В отличие от американских лёгких танков, которые к началу Второй мировой войны эволюционировали в одни из лучших машин в своём классе, САУ на их базе у американцев не получались. Первая удачная машина, HMC M8, появилась уже к середине войны. Впрочем, она устраивала военных не по всем параметрам, и работа над лёгкими САУ в США продолжалось. Одним из результатов этих работ стала HMC M37 — вполне удачная машина, которая, увы, появилась слишком поздно. По этой причине выпуск новинки оказался ограниченным, а её боевой дебют состоялся уже после Второй мировой войны.
В поисках подходящей базы
Причин, по которым американские лёгкие САУ получились далеко не сразу, было несколько. Сами по себе требования к подобным машинам постоянно менялись и выглядели крайне специфично. Чего только стоит история разработки HMC T3 и T18, задачей которых была непосредственная поддержка танковых подразделений. Попытка создать САУ, которая поражала бы цели прямой наводкой, оказалась неудачной. Позже появилась вполне удачная HMC M8, но и её очень сложно назвать обычной САУ. Судите сами: в то время как обычные машины данного типа имели неподвижные рубки, M8 получила вращающуюся башню, открытую сверху. Это повысило манёвренность огня, но и усложнило работу расчёта, а также уменьшило боекомплект. К тому же самоходке HMC M8 часто требовалось вести огонь не прямой наводкой, а по навесной траектории — при этом башня отнюдь не являлась чем-то необходимым, зато требовался снаряд побольше.
Второй проблемой стало наличие шасси. База лёгкого танка отнюдь не предполагала больших объёмов боевого отделения. Крайне сложно поставить что-то крупнокалиберное в шасси, имеющее длину меньше 4,5 м, из которых значительную часть занимает моторное отделение, а впереди расположена трансмиссия. Это накладывалось на острое желание унификации САУ с танками — в результате для орудия, расчёта и боекомплекта оставалось совсем немного места. Неудивительно, что единственным удачным примером стала HMC M8, поскольку она больше напоминала танк, чем САУ. Конечно, существовал истребитель танков GMC M18, но эта машина скорее выбивается из общего строя американских САУ, да и она больше похожа на танк. Кстати, и из неё пытались сделать гаубичную САУ: 30 июня 1944 года стартовала программа создания HMC T88, фактически больше напоминавшей HMC M8 на стероидах. Вместо 76-мм орудия была установлена 105-мм гаубица M4, разработанная для Medium Tank M4.
По итогам разработки получилась машина, которую посчитали даже удачной, но с теми же проблемами, что и HMC M8. Боекомплект составил всего 40 выстрелов, что более чем в полтора раза меньше, чем у Medium Tank M4(105), имевшего ту же гаубицу. Угол вертикальной наводки составил те же 35 градусов, что у танка. В результате плюсов у HMC T88 было два: меньшие габариты и бо́льшая подвижность. В то же время у самоходчиков имелось два главных требования: возможность закинуть снаряд по навесной траектории и иметь боекомплект побольше. Одним словом, получилась не гаубичная САУ, а лёгкий гаубичный танк, чья функциональная принадлежность была не совсем понятна — это стало одной из причин, по которым HMC T88 так и не вышла за рамки экспериментов.
Неудачи в создании подвижной гаубицы на лёгком шасси не означали, что американская промышленность будет сидеть сложа руки. С января по март 1942 года было изготовлено 324 HMC T19 на шасси полугусеничного бронетранспортёра M3. Машина оказалась чересчур высокой, боекомплект составлял всего 8 выстрелов, зато она обладала высокой подвижностью. Уже в апреле 1942 года начался выпуск самой известной американской «самоходной гаубицы» — HMC M7. Использовав шасси Medium Tank M3, американцы не прогадали: машина получилась очень удачной, с различными модернизациями её служба продлилась два десятилетия.
Вместе с тем опыт боёв в Северной Африке говорил о том, что к HMC M7 есть масса вопросов. Во-первых, для столь крупного шасси 105-мм гаубицы было маловато. Во-вторых, использование штатной 105-мм гаубицы M2A1 несло массу проблем. Для её наводки требовалось два номера расчёта (прицелов тоже было два), внутри она занимала много места, стрельба на прямую наводку была непростым делом. В-третьих, высокой подвижностью шасси HMC M7 не отличалось. Совсем медленным его не назвать, но требовалась бо́льшая подвижность. Одним словом, поиски лёгкого шасси для 105-мм гаубицы продолжились.
