В 1920-30-е годы польско-чехословацкие отношения были весьма натянутыми. Поляки не забыли, что в 1920 году чехи заняли часть спорных территорий на юге Польши и не пропустили транспорт с оружием, шедшим для Войска Польского. В 1938 году Польша воспользовалась непростой ситуацией, в которую попали соседи, и ввела свои войска в Тешинскую область. Впрочем, даже это не смогло повлиять на желание многих чехословацких военных сражаться против нацистов в рядах Войска Польского.
В начале февраля 1940 года на стол начальника Управления по делам военнопленных и интернированных НКВД СССР Петра Сопруненко легла докладная записка главы 2-го отдела лейтенанта госбезопасности Маклярского. В документе, озаглавленном «О положении в пункте интернированных солдат и офицеров чешского легиона бывшей польской армии» среди прочего отмечалось, что в местечке Ярмолинцы Каменец-Подольской области УССР находятся 674 чешских легионера. Каким образом чехословацкие военные попали в советский плен и как сложилась их дальнейшая судьба?
В марте 1939 года нацистская Германия начала оккупацию Чехии. В ответ сотни военнослужащих чехословацкой армии решили покинуть родину, чтобы бороться против нацистов. Несмотря на «Тешинский кризис», который испортил и без того натянутые отношения Праги и Варшавы, чехословацкие военные массово направлялись в Польшу. Несколько тысяч чехословацких граждан приехали на территорию Второй Речи Посполитой и были размещены в лагерях для беженцев в Кракове и Катовице. На польской территории беженцев встречал чешский консул Владимир Знаемский. Среди чехословацких военных в Польше выделялись генерал армии Лев Прхала и подполковник Людвиг Свобода — они и начали организовывать Чехословацкий легион в Польше.
Позже, в июне 1939 года, значительная часть чехословацких военных направилась через Гдыню во Францию. В Польше остался лагерь в Малых Броновицах под Краковом, где находились те, кто решил сражаться против немцев. В соответствии с планами генерала Прхалы, в случае боевых действий Польши против Германии его подчинённые должны были воевать на территории Словакии, однако 30 августа 632 легионера из Чехословакии направили в местечко Лесное под Барановичами. Уже через день чехословацкие военные очутились в белорусском Полесье. Интересно, что речь идёт о тренировочном полигоне, который по сей день используется военными (теперь уже белорусскими). Командиром чехословацкого подразделения стал подполковник Свобода, а польским комендантом лагеря в Лесной — подполковник Кароль Зборовский.
Бой за честь
1 сентября 1939 года Третий рейх напал на Вторую Речь Посполитую. Народы многонациональной Польши мужественно сражались против врага, однако им требовалась помощь. 3 сентября 1939 года генерал Прхала заключил с президентом Польши Игнацием Мостицким договор «О создании Чешского и словацкого легионов Войска Польского». Тогда же Варшава издала обращение ко всем чехословацким гражданам, находившимся на территории Польши, в котором призвала их вступать в новое воинское подразделение. В этом документе упоминались и борьба «за нашу и вашу свободу» и «традиции Грюнвальда». Но чехословацкие военные под Барановичами не ждали обращений, а готовились дать бой немцам. 4 сентября 1939 года под Барановичи перебросили ещё 200 чехословаков. Легион вошёл в состав Отдельной оперативной группы Войска Польского «Полесье» под командованием генерала Франтишека Клееберга.
В то же время в Демблине начали формировать чехословацкую лётную разведывательную эскадрилью (пилоты использовали самолёты Potez XXV и RWD-8). 15 сентября при посадке под Ковелем несколько самолётов разбилось. Известно, что чехословацкие лётчики участвовали в обороне Луцка — они брали в кабину ручные гранаты и сбрасывали их на скопление немецкой пехоты и техники.
В руках НКВД
Немецко-польский фронт быстро двигался на восток, и 11 сентября польское командование решило эвакуировать чехословацкий легион из-под Барановичей на юг страны. Солдатам раздали оружие (4 станковых, 9 ручных пулемётов, а также винтовки и пистолеты) и направили их на железнодорожный вокзал, откуда легионеры выехали через Сарны в Тернополь. Возникли проблемы с униформой: ещё 30 августа легионеры должны были получить мундиры Войска Польского, но это распоряжение так и не успели выполнить. В итоге часть солдат имела чехословацкую униформу, другие носили серые комбинезоны, третьи — и вовсе гражданскую одежду.
В Тернополь легионеры прибыли 14 сентября, в тот же день польское командование приказало им организовать противовоздушную оборону. Вскоре после этого солдат Людвига Свободы направили в Подгайцы. По злой иронии судьбы 15 сентября эшелон с чехословаками был обстрелян.. словацкими самолётами. В результате погиб аспирант Витезлав Грюндбаум, позже от ран умер солдат Ю. Пэйплер. В тот же день бойцам легиона удалось сбить немецкий самолёт «Дорнье». 17 сентября польско-советскую границу перешла Красная армия. Одной из задач, которую получили части РККА, было недопущение эвакуации польской армии и её союзников в Румынию и Венгрию. 18 сентября в деревне Раковцы чехословацкие солдаты попали в советский плен. Стоит отметить, что Свобода имел возможность увести своих людей в Венгрию, однако не сделал этого — возможно, здесь сыграло роль советско-чехословацкое сближение конца 1930-х годов, когда Москва пыталась поддержать Прагу в противостоянии с Гитлером.
Чехословацких военнопленных советские власти направили в лагерь в местечке Ярмолинцы Каменец-Подольской области. В то же время в Тернополе красноармейцы захватили чехословацких пилотов из разведывательной эскадрильи. Некоторые чехословацкие солдаты попытались спрятаться в местечке Квасилов Ровенской области, однако позже и они попали в руки НКВД. Как указывалось в чекистских документах, легионеров арестовали «за спекуляцию злотыми».
