В 1945 году народ Австралии верил, что наступила эпоха мира и стабильности. Но уже скоро страна оказалась втянута в Корейскую войну и конфликт в Малайе. Австралийской армии и флоту пришлось заново создавать силы специального назначения, которые затем воевали во Вьетнаме, Ираке и Афганистане. О прошлом и настоящем армейского и морского спецназа «Зелёного континента» пойдёт речь в этой статье.
В годы Второй мировой войны армия и флот Австралии получили ценный опыт создания и использования сил специальных операций, но сразу же после окончания боевых действий все структуры австралийского спецназа безжалостно расформировали. Военный бюджет резко сократился, в обществе царили пацифистские настроения, а власти провели масштабную военную реформу. Формировалась армия, состоящая из двух компонентов — немногочисленных профессиональных сил постоянной боевой готовности и армейского резерва под названием Гражданские военные силы (в настоящее время — Резерв Австралийской армии). Такая структура сухопутных сил сохраняется и в наши дни.
Надежды на долгий мир исчезли с началом в 1950 году войны на Корейском полуострове. Австралийское правительство направило в зону боевых действий части лёгкой пехоты, подразделения ВВС и корабли ВМС, сменявшие друг друга по ротации. Кроме того, с 1948 года шла борьба с коммунистическими партизанами в Малайе, в которую также втянулась Австралия. Обстановка в мире неизбежно поставила перед военно-политическим руководством вопрос о необходимости возвращения в армию и на флот сил специального назначения.
1-й полк коммандос
В сентябре 1954 года командование австралийской армии решило сформировать в составе Гражданских военных сил две отдельных роты коммандос. 1-я рота должна была базироваться в Сиднее, а 2-я в Мельбурне. Каждая рота насчитывала 265 офицеров и нижних чинов, по своей численности и структуре она соответствовала отдельной роте коммандос времён Второй мировой войны (три взвода и вспомогательные секции). Эти воинские части должны были стать, в первую очередь, учебными отрядами по подготовке армейских спецназовцев.
Обе роты коммандос официально сформировали в феврале 1955 года. Командиром первой стал майор Уильям Гарольд Грант, второй — майор Питер Седдон, которого вскоре сменил майор Джек Андерсон. Среди офицеров были ветераны боёв на Тихом океане, а для получения свежего опыта в 1955-1956 годах командиров обеих рот направили на продолжительную стажировку в Великобританию на базе Особой лодочной службы. К несчастью, майор Андерсон погиб во время одной из тренировок, но вернувшиеся домой Грант и новый командир 2-й роты майор Джон Хатчисон приобрели ценные знания, которые активно использовали в своей деятельности. Также они привнесли в Австралию некоторые традиции британского морского спецназа — например, ношение зелёного берета.
С учётом того, что обе роты фактически являлись учебными центрами, они готовили специалистов самого широкого диапазона воинских специальностей. Бойцы занимались парашютной подготовкой, минно-взрывным делом, водолазной и лодочной подготовкой, альпинизмом и т.д. В 1958 и 1964 годах дополнительно были сформированы два отдельных эскадрона связи (301-й и 126-й соответственно), которые готовили связистов-коммандос. Кроме того, военнослужащие на базе рот обучались взаимодействию с Австралийской секретной разведывательной службой (аналог МИ-6 и ЦРУ) по вопросам организации и проведения специальных операций в интересах стратегической разведки. Армейские коммандос некоторое время оказывали помощь в подготовке своим коллегам из Специальной авиадесантной службы Австралии, сформированной в 1957 году. Отец-основатель современного австралийского армейского спецназа, ветеран коммандос Второй мировой майор Грант сформулировал задачу своих подчинённых так:
«Было предусмотрено, что сформированные части могут выполнять двойную роль, будучи источником подготовленной живой силы, доступной «по готовности» при необходимости проведения специальный операций, в то время как остальные будут использоваться в более стандартных операциях коммандос».
