После окончания Второй мировой войны европейские державы постепенно покидали свои колонии. Как правило, уход европейцев сопровождался всплеском насилия по отношению к бывшим колонизаторам, а также борьбой между местными политическими, этническими и религиозными группами. Кроме того, после 1945 года во многих колониях появились и окрепли политические движения, пользовавшиеся поддержкой СССР и КНР. Так, в британских владениях в Малайе антияпонские партизанские отряды после окончания войны начали борьбу против местных правителей и британской администрации. Военные операции против повстанцев продолжались здесь более 10 лет и завершились победой правительственных сил. Каким же образом британцам и их союзникам удалось справиться с партизанским движением в джунглях?
Малайские государства и британские колонии
Официально территория Британской Малайи состояла из находящихся под протекторатом Лондона девяти монархий и двух колоний под прямым управлением. В обмен на сохранение доходов и обеспечение порядка малайские правители соглашались с британским контролем над внутренней и внешней политикой и, что самое главное, над экономикой. Малайя была ценным поставщиком каучука и олова. Именно британцы, подчеркивают исследователи, привлекли, не полагаясь на местное население, значительное количество мигрантов из Индии и Китая.
Хотя малайские правители специально обговаривали свои привилегии и преимущества для своих подданных, получалось, что более экономически активные китайцы постепенно заняли важное место в экономике региона. Иммиграция из Китая и Индии была столь велика, что перепись 1931 года даже показала преобладание мигрантов над автохтонным населением, что, в общем, вызвало тревогу и у малайских монархов, и простых малайцев. Однако все попытки решить этот вопрос прервала Вторая мировая война и последовавшая японская оккупация.
Любопытно, что именно коммунисты — партия была образована еще в 1930 году и значительную роль в ней играли как раз этнические китайцы — выступили лидерами сопротивления японцам, а британцы поддержали их, поспособствовав созданию Антияпонской армии народов Малайи (Tentera Anti-Jepun Penduduk Tanah Melayu). Армия успешно противостояла японцам и помогла британским войскам в 1945 году освободить Малайю. Затем партизанские формирования были официально распущены и даже запрещены, но значительная часть бойцов, особенно членов коммунистической партии, ушла в подполье.
Британцы экспериментировали с управлением Малайей, создав в 1946 году Малайский союз, на смену которому уже через два года из-за споров между местными элитами и Лондоном пришла Малайская Федерация. Одновременно Чэнь Пин, по происхождению малайский китаец, стал главой коммунистической партии и преобразовал Антияпонскую армию в Антибританскую, объявив о начале борьбы за полное и окончательное освобождение Малайи.
Повстанцы, прежде всего укрепившиеся на своих старых базах в джунглях, нападали на землевладельцев, каучуковые плантации, шахты. Основной опорой для повстанцев стали китайцы (численностью до 500 000 человек), которые при японцах были силой выдворены из своих домов в деревнях и городах и устроившие нелегальные поселения в джунглях. Эти люди стали главными жертвами при проведении зачисток — было убито от 1200 до 1700 человек.
Официально военные действия с 1948 по 1960 гг. между британцами (участвовали как подразделения из Европы, так и из Австралии и Новой Зеландии) и малайской полицией с одной стороны, и повстанцами-коммунистами с другой, даже не обозначались как война (war), а именовались лишь словом «emergency» — то есть, «военным положением», «состоянием опасности». В ином случае страховые компании отказывались возмещать пострадавшим собственникам плантаций и горнодобывающих предприятий ущерб. Естественно, с точки зрения повстанцев, это была самая настоящая освободительная война.
Противопартизанские операции
Первоначальной британской реакцией, естественно, было усилие имеющихся гарнизонов (изначально там было шесть батальонов гуркхов, два батальона британской армии и два батальона малайцев) и отправка дополнительных сил. В ход пошло объявление в отдельных местностях чрезвычайного положения, а многие схваченные и обвиненные в партизанской борьбе лица были казнены безо всякого суда. Кроме того, по уже отработанной схеме во многих районах был введён комендантский час и установлены запреты на перемещения из одних населённых пунктов в другие.
Присланные из метрополии войска соорудили укрепления и КПП вокруг населенных пунктов и патрулировали прилегающие районы — что, в общем, мало помогало, поскольку у партизан было явное преимущество в знании местности. Кроме того, они, как уже говорилось, пользовались поддержкой местного сельского населения, особенно китайцев. Последние часто помогали партизанам не потому, что рьяно разделяли убеждения Чэнь Пина и других малайских коммунистов, а лишь в силу того, что это была единственная возможность выжить. Партизаны могли защитить китайцев от враждебно настроенных к ним малайцев, а китайцы снабжали партизан продовольствием и информацией.
Результатом первого года борьбы стало задержание 15 000 человек, из которых 10 000 были депортированы в Китай. Естественно, это только отдалило малайских китайцев от малайцев и усилило их связь с партизанами.
В 1950 году на пост командующего в Малайе был назначен генерал-лейтенант сэр Гарольд Бриггз, в годы Второй мировой войны командовавший соединениями в Северной Африке, Иране и Бирме. Его назначение оказалось очень кстати: по прибытии в Малайю он сумел увидеть, что никакие контрпартизанские меры не достигнут цели, если не лишить партизан поддержки со стороны местного населения.
