Польская Народная Республика располагала наиболее мощным соединением воздушно-десантных войск среди всех союзников СССР по Организации Варшавского договора. Воздушно-десантная бригада, по сути, являвшаяся дивизией по статусу, в ходе войны с НАТО должна была действовать на северном направлении — в Дании.
Первые эксперименты по применению парашютных десантов в Польше проводились в 1937-1938 годах. В дальнейшем в составе польских вооружённых сил на Западе была сформирована 1-я отдельная парашютная бригада, в 1944 году участвовавшая в операции «Маркет Гарден», а в 1945-1947 годах нёсшая оккупационную службу в Германии (в британской зоне). В послевоенной социалистической Польше потребность в создании воздушно-десантного соединения появилась только после появления в 1955 году Организации Варшавского договора (ОВД).
«Попробуем сэкономить за счёт десанта!»
В начале 50-х годов Войско Польское располагало 25 общевойсковыми дивизиями. Многие из этих соединений имели низкую боевую ценность, поэтому к середине десятилетия количество дивизий сократилось до 14. Одновременно шёл процесс реорганизации пехотных дивизий в механизированные, оказавшийся весьма затратным. С другой стороны, руководство ОВД требовало от Польши предоставления в его распоряжение определённого числа дивизий. Одним из способов удовлетворения этого требования стало решение о формировании воздушно-десантной дивизии (ВДД). Это позволяло сэкономить значительные средства, ведь десантникам не требовались танки и БТР. Идея была впервые сформулирована в докладе командующего войсками Варшавского военного округа генерала бригады Юзефа Куропески в декабре 1956 года. Три месяца спустя концепция создания воздушно-десантных войск в Польше была представлена в Москве, где встретила полное понимание советских товарищей. С этого момента процесс пошёл полным ходом.
Приказом министра национальной обороны от 23 июня 1957 года дислоцированная в Кракове 6-я Поморская пехотная дивизия была переименована в 6-ю Поморскую ВДД. Реорганизация сопровождалась значительным сокращением штата. Фактически соединение было свёрнуто в бригаду, которой оставалось и в дальнейшем, до середины 80-х годов гордо именуясь дивизией. Впрочем, ввести в заблуждение планировщиков из командования ОВД было нелегко — во всех планах 6-я Поморская ВДД учитывалась именно как бригада.
Организационная структура
К 1 октября 1957 года были сформированы штаб и управление дивизии (с ротами связи, разведывательной и сапёрной ротами, ремонтным взводом, зенитной батареей), 9-й учебный, 10-й и 16-й воздушно-десантные батальоны, а также 5-й артиллерийский дивизион. Штатная численность соединения составляла 2013 военнослужащих и 36 гражданских служащих. 10-й и 16-й батальоны насчитывали по 459 военнослужащих и 3 гражданских служащих, 9-й — 284 и 13 соответственно. Последний фактически представлял собой кадрированный батальон, единственная развёрнутая рота которого выполняла функции учебной. В 5-м артдивизионе насчитывалось 368 военнослужащих и 1 гражданский, в управлении и штабе — 443 и 16 соответственно.
Каждый воздушно-десантный батальон состоял из трёх штурмовых рот (в каждой — три штурмовых и пулемётный взводы), двух батарей (миномётной и безоткатных орудий), взвода связи, транспортно-хозяйственного взвода, а также ремонтного отделения. Помимо стрелкового вооружения, батальон располагал девятью 82-мм миномётами, таким же количеством 82-мм безоткатных орудий Б-10 и 36 гранатомётами РПГ-2.
Артдивизион включал две миномётные батареи (по шесть 120-мм миномётов) и две батареи безоткатных орудий (по шесть 107-мм орудий Б-11), учебную батарею (один 120-мм и два 82-мм миномёта, а также три безоткатки – одну Б-11 и две Б-10), взвод управления и транспортно-хозяйственный взвод.
В 1959 году в состав дивизии вошёл 19-й разведывательный батальон (две роты, включавшие в общей сложности три разведывательных и один диверсионно-разведывательный взводы, а также отделение связи). Два года спустя этот батальон реорганизовали в воздушно-десантный, а на базе разведывательной роты, входившей в управление дивизии, сформировали 26-й диверсионно-разведывательный батальон. После этих изменений штатная численность дивизии возросла до 2599 военнослужащих и 48 гражданских.