Специфический учебный характер рот коммандос привёл к тому, что они не использовались в боевых действиях как воинские части. С 1962 года спецназовцы участвовали в работе Тренировочной команды австралийской армии во Вьетнаме (AATTV) — группы военных советников в Республике Вьетнам. Изначально «Команда», как сократили военные громоздкое название, насчитывала 30 офицеров, но в последующие годы выросла до двух сотен инструкторов, включая нижних чинов. В их число входили представители армейского спецназа, САС и различных родов войск (лёгкая пехота, инженеры, связисты и другие), служившие по ротации.
«Команда» функционировала до конца 1972 года, всего через неё прошло около 1000 человек. Теоретически советники должны были готовить военнослужащих спецназа армии и полиции Республики Вьетнам, но этим их функции отнюдь не ограничивались. Подобно американским коллегам, австралийцы тесно взаимодействовали с повстанческими и парамилитарными группировками — например, ополчением вьетнамских монтаньяров. Инструкторы непосредственно участвовали в боевых действиях, как в рядах южновьетнамских войск, так и отдельными отрядами.
Во время боевых туров во Вьетнам погибли двое коммандос. Военнослужащий 1-й роты уоррент-офицер 2-го класса Рэй Симпсон в 1969 году был награждён Крестом Виктории (высшей военной наградой Британского содружества) за два подвига, совершённых в мае того года в ходе рейда возле границы с Лаосом. 6 мая он успешно руководил боем роты «туземных солдат» и спас тяжелораненого австралийского инструктора. 11 мая Симпсон возглавил батальон «туземцев» после гибели его командира, американского полковника, и спас тело погибшего от захвата противником. Официальное уведомление о награждении сообщало:
«Неоднократные акты личного мужества уоррент-офицера Симпсона в этой операции были источником вдохновения для всех вьетнамских, американских и австралийских солдат, служивших с ним. Его потрясающая отвага следовала высочайшим традициям австралийском армии».
В 1972 году, после вывода австралийского контингента (помимо советников, это была боевая группа бригадного состава) из Вьетнама, военно-политическое руководство Австралии отказалось от активной «борьбы с коммунизмом» за границами страны. Более актуальной задачей стало участие вооружённых сил в контртеррористической борьбе и миротворческих операциях. Для поддержания постоянной боевой готовности армейского спецназа и координации его деятельности в 1981 году был сформирован 1-й отдельный полк коммандос со штабом в Сиднее.
Принципиально структура полка не менялась с тех пор. Штаб, 1-я рота коммандос и 301-й эскадрон связи базируются в Сиднее, 2-я рота коммандос — в Мельбурне. Каждая рота состоит из штаба, трёх боевых взводов, разведывательного взвода, учебного взвода, отрядов связи и снабжения. Общая численность полка — около 450 человек. На вооружении состоит различное огнестрельное оружие, адаптированное для нужд спецназа, противотанковые гранатомёты Javelin и различное специальное оборудование. Основным транспортным средством являются внедорожные автомобили, включая специальные машины LRPV, созданные для нужд САС.
1-й полк коммандос до сих пор является резервной частью и своеобразным учебным центром армейского спецназа. В него могут поступить гражданские добровольцы, прошедшие через многоступенчатый отбор. Резервисты, допущенные к несению службы, проходят годичный курс подготовки — так называемую Учебную программу резерва Специальных сил. Помимо этого, полк поставляет кадры для несения службы в зонах боевых действий. Военнослужащие 1-го полка участвовали в миротворческих операциях Австралии в Восточном Тиморе в 1999-2000 и 2006-2007 годах, на Соломоновых островах в 2003 году. С 2008 года коммандос-резервисты выполняют различные задачи в Афганистане, включая подготовку местных кадров — известно о двух австралийцах, погибших в ходе этих миссий.
