«Колыбелью» воздушно-десантных войск Италии стала не метрополия, а одна из итальянских колоний — Ливия. Именно здесь благодаря усилиям губернатора — маршала авиации Итало Бальбо — в конце 30-х годов было создано первое боеспособное парашютное подразделение итальянских вооружённых сил. Что же оно собой представляло и как ливийские десантники проявили себя во Второй мировой?
В 20–30-е годы прошлого века в Италии, как и во многих других странах мира, возник немалый интерес к парашютному делу — прежде всего к его военно-прикладным аспектам. Для итальянских военных особенно заманчивой была идея переброски войск по воздуху с последующим десантированием в отдалённых районах колониальных владений: Ливии, Эритреи и Сомали. Это позволяло бы оперативно реагировать на угрозы в тех местностях, где отсутствовали постоянные гарнизоны, а также оперативно усиливать отдалённые военные посты. Впервые в боевых условиях парашютное десантирование было применено во время войны с Эфиопией в 1936 году – для снабжения передовых колонн, оторвавшихся от основных сил, на парашютах сбрасывали… живых овец. В то же время в СССР уже десантировали целые воинские соединения. Именно под влиянием советского опыта генерал Грациоли Франческо Савиеро, наблюдавший за высадкой десанта во время манёвров Красной армии, сумел в июне 1936 года добиться решения Генштаба о создании 1-го парашютного отряда (1. Reparto Paracadutisti). Однако это решение так и осталось на бумаге. 22 февраля 1937 года было отдано новое распоряжение, поручавшее командованию ВВС создать школу парашютистов, но и его не спешили выполнять.
Инициатива маршала Бальбо
В 1934 году маршал авиации Итало Бальбо, к тому времени завоевавший всемирную известность своими дальними перелётами, был назначен губернатором Ливии. Это назначение вряд ли можно рассматривать как почётную ссылку, ведь Ливия была самой богатой итальянской колонией, а губернатор обладал практически неограниченной властью на её территории, являясь не только высшим гражданским должностным лицом, но и командующим вооружёнными силами. Бальбо уделял большое внимание развитию инфраструктуры: за время его правления в Ливии было построено около 4500 км автомобильных и 400 км железных дорог, несколько современных аэродромов. В области военного строительства он выступал за создание сравнительно небольшой, но хорошо вооружённой и подвижной армии. Одним из нововведений Бальбо стало формирование «автомобильно-авиационных рот Сахары» (Compagnie Auto-Avio-Sahariane) — хорошо вооружённых моторизованных частей, поддерживаемых звеньями самолётов Са.309 и предназначенных для патрулирования отдалённых пустынных районов. Естественно, прогрессивный и инициативный маршал не мог оставить вне поля зрения парашютные войска.
Видя, что в метрополии все идеи по созданию воздушно-десантных войск разбиваются о гранит бюрократии, Бальбо взял дело в свои руки. Дабы избежать вето со стороны Рима, он решил сформировать «туземную» парашютную часть, укомплектованную арабами. Начинать следовало с подготовки кадров. 1 марта 1938 года на аэродроме Кастель-Бенито неподалёку от Триполи была официально создана парашютная школа – первое итальянское учебное заведение подобного рода. Возглавил её подполковник Гоффредо Тонини — опытнейший колониальный офицер, кавалер Золотой медали за воинскую доблесть (высшей военной награды Италии). Кадровый офицерский и унтер-офицерский состав школы был представлен исключительно добровольцами, включая группу инструкторов, прибывших из Италии по приглашению Бальбо. Для обеспечения тренировочного процесса школе выделили шесть самолётов SM.81 «Пипистрелло» — после демонтажа бомбардировочного оборудования эти трёхмоторные бомбардировщики могли перевозить по 12 парашютистов.
12 февраля 1938 года, ещё до официального создания парашютной школы, Бальбо подписал приказ о наборе трёхсот курсантов. Поначалу имелись опасения, что местное мусульманское население, без энтузиазма воспринимавшее достижения западной цивилизации, не будет гореть желанием прыгать в бездну из чрева «железных птиц». Но материальные стимулы сыграли свою роль: для своих парашютистов Бальбо сумел добиться окладов на уровне лётного состава ВВС. Деньги, весьма неплохие даже по меркам метрополии, для ливийцев были целым состоянием. В парашютную школу обратилось более 2000 добровольцев, что позволило отобрать лучших из лучших.
