• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 18 February '21
      Засекреченный космонавт
    • 17 February '21
      Поломанные крылья вяземского десанта
    • 12 February '21
      Два прочтения одной хрестоматии
    • 12 February '21
      Взбесившийся «Паттон»
    • 11 February '21
      Второй бой у Нарвика
    • 10 February '21
      Как угнать немецкий танк
    • 10 February '21
      Оружие советского снайпинга
    • 08 February '21
      Проект Manta Ray: DARPA заказывает подводные беспилотники
    • 08 February '21
      Цвета военного неба: «Глупыши» на палубе авианосца
    • 05 February '21
      Венгерские хроники длинноносых «соток»: начало
    • 04 February '21
      Стеклотекстолит в броне: дёшево и сердито
    • 02 February '21
      Стволы линкора «Нью-Джерси»
    22

    Убийцы «железных тётушек»

    • ВМВ
    • авиация
    • СССР
    Михаил Быков
    18 October '14

    Продолжая речь о советских летчиках-истребителях, сбивших за годы Великой Отечественной войны наибольшее количество вражеских самолетов определенного типа, остановимся на тех, кто уничтожил больше всех транспортных «трехмоторников» Junkers Ju 52 (или Ю-52 по терминологии наших документов)

    Несмотря на кажущуюся легкость и простоту борьбы с тяжелыми, тихоходными и неповоротливыми «тетками Ю» (это прозвище, так же как и «Железная Анна», широко распространенный транспортник получил в 1930-е годы в Европе) «охота» за ними для наших летчиков-истребителей имела ряд нюансов, делавших их уничтожение затруднительным, а подчас и невозможным делом. Немаловажную роль здесь играли сами обстоятельства, при которых истребитель мог встретить транспортный самолет.

    ​«Тетка Ю» в полете (http://waralbum.ru) - Убийцы «железных тётушек» | Warspot.ru
    «Тетка Ю» в полете (http://waralbum.ru)

    Перехваты Ю-52 становились достаточно частыми только там, где противник был вынужден массово использовать транспортники в условиях господства в воздухе нашей авиации – в периоды организации так называемых «воздушных мостов», по которым немцы снабжали окруженные группировки своих войск – над Демянским «котлом», под Сталинградом, в районе Корсунь-Шевченковского и т.д. Причем «Юнкерсы», как и другие транспортники, летали преимущественно утром или в вечерних сумерках, в условиях плохой видимости, а то и вовсе ночью. Нельзя также сбрасывать со счетов удивительную прочность конструкции и живучесть этой неприхотливой машины: для того, чтобы гарантированно сбить «тетку Ю», от атакующего истребителя требовалось поражение ее жизненно важных областей (моторов, топливных баков) или уничтожение экипажа, а многочисленные прострелы фюзеляжа и плоскостей, как правило, не давали никакого эффекта.

    Всего на приблизительно 3000 советских асов приходится около 500 подтвержденных воздушных побед над трехмоторными «Юнкерсами». Тем не менее, несмотря на такую, в общем, небольшую цифру, изрядное количество «специалистов» по уничтожению Ю-52 среди наших истребителей имелось.

    ​Летчик 907-го ИАП ПВО Н.Ф. Киселев у сбитого им Ю-52 (http://waralbum.ru) - Убийцы «железных тётушек» | Warspot.ru
    Летчик 907-го ИАП ПВО Н.Ф. Киселев у сбитого им Ю-52 (http://waralbum.ru)

    Наибольшее количество «железных тетушек» в советских ВВС имеет на своем боевом счету Герой Советского Союза Петр Васильевич Базанов из 3-го Гв.ИАП, которому засчитано 8 таких самолетов, сбитых лично, и еще один в группе. Сержант Базанов начал свою боевую карьеру под Сталинградом, когда его полк, в числе прочих авиачастей ВВС КА, осуществлял воздушную блокаду окруженной гитлеровской группировки генерала Паулюса. В течение 10 дней декабря 1942 года (с 7 по 17 число) Базанову удалось в воздушных боях сбить лично пять транспортников и еще один уничтожить в группе с товарищами. Причем все эти «Юнкерсы» были первыми победами в списке успехов будущего Героя.

