«Что же, разве философы не показывали себя отменными воинами? Несомненно, если тарентинцы шесть раз избрали Архита стратегом. Меллис был навархом, Сократ принимал участие трижды в военных действиях, Платон сражался под Танагрой и Коринфом, о походах и командовании Ксенофонта рассказывалось не один раз, и сам он, между прочим, повествует об этом в сочинении о Кире. Сын Гиппарина Дион положил конец тирании Дионисия. Эпаминонд, будучи беотархом, разбил лакедемонян при Левктре и прославился как лучший фиванский, вернее даже греческий полководец. Зенон при дворе Антигона немало делал для блага афинян, ведь безразлично, чем философ достигает успеха, мудростью или оружием».
Клавдий Элиан «Пёстрые рассказы»
Хотя у наших современников занятия философией иногда являются предлогом, чтобы уклониться от встречи с армией, так было далеко не всегда. Римский грамматик Клавдий Элиан вопрошал своих читателей: «Что же, разве философы не показывали себя отменными воинами?», — после чего приводил солидный перечень имён, блиставших не только в учебных аудиториях, но и на полях сражений. Назовём лишь несколько мыслителей из этого списка и посмотрим, каковы были их достижения в обеих сферах.
Питтак Митиленский
Первым по времени следует вспомнить Питтака из Митилены на Лесбосе (около 651 — после 569 года. до н.э.) — одного из Семи мудрецов, политика и законодателя, автора знаменитого афоризма «Знай всему меру» (Μέτρω χρώ). О жизни Питтака известно мало. В юности он был дружен с поэтом Алкеем и вместе с ним боролся против тирана Меланхра. Затем их пути разошлись: Питтак примкнул к новому тирану Мирсилу и даже разделил с ним власть.
Между 608 и 606 годами до н.э. Митилена вела войну с Афинами из-за контроля над Сигеем в Троаде. Афинским предводителем был Фринон, победитель в панкратии на Олимпийских играх 636 года до н.э. Митиленскими силами командовал Питтак. Военная удача улыбалась афинянам, а митиленцы терпели поражение за поражением. Во время одного из боёв поэту Алкею, также участвовавшему в войне, пришлось спасаться бегством. Афиняне захватили брошенный им щит и в качестве трофея преподнесли его в храм Афины в Сигее.
После этого Фринон, полностью уверенный в своём превосходстве, вызвал вражеского предводителя на единоборство. Питтак принял вызов, однако вступил в бой в необычном виде: вооружённый трезубцем и рыбачьей сетью. В ходе поединка он удачно набросил сеть на своего противника, после чего заколол его трезубцем. Афинянам удалось завладеть телом Фринона. Они отвезли его домой и похоронили с почестями.
Обе стороны согласились на переговоры, посредником в которых выбрали коринфского тирана Периандра, который, кстати, также входил в список Семи мудрецов и имел военные заслуги. Периандр заключил между ними договор на условиях status quo. Этот случай настолько поднял репутацию Питтака, что его даже избрали единоличным правителем Митилены в 579–569 годах до н.э. Положив конец терзавшим город гражданским смутам, Питтак оставил власть и ещё долго прожил как частное лицо.
Мелисс Самосский
Гораздо менее известной в сравнении с Питтаком фигурой является Мелисс Самосский (около 485 — около 425 года до н.э.) — философ-элеат, последователь Парменида, учивший о бесконечности Вселенной. От сочинения Мелисса «О природе, или О сущем» сохранились лишь небольшие фрагменты в комментариях более позднего времени. Мелисс активно участвовал в общественных делах и пользовался уважением сограждан, которые удостоили его высшей государственной должности.
Самос в то время входил в состав Афинского морского союза. Весной 440 года до н.э. афиняне под предводительством Перикла свергли правительство самосских олигархов и установили на острове дружественный себе демократический режим. Это грубое вмешательство в их дела глубоко оскорбило самосцев, которые немедленно после отплытия афинской эскадры подняли восстание, вернули прежнюю конституцию и объявили о своём выходе из союза. Восстание на Самосе поддержал Византий, однако Спарта и её союзники отказали повстанцам в помощи, поскольку были связаны с Афинами мирным договором.
