Уже в конце царской эпохи Рим представлял собой большое и могущественное в военном плане государство, претендовавшее на гегемонию среди латинских общин. Падение монархии в Риме сопровождалось глубокими потрясениями. С одной стороны, подчинённые союзники были рады воспользоваться предоставившейся им возможностью обрести свободу. С другой, оживились враги, окружавшие Лаций со всех сторон. В битве при Регилльском озере в 499 или 496 году до н.э. римляне заставили отложившихся союзников покориться вновь. Ещё одной предпосылкой замирения стала всё более грозная опасность, исходившая от перешедших в наступление соседей латинов — вольсков.
Народы холмов
Вольски были италийским народом, родственным жившим в северо-восточной части Лация сабинянам и разговаривавшим на языке умбро-оско-сабельской группы. Их предки, вероятно, обитали в западных предгорьях Апеннин в районе Фуцинского озера. Отсюда в конце VI века до н.э. они постепенно начали продвигаться вниз по долине Лириса, пока не вышли к болотистым равнинам южной части Лация. В историческом плане это перемещение являлось частью более широкого процесса расселения народов сабельской группы и распространения оско-умбрских языков во всей центральной и южной части Апеннинского полуострова. Часто оно происходило в форме обряда Священной весны (ver sacrum), когда жители гор, не в силах прокормить постоянно растущее население, в определённый год посвящали свою молодёжь Марсу и по достижении 21 года высылали её из страны.
О происхождении этого обычая пишет греческий историк и географ Страбон:
«Сабины долго воевали с омбриками и дали обет посвятить богам все рождённые в этом году плоды. Одержав победу, они часть плодов принесли в жертву, а часть посвятили богам. Когда затем начался недород, кто-то сказал, что им следовало бы посвятить богам и детей. Они сделали это и посвятили Аресу всех родившихся тогда мальчиков. Когда те выросли, они были посланы основать колонию, и бык указывал им дорогу. Когда бык остановился и лёг в земле опиков, сабины изгнали местных жителей и сами поселились там. Быка они заклали в жертву Аресу, который, по изречению оракула, дал им быка в провожатые».
Первым из римлян с вольсками воевал царь Тарквиний Гордый. Он взял ранее захваченную вольсками Свессу Помецию, а военную добычу употребил на строительство храма Юпитера Капитолийского. Время и обстоятельства, при которых в руки вольсков перешла южная часть Лация, остаются неизвестными. Нет сомнения, что это произошло вскоре после изгнания Тарквиния из Рима в 509 году до н.э., когда силы римлян и латинов были направлены на борьбу с этрусками Порсенны, а затем на ожесточённую борьбу друг с другом. Договор, который римляне в 504 году до н.э. заключили с Карфагеном, признавал за ними владение Помптинской областью и всей прибрежной зоной между Анцием и Таррациной, то есть всеми территориями, прежде входившими в состав «царства Тарквиния», а в начале 490-х годов до н.э. эти земли уже находились под прочным контролем вольсков. Ядром принадлежавшей им территории являлись долина Лириса и территории в западном направлении, простиравшиеся вплоть до Лепинских холмов (Монте Лепини). Кроме того, вольски владели южной частью Лация, центром которого являлся захваченный ими Анций.
Опустошение Лация
Поначалу латины видели в вольсках своих союзников, на которых могли опереться в борьбе против Рима. Войско вольсков намеревалось принять участие в решающем сражении у Регилльского озера, но опоздало к его началу. В противном случае исход войны мог быть совершенно иным.
Потерпев поражение, латины сложили оружие, и вольски, оставшись одни, также должны были искать перемирия с Римом. Сами они думали только о реванше и посылали эмиссаров к латинам, чтобы подбить их на восстание. Латины, которые относились к своим вчерашним союзникам всё более насторожённо, схватили этих эмиссаров и выдали их римлянам. В 493 году до н.э. они заключили Кассиев договор (Fœdus Cassianum) с Римом, фактически восстанавливавший римскую гегемонию в Старом Лации (Latium Priscus). Заручившись римской поддержкой, латины надеялись обратить остриё соглашения против вольсков, в которых теперь видели главную угрозу.
Действительно, римляне, относившиеся к вольскам с нескрываемой враждебностью, соглашались воевать в защиту союзников. В 495–494 годах до н.э. они нанесли вольскам ряд поражений и взяли у них ранее захваченные города Помецию, Велитры и Кориолы. Для защиты от нападений в пограничные Сигнию, Норбу и Велитры были выведены латинские колонии.
