В 1492 году пал Гранадский эмират — последнее исламское государство на Пиренейском полуострове. Длившаяся без малого восемь столетий Реконкиста завершилась. Христианские правители Кастильской короны с недоверием относились к проживавшим в государстве маврам. В XVI веке была издана целая серия эдиктов, направленных на интеграцию этих «чуждых элементов» в испанское общество — вплоть до запрета на использование арабского языка, ношение традиционной одежды и т.д. Спасаясь от гонений, мавры принимали христианство — таких неофитов называли морисками.
Чем сильнее укреплялась в Средиземноморье Османская империя, тем сильнее испанское государство опасалось мусульман, пусть даже и бывших, и тем туже закручивало гайки, контролируя повседневную жизнь морисков. В конце концов их недовольство вылилось в Альпухаррское восстание 1568–1571 годов, жёстко подавленное доном Хуаном Австрийским. После усмирения недовольных около 80 000 морисков были вынуждены покинуть Гранаду, где восстание набрало максимальные обороты, и переселиться в другие земли королевства. Однако это было только начало. Испанский король Филипп III (1598–1621) захотел кардинально решить проблему и избавиться от потенциальных бунтовщиков, а заодно пополнить казну. В 1609 году монарх подписал указ об изгнании морисков.
Первой на очереди была Валенсия, где проживало особенно много морисков. 30 сентября первые депортируемые были доставлены в порты. Они имели право взять с собой только то, что могли сами унести, а их земли и дома отходили государству. Также они должны были оплатить свой проезд. Корабли увозили морисков в Северную Африку, где их никто особо не ждал, и местные жители не раз нападали на приезжих. Вспыхивали волнения и на кораблях. Мориски протестовали против депортации и подняли несколько небольших восстаний, которые быстро были подавлены. За три месяца из Валенсии в Магриб уехало 116 000 морисков. Далее настал черёд Арагона, Каталонии и Андалусии, но здесь депортация затянулась до 1614 года. Не все оседали в Северной Африке: многие мориски оказались в Турции, Франции и даже за океаном, в Латинской Америке. Всего Пиренейский полуостров покинуло минимум 270 000 морисков — около 4% населения. Позже несколько десятков тысяч переселенцев смогли вернуться в Испанию.
Комментарии к данной статье отключены.