9 апреля 1914 года мексиканские войска задержали экипаж американской канонерки «Дельфин», явившейся в порт Тампико. Президент Хосе Викториано Уэрта отказался в качестве извинения поднимать над городом флаг США. 22 апреля в Тампико высадился десант морских пехотинцев, и вторжение Соединённых Штатов в Мексику началось. О том, что происходило дальше, рассказывает наш читатель.
Время разбрасывать камни
С тех пор, как испанский конкистадор Эрнан Кортес вошёл в гавань в 1519 году, Веракрус являлся основным портом Мексики. Во времена президента Порфирио Диаса (1884–1911) британская фирма «Пирсон и сын» восстановила и модернизировала портовые сооружения. Помимо новых причалов и плавучего сухого дока рядом с гаванью строители возвели несколько административных зданий, в том числе почтовое отделение и телеграф, новую железнодорожную станцию и гостиницу, таможню и современный маяк. После реновации 1902 года обновлённый Веракрус приобрёл репутацию крупнейшего и самого современного портового города Мексики.
В апреле 1914 года военно-морские силы США в Веракрусе состояли из линейных кораблей «Флорида» и «Юта» и транспорта «Прерия» с 350 морскими пехотинцами на борту. В середине апреля Госдепартамент США узнал, что в Веракрус направляется лайнер «Ипиранга» с большим грузом боеприпасов. Правительство США было решительно настроено не допустить попадания этого груза в руки Уэрты. Политики в Вашингтоне быстро переключили своё внимание с Тампико на Веракрус. Контр-адмирал Атлантического флота США Чарльз Бэджер со своей эскадрой линейных кораблей уже отправлялся в сторону Тампико, когда получил приказ изменить курс и двинуться на Веракрус.
Рано утром во вторник 21 апреля события приняли серьёзный оборот. Госсекретарь Уильям Дженнингс Брайан получил от канадского консула в Веракрусе телеграмму, в которой сообщалось, что «Ипиранга» должен прибыть в порт тем же утром. По данным дипломата, на корабле находилось 200 пулемётов и 15 млн патронов.
В 8 часов утра контр-адмирал Флетчер получил из Вашингтона приказ:
«Захватить таможню. Не разрешайте доставлять военные поставки правительству Уэрты или любой другой стороне».
Хотя «Ипиранга» ещё не прибыл, Флетчер решил действовать быстро и не дожидаться подкрепления. Несмотря на обострение конфликта, Флетчер стремился избежать кровопролития. Через канадского консула адмирал сообщил генералу Густаво Маассу, командующему местной мексиканской армией, что вскоре войска США сойдут на берег, чтобы взять под свой контроль доки, таможню и железнодорожную станцию.
В тот день мексиканские войска в Веракрусе состояли из 18-го и 19-го пехотных батальонов, а также нескольких сотен заключённых, которые были освобождены из старой крепости-тюрьмы Сан-Хуан-де-Улуа. Всего мексиканские силы могли рассчитывать на 600 штыков. Помимо этого, под ружьё встали гардемарины из мексиканской военно-морской академии и несколько вооружённых гражданских лиц.
В 10:50 адмирал Флетчер приказал начать операцию, и десантные группы под командованием капитана Уильяма Раша стали высаживаться в порту Веракруса. Первая волна состояла из 800 солдат и офицеров, а также 500 морпехов. Помимо стрелкового оружия, десант доставил на берег несколько пулемётов и трёхдюймовое полевое орудие.
Несмотря на увещевания канадского консула, генерал Маасс ответил, что его присяга и приказы из Мехико не позволяют ему сдаться. Он стал готовиться дать отпор американскому десанту.
