История этого корабля похожа на приключенческий роман. Он строился в Шотландии по чертежам знаменитого американского крейсера «Алабама», в итоге был продан испанцам и отличился в Первой Тихоокеанской войне 1865-1866 годов. В 1873 году «Торнадо» стал причиной грандиозного скандала, захватив американский пароход, шедший на Кубу с оружием и добровольцами для повстанцев. Итогом скандала стала паника в США и начало строительства «Нового флота», сделавшего Соединённые Штаты одной из ведущих морских держав мира.
Миссия лейтенанта Синклера
В начале 1862 года власти Конфедерации Южных Штатов направили в Великобританию морского лейтенанта Джорджа Т. Синклера с задачей заказать винтовой корабль для крейсерских целей и вступить в командование им после готовности. В Ливерпуле Синклера встретил Джеймс Буллох — неофициальный морской агент Конфедерации в Великобритании и «самый опасный человек в Европе» (по выражению одного из представителей госдепартамента США). Он курировал поставки в Англию хлопка из Южных Штатов и одновременно имел полномочия заказывать здесь корабли для флота Конфедерации.
Буллох предложил Синклеру заказать корвет по чертежам «Алабамы», строительство которой уже заканчивалось на верфи Джона Лэйрда в Биркенхэде неподалёку от Ливерпуля. Однако новый корабль был заказан другой фирме — верфи братьев Томсон в Глазго, впоследствии известной как Клайдбэнк. В частности, именно тут строилась колёсная шхуна «Жирафа», впоследствии использовавшаяся южанами как прорыватель блокады «Роберт Э. Ли», а через полвека этой же верфью (к тому времени купленной металлургической корпорацией «Джон Браун») был построен крупнейший британский линкор «Худ».
Контракт с братьями Томсон был подписан в октябре 1862 года. Официально заказчиками корабля считались семь лиц, выкупившие особые облигации, выпущенные дипломатическим представителем Конфедерации Джеймсом Мэйсоном под залог 87 500 фунтов хлопка.
Корабль Синклера представлял собой усовершенствованную «Алабаму»: при регистровой вместимости 1200 брт («Алабама» — 1050 брт) он имел почти ту же длину (67,2 м вместо 67 м) и был немного шире (10,1 вместо 9,65 м), водоизмещение составляло 2100 т. По спецификации максимальная скорость корабля под машиной достигала 13 узлов, однако по позднейшим испанским данным даже при хорошем угле и опытных кочегарах она не превышала 11,5 узла. Корпус был изготовлен композитным: железный набор и деревянная обшивка. Как и «Алабама», корабль оснащался тремя мачтами с полным парусным вооружением, выдвижной телескопической трубой и двухлопастным подъёмным винтом. По некоторым данным, корабль должен был называться «Техас», но для конспирации официально строился под именем «Памперо».
Вооружение корвета должно было состоять из трёх 203-мм орудий на поворотных платформах и не менее четырёх крупнокалиберных орудий в бортовой батарее. На заказ артиллерии Синклеру выделили 10 000 фунтов стерлингов (40 000 долларов), однако устанавливать её можно было только после готовности корабля, уже в нейтральных водах. Постепенно из Америки начали приезжать моряки для укомплектования команды нового крейсера.
Однако к началу 1863 года Соединённые Штаты усилили давление на Англию, и строить корабли для Конфедерации стало значительно сложнее. Строившаяся на верфи Лэйрда «Александрия» была конфискована британским правительством по требованию США. Синклер предложил перевести недостроенное судно во Францию или в Германию, однако опоздал: консул США в Ливерпуле Томас Х. Дадли организовал сбор информации о шотландских верфях и выяснил, что у братьев Томсон строится быстроходный пароход водоизмещением примерно 1500 т, причём среди рабочих ходят слухи, что заказчиками являются южане.