Надежда на новое танковое шасси появилась весной 1943 года. В марте 1943 года Комитет по вооружениям утвердил разработку нового танка, получившего обозначение Light Tank T24. Эта машина выглядела более перспективной, чем её предшественницы. Помимо того, что шасси Light Tank T24 получилось длиннее, оно оказалось ниже. Самое же главное, что боевая масса T24 оказалась существенно выше, причём за счёт тех частей, которые на потенциальной САУ исчезали (башня с вооружением и т.д.). Одним словом, Light Tank T24 стал интересен уже до его постройки. Комитет по вооружениям дал указание о запуске работ по САУ на базе T24, получившей обозначение 105 mm Howitzer Motor Carriage T76, 6 мая 1943 года — к тому моменту Light Tank T24 ещё не существовал в металле. 2 июля работы по HMC T76 окончательно утвердили. Согласно требованиям, боевая масса машины оценивалась в пределах 20 т, защита, по сравнению с HMC M7, усиливалась, а максимальная скорость оценивалась в 56 км/ч. Разработчиком выступала компания Cadillac — автор Light Tank T24, на базе которого и создавалась новая машина.
Максимальное использование свободного пространства
К лету 1943 года в таких странах, как СССР и Германия, выработался единый подход к вопросу создания шасси для лёгкой САУ. В данном случае никто не подсматривал друг у друга, просто похожие проблемы приводят к похожим техническим решениям. В случае с лёгкими САУ это был максимальный вынос компонентов моторно-трансмиссионной группы в центральную либо носовую часть шасси, благодаря чему высвобождалась кормовая часть. В ней размещались орудие и расчёт, а также боезапас. По этому пути были созданы СУ-76 и Wespe, а также Marder III и Grille в поздней итерации. Впрочем, американцы пошли по своему пути. Типичная американская САУ — это максимальное использование базового шасси без существенных переделок моторно-трансмиссионной группы.
Первоначально HMC T76 почти ничем не отличалась от данной концепции. Увы, иллюстраций изначального проекта машины не сохранилось, но в целом его вычислить несложно. Представленный в августе 1943 года макет машины должен был сильно напоминать HMC T82 — машину на базе Light Tank M5, которую начали проектировать в ноябре 1943 года. Носовая часть шасси изменялась мало, при этом сохранялись места механика-водителя и его помощника. Внутри боевого отделения, которое скомпоновали по аналогии с T82 и HMC M7, размещались 105-мм гаубица, расчёт из четырёх человек, а также боекомплект.
По итогам рассмотрения проекта в него внесли массу изменений, и машина претерпела серьёзные метаморфозы. Во-первых, от помощника механика-водителя отказались, что позволило выкроить немного места. Во-вторых, боевое отделение существенно расширили, использовав пространство над надмоторной плитой — тем самым американские конструкторы повторили путь немцев, у которых подобным образом компоновалось боевое отделение на Grille. Конечно, это усложняло обслуживание машины, зато существенно возрастал боекомплект. В правом переднем углу ставилась кольцевая установка пулемёта Browning M2HB, по конструкции близкая к той, что была у HMC M7. Установка орудия смещалась немного вправо, что также шло на пользу с точки зрения пространства. Наконец, сама орудийная система была уже не обычной гаубицей M2A1, а базировалась на танковой версии гаубицы, которую начали проектировать летом 1943 года. Это также увеличивало объём боевого отделения.
Вторую итерацию макета HMC T76 продемонстрировали в сентябре 1943 года — впрочем, она стала не последней. Tank-automotive Center совместно с военными структурами вносил в машину различные изменения. Новые ТТХ машины подготовили 13 ноября и утвердили 21 декабря. Согласно новым данным, боевая масса машины оценивалась в 17 690 кг, при этом скорость осталась на прежнем уровне — 56 км/ч. Боекомплект составлял 66 выстрелов (всего на 3 меньше, чем у HMC M7). Одной из самых интересных особенностей машины стала орудийная установка. 105-мм танковую гаубицу M4 поставили во вновь разработанную орудийную установку T14. В отличие от танковой гаубицы, наводчиков здесь было два, да и сама система стояла на тумбе. Кроме того, имелся телескопический прицел T92, благодаря чему значительно облегчалась стрельба прямой наводкой. Планировалось, что установка T14 позволит наводить орудие по вертикали до 45 градусов вверх. Впрочем, о повышении уровня защиты уже не вспоминали, особенно после того, как летом 1943 года последовала команда облегчить машину. По кругу толщина брони составляла 12,7 мм, то есть обеспечивалась защита от огня стрелкового вооружения.
