Потерпев поражение в Первой мировой войне, Османская империя была вынуждена подписать Мудросское перемирие, в соответствии с которым союзники по Антанте оставляли за собой право в определённых случаях оккупировать отдельные турецкие земли. Победители не преминули своим правом воспользоваться. В 1918 году союзные контингенты заняли Константинополь (Стамбул), а британские войска установили контроль над нефтяным районом Мосула (Ирак). От них не отставали французы и итальянцы, которые высаживали свои десанты в прибрежных районах Турции. Наконец, с одобрения стран Антанты 15 мая 1919 года в Смирну в Западной Анатолии вошли греческие солдаты. Буквально через несколько дней Мустафа Кемаль-паша, будущий лидер Турецкой Республики, занялся организацией сопротивления интервентам. Так началась война за независимость Турции.
Хотя Смирна со времён средневековья принадлежала туркам, бо́льшую часть её населения составляли христиане. Заняв город, греки старались вести равноправную политику по отношению к своим соотечественникам и к турецким жителям. Тем временем турки, заручившись поддержкой России, теснили греков в Малой Азии и 9 сентября 1922 года вступили в Смирну. Командующий турецкими войсками Мустафа Кемаль распорядился не чинить вреда гражданскому населению. Однако солдаты, дождавшись вечера, принялись грабить и насиловать. Особенно досталось армянским кварталам. Именно здесь и занялся Великий пожар, на десять дней охвативший Смирну.
13 сентября турецкие солдаты облили бензином жилые дома армян и, воспользовавшись ветреной погодой, подожгли постройки. То же самое подчинённые Мустафы Кемаля проделали и в других христианских районах. Вскоре огонь полыхал едва ли не по всему городу, а турки тем временем грабили погорельцев, насиловали женщин и убивали, не разбирая ни возраста, ни пола. Спасаясь от пожара, тысячи христиан собрались на набережной. Там их оцепили турецкие солдаты, и, не имея возможности выбраться из западни, жители Смирны бросались в воду и пытались вплавь добраться до стоявших в гавани кораблей союзников. Под давлением западных держав Мустафа Кемаль в конце концов был вынужден согласиться на эвакуацию христиан из города. Правда, это решение не распространялось на примерно 30 000 мужчин, которых турки вывезли на принудительные работы вглубь страны. Одним из уцелевших беженцев был юноша по имени Аристотелис Онасис, будущий судовой магнат и миллиардер.
Великий пожар и сопровождавшая его резня унесли жизни, по разным данным, от 10 000 до 100 000 человек. Греческие и армянские кварталы города были уничтожены. Примечательно, что турки возлагали вину за катастрофу на самих обитателей этих кварталов: мол, греки и армяне поджигали свои дома, чтобы очернить солдат Мустафы Кемаля.
Комментарии к данной статье отключены.