В августе 1863 года консул Дадли сделал официальный запрос руководству верфи и получил ответ, что корабль строится для Турции. Однако информаторы консула уже выяснили, что основой для него стали чертежи «Алабамы». Чтобы скрыть «улики», Синклер распорядился срочно заделать орудийные порты, замаскировать поворотные платформы для орудий и устройства подачи боеприпасов из погребов. Для этого пришлось перенести спуск судна на воду с 12 на 29 октября.
10 ноября американский консул в Глазго У.Л. Андервуд официально потребовал ареста «Памперо». Никаких доказательств его принадлежности к флоту Конфедерации представлено не было, поэтому британское правительство не предприняло никаких немедленных юридических шагов. Тем не менее, в конце ноября рядом с «Памперо», достраивавшимся на реке Клайд, пришвартовался британский военный корабль, а таможенники провели его тщательное обследование.
В итоге судебное разбирательство относительно принадлежности «Памперо» было начато лишь 18 марта 1864 года. До конца Гражданской войны оно так и не завершилось, но это уже не имело значения: флот Конфедерации нового крейсера так и не получил.
Новый хозяин
После окончания войны правительство США не проявило интереса к кораблю, зато им заинтересовалась другая страна — Чили, только что вместе с Перу вступившая в войну с Испанией. В начале 1866 года отправленному в Европу вице-адмиралу Роберто Симпсону через посредничество фирмы «Айзек Кэмпбелл и К» удалось приобрести корвет за 75 000 фунтов стерлингов. Кроме того, у фирмы братьев Деннис был куплен недостроенный корвет «Циклон», также заказанный Конфедерацией в 1863 году. Чтобы запутать и британские, и испанские власти, «Памперо» был переименован в «Торнадо», а «Циклон» — в «Памперо».
Испанские власти получили информацию о миссии Симпсона и заявили Британии протест. Однако формальных доказательств перекупки судов чилийцами предоставлено не было. В июне 1866 года, завершив испытания, оба корвета ушли в Гамбург для оснащения и устранения недоделок. В конце июля они вновь вернулись в Великобританию для набора вольнонаёмных команд, но уже как коммерческие суда, задерживать которые не было законных оснований. Предполагалось, что в первых числах августа они отправятся через Атлантику в долгий путь до Чили.
8 августа «Торнадо» вышел из шотландского Лейта под британским флагом и с английской командой. Командовал корветом Джон (Хуан) Макферсон, англичанин на чилийской службе — для сохранения конспирации он числился третьим помощника формального командира, Эдуарда Кольера. Команда судна составляла 55 человек, его собственником числился британский подданный Саул Айзек.
Предполагалось, что в открытом море «Торнадо» встретится с британским же пароходом «Грейтэм Холл», примет с него чилийских моряков и тайно закупленное вооружение, после чего вместе со вторым «Памперо» начнёт действия против испанской торговли в Атлантике. При этом предполагалось, что «Грейтэм Холл» под командованием отставного британского морского офицера Маккиллопа будет играть роль корабля снабжения. Однако британский крейсер «Каледония» успел перехватить «Грейтэм Холл» и отвёл его в Портленд. «Циклону» («Памперо») повезло больше: он пересёк Южную Атлантику и в ноябре 1866 года присоединился к чилийскому флоту, перед этим получив новое имя «Абтао» — в честь победы, одержанной над испанцами в заливе Абтао 7 февраля 1866 года.
Не найдя «Грейтэм Холл» в условленном месте, «Торнадо» двинулся для бункеровки на португальскую Мадейру, куда прибыл вечером 21 августа. Далее, согласно резервному плану, он должен был двигаться к берегам Бразилии, а потом в Чили.
Погоня у Мадейры
Известие о выходе корвета из Британии дошло до Испании, и уже утром 20 августа из Кадиса для поиска потенциального крейсера отправился испанский фрегат «Жерона». Вечером 22 августа он подошёл к Мадейре и обнаружил на рейде Фуншала неизвестный пароход.