Летом того же года Перикл с 60 кораблями снова направился к Самосу и возле острова Трагия разгромил самосскую эскадру из 50 боевых и 20 транспортных кораблей, которой командовал Мелисс. Когда на помощь ему пришли ещё 40 кораблей из Афин и 25 с Лесбоса и Хиоса, Перикл высадился на острове, одолел самосцев в сухопутном сражении и начал осаду их города. Командовавший обороной Мелисс постоянно устраивал вылазки, мешая афинским осадным работам. В разгар боёв Перикл получил известие, что на помощь Самосу приближается персидский флот. Чтобы перехватить персов как можно дальше от острова, он взял с собой 60 кораблей, а остальные оставил продолжать осаду. Известие о персидской помощи оказалось ложным, а в отсутствие Перикла самосцы устроили новую вылазку. Мелисс победил на море афинский флот, которым командовал трагик Софокл, и в течение двух последующих недель оставался полным хозяином острова.
Затем Перикл вернулся с новыми кораблями, снова разбил Мелисса на море и возобновил осаду. Чтобы минимизировать афинские потери, Перикл приказал окружить город стеной и взять его измором. Осада продолжалась девять месяцев и завершилась в мае 439 года до н.э., когда у самосцев вышло продовольствие. По условиям капитуляции они должны были срыть стены, выдать флот и заложников, а также компенсировать военные издержки в размере 1276 талантов серебра. На Самосе был восстановлен демократический строй.
Перикл впоследствии очень гордился этой победой, поскольку одержал её над сильным противником, и успех всего предприятия не раз висел на волоске. О судьбе Мелисса ничего не известно, однако Перикл, также почитавший Парменида, был чрезвычайно высокого мнения о его таланте, и скорее всего тот продолжал и далее жить в своём городе.
Сократ
В отличие от остальных фигурантов этого списка, как правило, отличавшихся благородством и высоким положением в обществе, Сократ (469–399 годы до н.э.) был простолюдином — сыном каменотёса Софрониска и его жены-повитухи. С ранней юности Сократ охотно учился разным наукам, слушал философа Анаксагора, а также софистов Дамона и Архелая. Сам он отличался красноречием и искусными рассуждениями, а кроме того был непобедимым спорщиком и учителем нескольких выдающихся лиц (в том числе Алкивиада, Ксенофонта, Платона) и многих других. Как афинский гражданин Сократ был военнообязанным и участвовал в сражениях Пелопоннесской войны. Даже в преклонном возрасте он обладал отличным здоровьем и выносливостью, ходил босиком по льду и зимой носил одну только шерстяную накидку.
О военной службе Сократа нам известно из его поздних биографий, однако многочисленные намёки встречаются у его современника Аристофана, а также в сочинениях его учеников Платона и Ксенофонта. В «Апологии» Платона, которая воспроизводит его защитную речь в суде, Сократ сам говорит о своём участии в афинской осаде Потидеи (432 год до н. э.), битве при Делии (424 год до н. э.) и экспедиции для защиты Амфиполя (422 год до н. э.). В одном из сражений у Потидеи он спас жизнь Алкивиаду. Рассказывая о жизни Алкивиада, его биограф Плутарх пишет:
«Ещё будучи подростком, он принимал участие в экспедиции против Потидеи, жил в одной палатке с Сократом и стоял рядом с ним в боях. В одной жаркой битве они оба отличились; Алкивиад был ранен; Сократ прикрыл его, защитил и спас ему, на виду у всех, жизнь и оружие. На самом деле Сократ был более достоин получения награды за храбрость, но стратеги изъявили желание дать её Алкивиаду из уважения к его аристократическому происхождению, и Сократ, надеясь развить честолюбие Алкивиада в хорошую сторону, первым выступил свидетелем в его защиту и просил увенчать его и дать ему полное вооружение».
Весьма высокую оценку получило поведение Сократа во время афинского поражения при Делии. Когда всё войско обратилось в бегство, лишь Сократ с немногими людьми вокруг него отступали в порядке, готовые отразить любое нападение. В платоновском диалоге «Лахет» его главный герой, также бывший при Делии, следующим образом вспоминает об этих событиях:
«Лахет. Итак, Лисимах, не отпускай этого мужа. Ведь я и в других случаях видел, как он делает честь не только своему отцу, но и своей родине. Во время бегства из-под Делия он отступал вместе со мною, и говорю тебе: если бы другие держались так, как он, наш город бы тогда устоял и не пал столь бесславно».
В платоновском «Пире» о храбрости Сократа говорит Алкивиад. Некоторые учёные полагают, что именно мужество Сократа в сражениях при Потидее и Делии поначалу принесло ему известность в Афинах.