    В 1944 году Базанов добавил к списку своих трофеев еще три Ю-52, сбитых 1 февраля в районе Корсунь-Шевченковского, причем все три победы летчик одержал в одном бою, прибавив к ним также одну «железную тетку», сожженную на вражеском аэродроме штурмовыми действиями. Закончил войну Петр Васильевич Базанов в звании капитана, имея на счету 18 самолетов противника, сбитых лично, и 2 в группе. Все свои победы одержал на самолете Ла-5.

    Вторую строчку условного рейтинга «специалистов» по Ю-52 занимает ветеран Халхин-Гола капитан Андрей Николаевич Дехтяренко из 580-го ИАП, лично уничтоживший в апреле 1942 года в районе Демянска семь трёхмоторников, причем это удалось ему сделать всего лишь в двух боевых вылетах – 1 апреля (сбито три) и 8 апреля (сбито четыре «Юнкерса»). Всего капитан Дехтяренко, летая на Як-1, одержал 10 личных воздушных побед. Отважный летчик не вернулся с боевого задания 11 июля 1942 года, всего лишь за 10 дней до того, как ему было присвоено звание Героя СССР (21.07.1942).

    На третьей ступеньке «пьедестала почета» – Сергей Николаевич Шевелев, опытный пилот, за время участия в боевых действиях послуживший в нескольких частях и соединениях ВВС КА. Удачно поохотиться на «железных тетушек» ему удалось в конце зимы 1943 года в небе Кубани. За период с 22 по 28 февраля Шевелев занес на свой личный счет 5 сбитых Ю-52, прибавив к ним также один уничтоженный десантный планер. В это время летчик сражался в рядах 249-го ИАП, летая на ЛаГГ-3. Всего за войну майор Шевелев лично сбил 14 самолетов противника и также был удостоен высокого звания Героя Советского Союза (присвоено 01.05.1943).

    ​Сбитый под Сталинградом Ю-52 (http://waralbum.ru) - Убийцы «железных тётушек» | Warspot.ru
    Сбитый под Сталинградом Ю-52 (http://waralbum.ru)

    Далее список наиболее успешных «уничтожителей» транспортных «Юнкерсов» выглядит следующим образом:

    • Басулин Евгений Дмитриевич – сбил 4 Ю-52 лично и 1 в группе (служил в 239-м ИАП, летал на Ла-5, всего побед 15+1, ГСС);
    • Иванов Иван Тимофеевич – 4 лично (все в одном бою, 3-й Гв.ИАП, Ла-5, всего побед 8+0);
    • Игнатьев Николай Петрович – 4 лично (728-й ИАП, И-16, Як-9, всего побед 23+13, ГСС);
    • Патрушев Григорий Степанович – 4 лично (100-й Гв.ИАП, «Аэрокобра», всего побед 5+0);
    • Шестаков Лев Львович – 4 лично (9-й Гв.ИАП, Як-1, всего побед 16+8, ГСС).

    Еще 25 советских летчиков сбили по три Ю-52 лично (из них двое имеют также по две, а трое – по одной групповой победе)

    Михаил Быков

    Цвета военного неба: «Глупыши» на палубе авианосца на Warspot.ru
    Цвета военного неба: «Глупыши» на палубе авианосца
    Цвета военного неба: операция «Боденплатте» на Warspot.ru
    Цвета военного неба: операция «Боденплатте»
    Цвета военного неба: уцелевшие после разгрома на Warspot.ru
    Цвета военного неба: уцелевшие после разгрома
    Поделиться
    • 0
    • 0
    • 0
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Два капитана, или жаркое лето в холодном краю на Warspot.ru
    Два капитана, или жаркое лето в холодном краю
    Сава и Мартын на Warspot.ru
    Сава и Мартын
    Багерово: налёт на «осиное гнездо» на Warspot.ru
    Багерово: налёт на «осиное гнездо»
    Воздушный налёт, неудачный для обоих противников на Warspot.ru
    Воздушный налёт, неудачный для обоих противников
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Неизвестный
    wargamming.net © 2014 — 2021 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google