Окончательные данные HMC T76 утвердили 6 марта 1944 года, но с постройкой машины пришлось задержаться. Орудийная установка T14 потребовала дополнительных переделок, в результате её финальные испытания закончились только в июне 1944 года. Вскоре после этого пилотный образец HMC T76 отправили на испытания на Абердинский полигон. Далее машина направилась в Форт-Нокс, где прошла армейские испытания.
С одной стороны, испытания прошли вполне успешно. Машина оказалась более подвижной, чем HMC M7, а её появление лишило дальнейшего смысла разработку HMC T82, имевшую более слабое орудие и меньший боекомплект. С другой стороны, испытания в Форт-Ноксе и на Абердинском полигоне показали, что конструкция требует некоторой доработки. Для начала место пулемётчика справа от орудия оказалось слишком большим, что несколько стесняло работу правого заряжающего. В связи с этим кольцевую турель M49C решили заменить на турель T107, диаметр которой был меньше (914 мм против 1067 мм). Кроме того, 66 выстрелов военным показалось мало, в результате было решено поднять боезапас за счёт переделки укладок. На HMC T76 тубусы с выстрелами стояли вертикально, в изменённой укладке их положили горизонтально. Кроме того, ради увеличения боекомплекта было решено убрать радиостанцию SCR 510. Вместо двухстворчатой кормовой двери с распашными створками решили делать новую конструкцию. Единственная оставшаяся створка открывалась вниз, тем самым образовывалась платформа для загрузки боекомплекта снаружи машины.
Второй опытный образец, в котором учли требования по итогам испытаний второй машины, был готов осенью 1944 года. Работы по этой машине шли в тесном сотрудничестве с American Car & Foundry Co. По итогам испытаний этого образца самоходная установка была стандартизирована как HMC M37 — это произошло в январе 1945 года. По сравнению с первым образцом HMC T76 боевая масса выросла до 18 144 кг, но на самом деле и эта отметка не была финальной. Судя по всему, учёт по массе производился не вполне корректно, поскольку в руководстве по HMC M37 дана более солидная цифра — 20 865 кг. Это куда больше похоже на правду, особенно с учётом того, какими были переделки. Для начала боекомплект вырос с 66 до 126 выстрелов — только это поднимало боевую массу более чем на тонну. Вырос и боезапас к стрелковому вооружению.
После стандартизации HMC M37 доработанная орудийная установка получила индекс M5. В финальной конфигурации угол подъёма снизился до 43 градусов, зато горизонтальная наводка выросла до 25,4 градуса влево и 26,3 градуса вправо. На орудии использовался телескопический прицел M76G и перископический M12. За счёт того, что орудийная установка M5 была существенно компактнее гаубицы M2A1, работать с ней оказалось удобнее. Расчёту не приходилось спотыкаться о станины, которые сохранялись на самоходной версии гаубицы M2A1. Кроме того, более удобной и безопасной оказалась работа расчёта. Если на M7 расчёт при стрельбе торчал выше бортов рубки и мог поражаться вражеским огнём, то у M37 эта проблема стала куда менее острой. Конечно, после израсходования укладки первой очереди заряжающим приходилось лезть к дальним укладкам, которые располагались довольно высоко, но всё равно условия работы оказывались лучше, чем на HMC M7.
В целом можно сказать, что после четырёх лет работы у американских конструкторов получилась едва ли не лучшая лёгкая гаубичная САУ. Она была самой подвижной машиной данного класса, при этом концепцию «самоходного лафета» по-американски довели до совершенства. Wespe, ближайший аналог HMC M37, уступал по боекомплекту вчетверо (!), при этом немецкая машина была медленнее, а также располагала меньшим расчётом. Одним словом, получилась очень удачная для своего времени машина, у которой имелся всего один существенный недостаток. Как уже упоминалось выше, стандартизировали её в январе 1945 года, когда война шла к концу.