По данным НКВД, в марте 1940 года в советском плену находилось 137 офицеров, 200 подофицеров и младших командиров, 336 солдат, а также одна гражданская женщина (жена штабс-капитана Бауэра). По советским данным, среди пленных было 537 чехов, 68 словаков, 68 евреев и 1 русин (украинец). Кроме того, в документах отмечалось, что в руках чекистов весной 1940 года находились 2 офицера генштаба (разведчики), 6 жандармов, 6 полицейских, 38 пилотов (рядовых и офицеров), 89 артиллеристов, 17 сапёров, 22 кавалериста и 9 связистов. Руководство 2-го отдела Управления по делам военнопленных и интернированных НКВД отмечало, что «легионеры вели среди местного населения шовинистически-националистическую агитацию, призывая на борьбу за восстановление “независимой Чехословакии”». В одном из советских документов отмечалось: «В Здолбунове имел место случай, когда на собрании легионеров, на котором присутствовали и местные жители, прапорщик Ленц выступил с антисоветским сообщением об “агрессивной политике Советского Союза”. […] Квасиловские легионеры поддерживают систематическую связь с Бенешем (президент Чехословакии в изгнании. – Прим. автора), от которого периодически получают телеграммы». В марте 1940 года НКВД издал приказ о транспортировке всех пленных чехословацких легионеров в Оранский лагерь (станция Шониха Казанской железной дороги Горьковской области). Соответствующим органам приказывалось провести «оперативно-чекистскую» работу среди чехословацких пленных.
На фронтах Второй мировой
В 1941 году за героизм во время боёв сентября 1939 года польское командование в Лондоне наградило чехословацких лётчиков В. Фишера, Войтисака, В. Елинака, Броза, Чермака, Яра, Комарада, Л. Хербачка, Ф. Нексера и Ю. Рехока боевыми наградами. Во время кампании в Польше погиб один солдат пехотного легиона и четыре пилота. Ещё шесть чехословацких солдат получили ранения. В июле 1941 года было подписано соглашение между эмигрантским правительством Чехословакии и правительством Советского Союза, в соответствии с которым на территории СССР должно было начаться формирование чехословацких воинских подразделений. В 1942 году в Бузулуке был сформирован 1-й Чехословацкий отдельный полевой батальон во главе с полковником Людвигом Свободой. В его составе находилось 974 солдата, среди которых было много русинов (украинцев) и евреев. Стоит отметить, что в составе батальона были не только военнопленные, взятые РККА в сентябре 1939 года, но и большое количество «политических». Речь идёт о чехословацких гражданах, бежавших в СССР после присоединения Закарпатья к Венгрии.
Батальон был одет в британскую униформу, которую ранее использовали бойцы Второго польского корпуса под командованием генерала Владислава Андерса. Осенью 1942 года чехословацкие солдаты получили 552 винтовки СВТ, 192 карабина, 10 снайперских винтовок, 47 пистолетов-пулемётов ППШ, ручные пулемёты Дегтярёва, противотанковые ружья ПТРС, 12 станковых пулемётов максим, а также револьверы наган и пистолеты ТТ. Кроме того, на вооружении батальона состояли миномёты и два 45-мм орудия. В марте 1943 года подразделение вошло в состав 62-й гвардейской стрелковой дивизии Воронежского фронта и приняло участие в боях против немцев под Харьковом. В марте 1943 года чехословацкий батальон успешно сражался с нацистами у села Соколово, где понёс значительные потери (погибло 112 солдат и командиров). Чехословаки уничтожили 19 немецких танков и значительное количество вражеской пехоты.
В 1944 году советское командование сформировало 1-й Чехословацкий армейский корпус, командиром которого стал всё тот же Людвиг Свобода. В октябре 1944 года корпус участвовал в штурме немецких укреплений на Дукельском перевале. После войны Свобода стал министром обороны Чехословакии. А вот генерал Лев Прхала в 1939 году из Румынии эвакуировался в Великобританию, где во время Второй мировой войны находился в распоряжении эмиграционного правительства Чехословакии. На родину он так и не вернулся.
В 2017 году в Кракове на здании, где находилось консульство Чехословакии, а также в месте, где размещался лагерь чехословацких беженцев, были установлены памятные таблички. Возможно, пришло время поставить памятный знак в честь чехословацких солдат и в Беларуси. Легионеры мужественно сражались против нацизма, к тому же это страница и белорусской военной истории.
Источники и литература:
- Ігар Мельнікаў, Заходнебеларуская Атлантыда 1921-1941 гг. — Мінск: Галіяфы, 2014
- Ігар Мельнікаў, Заходнебеларуская Атлантыда 1921-1941 гг. Паміж Варшавай і Масквой. — Мінск: Галіяфы, 2016
- Ігар Мельнікаў, Верасень 1939-га. Магілы “неаб’яўленай” вайны. — Мінск: Альфа-кніга, 2018
- Sowieckie obozy dla jeńców wojennych i internowanych 1939-1956. Przykłady wybranych narodów. — Łódź-Warszawa: Instytut Pamięci Narodowej. Komisja Ścigania Zbrodni przeciwko Narodowi Polskiemu, 2018
- Jacek Jaworski, Zapomniany aliant // www.polska-zbrojna.pl
- Polityka. Wydanie specjalne „Jak rozpętała się II wojna światowa”. — sierpień 2009
- Документы из Центрального военного архива Польши в Рембертове
Комментарии к данной статье отключены.