Снаряжение
Среди прибывших из Италии специалистов был подполковник Просперо Фрери — пионер итальянского парашютного спорта, конструктор парашютов серии «Сальвадор». Фрери назначили на должность начальника учебной части школы, а его новейшее изделие — парашют D.37 — было принят в качестве стандартного. Однако вскоре оказалось, что D.37, создававшийся в качестве спасательного, не подходит для парашютно-десантных частей. Дело в том, что площадь его купола составляла всего 46 кв. м. Скорость спуска составляла около 7 м/с, что было приемлемо для прыгающего налегке пилота из подбитого самолёта, но слишком много для десантника с полной выкладкой, и вело к травмам и увечьям. К тому же конструкция подвесной системы парашюта совершенно исключала управление им. Систематическая эксплуатация D.37 в школе открыла ещё одну неприятную особенность — частые случаи неполного раскрытия купола. Если учесть, что запасной парашют не предусматривался, то статистика не должна удивлять: за время существования школы при прыжках с парашютом погибло 75 человек, а ещё 72 десантника получили увечья. Появление нового парашюта D.39 инструкторы и курсанты встретили с облегчением. Он отличался увеличенной площадью купола (54 кв. м) и, соответственно, сниженной скоростью спуска (6 м/с). Модернизации подверглась и подвесная система. Наконец, в начале 1940 года появилась ещё более совершенная модель парашюта — D.40.
Парашютисты получили комбинезоны цвета хаки, застёгивавшиеся на молнию. Комбинезон имел четыре кармана, также с застёжками-молниями: два на груди и два на бёдрах. Шлем авиационного типа, застёгивавшийся под подбородком, — кожаный, коричневого цвета (реже — полотняный), часто его дополняли пилотские очки. Ботинки — коричневой кожи. Характерной чертой, показывавшей принадлежность парашютистов к ливийским колониальным войскам, был широкий полосатый бело-синий кушак. В целом форма колониальных парашютистов была удачной, но в ней отсутствовали некоторые необходимые элементы, прежде всего наколенники. Если рядовой состав выглядел более-менее одинаково, то для инструкторов школы единой формы одежды не предусматривалось. Они носили форму тех частей, из которых прибыли в Кастель-Бенито, модифицируя её сообразно условиям службы.
Штатным вооружением парашютистов был 6,5-мм карабин «Каркано» мод. 91TS (Truppe Speciali — «специальные войска») — укороченный вариант винтовки мод. 91. В качестве лёгкого автоматического оружия применялся ручной пулемёт «Бреда» мод. 30. Парашютисты совершали прыжки лишь с пистолетами, а карабины и ручные пулемёты сбрасывались отдельно.
«Воздушная пехота»
22 марта 1938 года был сформирован учебный парашютный батальон «воздушной пехоты» (Battaglione allievi paracadutisti «Fanti dell'aria»), командиром которого назначили подполковника Тонини. В организационном отношении батальон подразделялся на четыре роты. Ливийцев, служивших в батальоне, называли «небесными аскари» («Ascari del Cielo») Слово «аскари», уходящее корнями в турецкий язык, в итальянской военной терминологии означало колониальных солдат.
Интенсивные занятия предусматривали не только парашютную подготовку, но и большой объём физических тренировок, включая кроссы и гимнастические упражнения. «Небесные аскари» оказались старательными курсантами. Пример им подавал командир: 29 марта 1938 года подполковник Тонини совершил первый в своей жизни прыжок с парашютом. После индивидуальных прыжков парашютисты сразу же перешли к отработке действий отделениями (десантирование с последующим сбором и развёртыванием в боевой порядок).
Уже 16 апреля 1938 года, спустя всего три недели после начала занятий, была проведена массовая высадка: из 24 самолётов SM.81, принадлежавших 15-му бомбардировочному полку, десантировался весь состав батальона. В том же месяце сформировали второй батальон, который возглавил майор Виргилио Торренте. Поскольку общая численность десантников не увеличилась, вероятно, этот батальон был создан путём выделения двух рот из состава первого. Подполковника Тонини на должности командира первого батальона сменил майор Энрико Дондини, Тонини же возглавил 1-й парашютный Ливийский полк «воздушной пехоты» (1. Reggimento paracadutisti Libici «Fanti dell'aria»). Часть, сформированная 18 мая 1938 года, объединила в своём составе оба батальона. Увы, день создания полка омрачился трагедией: в ходе очередного массового десантирования из-за сильных порывов ветра погибло семь парашютистов, более сорока человек получили переломы и другие травмы. Смерть ходила за «небесными аскари» по пятам: за первые два месяца тренировок погибли двадцать десантников…
23 мая 1938 года 1-й парашютный Ливийский полк, насчитывавший 300 туземцев и около 50 итальянских офицеров и унтер-офицеров, принял участие в первых (и единственных) крупных учениях. Десантировавшись в районе Бир-эль-Гемм, парашютисты в течение двадцати минут обозначили взлётно-посадочную полосу и, заняв круговую оборону, обеспечили высадку посадочным способом пехотной бригады. На этот раз десантирование прошло почти идеально: среди парашютистов не было ни одного погибшего, лишь двое из них получили травмы. Присутствовавший на манёврах король Виктор Эммануил III особо отметил отвагу парашютистов и наградил нескольких офицеров.