Помимо перечисленного вооружения, дивизия располагала 14,5-мм спаренными зенитными пулемётными установками ЗПУ-2, выпускавшимися в Польше по лицензии под обозначением РКМ-2. В 1961 году в составе артдивизиона сформировали первую батарею реактивной артиллерии, а год спустя появилась и вторая. На их вооружение поступили разработанные в Польше авиадесантные пусковые установки WP-8z. Такая установка представляла собой пакет 140-мм трубчатых направляющих от 16-зарядной боевой машины БМ-14, установленный на лафет 45-мм противотанковой пушки с прицельными приспособлениями от 76,2-мм пушки ЗИС-3. Весила такая установка (без снарядов) 750 кг, а тягачом служил автомобиль ГАЗ-69.
В качестве стрелкового вооружения польские десантники поначалу использовали пистолеты ТТ и пистолеты-пулемёты ППС-43 (с начала 60-х годов заменяемые на автоматы АКС). В середине 60-х годов на вооружении десантников появились польские пистолеты Р-64 и пистолеты-пулемёты РМ-63. Также использовались пулемёты — сначала ручные ДПМ и РПД, а также станковые СГ-43, но вскоре на замену им пришли РПК.
По состоянию на 1 января 1962 года штат 6-й ВДД предусматривал наличие 344 автомобилей, 82 прицепов, 10 мотоциклов, 216 ручных пулемётов, 163 РПГ-2, 14 ЗПУ-2, 35 безоткаток Б-10 и 18 – Б-11, 35 82-мм и 18 120-мм миномётов, 6 ПУ WP-8z и 228 радиостанций.
Отличительным знаком польских десантников стал красный берет. Право ношения такого головного убора следовало заслужить, а вручение красных беретов стало одним из торжественных ритуалов. Отличался от общевойскового и покрой мундиров десантников. Кроме того, «красные береты» имели ещё одну привилегию, отличавшую их от всех прочих военных — за пределами части они могли ходить в полевых мундирах с закатанными рукавами.
Новые структуры, новое вооружение
В 1964 году подразделения, входившие в состав управления дивизии, стали отдельными, получив собственные номера (6-я рота связи, 11-я сапёрная рота, 22-я рота противохимической обороны и 15-я медицинская рота). Тогда же сформировали 6-й батальон снабжения и ремонта и 39-ю роту охраны и обслуживания. 26-й разведбат вывели из состава дивизии, реорганизовав в 1-й штурмовой батальон — часть дальней разведки и специальных операций. Вместо него в 6-й ВДД сформировали 48-ю разведроту. Также из состава дивизии изъяли 9-й учебный батальон, ставший 6-м учебно-мобилизационным центром. Правда, в 1968 году он вновь вернулся в состав дивизии — уже как 6-й учебный воздушно-десантный батальон. Увеличение количества военнослужащих запаса, прошедших срочную службу в 6-й ВДД, позволило в 1968 году сформировать 33-й воздушно-десантный батальон — кадрированный, разворачиваемый в военное время. Кроме того, 6-я зенитная батарея была развёрнута в 6-й зенитный дивизион, а 5-й артдивизион официально стал 5-м смешанным артдивизионом.
Наиболее серьёзным усилением дивизии стало формирование летом 1966 года 35-го самоходного артдивизиона, вооружённого АСУ-85. Такие самоходки с польскими опознавательными знаками дебютировали на учениях ещё в октябре 1965 года, но то были 12 АСУ-85, «одолженные» (вместе с экипажами, переодетыми в польскую форму) у советской 7-й дивизии ВДВ. Польские же АСУ-85 прибыли в конце июня 1966 года — как раз вовремя, чтобы поучаствовать в грандиозном «Параде Тысячелетия» 22 июля, посвящённом 1000-летию основания польского государства.
ПНР приобрела 28 самоходок АСУ-85, одна из которых попала в учебный центр в Познани, а остальными укомплектовали 35-й дивизион, первоначально включавший три батареи по три трёхорудийных взвода.
На уже упомянутом «Параде Тысячелетия» в строю 6-й ВДД дефилировали якобы пусковые установки 2П26 (ПТУР «Шмель» на шасси ГАЗ-69). Однако это была дезинформация — такие комплексы никогда не использовались польскими десантниками. Первым ПТРК, поступившим на вооружение польских десантников, стал переносной комплекс «Малютка-М» с ракетами 9М14М. Также началась замена безоткаток Б-10 на станковые гранатомёты СГ-9, ЗПУ-2 на 23-мм спаренные зенитки ЗУ-23-2М, а немногим позже ПВО дивизии усилили ПЗРК «Стрела-2М».
