В первой половине 1970-х годов у армии США появился танк М48A5, который представлял собой обновлённые до стандарта M60 более ранние модели — в основном, М48A3. Модернизация заключалась в установке 105-мм орудия, новой системы управление огнём, нового двигателя, увеличении запаса хода и др. Массовое переоборудование танков ранних моделей началось в 1975 году, а всего до стандарта M48A5 модернизировали около 2100 танков. Однако попытки довести М48 до стандарта M60 предпринимались и ранее — о них и пойдёт речь.
M48A2 с орудием Т254/X15E8
Данный танк не планировалось запускать в серийное производство, он использовался только для испытаний, в данном случае — новой 105-мм пушки Т254 (M68). Позже в опытном порядке для сравнительных испытаний на танк установили британскую 105-мм пушку X15E8, которая была почти идентична M68. Это происходило в 1958–1959 гг., как раз во время тестирования X15 и T256 в рамках испытаний пушки для нового XM60 на Абердинском полигоне. Стволы орудий были взаимозаменяемы.
В «соревнованиях» участвовали также 90-мм и 120-мм орудия, для которых специально разработали другие башни, но в итоге для M60 выбрали Т256 — это орудие было достаточно мощным при сравнительно небольшом весе.
M48A1E1
10 июня 1959 года командование Главного артиллерийского управления обратилось к Автомобильно-танковому артиллерийскому центру (OTAC) с просьбой разработать проект модернизации М48A1 до уровня M60. 21 апреля 1960 года новый танк получил обозначение М48A1Е1.
На танк установили двигатель AVDS-1790-2 и трансмиссию CD-850-6, алюминиевые топливные баки, крышку и решётку МТО от M60. Машину перевооружили 105-мм пушкой M68. Боекомплект орудия составил 57 выстрелов. Соответственно, была установлена система управления огнём (СУО) от M60.
Некоторые изменения претерпела и подвеска: большинство её узлов и деталей остались от М48A1, но пришлось усилить из-за возросшей массы. Также вместо пяти поддерживающих катков установили три. Масса заправленного танка с загруженным боекомплектом достигла примерно 48 тонн.
Всего было переоборудовано шесть машин. №1 отправили на Абердинский полигон в марте 1960 года, №2 прибыл в Форт-Нокс 6 апреля. №3 использовали для оценки уровня сложности ремонта и обслуживания, №4 отправили на изучение в Детройтский арсенал, №5 и №6 использовались на протяжении 1960–1961 гг. для климатических испытаний в округе Юма (штат Аризона), на Абердинском полигоне и в Арктике.
Согласно отчёту об испытаниях, танк был идентичен M60 во всём, кроме бронирования, и превосходил все предыдущие серийные варианты М48 по мобильности, дальности хода и вооружению. Также отмечалось, что командирская башенка М1 нуждается в замене, так как в ней было слишком тесно для установки нового оборудования и приборов.
В ноябре 1960 года в OTAC решили сэкономить на модернизации, убрав из программы 105-мм пушку. Это было также вызвано тем, что на складах всё ещё находилось огромное количество неиспользованных 90-мм выстрелов, а выпуск нужного количества 105-мм выстрелов ограничивался бюджетом. Два прототипа M48A1E1, вновь перевооружённые 90-мм орудиями, получили обозначение М48A1Е2. После внесения в 1963 году ещё пары незначительных изменений танкам присвоили индекс M48A3 (Type A). Правда, все последующие конвертированные из M48А1 танки М48A3 шли с пятью опорными катками на борт.
7 декабря 1965 года была принята новая программа модернизации — фактически это была реанимированная программа М48A1Е1. Заключалась она, конечно же, в установке орудия M68 на М48A3. Пока решались бюрократические вопросы, и пробивалось финансирование, большинство предназначенных для модернизации танков уже находились в пути во Вьетнам, или в скором времени должны были туда отправиться.
Из-за того, что война перешла в очень активную фазу, деньги, отпущенные на модернизацию, также ушли на финансирование боевых действий. Только 14 апреля 1967 года был подписан договор с компанией «Боуэн-Макларен-Йорк» из Пенсильвании на сумму 16 772 847 долларов, но к тому времени пушку M68 опять исключили из пакета модернизации. В итоге начали модернизацию М48A1 до стандарта М48A3 — такие танки получили индекс М48A3 (Type B).
M48A1E3
В середине 1965 года программа M60A1Е1/E2 (M60 с новой башней и пусковой установкой ПТУР «Шилейла») стремительно набирала обороты, и американцы решили, что освободится много башен со 105-мм орудиями. Компания «Крайслер» тут же получила контракт на разработку нового проекта установки башни от M60 на М48. В декабре 1965 года проекту присвоили индекс XM735. Было решено использовать как старые шасси М48A1, попутно дорабатывая их до уровня М48A3, так и собственно шасси М48A3.