Важнейшим катализатором дальнейших событий стало начало патрицианско-плебейского конфликта. В 494 году до н.э. римские плебеи угрожали выселиться из города, если не будут удовлетворены их требования гражданского равноправия. Достигнутый компромисс носил половинчатый характер, и обе стороны готовились к новым столкновениям. В этих условиях лидер вольсков Аттий Туллий в 491 году до н.э. спровоцировал разрыв заключённого ранее с Римом перемирия. В том же году к вольскам бежал знатный римлянин Гней Марций Кориолан, герой недавней осады Кориол, изгнанный за враждебное отношение к плебеям. Желая отомстить своим согражданам, он убедил Аттия Туллия дать ему войско, с которым предал опустошению поля плебеев. Римляне, терзаемые смутами, ничего не могли противопоставить вражеским набегам.
В 488 году до н.э. Рим был обложен с трёх разных сторон. Одну из вражеских армий возглавлял сам Аттий Туллий, другую вёл Кориолан, а третью выставили эквы. Свой лагерь Кориолан разбил всего в 5 милях от города. По преданию, Рим в этот раз был спасен лишь благодаря слёзным молитвам матери и жены Кориолана. После того, как он согласился снять осаду, вольски его убили. Однако эквы отказались признать Аттия Туллия своим командиром, и поход завершился неудачей.
Эквы, соседи и союзники вольсков, стали ещё одним источником опасности для Рима в последующие годы. Местом их обитания являлись апеннинские предгорья в северо-восточной части Лация. Язык эквов, по одной гипотезе, относился к той же оско-сабельской группе, что и язык вольсков, а по другой, был близок к наречию исконных обитателей Лация. Экспансия эквов в основном пролегала в западном направлении вдоль долины Аниона, а также на юго-запад, простираясь до района Альбанских гор. В 491–488 годах до н.э. эквы захватили стратегически важный перевал Альгид на северо-восточной оконечности Альбанского массива, являвшийся воротами, распахнутыми в сторону Лация. Жертвами их нападений сделались Тибур, Пед и Пренесте, а Тускул находился под непрестанной угрозой.
Чтобы вбить клин между эквами и вольсками, в 486 году до н.э. консул Спурий Кассий Вецеллин убедил живших в долине Трера (современный Сакко) герников присоединиться к союзу с Римом на тех же правах, что и латины. Благодаря этому римлянам в конечном итоге удалось избежать угрозы, хотя они и не смогли вытеснить своих врагов из захваченных ими территорий.
Непрекращающиеся столкновения
Войны Рима с «народами холмов» продолжались на протяжении всего V века до н.э. По данным Ливия и Дионисия Галикарнасского, между 494 и 455 годами до н.э. римлянам почти каждый год приходилось отражать набеги то вольсков, то эквов, а иногда и обоих народов разом. Лишь во второй половине столетия сообщения о столкновениях становятся более редкими. Несмотря на длительный характер, перелома в войне не наблюдалось. Уже Ливия удивляла эта способность римских противников после каждого поражения на следующий год вновь собираться с силами. Современных исследователей это наводит на подозрения в том, что многократно декларируемые римскими военачальниками успехи, а также размах военных операций и количество задействованных сил источники вольно или невольно преувеличивали. Многие из этих побед на поверку оказывались лишь малозначительными стычками, не способными повлиять на ситуацию в целом. По-видимому, преобладающей формой военных действий оставались набеги, участие в которых наряду с армией принимали охотники за добычей. Настоящих сражений в это время было немного, а их результаты, как правило, были незначительными.
Образ действий, характерный для обеих сторон, можно увидеть в изложении Дионисия Галикарнасского, который описывает множество подобных эпизодов:
«Консулы, разделив войско, выступили в поле (…) Как только эквы проведали, что к ним приближается войско, они поспешно очистили вражескую округу и отошли в свои укреплённые города. После этого, когда их собственная земля подверглась опустошению, они терпели его, так что консул с первых же шагов овладел значительным имуществом, рабами и другой добычей».
Наиболее опасным противником оставались вольски, которые постоянно вторгались в земли герников, вместе с эквами грабили Тускульскую область или угрожали римским владениям с юга. Хотя в Ливиевом описании исход военных действий чаще всего складывается в пользу римлян, ему всё же не удаётся скрыть ряд поражений, которые римские военачальники терпели от своих противников, особенно в 478 и 471 годах до н.э. В свойственной ему манере Ливий объясняет эти неудачи внутренними смутами вследствие продолжавшейся борьбы патрициев и плебеев в Риме. О трудностях, с которыми сталкивались римские военачальники, свидетельствует также редкость триумфов в сравнении со статистикой более позднего времени.
