной — в этой девушке скрывается немало отваги и решительности. Путешественникам придётся многое преодолеть, о многом вспомнить и многому научиться. Смеем заверить: любители исторических драм и крутых самурайских боевиков останутся довольны, а финал сериала растрогает даже самого чёрствого зрителя.
Впрочем, многие из встреч окажутся приятными. Например, великий художник Хисикава Моронобу нарисует портрет Фуу. Суровый учитель самыми безжалостными методами научит Мугэна грамоте, а Дзин переживёт трогательное романтическое приключение. В Эдо наши герои познакомятся с обаятельным дружелюбным гайдзином — голландцем из Ост-Индской компании. Он окажется геем, который сбежал из колонии в Нагасаки и путешествует по Японии в поисках горячей мужской любви. И это далеко не самое необычное из приключений наших обаятельных путешественников.
Деликатес из кухни мастера
Но что же в «Самурае Чамплу» такого неожиданного, выделяющего его среди других аниме исторической тематики? Можно ли говорить о нём как об историческом произведении? Подчеркнём две ключевых особенности этого сериала. Во-первых, это конечно же, неповторимый стиль Ватанабэ, работавшего на пике своей творческой формы. Описывать атмосферу «Самурая Чамплу» (как, впрочем, и других лучших работ мастера) словами — занятие трудное и неблагодарное, если не бессмысленное. Это потрясающе красиво во всех отношениях, это нужно видеть и чувствовать.
Самыми общими словами можно сказать, что Ватанабэ создаёт удивительные и не имеющие аналогов феерии, выходящие за любые мыслимые жанровые рамки и клише. Мы уже говорили об этом выше и отметим лишь, что «Самурай Чамплу» — образцовый пример такого авторского стиля, созданный с потрясающей виртуозностью. Это буквально-таки синтетическое произведение искусства, где одинаково ценны графика, звук, сюжет, и особую роль играет музыка. Как и во всех авторских сериалах Ватанабэ, музыка выходит далеко за рамки звукового фона, в полной мере работая на создание атмосферы, передавая настроения и чувства, характеры героев.
Во-вторых, сериал «Самурай Чамплу» гораздо сложнее и серьёзнее, чем может показаться по его краткому описанию. И дело здесь вовсе не в каком-то «скрытом глубинном смысле», а в блестящем владении авторов материалом, с которым они работали, в глубоком искреннем уважении к истории. Ни один из многочисленных анахронизмов в сериале (от музыки до щедро разбросанных по сюжету деталей) не случаен — они удачно соединяют прошлое и настоящее в полном соответствии с замыслом Ватанабэ. Это своего рода интеллектуальная игра, способная доставить грамотному и наблюдательному зрителю немалое удовольствие.
Без особого преувеличения можно сказать, что «Самурай Чамплу» — настоящая энциклопедия жизни Японии в XVII веке. При не самом серьёзном общем тоне (юмористическом и приключенческом) в сериале весьма тщательно показаны самые разные аспекты эпохи Эдо. Администрация и правоохранительные службы сёгуната, коммерция, пути сообщений, контакты с Европой, судьба христиан, индустрия развлечений, мода и стиль, высокое и народное искусство… С этими и многими другими аспектами можно познакомиться в доступной и увлекательной форме. В этом смысле историчность аниме не вызывает никаких сомнений. Кроме того, творение Ватанабэ — это ещё и весьма изобретательное переосмысление образов традиционной самурайской романтики в современной японской культуре. Тут можно найти и отсылки к всемирно известным фильмам Куросавы, и оммажи популярным у японцев развлекательным сериалам и комиксам (вроде историй о похождениях Затоичи). Несомненное влияние на авторов также оказало искусство Европы и США — опять-таки, в самом широком диапазоне, от живописи Ван Гога до американских «битников». Это делает сериал ещё и своеобразным местом встречи культур Востока и Запада — в прошлом и настоящем.
«Самурай Чамплу» заслуженно считается одной из вершин творчества Синъитиро Ватанабэ, безусловным шедевром и объектом восхищения по всему миру. В авторитетнейшем каталоге MyAnimeList средняя оценка сериала составляет 8,49, на IMDb — 8,5. В интернете можно найти не просто фан-сайты, а целые онлайн-энциклопедии, посвящённые подробному разбору этого аниме. На YouTube миллионы просмотров и тысячи комментариев собирают подборки музыки в стиле «Самурай Чамплу». Так что если вы ещё не пробовали это вкуснейшее тямпуру, то вам можно только позавидовать — у вас ещё всё впереди.
Источники:
- animenewsnetwork.com
- myanimelist.net
- http://samuraichamploo.russelldjones.ru/ (крупнейшая русскоязычная онлайн-энциклопедия о мире «Самурая Чамплу»)
- «Samurai Champloo. Roman Album» — Milwaukie, Oregon: Dark Horse Manga, 2006
Комментарии к данной статье отключены.