Политика консервативного правительства Колумбии к концу XIX века привела к высокой инфляции и экономическому кризису, связанному с некстати случившимся падением цен на кофе — главный экспортный товар страны. Традиционным оппонентом правящей элиты была либеральная партия. Последней каплей, переполнившей чашу её терпения, стали президентские выборы 1898 года, сопровождавшиеся подлогами и фальсификациями и приведшие к власти 84-летнего консерватора Мануэля Антонио Санклементе. В октябре следующего года либералы подняли восстание в департаменте Сантандер, вылившееся в настоящую гражданскую войну — не первую и не последнюю в истории государства.
Эта война вошла в историю под именем Тысячедневной, хотя продолжалась дольше — 1130 дней. За это время чаша весов не раз склонялась то в одну, то в другую сторону: то правительственные войска одерживали победу над повстанцами (например, 24 октября 1899 года в битве на реке Магдалена), то либералы одолевали своих противников, как в битве у Пералонсо 15 декабря. Наиболее масштабным событием войны стало двухнедельное сражение у Палонегро в мае 1900 года, когда 8-тысячные силы повстанцев отчаянно сопротивлялись, но потерпели поражение от правительственной армии, превосходившей их практически вдвое. В том же году влиятельный генерал Хосе Мануэль Маррокин совершил государственный переворот, сместил пожилого президента и с новыми силами взялся за наведение порядка. Через некоторое время командир повстанцев генерал Рафаэль Урибе Урибе пошёл на переговоры со своими оппонентами. 21 ноября 1902 года на борту американского крейсера было подписано мирное соглашение, положившее конец гражданской войне, которая унесла жизни более 100 000 человек. Кстати, её участником был главный герой повести Габриэля Гарсия Маркеса «Полковнику никто не пишет», сражавшийся на стороне либералов.
Тысячедневная война ослабила Колумбию и одновременно подогрела сепаратистские устремления Панамы. В отделении департамента от государства были заинтересованы и США. Конгресс Колумбии отказался ратифицировать договор о передаче Штатам в аренду полосы земли, по которой должен был пройти Панамский канал, и это послужило сигналом к созданию в ноябре 1903 года Временной правящей хунты Панамы и провозглашению независимой республики. Сепаратистов поддержали США, первыми признавшие новое государство.
Комментарии к данной статье отключены.