Одной из главных целей римских армий стал Анций. В 469 году до н. э. римляне захватили и разрушили портовый город Кано, торговую гавань анциатов. В 468 году до н.э. консул Тит Квинкций Капитолин Барбат одержал у стен Анция большую победу над противником, после которой город открыл ворота победителям. В следующем году в Анций была выведена колония из 1000 римских граждан, латинов и герников, которым надлежало исполнять в городе роль гарнизона. В 459 году до н.э. колонисты примкнули к анциатам и совместно отложились от метрополии.
Военные действия против эквов главным образом сосредоточились вокруг Тускула. Римляне настойчиво стремились выбить своих противников из Альгида, а те не менее настойчиво пытались его удержать. Одним из эпизодов этого противостояния стала история Луция Квинкция Цинцинната, который в 458 году до н.э. был назначен диктатором как раз в тот момент, когда сохой обрабатывал принадлежавшее ему небольшое поле. Всего за 15 дней Цинциннат собрал войско, разгромил эквов, осаждавших лагерь консула Луция Минуция на Альгиде, справил триумф, сложил свои полномочия и вернулся к работе.
Новые столкновения происходили в 455, 450 и 449 годах до н.э. Решающий успех 18 июня 431 года до н.э. одержал диктатор Авл Постумий Туберт, потомок победителя при Регилльском озере. Альгид навсегда перешёл в руки римлян, что стало одним из ключевых факторов при покорении ими Лация. Это сражение стало также последним зафиксированным в источниках большим столкновением в поле.
В 418 году до н.э. эквы были изгнаны из Лабика, что ограничило их присутствие в нижнем течении Аниона. Точку поставил в 393 году до н.э. захват Тибура и соседнего с ним Пренеста.
Перелом в войне
В течении второй половины V века до н.э. военная ситуация начала изменяться. Прежде всего это проявилось в уменьшении числа набегов. После 449 года до н.э. прекратились нападения сабинов, до этого время от времени тревоживших северо-восточную часть римских владений между берегом Тибра и Аниеном. Известия о нападениях вольсков также становились более редкими. За 32 года, прошедшие между 442 и 411 годами до н.э., источники зафиксировали лишь три таких столкновения — в 431, 423 и 413 годах до н.э. Походы против эквов за это же время случались четырежды: в 431, 421, 418 и 414 годах до н.э.
Увеличилось также количество задействованных в этих походах сил. Гентильные армии и отряды охотников за добычей постепенно вытесняла регулярная армия, в которой всё более важная роль отводилась легковооружённой пехоте и кавалерии. Очевидно, римляне справлялись с этой новой ситуацией лучше, чем их противники, поскольку они были способны набирать более крупные армии и держать их в поле в течении более длительного времени. Вольски и их союзники не обладали такими возможностями и постепенно начали терять захваченные ранее позиции.
Важным центром римского наступления стала Ардея, столица рутулов, находившаяся всего в 30 км южнее Рима. В 444 году до н.э. Ардея присоединилась к Латинскому союзу, а через два года сюда была выведена латинская колония. Весьма успешно действовали римские союзники герники, которые в 413 году до н.э. вернули себе утраченный ранее Ферентин. В 408 году до н.э. вольски были наголову разбиты в сражении у Фуцинского озера. В 404 году до н.э. были взяты Велитры, главный северный оплот вольсков и исходный пункт их набегов на римскую территорию. В 401 году до н.э. сюда повторно была выведена латинская колония.
Главной целью римлян в следующие несколько лет стала прибрежная часть Лация. В 408 году до н.э. был побеждён Анций, в 406 году до н.э. римляне взяли Анксур, который получил статус колонии и прежнее название Таррацина. Колония в стратегически важные Цирцеи была выведена в 393 году до н.э. Таким образом, к концу столетия вольски были почти целиком вытеснены из Старой части Лация, перешедшего под римскую власть.
Литература:
- Нечай, Ф.М. Образование римского государства. — Мн., 1972.
- Корнелл, Т.Дж. Рим и Лаций до 390 г. до н.э. // Кембриджская история Древнего мира. — Том VII, кн. 2. Возвышение Рима от основания до 220 г. до н.э. — М.: Ладомир, 2015. — С. 299–372.
- Cornell, T.J. Beginnings of Rome Italy and Rome from the Bronze Age to the Punic Wars (1000–264 BC). — New York: Routledge, 1995.
- Alföldi, A. Early Rome and Latins. — University of Michigan Press, 1971.
- Smith, Chr. Early Rome and Latium. Economy and Society c. 1000–500 BC. — Oxford. 1996.
- Cowan, R. Roman conquests: Italy. — Barnsley: Pen & Sword Dawson, 2009.
Комментарии к данной статье отключены.