В конце 60-х годов 6-я ВДД достигла пика своих боевых возможностей, располагая пятью воздушно-десантными батальонами и двумя артдивизионами поддержки. В дальнейшем её боевые возможности только уменьшались. Первой жертвой стал 35-й самоходный артдивизион. Сначала его реорганизовали, сократив количество САУ до 24-х (четыре батареи по 6 САУ), а в 1976 году расформировали. Таким образом, карьера АСУ-85 в Войске Польском после десяти лет службы завершилась, а 6-я ВДД лишилась своей единственной бронетехники. В том же году расформировали 33-й воздушно-десантный батальон, 10-й батальон кадрировали, а 6-й зенитный дивизион свернули в 120-ю зенитную батарею. Годом ранее был образован 8-й батальон обеспечения, в который объединили 6-й батальон обеспечения и ремонта, 24-ю роту обеспечения десантирования и высадки, а также 39-ю роту охраны и регулирования движения.
В последнее десятилетие ПНР
По состоянию на 1 января 1981 года в структуре 6-й ВДД имелись следующие части и подразделения:
- 10-й (кадрированный), 16-й, 18-й и 6-й (учебный) воздушно-десантные батальоны;
- 5-й смешанный артдивизион (две батареи РСЗО WP-8z, две — ПТРК «Малютка-М» и одна — 120-мм миномётов);
- 120-я зенитная батарея (два взвода ЗУ-23-2М и отделение ПЗРК);
- 48-я разведрота (два взвода);
- 11-я сапёрная рота;
- 6-я рота связи;
- 22-я рота химзащиты;
- 8-й батальон обеспечения;
- 15-я медицинская рота.
Каждый воздушно-десантный батальон состоял из трёх штурмовых рот (три штурмовых взвода, взвод 82-мм миномётов и взвод СПГ-9). Средствами поддержки являлись три батареи: противотанковая (6 ПТРК «Малютка-М» и 3 СПГ-9), миномётная (6 120-мм миномётов) и зенитная (6 ЗУ-23-2М и 6 ПЗРК «Стрела-2М»). Кроме того, в батальоне имелись рота обслуживания, разведывательный, сапёрный и медицинский взводы, а также отделение разведки заражения.
Штатная численность дивизии мирного времени составляла 3291 человек, военного — 4479 человек. На вооружении находилось 13 пусковых установок WP-8z, 26 120-мм и 20 82-мм миномётов, 30 ПТРК «Малютка-М», 26 зенитных установок ЗУ-23-2М. Дивизия располагала 471 радиостанцией, 289 лёгкими автомобилями (в основном ГАЗ-69) и 190 грузовиками.
После снятия с вооружения АСУ-85 6-я ВДД являлась типичным легкопехотным соединением, отличавшимся лишь повышенными требованиями к отбору и подготовке личного состава. В конце 70-х годов разрабатывалась концепция реорганизации 10-го батальона в «бронедесантный» путём перевооружения его на БМД-2. Предполагалось приобрести 48 таких боевых машин: по 15 — для трёх рот и 3 — для учебного батальона. Три батареи 5-го смешанного артдивизиона планировалось перевооружить 122-мм буксируемыми гаубицами Д-30 (для 6-й ВДД предполагалась поставка 20 таких гаубиц — 18 для артдивизиона, и 2 для учебного батальона). Кроме того, в его составе планировалось сохранить две батареи ПТРК. Предполагалось изменить и функции 6-го (учебного) воздушно-десантного батальона: в военное время на его базе собирались развернуть три отдельных воздушно-десантных батальона, придаваемых общевойсковым армиям.
Реализации всех намеченных планов помешал экономический кризис, охвативший ПНР. В 1982 году впервые прозвучала идея переименования 6-й ВДД в бригаду с расформированием одного из батальонов — это позволило бы сократить около 700 должностей. Но воплощать эту идею в жизнь пока не стали. Изменения в структуре дивизии были незначительными, а новое вооружение поступало в «гомеопатических» дозах. В конце 1985 года были сняты с вооружения ПУ WP-8z, частично это компенсировали включением в состав 5-го смешанного артдивизиона второй батареи 120-мм миномётов. Кроме того, в одной из противотанковых батарей комплексы «Малютка-М» были заменены новыми ПТРК 9К115 «Метис». Один из воздушно-десантных батальонов получил новые миномёты – 120-мм 2Б11 «Сани» и 82-мм автоматические 2Б9 «Василёк» (3 и 4 единицы соответственно). Эксплуатация последних считалась опытной, и полностью на новые миномёты дивизия так и не перешла — лишь в конце 80-х годов для «красных беретов» докупили ещё дюжину «Саней». Не были реализованы и планы поставок десантникам 24-х ПТРК «Фагот» (для замены гранатомётов СПГ-9). А вот количество ПЗРК «Стрела-2М» в штатах второй половины 80-х годов возросло до 52-х. Это позволило сократить до 16 единиц штатную численность зениток ЗУ-23-2М.
