Могучий суперлинкор, оснащённый сверхмощным оружием, в одиночку ведёт бой с армадой вражеских кораблей и самолётов. На борту «Ямато» (а это именно он) находится команда добровольцев, отправившаяся в самоубийственный поход с минимальными шансами на успех. Это не историческая хроника 1945 года, а краткий пересказ сюжета японской фантастической саги. Действие происходит в 2199 году, а линкор «Ямато» запущен в космос. Как эта история стала классикой мировой фантастики?
Вторая мировая с её катастрофическими последствиями для Японии и революционными переменами в жизни общества в послевоенные годы быстро заняла важное место в японской культуре. Эта сложная тема волнует творческих людей до сих пор и за десятки лет получила множество интерпретаций — от пронзительных антивоенных манифестов до откровенно коммерческой эксплуатации военных приключений. Большой интерес вызывает преломление мотивов военной трагедии в японской фантастике, порой оно принимает самые неожиданные формы.
Сегодня поговорим об одном из первых появлений темы Второй мировой войны в японской фантастике, завоевавшем громкую славу и горячую любовь публики, не угасающую до наших дней. Речь идёт о фантастической саге художника, сценариста и режиссера Лэйдзи Мацумото «Космический линкор «Ямато» (Uchuu senkan Yamato). Первая успешная японская космоопера, один из первых аниме-сериалов, ставших известными за пределами Японии, общепризнанная современная классика — эта феноменальная эпопея требует подробного рассказа.
Рождение легенды
Ключевую роль в рождении космического линкора сыграл художник и сценарист Лэйдзи Мацумото (родился в 1938 году). Один из пионеров и гранд-мастеров японской фантастики, он принадлежал к первому поколению мангак (авторов манга), пришедших в индустрию ещё в 50-е годы. В его творчестве рано проявился искренний интерес к военной истории, главным образом, к событиям Второй мировой войны. Впрочем, эта сторона творчества Мацумото известна зарубежной публике лишь по мини-сериалу «Cockpit» 1993 года, представляющему собой экранизацию трёх эпизодов манга на темы Второй мировой. К сожалению, военно-исторические комиксы Мацумото с японского языка так и не переводились.
В 1973 году продюсер Ёсинобу Нисидзаки предложил Мацумото участвовать в новом проекте по созданию фантастического аниме-сериала в жанре космической оперы. Примечательно, что над этой задачей работала целая команда молодых и амбициозных мастеров анимации. Мацумото, Нисидзаки, режиссёр Нобору Исигуро принадлежали к одному поколению, родившемуся в конце 30-х годов. Плодом трудов (съёмки проводились на базе студии Group TAC) стал сериал «Космический линкор «Ямато», 26 эпизодов которого транслировались на телеканале «Yomiuri TV» с октября 1974 по март 1975 года.
Мацумото, Нисидзаки и их соратники создали необычную и во многом революционную для Японии космическую оперу воистину эпических масштабов. Характерной чертой «Космического линкора» стало активное использование мотивов и образов Второй мировой войны, которые никак не маскировались авторами, и были понятны зрителям без дополнительных комментариев. Это касалось как военно-приключенческой канвы событий, так и идейного наполнения сериала. Популярная «Энциклопедия научной фантастики» отмечает:
«Нисидзаки наполнил свой сериал сильными аллегорическими (и, в случае с давшим название кораблём, не очень-то аллегорическими) мотивами японского опыта военных лет и послевоенного восстановления, хотя некоторые элементы остались не доведёнными до конца».
Если очень кратко пересказать сюжет первого сериала саги, то он примерно таков. В 2199 году Земля подвергается атаке могущественной и агрессивной инопланетной империи Гамилус. Военно-космические силы землян разгромлены, но у Японии остаётся последняя надежда человечества. В корпусе затонувшего в 1945 году суперлинкора «Ямато» (о гибели корабля рассказывает краткий пролог в начале сериала) построен одноимённый сверхмощный космический линкор. С командой из японских добровольцев во главе с пожилым капитаном Юзо Окита и его молодым помощником Сусуму Кодаи космический «Ямато» отправляется в долгий и опасный поход для спасения Земли. Многим эта миссия кажется безнадёжной и самоубийственной.