Командир «Жероны» Бенито Руис де ла Эскалера сразу счёл пароход подозрительным. Его подозрения ещё более усилились, когда около 20 часов пароход выбрал якорь, но направился не в море, а двинулся на запад, по возможности прижимаясь к южному берегу Мадейры и явно стремясь не выходить за пределы португальских территориальных вод. Макферсон и Кольер так торопились, что были вынуждены оставить на причале часть приготовленных для путешествия запасов.
Дон Бенито Руис начал погоню. Увы, максимальный ход «Жероны» по спецификации составлял 12 узлов, а на практике не превышал 10. «Торнадо» подвело именно стремление прижиматься к берегу вместо того, чтобы сразу попытаться оторваться от врага.
Испанский капитан отдал главному механику-англичанину распоряжение дать полный ход, а когда тот отказался, ссылаясь на необходимость беречь машины — приказал сместить его, заменив вторым механиком. В результате фрегат преследовал «Торнадо» до мыса Тристан на северо-западной оконечности Мадейры. Когда дон Бенито Руис понял, что противник вот-вот уйдёт в открытое море, он приказал открыть огонь. Было уже 22:30, на море опускались сумерки.
На первый холостой выстрел из 160-мм орудия «Торнадо» не отреагировал, и тогда командир «Жероны» приказал стрелять боевыми снарядами. После третьего боевого выстрела безоружный «Торнадо» остановил машины и лёг в дрейф на расстоянии около 3,5 мили от берега. На его борт была отправлена призовая команда из 58 человек во главе с 1-м лейтенантом Мануэлем дель Бустильо-и-Пери. Джон Макферсон был арестован, отправлен на «Жерону» где подвергнут допросу. По утверждению испанцев, держался он «нагло и оскорбительно». Захваченный «Торнадо» был отправлен в Кадис, а «Жерона» двинулась на поиски «Циклона», оказавшиеся безуспешными.
Найти оружие на «Торнадо» испанцам так и не удалось, а их грубое отношение к арестованной команде позднее вызвало дипломатический конфликт Мадрида с Лондоном. Формально британские моряки не являлись комбатантами и не могли считаться военнопленными, а действия «Жероны» юридически находились на самой грани морского права. Лишь 15 декабря 1866 года призовой суд в Кадисе признал «Торнадо» законной военной добычей. Его формальный командир Эдуард Кольер тут же подал апелляцию, которая была отклонена испанским судом 30 января 1867 года.
Тут в дело вступил юридический владелец судна Саул Айзек, поддержанный самим Айзеком Кэмпбеллом. Они обратились в британский суд и дошли до парламента, в результате юридическое разбирательство длилось ещё два с половиной года. Только в августе 1869 года британское правительство отказалось от поддержки всех претензий на «Торнадо».
7 сентября 1869 года корвет «Торнадо» был зачислен в состав испанского флота под тем же названием. В ноябре-декабре он прошёл ремонт в арсенале Ла-Каррака и наконец-то получил артиллерийское вооружение: одно 200-мм орудие Паррота на поворотной платформе, два 160/15-мм и два 120-мм бронзовых орудия (все — нарезные дульнозарядные), а также две 87/24-мм казнозарядные пушки системы Гонтория на колёсных станках для вооружения десанта. По другим данным, с 1870 года корабль имел шесть 160-мм нарезных дульнозарядных орудия Паллисера.
Дело «Вирджиниуса»
В октябре 1870 года «Торнадо» был отправлен на Кубу, где с 1868 года разгоралось восстание сторонников независимости, так называемая «Десятилетняя война». Соединённые Штаты демонстративно сохраняли нейтралитет, тем более что повстанцы во главе с плантатором Карлосом Мануэлем де Сеспедесом, объявившим себя временным президентом страны, вели в основном партизанскую войну и не смогли взять под свой контроль сколь-нибудь большую территорию. Однако американское общественное мнение поддерживало повстанцев, здесь велись нелегальные закупки оружия и даже вербовка добровольцев, и американские власти не желали этому препятствовать. В Вашингтоне прекрасно понимали, что независимость Кубы при полной её зависимости от внешней торговли будет означать фактический переход острова под протекторат США.