В июле 1986 года 6-ю ВДД официально реорганизовали в 6-ю Поморскую воздушно-десантную бригаду. Тем самым, формальный статус соединения был, наконец, приведён в соответствие с его реальным составом и возможностями. 28 ноября 1989 года наименование бригады поменялось: теперь она называлась 6-я Поморская десантно-штурмовая бригада имени генерала бригады Станислава Франциска Сосабовского (в годы Второй мировой войны командовал 1-й Польской отдельной воздушно-десантной бригадой). В отличие от многих других соединений армии ПНР, эта бригада не подверглась расформированию после окончания Холодной войны. Впрочем, история краковских «красных беретов» в 90-е годы прошлого века и начале ХХI столетия заслуживает отдельного рассказа.
Концепция применения 6-й ВДД
В течение всего времени существования дивизии главной её задачей в возможной войне против блока НАТО являлся десант в Данию, точнее — на остров Зеландия. Правда, возможности боевого применения «красных беретов» существенно ограничивались весьма скудным парком военно-транспортной авиации польских ВВС. Для замены устаревших С-47 и Ли-2 приобрели лишь два самолёта Ан-12Б и дюжину лёгких Ан-26. Этого хватало для обеспечения повседневной боевой учёбы парашютистов, но в случае войны высадка 6-й ВДД должна была происходить с самолётов советской военно-транспортной авиации.
Демонстрацией боевых возможностей 6-й ВДД стали учения «Октябрьская буря», состоявшиеся в 1965 году на территории Польши, Чехословакии и ГДР. Дивизия в полном составе, с развёрнутыми и доукомплектованными до штатов военного времени кадрированными подразделениями десантировалась в районе города Эрфурт (ГДР). Всего в учениях участвовало 4130 польских парашютистов. Помимо уже упоминавшихся советских АСУ-85, 6-я ВДД в ходе «Октябрьской бури» использовала БТР SKOT-1 и БРДМ, временно переданные другими польскими частями. Высадка осуществлялась со 180 самолётов Ан-12 советских ВВС. «Октябрьская буря» стала единственными учениями за всю историю краковских «красных беретов», в ходе которых на практике отрабатывалась высадка дивизии в полном составе.
Согласно планам боевого применения, на шестой или седьмой день после начала открытых военных приготовлений 6-й ВДД следовало сосредоточиться в одном из двух исходных районов для погрузки в самолёты. Первый из районов включал аэродромы Жагань, Шпротава и Кшива (резервные — Бабимост, Всхова и Гостынь) в Западной Польше, практически у границы с ГДР. Второй — Ключево и Хойне (резервные — Чаплинек, Мирославец и Надажиче) на северо-западе страны. Десантирование предполагалось произвести в районах восточного и юго-восточного побережья Зеландии. Совместно с воздушным десантом высаживался морской — в составе 7-й десантной дивизии. Во втором эшелоне должна была действовать 15-я механизированная дивизия. В 70-е годы добавилась задача по овладению островом Борнхольм, долгое время остававшимся вне поля зрения командования ОВД. Для этой задачи выделялись 10-й воздушно-десантный батальон и (во втором эшелоне) 28-й механизированный полк 15-й механизированной дивизии.
К счастью, войны в Европе удалось избежать, и единственной «боевой» операцией в которой довелось поучаствовать подразделениям 6-й ВДД, стало введение режима военного положения в Польше в декабре 1981 года. 12 декабря в 24:00 10-й воздушно-десантный батальон (220 человек) занял варшавский Дом культуры и науки, а также Центр польского радио и телевидения. 13 декабря в 6:00 в столичном аэропорту Океньче приземлились самолёты, перебросившие из Кракова штурмовую роту и подразделения поддержки 16-го батальона. Эти подразделения взяли под контроль аэропорт. 15 декабря две роты 16-го батальона, остававшиеся в Кракове, были брошены на «усмирение» протестующего коллектива металлургического комбината им. Ленина, поскольку милиция с этим не справлялась. В последующие дни на этом комбинате «работали» ещё две штурмовые роты 10-го батальона.
В отличие от советских воздушно-десантных войск, дивизии которых к 70-м годам прошлого века превратились в механизированные соединения, 6-я ВДД всё время оставалась легкопехотной — концептуально близкой к американским и западноевропейским соединениям аналогичного назначения. Дивизия, по составу равносильная бригаде, обладала незначительной огневой мощью и ограниченной подвижностью.
Литература:
- Kajetanowicz J. Polskie wojska lądowe w latach 1945–1960. – Toruń, 2004
- Królikowski H.M. 6 Pomorska Dywizja Powietrznodesantowa. – Pruszków, 1997
- Rochowicz R. Czerwone berety z Krakowa // Nowa Technika Wojskowa, 2019, №12
Комментарии к данной статье отключены.