Высота колец погона башни была увеличена, чтобы задняя часть башни не зацепила крышку МТО. Соответственно, были установлены новые стеллажи для 105-мм выстрелов. В 1966 году построили два таких танка, которым тут же присвоили новое обозначение М48A1Е3. Опытные образцы проходили испытания в Форт-Ноксе с осени 1966 до осени 1967 гг.
Поначалу таким образом хотели переделать 243 танка, которые должны были получить обозначение М48A4. Но количество M60, которые должны были переделать в носители ПТУР «Шилейла», резко сократили, и в конце 1967 года программа М48A4 была отменена.
М48A2С c орудием M68
В начале 1966 года Израиль решил модернизировать свои М48A1/A2C до уровня M48A3, да ещё и с установкой 105-мм орудия семейства L7/M68. Компания «Крайслер» сразу принялась за работу и вскоре представила модернизированный M48A2C.
Основные изменения заключались в установке орудия M68, стеллажей для 105-мм выстрелов. Возможно, была установлена СУО от M60. Из боевого отделения убрали ненужный в жарком климате обогреватель.
В целом Израилю данный пакет изменений понравился, и в конце того же года началась обширная программа модернизации. В Израиле данные танки получили обозначение «Магах-3».
Неизвестно, были ли на данной машине установлены новые двигатель и трансмиссия, но израильские «Магахи» получили двигатель и трансмиссию от M60, а именно знакомые ещё по M48A1E1 двигатель AVDS-1790-2 и трансмиссию CDS-850-6.
М48A5
В начале 1970-х, после анализа основных боевых танков потенциальных противников, американцы поняли, что 90-мм орудие безнадёжно устарело. По этой причине было принято окончательное решение всё-таки перевооружить оставшиеся М48A1, М48A2 и М48А3 105-мм орудиями.
Проект получил обозначение XM736, которое затем сменили на М48A3Е1. После стандартизации в мае 1975 года танк получил название M48A5. Окончательный вариант являл собой M48A1/A2/A3, вооружённый орудием M68. В танке для максимальной унификации использовали максимальное количество компонентов M60A1. Кроме того, была установлена поздняя версия командирской башенки М1 и внесены другие незначительные изменения.
Первые пять предсерийных танков поставили военным в июне-июле 1975 года. Далее был подписан контракт с армейским депо Эннистон, и первые 500 танков были модернизированы до стандарта М48A5 с октября 1975 по сентябрь 1976 гг.
Итоги
Краткий список с основными характеристиками всех перечисленных выше проектов в хронологической последовательности:
- M48A2 с орудиями T256(M68) и X15E8(L7), 1958–1959 гг.
- M48A1E1 с орудием M68, СУО, двигателем и трансмиссией от M60, 1960 г.
- М48A3 (Type B) с орудием M68, СУО, двигателем и трансмиссией от M60, 1965 г.
- M48A1E3 с башней, двигателем и трансмиссией от M60, 1965–1967 гг.
- М48A2С с орудием M68 или L7, СУО (?), двигателем и трансмиссией от M60, 1966–1967 гг.
- М48A5 с орудием M68, СУО, двигателем и трансмиссией от M60, 1975 г.
В итоге от опытной установки орудия M68 в башню М48 до поступления подобных танков в войска прошло около 15 лет. Фактически, М48A5 под названием М48A1Е1 был готов к производству уже осенью 1960 года, но бюрократия и постоянные сокращения военного бюджета душили, по сути, один и тот же проект на протяжении 15 лет. В итоге конструкторы и военные вернулись к почти изначальному проекту, продемонстрировав принцип «новое — это хорошо забытое старое».
Удивительно, что даже при постоянной угрозе войны с СССР чиновники не хотели раскошелиться и в лице модернизированного М48 быстро получить в больших количествах более дешёвый и массовый вариант новейшего на тот момент M60.
Весьма примечательно, что Израиль на целых семь лет раньше воспользовался данными наработками — первые израильские «Магах-3», по сути, были теми же М48A1Е1. При этом в Израиле эти танки продолжили модернизировать в конце 1970-х.
Литература:
- Hunnicutt R.P. Patton. A History Of The American Main Battle Tank. Volume 1 — Presidio Press, 1985
- Army Research And Development. Volume 8, No. 6 — Office Of The Chief, Research And Development Headquarters, Department Of The Army, Washington D.C., June 1967
Комментарии к данной статье отключены.