Жертва окончания войны
Различные доводочные испытания и бюрократические задержки привели к тому, что решение о запуске HMC M37 в серию приняли лишь 31 мая 1945 года. К тому времени война в Европе уже закончилась, а победа над Японией была вопросом времени. Тем не менее оформленный заказ оказался весьма внушительным. В августе 1945 года ожидалось получить первые 50 машин, в сентябре — 100, а с октября по декабрь 1945 года ежемесячно выпускалось 135 машин. В первом квартале 1946 года ожидалось получить 270 машин, во втором — ещё 270, а в третьем — 215. Итого только за 1945 год планировалось получить 555 машин, плюс 755 — в 1946 году. Головным подрядчиком выступала American Car & Foundry Co. Также к выпуску подключались Cadillac Motor Car Division и Massey-Harris Co. — основные производители Light Tank M24, на базе которого и разработали HMC M37.
В дальнейшем контракт «усох» до 448 машин, и это было лишь началом. Окончание Второй мировой войны стало сигналом к постепенному сворачиванию выпуска танков. Склады были и так забиты под завязку уже выпущенными образцами военной техники, а особых причин для срочной замены на новые машины не наблюдалось. Самым прямым образом это отразилось и на судьбе HMC M37. Первые самоходки данного типа были сданы в сентябре 1945 года, а в октябре их выпуск прекратился. Общий объём выпуска составил всего 150 экземпляров (все производства American Car & Foundry Co.). Иногда фигурирует цифра в 316 машин, но она крайне сомнительна — даже американская промышленность за первые два месяца выпуска столько произвести не смогла бы.
Прекращение выпуска не остановило опытные работы на шасси HMC M37. Одним из направлений стала разработка дополнительного вооружения. Успешный опыт применения безоткатных орудий привёл к тому, что возникла идея вооружать ими и бронетехнику. Первым было 75-мм безоткатное орудие T21, позже принятое на вооружение как M20. Вторым стал опытный 107-мм (4,2-дюймовый) безоткатный миномёт. Испытания двух машин, вооружённых безоткатными орудиями, продолжались до 1947 года (орудия крепились на турели вместо пулемётов Browning M2HB). Эти испытания проходили без особого успеха. Дело в том, что у безоткатного орудия есть одна неприятная особенность: при стрельбе пороховые газы вылетали назад, на определённых углах наводки они могли покалечить, а то и убить расчёт внутри боевого отделения. По этой причине 2 октября 1947 года поступило указание испытания прекратить.
Более существенной стала переработка HMC M37, которой занимался Детройтский арсенал. Работы по данной машине, получившей обозначение 4,2 inch Mortar Carrier T38, начались в сентябре 1945 года. Гаубица демонтировалась, а вместо неё ставился 107-мм химический миномёт M2. При этом боевая масса снижалась до 17 463 кг, а экипаж — до 6 человек. Миномёт размещался внутри боевого отделения и не требовал амбразуры, которую зашили после демонтажа установки M5. Внутри нашлось место для 140 мин. В отличие от безоткатных орудий, испытания T38 продолжались долго. В целом самоходный миномёт получился вполне удачным, другое дело, что к 1950 году, когда программа прекратилась, сама идея самоходного миномёта отошла на второй план. Как это часто бывает, позже самоходный миномёт вновь появился в американской армии, но уже на другой базе.
Небольшой объём выпуска HMC M37 привёл к тому, что эта машина использовалась довольно ограниченно. Вместе с тем она вполне успешно применялась совместно с HMC M7, которую должна была заменить. К 1950 году M37 прошла небольшую модернизацию, тогда же состоялся и её боевой дебют. Эти машины весьма активно применялись во время боёв в Корее. Более высокий, чем у M7, угол возвышения орудийной установки M5 оказался большим плюсом. Опыт боёв в Корее показал, что необходимо расширить экипаж до 8 человек.
Закат карьеры HMC M37 начался во второй половине 50-х годов. К тому времени наконец довели до ума сменщика — HMC M52. Эта машина создавалась уже на совсем другой базе и по другой концепции. Окончательно с вооружения американской армии HMC M37 сняли в конце 50-х. 36 машин попали в Испанию, из них минимум 4 сохранились до наших дней. Несмотря на довольно непростую судьбу, M37 трудно назвать плохой машиной. После нескольких лет работ американским конструкторам удалось создать достойный образец лёгкой САУ с высокой подвижностью и большим боекомплектом — другой вопрос, что на это они потратили слишком много времени.
Источники:
- NARA
- Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992
Комментарии к данной статье отключены.