Фактор владения морем был определяющим в Русско-японской войне 1904-1905 годов. Так, русская эскадра из Порт-Артура угрожала японским морским перевозкам в Корею и Китай. Именно поэтому борьба за Порт-Артур решала судьбу не только базировавшейся там 1-й эскадры флота Тихого океана, но и исход всей войны. Японская армия осадила эту военно-морскую базу, и уже в июне 1904 года начались бомбардировки внутренней гавани. Чтобы не погибнуть на якоре и без боя, русская эскадра под командованием контр-адмирала В.К. Витгефта попыталась прорваться во Владивосток.
Во Владивостоке об этом стало известно 29 июля в 4 часа дня: «Эскадра вышла в море, сражается с неприятелем. Вышлите крейсера Корейский пролив». Начальник Владивостокского отряда крейсеров («Россия», «Громобой» и «Рюрик») контр-адмирал К.П. Иессен получил от своего начальника адмирала Н.И. Скрыдлова указание: «…не имея оснований встретить Витгефта к югу от Корейского пролива, вы, в случае, если не встретите его до параллели Фузана (Пусана) далее к югу идти не должны. К параллели Фузана следует подойти рано утром и крейсировать на этой параллели на пути судов, идущих на север, до 3-4 часов дня, после чего полным, 15-17 узл. ходом возвращаться во Владивосток. Если около Фузана усмотрите эскадру адмирала Камимуры, то, не вступая с ней в бой, отвлекать её на север в погоню за собой».
Иессен вышел из Владивостока 30 июля в 6 часов утра и оказался на параллели Пусана 1 августа в 4 часа 35 минут. Здесь произошла встреча русских кораблей с 2-м боевым отрядом Императорского японского флота, состоявшим из четырёх броненосных крейсеров («Идзумо», «Адзума», «Токива» и «Иватэ») под командованием вице-адмирала Хиконодзё Камимуры. Отряд японского адмирала патрулировал Корейский пролив, чтобы перехватывать русские суда, прорывавшиеся с юга, и преградить путь отряду Владивостокских крейсеров.
Тяжелейший бой между русскими и японскими кораблями длился более пяти часов. Японцы превосходили своего противника численно, по боевой мощи и тактической подготовке, однако русские моряки проявили большое мужество и сражались отчаянно. В результате боя сильно повреждённым русским броненосным крейсерам «Россия» и «Громобой» пришлось отойти во Владивосток, а «Рюрик» был затоплен экипажем, исчерпав возможности для сопротивления превосходящим вражеским силам.
Переживший бой судовой священник «Рюрика» иеромонах Алексий в своём интервью петербургским газетам описал действия экипажа крейсера словами: «В совершении геройства далее этого идти уже некуда…» Тогда же наместник императора на Дальнем Востоке адмирал Е.И. Алексеев сказал, что подвиг «Рюрика» «много выше Варяжского».
Проследить все этапы боя в Корейском проливе 1 (14) августа 1904 года вы можете в новом интерактивном проекте портала Warspot.
Комментарии к данной статье отключены.