Бриггз сумел убедить верховного британского представителя в Малайской Федерации сэра Генри Гурни в необходимости организовать специальные комиссии из военных и гражданских представителей британцев и малайцев для обмена информацией и координации усилий в борьбе против партизан.
Однако наиболее впечатляющим успехом Бриггза стало основание так называемых «новых деревень». Как отмечают историки, не имевшие ничего, кроме жалких хижин в джунглях, китайцы получили посёлки с нормальными домами, медицинским обслуживанием и школами. Существовала, правда, большая проблема: под эти «новые деревни» должна была отводиться чья-то земля, юридический статус которой не был определён. По сути, как указывали сами британцы, «не было сомнений в том, что программа земельной реформы, возникшая в результате создания «новых деревень», была не только первой из великих уступок иностранцам (китайцам), но, возможно, самой важной уступкой [со стороны] султанов». Политическая элита Малайи смирилась с потерями ради сохранения своей власти.
К концу 1951 года в 500 таких поселков были переселены до 400 000 нуждающихся. Партизаны, которые пытались проникнуть в эти поселки в поисках продовольствия, были хорошо заметны, а потому многие были убиты или сдались властям. Также все жители Малайи старше 12 лет должны были получить удостоверения личности и зарегистрироваться в полицейских участках. Тем не менее, окончательно разорвать связь между китайской диаспорой и коммунистами-повстанцами Бриггзу так и не удалось.
Ударом по британской политике стало убийство коммунистами в том же 1951 году верховного комиссара Гурни. За этим последовала отставка Бриггза и назначение одновременно на должность командующего британскими войсками и верховного представителя сэра Джеральда Темплера, человека с необычайно богатым военным опытом — в годы Второй мировой он служил во Франции, Северной Африке, Италии, был начальником британской оккупационной зоны в Германии, а впоследствии руководил всеми британскими силами на Дальнем Востоке.
Как подчёркивают все исследователи, Темплер решил продолжить кампанию Бриггза, поскольку верил, что она может быть единственным способом справиться с партизанским движением. Согласно этой теории, первичным было не завоевание территории, а борьба за «сердца и умы»:
«Ответ заключается не в том, чтобы отправить в джунгли ещё больше солдат, а в сердцах и умах малайцев… Лишь 25% проблемы — это стрельба, тогда как 75% — это умение сделать так, чтобы местное население пошло за нами».
В соответствии с концепцией Темплера была увеличена численность малайских батальонов и полиции, причём в антипартизанские отряды включались люди любого этнического происхождения. Одновременно британские подразделения — обычно их средний срок пребывания в Малайе составлял три года — проходили тщательную подготовку для войны в джунглях в специальных тренировочных лагерях. Темплер сосредоточил усилия не на патрулировании больших районов, а на коротких операциях по ликвидации баз повстанцев и их командиров. Сдававшимся добровольно партизанам была обещана амнистия и возможность начать новую жизнь.
В дополнение к британским и малайским силам были призваны также подразделения из Австралии и Новой Зеландии — с 1954 года в Малайе находилось не менее 24 пехотных батальонов стран Британского Содружества, а также силы специального назначения (SAS). Вместе с малайскими частями численностью в 40 000 этого было вполне достаточно, чтобы методично бороться с партизанами и брать под контроль один регион за другим, а на уже подконтрольных землях сделать всё, чтобы само местное население стало относиться к партизанам как к чужой и враждебной силе. Один из участников операций против партизан вспоминал:
«В основном мы искали живых коммунистов, потому что склады еды и оружия были очень хорошо спрятаны. У вас должна была быть верная информация о таких вещах, которая поступала через разведку или сдавшихся бандитов. Когда-то было нехорошо называть их бандитами — вы должны были называть их коммунистическими террористами или коммунистами — но «бандиты» было обычным словом для их обозначения.
В 1957 году Чэнь Пину и его соратникам было нанесено крупное поражение, но не в джунглях, а в Лондоне и Куала-Лумпуре. Малайская Федерация получила независимость и вошла в состав Британского Содружества, что автоматически сделало антиколониальную борьбу коммунистов бессмысленной. Сразу после объявления независимости многие партизаны сложили оружие.
Всего с 1948 по 1960 гг. было убито более 500 солдат и 1300 полицейских. Партизанские отряды потеряли убитыми около 6000 человек, ещё 1200 были захвачены в плен.
Война в Малайе стала одним из немногих примеров успешной борьбы с антиколониальным движением в странах Юго-Восточной Азии, а её опыт был распространён на другие британские колонии и страны-союзники Великобритании.
Литература:
- Ucko D.H. Counterinsurgency as armed reform: The political history of the Malayan Emergency // Journal of Strategic Studies — 2019 — Vol.42 — №3–4 — p.448–479
- The Malayan Emergency (1948-1960) / The Anzac Portal (https://anzacportal.dva.gov.au)
- A Short Guide to the Malayan Emergency // Imperial War Museums (http://www.iwm.org.uk)
- Malayan Emergency / National Army Museum (https://www.nam.ac.uk)
Комментарии к данной статье отключены.