Высадившись на пирсе, группа морских пехотинцев двинулась вперёд и захватила канатную дорогу на главной деловой улице Авенида Индепенденсия. Другой отряд взял муниципальную электростанцию к северу от железнодорожного вокзала, одновременно перекрыв западные железнодорожные подъезды к городу. Капитан Раш организовал штаб-квартиру в отеле «Терминал» рядом с железнодорожной станцией и доком. Отряд морских офицеров установил на крыше семафорную связь с адмиралом Флетчером, находившемся на линкоре «Флорида». Чуть позже американские силы захватили таможню и близлежащие склады, здание почты и телеграфа, а также железнодорожный терминал. Казалось, всё шло по американскому плану.
Генерал Маасс направился к казармам 19-го пехотного полка и отдал приказ подполковнику Альбино Родригесу Серрильо направить отряд, чтобы отразить вторжение. Затем в штабе 18-го пехотного полка Маасс велел генералу Луису Бесеррилу раздать винтовки гражданским добровольцам. Подполковник Мануэль Контрерас получил указание собрать своих людей и вместе с добровольцами двигаться параллельно наступлению Серрильо.
Час настал
Приближаясь к оккупированному району города, мексиканские гражданские добровольцы занимали позиции в ближайших зданиях и на крышах домов. Первое столкновение произошло на углу улиц Морелос и Калле, когда местный полицейский Мигель Монфор заметил американских солдат и открыл по ним огонь из револьвера. Монфор был убит ответным огнём и стал первой жертвой сражения.
Мексиканцы атаковали военно-морских офицеров на крыше отеля «Терминал». Не желая терять связь с флагманом, капитан Раш отправил отряд морской пехоты на крышу для их защиты. Даниэль Хаггерти, один из морских пехотинцев, был ранен в живот. Ранение оказалось смертельным.
Сопротивление усиливалось, и капитан Раш дал сигнал о срочном подкреплении. «Юта» был отозван из поисков «Ипиранги», и адмирал Флетчер приказал линкору высадить батальон на помощь Рашу. «Ипиранга» прибыл днём, но из-за боевых действий на берегу лайнер встал на якорь во внешней гавани.
Неприятным сюрпризом для американцев стал отряд мексиканских гардемаринов, который забаррикадировался в большом здании Военно-морской академии и со второго этажа открыл прицельный огонь. Три катера ВМС США пересекли гавань и стали стрелять по зданию академии. Жертвой американского огня стал мексиканский гардемарин — 17-летний Вирджилио Урибе.
На улице возле военно-морской академии 18-летний лейтенант артиллерии ВМС Хосе Азуэта, сын коменданта академии Мануэля Азуэта, со своим отрядом установил пулемёт и открыл огонь по американцам. Морпехи из здания таможни открыли ответный огонь по отряду и смертельно ранили молодого офицера. После этого люди Азуэты отступили в военно-морскую академию, унося с собой командира.
Желая предотвратить напрасные потери, адмирал Флетчер отправил своего начальника штаба на берег, чтобы найти канадского консула и попросить его заключить перемирие с мексиканскими военными властями в городе. Незадолго до 16:00 Флетчер передал первый отчёт о высадке в Вашингтон, включая данные о потерях и прибытии «Ипиранги».
Известия ошеломили президента Вудро Вильсона. В разговоре со своим секретарём Джозефом Тумулти он произнёс:
«Я не смогу забыть, что именно я отправил этих молодых людей на смерть».
Адмирал Флетчер безуспешно пытался найти каких-либо мексиканских чиновников. Он решил оставить десант на своих нынешних позициях и отдал приказ держать оборону всю ночь. Тем временем генерал Маасс приказал своим войскам отойти в Техерию — деревню в десяти милях к западу от Веракруса. Надёжных средств связи не было, и потому не все разрозненные группы мексиканских бойцов получили приказ Маасса.
В 9 часов вечера крейсер «Сан-Франциско» прибыл из Тампико, встал на якорь во внутренней гавани и высадил две роты морпехов для усиления войск капитана Раша. Вскоре после полуночи к американской эскадре присоединился крейсер «Честер», отправивший на берег смешанную группу морских пехотинцев и матросов.