Путь к славе
Сериал 1974–1975 годов ждала фантастическая удача: он сразу же стал объектом горячей любви японской публики и быстро превратился в гигантскую франшизу. Без особого преувеличения можно сказать, что следующее десятилетие прошло в Японии под знаком космического линкора «Ямато». В 1978 и 1980 годах вышли ещё два сезона сериала, а с 1977 по 1983 год — пять полнометражных фильмов. Любопытной деталью эпопеи стало фактическое отсутствие у неё единого автора и вдохновителя. Традиционно проект считается детищем Лэйдзи Мацумото, но сам он в интервью отрицал какое-либо единоначалие:
«Если быть точным, Нисидзаки занимался планированием и подбором команды, но если вести речь об участвовавших в создании истории, то это сложный вопрос. Можно сказать, что это было создано комитетом. Насколько я помню, я создал большинство набросков сценария и идей для отдельных эпизодов, включая антураж и детали батальных сцен. Впрочем, я не генерировал идеи запросто, потому что это была групповая работа».
Помимо аниме, в годы создания оригинальной эпопеи «Космического линкора «Ямато» выпускались манга, музыкальные альбомы, многочисленные сувениры и сопутствующие товары. Сага стала одной из первых успешных аниме-франшиз в современном понимании этого термина. Впрочем, авторы не желали бездумно эксплуатировать тему, и картина 1983 года была выпущена как финал всей истории. Допустив небольшой спойлер, можно сказать, что космический «Ямато» всё-таки погиб, но легенда о нём осталась жива. На протяжении последовавших десятилетий эпопея имела репутацию великой классики японской анимации.
Роль «Космического линкора» в развитии и популяризации аниме оказалась без преувеличения гигантской. Это была едва ли не первая японская фантастическая франшиза, которая в более или менее полном масштабе стала известна широкой публике за пределами Японии. С 1979 по 1984 год в США транслировалась адаптированная для американской аудитории версия трёх сезонов оригинального сериала под названием «Star Blazers», ставшая настоящим прорывом аниме в западную поп-культуру. Как в Японии, так и на Западе, похождения команды «Ямато» сыграли огромную роль в популяризации аниме, превращении его из «детских мультиков» в хобби молодёжной и даже взрослой аудитории.
Новый всплеск интереса к космическому линкору наметился в последние годы. В 2010 году на экраны вышел полнометражный игровой фильм, представляющий собой вольный римейк сюжета первого сезона оригинального сериала. Картина с яркими спецэффектами и немалым бюджетом демонстрировалась в том числе и за пределами Японии, вызвав большой интерес у публики. А в 2012 году стартовал полный перезапуск франшизы в формате современного аниме с высококачественной графикой. За минувшие годы уже вышли сериал «Ямато 2199» (римейк первого сезона оригинала) и два фильма, транслируется второй сезон сериала «Ямато 2202». Главную роль в этом проекте играет студия Xebeс — подразделение студии Production I.G.
Японская и международная публика отреагировала на перезапуск «Космического линкора «Ямато» в высшей степени положительно, хотя над ним работали не создатели оригинального аниме, а новое поколение авторов (достаточно сказать, что продюсер оригинала Нисидзаки скончался в 2010 году). Новые сериалы и фильмы пользуются таким же коммерческим успехом, как и их классические предшественники в своё время. К их несомненным достоинствам можно отнести уважение и внимание к деталям саги, стремление сохранить основные события и персонажей. При этом многое в римейках всё-таки ориентировано на вкусы и предпочтения современной аудитории. В частности, куда более заметную роль в событиях играют женские персонажи — теперь представительницы прекрасного пола составляют значительную часть экипажа «Ямато», хотя в оригинале на корабле была лишь одна девушка по имени Юки Мори.
С океанского дна — в космос
Огромное влияние на сериал изначально оказала судьба Японского императорского флота военных лет. Очевидное и ничем не замаскированное использование «в главной роли» флагмана Объединённого флота и национальной гордости японцев линкора «Ямато» говорит само за себя и не нуждается в комментариях. Важную роль в сюжете играют и другие корабли с «говорящими» названиями, например, брат главного героя командует эсминцем «Юкикадзе».
Как в оригинальном аниме, так и в римейках космические бои постоянно обыгрывают морские сражения Второй мировой войны, временами доходя до почти прямых аналогий. В приключениях космического «Ямато» регулярно повторяется ситуация, при которой космолинкор, как и его исторический прототип, подвергается массированным ударам неприятельских космолётов. Более того, показанные в аниме машины являются фантастическими аналогами пикирующих бомбардировщиков и торпедоносцев. На борту «Ямато» имеется истребительное крыло, вооружённое космическим вариантом истребителя «Зеро».
Примечательно и менее очевидное использование мотивов и тем Второй мировой, особенно ярко проявленное в оригинальных сериалах и фильмах 70-х годов (хотя его следы можно найти в современном римейке). Для героев саги характерен жертвенный героизм, типичный в традиционной японской морали и многократно продемонстрированный в военные годы. Достаточно сказать, что сам по себе космический поход «Ямато», на котором изначально строится сюжет, выглядит самоубийственной миссией. На протяжении сериалов и фильмов герои не раз оказываются в ситуациях, когда им приходится выбирать между жизнью и смертью — и они без особых колебаний жертвуют собой. Идущие на таран пилоты, гибнущие вместе со своими кораблями офицеры, прикрывающие боевых друзей смертники — эти образы выглядят довольно неожиданными в, казалось бы, развлекательной приключенческой фантастике.