2-й полк коммандос
Статус воинской части постоянной боевой готовности имеет 2-й полк коммандос, возникший в 1995 году как 4-й батальон Королевского австралийского полка (коммандос) и получивший своё нынешнее название в 2009 году. Полк базируется в Сиднее и состоит из четырёх рот, 126-го эскадрона связи, а также двух рот поддержки и снабжения. Его вооружение аналогично 1-му полку, но рекруты отбираются преимущественно из действующих военнослужащих. Гражданское лицо может попасть на службу лишь в том случае, если представляет особую ценность для спецназа. Особое внимание в подготовке уделяется контртеррористической борьбе, полк является основой Тактической штурмовой группы «Восток» — одного из двух общенациональных антитеррористических соединений.
Бойцы 4-го батальона коммандос участвовали в миротворческой операции на Тиморе в 1999 году и обеспечивали безопасность Олимпийских игр в 2000 году. В 2003 году 40 армейских коммандос вместе с коллегами из САС в составе смешанной Оперативной группы специального назначения участвовал во вторжении в Ирак. 11 апреля спецназовцы, не встретив сопротивления, захватили крупную иракскую авиабазу Аль-Асад, на которой находились более 50 самолётов и вертолётов. В 2006-2007 годах бойцы 4-го батальона участвовали в нейтрализации политического кризиса в Восточном Тиморе, приняв участие в бою с группировкой местного варлорда. С 2014 года военнослужащие 2-го полка коммандос по ротации находятся в Ираке, занимаясь подготовкой иракских военнослужащих.
В 2005-2013 годах Оперативная группа специального назначения численностью около 300 человек, меняющихся по ротации, действовала в Афганистане, базируясь в провинции Урузган. Армейские спецназовцы провели 20 ротаций в Афганистане, активно участвовали в различных операциях и потеряли убитыми 12 человек. Один из военнослужащих в 2014 году посмертно получил Крест Виктории для Австралии — высшую военную награду страны. Капрал Кэмерон Бард, участвовавший в двух командировках в Ирак и четырёх в Афганистан, погиб в бою 22 июня 2013 года, ценой жизни уничтожив огневую точку талибов. Официальная формулировка награждения гласит:
«За потрясающий акт доблести, невероятную верность долгу и самопожертвование в деревне Гавчак провинции Урузган, Афганистан, как командир отряда коммандос Оперативной группы специального назначения в ходе операции SLIPPER».
С 2003 года 1-й и 2-й полки коммандос входят в состав Командования специальных операций Сил обороны Австралии, объединяющего все части специального назначения сухопутных сил (включая полк САС). Командованию подчиняется также Инженерный полк специальных операций, сформированный в 2002 году и базирующийся в Сиднее, учебные и снабженческие части армейского спецназа. В 2013 году Командование специальных операций впервые в австралийской армии со времён Вьетнамской войны получило «боевое отличие» (награду за участие в операции или кампании) — за бои Оперативной группы специального назначения в июне 2010 года в провинции Кандагар.
Команды подводного разминирования ВМС
В годы Второй мировой войны целый ряд австралийских боевых пловцов с успехом служили в рядах Королевских ВМС Великобритании и воевали в Европе. В первые мирные годы опыт этих специалистов не был должным образом систематизирован, но война в Корее напомнила о важности морского спецназа. Особенно актуальной выглядела борьба с минной угрозой, требовавшая высококвалифицированных специалистов. Как следствие, в 1951 году разрозненные группы водолазов австралийских ВМС объединили в подразделение морского разминирования, вошедшее в состав службы подводных исследований ВМС.
В 1956 году командование австралийских ВМС сформировало отдельную Мобильную команду подводного разминирования, базирующуюся в Сиднее. В 1966 году её разделили на три Команды подводного разминирования, самой известной из которых стала третья (CDT-3), принявшая участие во Вьетнамской войне. С 1967 по 1971 год боевые пловцы несли службу в Южном Вьетнаме небольшими группами, меняющимися по ротации. Всего через фронтовую службу прошли 49 офицеров и нижних чинов.