Самым известным американским судном, доставлявшим на Кубу военную контрабанду, являлся небольшой железный колёсный пароход «Вирджиниус» вместимостью 491 брт. Он был построен в 1864 году в Глазго по заказу Конфедерации как прорыватель блокады «Вирджин», захвачен северянами 12 апреля 1865 года и пять лет простоял без дела на бруклинской верфи. Наконец, в августе 1870 года его за 25 800 долларов купил американец Джон Ф. Паттерсон, получивший на это деньги от представителя кубинских повстанцев генерала Мануэля Кесадо.
Пароход был переименован в «Вирджиниус» и зарегистрирован на Нью-Йоркской таможне, причём Паттерсон уплатил 2000 долларов и принёс клятву, что является единственным его владельцем. Капитаном судна стал Фрэнсис Шепферд.
Следующие три года «Вирджиниус» занимался доставкой кубинским партизанам военного снаряжения и добровольцев как из США, так и из других стран Карибского бассейна. Пароход хорошо знали во всех карибских портах, испанцы объявили его флибустьером и долго за ним охотились, но высокая скорость позволяла «Вирджиниусу» неизменно уходить от погони. Официальные испанские жалобы воздействия не возымели: американские представители в портах, из которых действовал «Вирджиниус», в основном сочувствовали повстанцам и закрывали глаза на явные занятия военной контрабандой.
Ситуация особенно обострилась в июне 1873 года, когда «Вирджиниус» зашёл в колумбийский порт Аспинволь (современный Колон в Панаме) для ремонта машин. Находившаяся здесь испанская колёсная канонерка «Альваро де Базан» попыталась его перехватить, однако на помощь пароходу пришла американская винтовая канонерка «Канзас» (625 т). Испанцы были взбешены, а «Вирджиниус» ушёл для продолжения ремонта на Ямайку. Здесь в октябре 1873 года новым командиром парохода стал Джозеф Фрай, бывший морской офицер Конфедерации. Американский консул в Кингстоне Томас Х. Пирн предупредил Фрая, что испанцы обозлены и могут расстрелять его, если поймают.
На судно набрали новую команду из 52 человек, в основном американцев и британцев, среди которых было три юнги-подростка. Затем пароход отправился на Гаити, где принял груз для Кубы: 30 винтовок «Ремингтон», 300 000 патронов, 800 кинжалов и столько же мачете, бочку с порохом и ящик с солдатской обувью.
Также же на борту судна разместился отряд кубинских добровольцев из 103 человек под командованием генерала Барнабе Варона, в штаб которого также входили прибывшие из США полковники Хесус дель Соль и Агустин Санта-Роза. Здесь же присутствовал Педро, младший брат президента Сеспедеса, тоже имевший чин генерала, а также Уильям Райан — ирландец из Канады, в двадцатилетнем возрасте дослужившийся до лейтенанта армии северян, отчаянный авантюрист и сорвиголова. В 1870 году под псевдонимом Вашингтон он уже воевал на Кубе, создал кавалерию повстанцев и получил звание полковника. Затем Райан был отправлен президентом Сеспедесом обратно в США для организации контрабандных поставок оружия. В некоторых статьях и исследованиях он именуется генералом, что не соответствует действительности.
30 октября «Вирджиниус» вышел из порта Комито и вечером того же дня подошёл к заливу Гуантанамо. К этому времени испанцы уже получили от своих агентов информацию о погрузке парохода. К предполагаемому месту высадки был направлен корвет «Торнадо», недавно переведённый в кубинские воды. Он обнаружил «флибустьера» в 6 милях от побережья Кубы и пустился в погоню за ним.