Не менее любопытным моментом является образ врага и взаимоотношения с ним. Без большого преувеличения можно сказать, что отношения землян (прежде всего, в лице японского экипажа «Ямато») с империей Гамилус в чём-то напоминают отношения Японии и США во время и после Второй мировой войны. Люди и инопланетяне изначально не испытывают ничего, кроме взаимной ненависти и презрения, но постепенно открывают для себя друг друга и узнают, что у каждой из сторон есть свои причины для того, чтобы вести эту войну. По мере развития сюжета бывшие заклятые враги становятся друзьями и союзниками, причём эта дружба основывается не на «всепрощении», а на осознании общих интересов и взаимном желании оставить обиды в прошлом.
При некотором сходстве Гамилуса с США (особенно заметном в аниме 70-х годов), невозможно не отметить, что на образ галактической империи в ещё большей степени повлияла нацистская Германия. Аналогии тут самые прямые и очевидные: изначально Гамилус — агрессивное тоталитарное милитаристское государство, одержимое идеями экспансии и господства. Империей единолично правит диктатор с похожим на немецкое именем Аберт Десслер, другие генералы, адмиралы и политики также носят фамилии вроде Доммель, Дитц и т.д. Сходство Гамилуса с Третьим рейхом на уровне эстетики, политических и общественных отношений особенно ярко подчёркнуто в новом поколении аниме 2010-х годов.
Память о далёкой войне
Впрочем, Вторая мировая война отражена в «Космическом линкоре «Ямато» и на гораздо более серьёзном уровне. Говоря про определённые исторические аналогии, на которые так или иначе намекают авторы эпопеи, стоит обратить внимание на эмоциональный фон событий, хорошо заметный в сериалах и фильмах 70-х годов. Проницательный зритель не может не отметить, что в космоопере довольно очевидно транслируются взгляды и убеждения японцев, переживших катастрофу 40-х годов.
Снова и снова в сериалах и фильмах оригинального «Космического линкора «Ямато» поднимаются темы военных неудач и поражений, тяжёлых потерь, жестокости и принципиальной бессмысленности войны, важности мира и справедливости. Герои (как земляне, так и инопланетяне) вынуждены возвращаться к руинам и пытаться начать жизнь заново, достойно хранить память о погибших, искать пути взаимопонимания и примирения. Сага демонстрирует серьёзный и драматичный тон, временами декларируя откровенно пацифистские идеи.
При просмотре оригинального «Ямато» 70-х годов у автора этой статьи сложилось устойчивое впечатление, что подобную историю могли рассказать именно японцы поколения, пережившего Вторую мировую войну и оккупацию. Само собой разумеется, что эмоциональный накал нового поколения саги, появившегося в начале XXI века, не столь силён и не так явно обращён в прошлое. Впрочем, новые авторы сохранили традиции оригинала: помимо невероятных космических приключений, в римейке есть место для трогательных и даже пронзительных мотивов.
Не будет большим преувеличением сказать, что «Космический линкор «Ямато» — одно из самых интересных явлений новейшей массовой культуры, причём не только японской, но и мировой. Фантастическая сага стала настоящим феноменом, который завоевал симпатии аудитории по всему миру. Один из известнейших современных режиссёров аниме, создатель другой культовой фантастической эпопеи «Евангелион» Хидэаки Анно, так описывал своё первое знакомство с «Космическим линкором «Ямато»:
«Я тогда учился в восьмом классе. Я уже был большим любителем боевых кораблей, но, когда я увидел аниме, это было невероятно. Я был потрясён сразу же со вступительных титров. Это было то, что не постыдились бы смотреть взрослые. Я стал миссионером «Ямато» в своей школе. Я сам нарисовал постер и повесил его в школьном здании, чтобы все знали».
Не менее примечательным является ренессанс франшизы «Космического линкора «Ямато» в последние годы. Современным сериалам и фильмам в целом удалось передать дух первоисточника, а новейшая графика в сочетании с проверенными временем героями и сюжетными ходами позволила привлечь внимание широкой аудитории. Полёт возрождённого космического «Ямато» продолжается уже не один десяток лет и всё ещё далёк от завершения.
Источники и литература:
- http://ourstarblazers.com (крупнейший фан-сайт эпопеи)
- animenewsnetwork.com
- myanimelist.net
Комментарии к данной статье отключены.