15 января 1939 года «воздушная пехота» была официально признана министерским декретом, однако дальнейшего развития начинание маршала Бальбо не получило. В конце 1939 года полк расформировали, свернув в батальон. Весной 1940 года в Ливии вновь появился второй батальон, на этот раз сформированный из итальянцев, — 1-й национальный парашютный батальон в Ливии (1. Battaglione nazionale paracadutisti della Libia). В это время на вооружение десантников начала поступать артиллерия — был разработан грузовой парашют, позволявший сбрасывать 47-мм противотанковую пушку вместе с 25 снарядами к ней.
К весне 1940 года через парашютную школу в Кастель-Бенито прошло около 1200 добровольцев. Для получения удостоверения парашютиста следовало совершить пять прыжков. Помимо парашютной подготовки, десантники учились пользоваться всеми видами стрелкового оружия, артиллерийскими орудиями, управлять автомобилями и мотоциклами, изучали основы подрывного дела.
«Небесные аскари» во Второй мировой войне
На начальном этапе войны в Северной Африке ливийские парашютисты находились в резерве, дислоцируясь в Киренаике. «Небесные аскари» участвовали в нескольких рейдах против мобильных групп Свободной Франции, пытавшихся проникнуть в Ливию со стороны Чада: в ходе этих операций парашютисты воевали в качестве мотопехоты. В январе 1941 года оба батальона: ливийский и итальянский — вместе с несколькими частями усиления свели в «мобильную группу Тонини» (по имени её командира). Группа, насчитывавшая 850 человек и подчинявшаяся командованию 10-й армии, располагала тридцатью ручными и восемью станковыми пулемётами, дюжиной 20-мм зениток и восемью 47-мм противотанковыми пушками. В то время события на фронте развивались не в пользу итальянцев: противник, овладев Бардией и Тобруком, неудержимо рвался вглубь Киренаики. Вместо десантов во вражеский тыл парашютистам пришлось воевать в качестве обычной пехоты, сдерживая продвижение англичан.
Мобильную группу Тонини перебросили в Дерну и на расположенный вблизи этого города аэродром Эль-Фтейя. 17 января здесь разгорелись бои — в течение двух недель «воздушная пехота» успешно сдерживала противника. Ночью 3 февраля парашютистам удалось оторваться от неприятеля и начать отход на Барку и Бенгази. Тем временем британские подвижные колонны, пройдя через пустыню, сумели отрезать 10-й армии путь к отступлению в районе Беда-Фомм. «Воздушная пехота» должна была из арьергарда итальянской колонны переместиться в авангард: именно ей поручили возглавить попытку прорыва. Двигаясь по шоссе Виа-Бальбиа, «небесные аскари» обгоняли дезорганизованные части итальянских войск, местами превратившиеся в банды мародёров. Однако спасти положение они уже не могли: остатки 10-й армии капитулировали. 6 февраля 1941 года парашютисты сдались в плен вместе со своим командиром Гоффредо Тонини. В боях погибло 184 десантника (101 ливиец и 83 итальянца), около 250 получили ранения. Остатки итальянского батальона, избежавшие плена, были переброшены в Италию — в школу парашютистов в Таркуинии.
«Небесные аскари» маршала Бальбо стали первым парашютно-десантным формированием в вооружённых силах Италии. Несмотря на то что оно просуществовало сравнительно недолго, так и не получив шанса поучаствовать в настоящей воздушно-десантной операции, успешный опыт его создания позволил преодолеть настороженное отношение к парашютным войскам в итальянском военном руководстве. Тем самым в Италии был дан «зелёный свет» созданию новых парашютно-десантных частей.
Литература:
- Crociani P., Battistelli P.P. Italian Army Elite Units & Special Forces 1940–43. — Oxford, 2011
- Girlando R. I paracadutisti libici. — Roma, 2006
- Początek wojsk spadochronowych — Fanti dell'Aria // http://wojna-mussoliniego.pl/?page_id=3387
- Sobski M. Libijscy spadochroniarzy marszałka Balbo // Militaria XX wieku. — 2015. — №4
Комментарии к данной статье отключены.