Капитан Фрай развернул свой пароход и попытался уйти в сторону Ямайки. Однако «Вирджиниус» был перегружен, а его машины не выдавали полной мощности, в то время как испанский капитан Дионисио Костелла был полон решимости наконец-то покарать врага. Погоня длилась 8 часов, после наступления темноты Фрай приказал сбросить с парохода военное снаряжение и уничтожить любые другие следы контрабанды. На рассвете 31 октября, после того как один снаряд с «Торнадо» взорвался на палубе, а другой пробил дымовую трубу парохода, «Вирджиниус» был вынужден остановиться и сдаться у восточной оконечности Ямайки, не дойдя до британских территориальных вод всего три мили. Корвет взял его на буксир и 1 ноября доставил в Сантьяго-де-Куба.
Испанцы были вне себя от бешенства. Уже 2 ноября военный комендант Сантьяго генерал Хуан Буриэль собрал в крепости Долорес военный совет, который объявил пленников пиратами и постановил расстрелять их главарей без всякого суда. На рассвете 4 ноября Барнабе Варона, Педро Сеспедес, Хесус дель Соль и Уильям Райан были расстреляны.
7 ноября 1873 года Антонио Фернандес, командующий военно-морскими силами в Сантьяго, приказал также без суда расстрелять 12 из захваченных кубинцев. Это было сделано на следующее утро, причём двоим из расстрелянных не исполнилось и 14 лет; когда в газете «Эль Диарио Сантьяго-де-Куба» появилось упоминание об этом, её редактор поэт Элисео Мартинес Кордер также угодил в тюрьму.
Вечером 7 ноября на борту стоявшего в гавани военного корабля «Сан-Франциско де Борха» наконец-то было собрано некое подобие формального трибунала под председательством командира корабля капитана 1-го ранга Нарцисо Фернандеса Педруньяна. Трибунал заседал всю ночь и к утру вынес приговор о расстреле капитана Фрая и 36 других моряков «Вирджиниуса», включая двух коков и судового врача. Ещё 12 американских моряков (включая двух несовершеннолетних юнг) были приговорены к тюремному заключению, а трое (квартирмейстер, начальник машинного склада и юнга) оправданы — непонятно по какому принципу. Протест американского вице-консула в Сантьяго был демонстративно проигнорирован, расстрел состоялся 8 ноября в 16 часов.
Когда известия о расстрелах достигли Ямайки, старший британский морской начальник в Кингстогне коммодор Элджернон Ф. Руа де Хорси (впоследствии командир британской эскадры в бою с «Уаскаром» у Пакоча) отправил в Сантьяго-де-Куба имевшийся в его распоряжении шлюп «Ниобе» (1570 т) под командованием баронета Ламбертона Лорейна. Шлюп прибыл к Сантьяго 8 ноября, после чего Лорейн лично явился к генералу Буриэлю с ультиматумом:
«Сэр, у меня нет указаний от моего правительства, потому что оно ещё не знает о происходящем; но я беру на себя ответственность и убеждён, что моё поведение будет одобрено Её Британским Величеством, потому что мои действия направлены на соблюдение гуманности и цивилизованности. Я требую, чтобы вы прекратили ту ужасную бойню, которая здесь происходит. Я верю, что мне не нужно объяснять, каковы будут мои действия, если мое требование не будет исполнено».
Буриэль принял ультиматум — всё равно вынесенные приговоры уже были исполнены. Уходя из губернаторского дворца, Лорейн демонстративно не подал губернатору руки и заявил переводчику Исидоро Агостини-и-Кортесу: «Передайте ему, что я не жму руки убийцам!» Переводчик побоялся передавать эти слова Буриэлю.
Несостоявшаяся война
Первоначально реакция США на инцидент была довольно сдержанной. Известие о расстреле первых четырёх «пиратов» достигло Вашингтона лишь 7 ноября, после чего президент Улисс Грант срочно собрал кабинет министров. На следующий день государственный секретарь Гамильтон Фиш встретился с испанским послом Хосе Поло де Барнабе и выразил ему обеспокоенность. В прессе начались дебаты о возможной войне с Испанией, а 11 ноября кабинет Гранта пришёл к мнению о возможности интервенции на Кубу. На следующий день в Вашингтон пришла информация об истинных масштабах расстрелов, произведя эффект разорвавшейся бомбы. Несколько бывших командиров гражданской войны, как южан, так и северян, обратились к президенту Гранту с предложениями организовать отряды добровольцев для высадки на Кубе.