Пять линейных кораблей Атлантического флота под командованием адмирала Бэджера прибыли в 2 часа ночи и встали на якоре во внешней гавани. Адмирал Флетчер отправился на борт флагманского «Арканзаса», где адмирал Бэджер сообщил ему, что командование операциями США на берегу останется в его, Флетчера, руках. Затем было принято решение немедленно высадить морских пехотинцев и моряков из «Арканзаса», «Вермонта», «Нью-Гемпшира», «Южной Каролины» и «Нью-Джерси», чтобы укрепить контингент на берегу. Свежие подкрепления начали прибывать на берег после 4:00 и продолжали высадку в течение трёх с половиной часов. Мексиканцы ответили на это лишь единичными выстрелами.
К 8:30 силы американцев на берегу насчитывали 1400 морских пехотинцев и 2600 солдат и моряков.
Когда морские пехотинцы возобновили движение по улицам, их встретил сильный огонь из нескольких зданий. Подавляя мексиканцев огнём из автоматов, морпехи методично продвигались вперёд, заходя в каждый дом в каждом квартале и уничтожая снайперов, обнаруженных на крышах домов. После ожесточённого сражения в первый день пленных не брали. Любой мексиканец, найденный с оружием, мог быть убит на месте.
Военно-морские подразделения на левом фланге морской пехоты продвигались на юг вдоль набережной. 2-й морской полк возглавлял ветеран войны с Испанией капитан Андерсон, командир линейного корабля «Нью-Гемпшир». Капитан был уверен, что его район уже очищен от снайперов, поэтому проигнорировал предложение направить вперёд разведчиков. Второй его ошибкой стало движение отряда в походном строю, а не в боевом порядке. Маршируя, как на учениях, моряки внезапно попали под кинжальный огонь мексиканских пулемётов, винтовок и артиллерии. Отступая, отряд столкнулся с батальоном моряков из «Южной Каролины», что усилило панику.
Со своего командного пункта адмирал Флетчер наблюдал ситуацию на берегу и приказал «Честеру», «Прерии» и «Сан-Франциско» открыть огонь, чтобы прикрыть отход. Под защитой корабельной артиллерии капитан Андерсон вновь собрал своё подразделение и продолжил наступление. После короткой перестрелки Андресону удалось занять сильно разрушенную Военно-морскую академию и артиллерийские казармы. Моряки ворвались в город.
Веракрус американский и мексиканский
27 апреля состоялась торжественная церемония, на которой флаг США был поднят над американской штаб-квартирой в отеле «Терминал».
После событий в Тампико и Веракрусе армия мексиканских конституционалистов начала движение к Мехико. Президент Уэрта не имел достаточных сил, чтобы отразить наступление, и в июле подал в отставку. Он бежал в Пуэрто-Мехико и оттуда на борту немецкого крейсера «Дрезден» отправился в изгнание. Всего через несколько недель мир узнал об убийстве эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево, и началась Первая мировая война.
Американские войска семь месяцев оставались в Веракрусе. Долгие переговоры между Государственным департаментом США и новым главой мексиканского правительства Венустиано Каррансой в конечном итоге привели к выводу американских войск из Веракруса 23 ноября 1914 года. В тот же день конституционные войска под командованием генерала Кандидо Агилара завладели городом.
США рассчитывали, что высадка в Веракрусе будет небольшой акцией устрашения, которая покажет, кто хозяин на континенте. Вместо этого за полтора дня сражений американская армия потеряла почти 100 человек убитыми и ранеными, и ей пришлось приложить серьёзные усилия для победы. Но главными оказались политические последствия. Американская агрессия консолидировала мексиканское общество. Мексика не собиралась сдаваться на милость оккупантов. Имена лейтенанта Азуэты и гардемарина Урибе навсегда были вписаны в пантеон военных героев, которых почитают на торжественных церемониях по сей день.
Комментарии к данной статье отключены.