Продолжая речь о советских летчиках-истребителях, сбивших за годы Великой Отечественной войны наибольшее количество вражеских самолетов определенного типа, остановимся на тех, кто уничтожил больше всех транспортных «трехмоторников» Junkers Ju 52 (или Ю-52 по терминологии наших документов)
Несмотря на кажущуюся легкость и простоту борьбы с тяжелыми, тихоходными и неповоротливыми «тетками Ю» (это прозвище, так же как и «Железная Анна», широко распространенный транспортник получил в 1930-е годы в Европе) «охота» за ними для наших летчиков-истребителей имела ряд нюансов, делавших их уничтожение затруднительным, а подчас и невозможным делом. Немаловажную роль здесь играли сами обстоятельства, при которых истребитель мог встретить транспортный самолет.
Перехваты Ю-52 становились достаточно частыми только там, где противник был вынужден массово использовать транспортники в условиях господства в воздухе нашей авиации – в периоды организации так называемых «воздушных мостов», по которым немцы снабжали окруженные группировки своих войск – над Демянским «котлом», под Сталинградом, в районе Корсунь-Шевченковского и т.д. Причем «Юнкерсы», как и другие транспортники, летали преимущественно утром или в вечерних сумерках, в условиях плохой видимости, а то и вовсе ночью. Нельзя также сбрасывать со счетов удивительную прочность конструкции и живучесть этой неприхотливой машины: для того, чтобы гарантированно сбить «тетку Ю», от атакующего истребителя требовалось поражение ее жизненно важных областей (моторов, топливных баков) или уничтожение экипажа, а многочисленные прострелы фюзеляжа и плоскостей, как правило, не давали никакого эффекта.
Всего на приблизительно 3000 советских асов приходится около 500 подтвержденных воздушных побед над трехмоторными «Юнкерсами». Тем не менее, несмотря на такую, в общем, небольшую цифру, изрядное количество «специалистов» по уничтожению Ю-52 среди наших истребителей имелось.
Наибольшее количество «железных тетушек» в советских ВВС имеет на своем боевом счету Герой Советского Союза Петр Васильевич Базанов из 3-го Гв.ИАП, которому засчитано 8 таких самолетов, сбитых лично, и еще один в группе. Сержант Базанов начал свою боевую карьеру под Сталинградом, когда его полк, в числе прочих авиачастей ВВС КА, осуществлял воздушную блокаду окруженной гитлеровской группировки генерала Паулюса. В течение 10 дней декабря 1942 года (с 7 по 17 число) Базанову удалось в воздушных боях сбить лично пять транспортников и еще один уничтожить в группе с товарищами. Причем все эти «Юнкерсы» были первыми победами в списке успехов будущего Героя.
В 1944 году Базанов добавил к списку своих трофеев еще три Ю-52, сбитых 1 февраля в районе Корсунь-Шевченковского, причем все три победы летчик одержал в одном бою, прибавив к ним также одну «железную тетку», сожженную на вражеском аэродроме штурмовыми действиями. Закончил войну Петр Васильевич Базанов в звании капитана, имея на счету 18 самолетов противника, сбитых лично, и 2 в группе. Все свои победы одержал на самолете Ла-5.
Вторую строчку условного рейтинга «специалистов» по Ю-52 занимает ветеран Халхин-Гола капитан Андрей Николаевич Дехтяренко из 580-го ИАП, лично уничтоживший в апреле 1942 года в районе Демянска семь трёхмоторников, причем это удалось ему сделать всего лишь в двух боевых вылетах – 1 апреля (сбито три) и 8 апреля (сбито четыре «Юнкерса»). Всего капитан Дехтяренко, летая на Як-1, одержал 10 личных воздушных побед. Отважный летчик не вернулся с боевого задания 11 июля 1942 года, всего лишь за 10 дней до того, как ему было присвоено звание Героя СССР (21.07.1942).
На третьей ступеньке «пьедестала почета» – Сергей Николаевич Шевелев, опытный пилот, за время участия в боевых действиях послуживший в нескольких частях и соединениях ВВС КА. Удачно поохотиться на «железных тетушек» ему удалось в конце зимы 1943 года в небе Кубани. За период с 22 по 28 февраля Шевелев занес на свой личный счет 5 сбитых Ю-52, прибавив к ним также один уничтоженный десантный планер. В это время летчик сражался в рядах 249-го ИАП, летая на ЛаГГ-3. Всего за войну майор Шевелев лично сбил 14 самолетов противника и также был удостоен высокого звания Героя Советского Союза (присвоено 01.05.1943).
Далее список наиболее успешных «уничтожителей» транспортных «Юнкерсов» выглядит следующим образом:
- Басулин Евгений Дмитриевич – сбил 4 Ю-52 лично и 1 в группе (служил в 239-м ИАП, летал на Ла-5, всего побед 15+1, ГСС);
- Иванов Иван Тимофеевич – 4 лично (все в одном бою, 3-й Гв.ИАП, Ла-5, всего побед 8+0);
- Игнатьев Николай Петрович – 4 лично (728-й ИАП, И-16, Як-9, всего побед 23+13, ГСС);
- Патрушев Григорий Степанович – 4 лично (100-й Гв.ИАП, «Аэрокобра», всего побед 5+0);
- Шестаков Лев Львович – 4 лично (9-й Гв.ИАП, Як-1, всего побед 16+8, ГСС).
Еще 25 советских летчиков сбили по три Ю-52 лично (из них двое имеют также по две, а трое – по одной групповой победе)
Комментарии к данной статье отключены.