Госсекретарь Фиш по телеграфу приказал американскому послу в Мадриде Дэниэлу Сиклзу требовать от испанского правительства выдачи уцелевших арестованных и выплаты репараций. 14 ноября кабинет министров согласился пойти на разрыв дипломатических отношений, если Испания откажется платить. Президент Грант объявил о приведении флота в боевую готовность, а военно-морской секретарь Джордж Робсон распорядился сосредоточить в Ки-Уэсте основную часть Северо-Атлантической эскадры.
15 ноября Мадриду было передано официальное требование Вашингтона: возвращение «Вирджиниуса», освобождение её экипажа, официальные извинения, наказание виновных и компенсации семьям убитых.
Ситуация осложнялась тем, что в этот момент в Испании уже шла гражданская война против левых федералистов. При этом конституционное правительство в Мадриде подвергалось давлению консервативных военных, угрожавших переворотом, а кубинские власти откровенно саботировали его распоряжения.
Впрочем, одновременно выяснилось, что Соединённые Штаты не могут воевать с Испанией из-за отсутствия боеспособного военного флота. Большинство мониторов времён Гражданской войны обветшало и не могло даже выйти в море, а для сбора эскадры в Ки-Уэсте потребовалось два месяца. При этом у Испании имелось несколько вполне боеспособных броненосцев (правда, как раз в этот момент они воевали друг с другом на Средиземном море). Пресса на все лады склоняла фразу некого американского морского офицера о том, что два испанских броненосца способны уничтожить всю Северо-Атлантическую эскадру США. В итоге именно инцидент с «Вирджиниусом» привёл к увеличению ассигнований на военно-морские силы, и как результат — к началу строительства «Нового флота», выведшего США в мировые морские лидеры.
28 ноября 1873 года Фиш и испанский посол Поло заключили соглашение, по которому «Вирджиниус» и его экипаж возвращались в США, а обе стороны обязались провести расследование законности действий хозяев парохода и кубинских колониальных властей. Тем временем в Сантьяго-де-Куба прибыл американский шлюп «Вайоминг», а 2 декабря — канонерка «Канзас».
3 декабря группа уцелевших моряков с «Вирджиниуса» была доставлена на британский шлюп «Ниобе», всё ещё стоявший в гавани Сантьяго-де-Куба. Наконец, 12 декабря 1873 года «Вирджиниус» под конвоем испанских кораблей «Торнадо» и «Изабель ла Католика» был переведён из Сантьяго в гавань в Байя-Хонда на северо-западном побережье Кубы. Здесь 17 декабря 1873 года «Вирджиниус» был передан военной яхте «Диспетч» под командованием лейтенанта Фредерика Роджерса, а затем на буксире отведён в Ки-Уэст.
Позднее его пытались отвести в Нью-Йорк на буксире у шлюпа «Оссипи», но пароход находился в столь плохом состоянии, что 26 декабря во время шторма затонул у мыса Феар на побережье штата Северная Каролина (а не у мыса Гаттерас, как указано в большинстве описаний). Судя по всему, это известие было воспринято всеми с некоторым облегчением: 25 декабря генеральный прокурор США Джордж Вильямс постановил, что «Вирджиниус» был куплен через подставных лиц, в действительности являлся собственностью генерала Кесадо и не имел права нести американский флаг. Тем не менее, военной контрабанды на нём обнаружено не было, поэтому прокурор счёл, что испанский корвет также не имел права захватывать пароход в международных водах и арестовывать его команду.
