Одержанная над Испанией в 1898 году победа укрепила американцев в уверенности, что отныне они могут устраивать «небольшую порку» всем соседям, если те поведут себя неподобающим образом. Однако у отсутствия реальных противников была и обратная сторона: Америка не имела сколь-нибудь серьёзного боевого опыта. Последняя полноценная война закончилась в 1898 году, а после этого Соединённые Штаты лишь усмиряли восстания средней и малой величины. В сентябре 1901 года они подавили боксёрское восстание в Китае, которое обошлось американской стороне в 13 убитых. В следующем году завершилось восстание на Филиппинах, в котором Америка принимала ограниченное участие. Через десять лет американские войска успешно справились с восстанием на Кубе, а в августе того же 1912 года подавили выступление Луиса Мены в Никарагуа. Ни одна из этих военных кампаний не могла повлиять на боевой опыт американской армии. Однако всё изменилось в 1914 году. Наш читатель рассказывает, какие события к этому привели.
Недружные соседи
Напряжённость вдоль американо-мексиканской границы не только не угасла после войны 1846–1848 годов, но и продолжала нарастать. По условиям мирного договора мексиканское правительство было вынуждено уступить США около 529 000 квадратных миль. По мере того как в начале XX века революционные настроения охватывали Мексику, всё более частыми становились случаи бандитских налётов, увеличивались масштабы контрабанды, росла преступность, всё чаще проливалась кровь.
Весной 1914 года Мексика погрузилась в пучину вооружённой борьбы против центрального правительства президента генерала Викториано Уэрты. Уэрта, выпускник военной академии, поднялся из низов и стал главнокомандующим федеральной армии Мексики. В феврале 1913 года он предал президента Франсиско Мадеро, арестовал его и заставил уйти в отставку. Через несколько дней Мадеро был убит.
Прошло всего несколько недель после переворота Уэрты, и Вудро Вильсон принял присягу, заступая на свой первый президентский срок в США. Ситуация в Мексике его возмущала, поэтому США отказались признать правительство Уэрты и отозвали из Мехико своего посла.
По всей Мексике вспыхнуло вооружённое сопротивление режиму Уэрты. На федеральные войска нападали повстанцы во главе с Альваро Обрегоном, Венустиано Каррансой и Хосе Доротео Арамбулой, более известным как Панчо Вилья, на севере и Эмилиано Сапатой — на юге.
Американские коммерческие интересы в стране южного соседа, появившиеся во время длительного президентского срока Порфирио Диаса, оказались под угрозой. Американские граждане в Мексике всё сильнее беспокоились о своей безопасности. Одному британскому гостю Вудро Вильсон заявил, что «собирается научить южноамериканские республики выбирать хороших людей», тем самым продемонстрировав своё отношение к Латинской Америке. Однако он не хотел напрямую вмешиваться в мексиканские дела и вместо этого решил занять выжидательную позицию — американский президент был уверен, что Уэрта будет свергнут в самом скором времени.
Последняя капля
Когда восстание уже набрало силу, США обратили пристальное внимание на ключевые порты мексиканского побережья — Тампико и Веракрус. Тампико находился всего в 300 милях от ближайшего американского Браунсвилла в штате Техас. В самом начале XX века в Тампико нашли нефть. Это превратило сонный мексиканский порт в быстро развивающийся город, и непрерывный поток хлынувшей оттуда нефти стал критически важным для иностранных интересов. В марте 1914 года мексиканский федеральный гарнизон в Тампико подвергался периодическим атакам повстанческих сил Каррансы, и ситуация становилась нестабильной.
9 апреля 1914 года американская канонерка «Дельфин» проследовала в Тампико вверх по реке Пануко, намереваясь забрать газолин со склада местного немецкого торговца. Неподалёку происходили боевые действия, и федеральные войска имели приказ задерживать всех, у кого не было военного пропуска. После швартовки экипаж лодки был взят в плен и доставлен в штаб мексиканских сил.
Местный командир, полковник Рамон Х. Инохоса, признал ошибку, допущенную его людьми, и американцы вернулись на свою лодку. Военный губернатор Тампико генерал Игнасио Морелос Сарагоса извинился перед консулом США и попросил передать своё сожаление контр-адмиралу Майо, командующему военно-морскими силами США в Тампико. Однако контр-адмирал «в связи с публичностью этого происшествия» предъявил генералу Сарагосе ультиматум: в течение 24 часов мексиканцы должны были официально принести извинения за «враждебный акт» и поднять на видном месте американский флаг. Президент Уэрта извинился за инцидент в Тампико, но гордость не позволила ему приветствовать флаг чужой страны. Он заметил, что Соединённые Штаты всё ещё отказывались признать его правительство.
20 апреля Вудро Вильсон на сессии Конгресса США доложил о серии инцидентов, демонстрировавших, по его мнению, «презрение мексиканского правительства к Соединённым Штатам». Президент попросил одобрения «использовать вооружённые силы Соединённых Штатов таким образом и в такой степени, которая может оказаться необходимой для получения от генерала Уэрты и его сторонников самого полного признания прав и достоинства Соединённых Штатов». Одобрение он получил.
22 апреля транспорт «Хэнкок» высадил в Тампико 800 морских пехотинцев «панамской бригады» США. Прикрытие в гавани осуществляли несколько линкоров, а в 250 милях от побережья дежурил флот адмирала Фрэнка Флетчера. Вторжение армии США в Мексику началось.
Комментарии к данной статье отключены.