Австралийцы базировались в Сайгоне и действовали совместно с американскими водолазами, выполняя следующие задачи:
- патрулирование и разведка с целью защиты дружественных судов и кораблей от диверсий, саботажа и иных угроз;
- блокада побережья для недопущения снабжения сил Вьетконга морем;
- обеспечение безопасности на реках поблизости Сайгона.
Часть операций команды №3 проводилась в Вунгтау к югу от Сайгона (основной порт снабжения австралийского контингента) и в районе Демилитаризованной зоны. По официальным данным, австралийские водолазы участвовали в 68 операциях, досмотрели 7573 судна, ликвидировали 78 взрывных устройств и тысячи неразорвавшихся боеприпасов, потеряв при этом одного человека убитым и одного раненым. Бойцы CDT-3 были удостоены различных американских и австралийских наград, включая Благодарность Президента США. Один из ветеранов команды гордо заявлял:
«Водолазы работали вместе с крупнейшей и самой могущественной военной силой в мире и мерялись силами с самыми идейными и хорошо снабжёнными повстанцами — и не терялись в такой компании».
Команды австралийских военных водолазов участвовали в войнах с Ираком в 1991 и 2003 годах, занимаясь борьбой с минной угрозой. В 2003 году они разминировали стратегически важный порт Умм-Каср после окончания боевых действий. Кроме того, водолазы обеспечивали высадку миротворцев на острове Тимор в 1999 году. Необычной работой для моряков стало участие в сухопутном разминировании в Афганистане в 2008-2013 годах. В настоящее время ключевой задачей для австралийского флота является борьба с наркоторговлей, пиратством и нелегальной миграцией в Индийском океане, где несут постоянную службу корабли, имеющие на борту команды профессиональных водолазов. Также боевые пловцы выполняют различные задачи во время борьбы со стихийными бедствиями.
Современные Королевские австралийские ВМС располагают двумя командами подводного разминирования постоянной боевой готовности, что соответствует национальной стратегии «двух океанов». Команда №1 базируется в Сиднее и обеспечивает присутствие в Тихом океане, команда №4 базируется в Перте, на побережье Индийского океана. Также функционируют восемь учебных команд резерва ВМС, куда могут поступить подходящие по требованиям гражданские рекруты. Команда №3 не имеет постоянного состава и формируется для выполнения боевых задач за пределами Австралии, после чего распускается (так было в Ираке в 1991 и 2003 годах).
Численность каждой команды подводного разминирования составляет около 60 человек, которые делятся на три или четыре секции. Известно, что водолазы обучаются не только работе под водой, но также высадке на суда и морское побережье. Курс обучения военного водолаза длится не менее 40 недель. По имеющимся данным, боевые пловцы обладают навыками лёгкой пехоты и даже проходят парашютную подготовку. Обе Команды подводного разминирования являются морскими компонентами антитеррористических групп «Запад» и «Восток», поэтому большое внимание в подготовке уделяется контртеррористическим мерам.
Австралия прилагает большие усилия к развитию сил специального назначения. С 2017 года действует Школа специальных операций Сил обороны Австралии, которая работает не только с военнослужащими, но и с представителями других силовых структур. В том же году 2-й батальон Королевского австралийского полка стал отдельной амфибийной частью — единственной в своём роде в национальной армии. Кроме того, развиваются силы специального назначения федеральной полиции. В целом, страна готова к вызовам современного мира.
Источники:
- http://www.awm.gov.au (официальный сайт Австралийского Военного мемориала)
- http://anzacportal.dva.gov.au/ (официальный сайт Департамента по делам ветеранов правительства Австралии)
- https://www.army.gov.au/ (официальный сайт австралийской армии)
- https://www.austcdoassocvic.com/ (сайт Ассоциации ветеранов австралийских коммандос)
- https://www.navy.gov.au/ (официальный сайт Королевских австралийских ВМС)
- https://rancda.com/ (сайт ассоциации водолазов Королевских австралийских ВМС)
Комментарии к данной статье отключены.