Тем временем 18 декабря все оставшиеся в живых с «Вирджиниуса» (102 человека, включая кубинцев) были переданы на американский корвет «Хуанита», вставший перед крепостью Морро, и позднее доставлены в Нью-Йорк. После долгих переговоров Испания (где в 1875 году была восстановлена монархия) согласилась выплатить компенсации семьям казнённых — 7700 фунтов за британских граждан и 80 000 долларов за американских. При этом семьи чернокожих британцев получили меньше, чем семьи белых, американцы же гордились тем, что у них всем выплачивали поровну. Приказ о расстреле был признан незаконным и преступным, коменданта Буриэля отдали под суд военного трибунала, но он умер 24 декабря 1877 года, так и не дождавшись начала процесса.
Дальнейшая служба «Торнадо»
Следующие пять лет служба корвета «Торнадо» проходила в Карибском море. В 1876 году командиром корабля стал капитан 1-го ранга Алехандро Мария Ори-и-Гарсия. В январе 1878 года «Торнадо» вместе с крейсерами «Хорхе Хуан» и «Санчес Баркаистеги» занимался поисками парохода «Монтесума», захваченного кубинскими повстанцами. 30 января, настигнутый «Хорхе Хуаном» и «Торнадо» у берегов Никарагуа, «Монтесума» был сожжён кубинцами. В августе того же года «Торнадо» вернулся в Испанию и присоединился к Учебной эскадре контр-адмирала Хуана Баутиста Антекера-и-Бобадилья. В августе 1881 года во время показательных манёвров флота у северных берегов Испании года корвет доставил короля Альфонсо VII и королеву Марию Кристину с острова Магро в Эль-Ферроль. 21 августа на корабле случилась беда: взорвалась 160-мм нарезная пушка Паллисера, убив унтер-офицера и ранив четырёх матросов.
В апреле 1882 года корвет доставил в Марокко испанскую дипломатическую миссию, после чего занялся исследованиями африканского побережья между Агадиром и мысом Нун. В 1885 году командиром «Торнадо» стал капитан 2-го ранга Рафаэль Льянес Таверна, но уже в следующем году устаревший к тому времени корабль был исключён из боевого состава флота, разоружён и переведён в Картахену, где на нём разместили школу торпедистов (по другим данным, это произошло в 1892 году).
В 1898 году старый корвет перевели в Барселону и установили в гавани в качестве плавучего приюта для детей погибших моряков и рыбаков. В этой роли «Торнадо» прослужил ещё сорок лет, пока не был потоплен во время налёта франкистской авиации 28 ноября 1938 года.
Литература:
- The Encyclopedia of the Spanish-American and Philippine-American Wars. A Political, Social and Military history. Vol. I, A-L. ABC-CLIO, 2009
- Accounts and Papers of the House of Commons (37). State papers – continued. Servia – Turkey. Session 5 February — 21 August 1867. Vol. LXXV. London, 1867
- Indice Historico Espanol. Escrito por Centro de Estudios Históricos Internacionales. Universidad de Barselona. Vol. XXVII. Enero-Diciembre 1981. Num. 90-92.
- Richard H. Bradford. The Virginius Affair. Boulder: Colorado Associate University Press, 1980
- Christian de Saint Hubert, «The Early Spanish Steam Warships 1834-1870» // Warship International, 1983
- Germán Bravo Valdivieso, «Las corbetas Pampero que burlaron la inteligencia Española» // Revista de Marina, 2016, №2
- Germán Bravo Valdivieso, «Historia de la Corbeta „Tornado”» // Revista Mar. Liga Marítima de Chile, 2008 (194)
- Ed Elizondo. Virginius Incident (http://www.cubagenweb.org/mil/grande/virginius.htm)
- Jonathan Ault. The «Virginius Incident» (http://www.spanamwar.com/virginius.htm)
- William „Whack” Ryan: Martyr to Cuban Freedom (https://thewildgeese.irish/profiles/blogs/every-cause-but-our-own-william-whack-ryan-martyr-to-cuban-freedo)
- When Liverpool, Was Dixie! An English history, an American War (http://www.whenliverpoolwasdixie.co.uk/index.htm)
- http://www.latinamericanstudies.org
- https://blog.todoavante.es/?p=6825
- https://todoavante.es
Комментарии к данной статье отключены.