Платон
Среди друзей и учеников Сократа было много выдающихся лиц своего времени, проявивших себя как с хорошей, так и с дурной стороны. Среди последних следует вспомнить Алкивиада, а также вождей афинской олигархии Ферамена и Крития. Продолжателем философских рассуждений Сократа стал Платон (между 429 и 424 годами до н.э. — 347 год до н.э.), который со временем превзошёл своего учителя. Вернувшись около 387 года до н.э. в Афины после длительных странствий, Платон учредил Академию — школу, которая просуществовала почти 900 лет после его смерти. Как и его учитель, Платон непохож на стереотипный образ старого толстого философа с бородой. Известно, что он активно занимался спортом и, по некоторым сведениям, был даже олимпийским чемпионом по панкратию. Само имя Платон является лишь прозвищем и переводится как «широкий» — так ещё в юности прозвал его борец Аристон из Аргоса, учитель гимнастики, за крепкое телосложение.
Как и любой другой афинский гражданин, Платон был военнообязанным и должен был участвовать в военных походах. Об этой стороне деятельности философа пишет его поздний биограф Диоген Лаэртский:
«В походах он участвовал трижды, как говорит Аристоксен, один раз — на Танагру, другой — на Коринф, третий — к Делию, где весьма отличился».
Вероятно, все три похода относятся к событиям Коринфской войны (395–385 годы до н.э.). Интересно, что в том же конфликте, но на стороне противников Афин и их союзников сражался Ксенофонт — ещё один ученик Сократа и автор «Воспоминаний о Сократе». К счастью, этим двоим не довелось встретиться в одном бою.
Архит
Ещё одним современником и другом Платона был Архит из Тарента (между 435 и 410 годами до н.э. — между 360 и 350 годами до н.э.) — философ-пифагореец, математик и механик, теоретик музыки, а также государственный деятель и военачальник. Семикратно он занимал высшую должность стратега, хотя по закону это можно было делать только два раза — чрезвычайный порядок был обусловлен военной угрозой, которая нависла над греческими городами Южной Италии со стороны луканов и мессапов.
Архит прославился своими военными победами. Когда ему стали завидовать, он отказался от военного командования, и тарентинское войско тотчас было разбито варварами. Архит познакомился с Платоном в 387 году до н.э., во время путешествия по Сицилии и Южной Италии. Историки полагают, что он стал одним из прототипов идеального царя-философа, описанного Платоном в диалоге «Государство». В 361 году до н.э. заступничество Архита сыграло главную роль в переговорах об освобождении Платона из заключения при дворе Дионисия Младшего. Афинский философ покинул Сицилию на судне, которое отправил за ним Архит.
Эпаминонд
Известно, что Эпаминонд (между 418 и 410 годами до н.э. — 362 год до н.э.) в юности получил хорошее и разностороннее образование, включавшее занятия философией. Его учителем был пифагореец Лисид из Тарента. Благодаря его урокам Эпаминонд далеко опередил своих сверстников в науке. Весьма вероятно, что именно пифагорейское воспитание освободило Эпаминонда от некоторых традиционных для его современников условностей, в том числе в области военной тактики. В то время как другие военачальники обычно усиливали правый фланг своей армии и ослабляли левый, в битве при Левктрах в 371 году до н.э., а затем при Мантинее в 362 году до н.э. Эпаминонд последовательно поступал прямо противоположным образом. Атакуя отборными силами, собранными на левом фланге, он наносил удар там, где противник его не ждал, и достигал таким образом успеха, определявшего исход всего сражения в целом.
Тактики
Постепенно философия стала элементом образования государственных деятелей, военачальников и царей. Аристотель, как известно, был учителем Александра Великого, а Евфант из Олинфа — будущего македонского царя Антигона Гоната. Встречались среди правителей настоящие философы на троне. Наиболее известным из них был римский император Марк Аврелий. Соответственно, философы играли важную роль при дворах просвещённых монархов и если сами и не водили армии в поход, то нередко давали своим ученикам наставления в области стратегии и тактики.
В списке известных тактических наставлений немалая часть работ написана как раз теоретиками-интеллектуалами, а не практиками. Из этой обширной литературы до нашего времени сохранилось относительно небольшое число произведений, а об авторах произведений мало что известно за исключением того, что они были философами.
Источники и литература:
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. / Перевод и примечания М. Л. Гаспарова. — М.: Мысль, 1986.
- Элиан. Пёстрые рассказы. / Перевод С. В. Поляковой. — М.–Л., 1963.
- Нефедкин, А.К. Научил ли Аристотель военному делу Александра? // Para bellum. — 2000. — № 10. — С. 11–22.
- Данилов, Е.С. Античное военно-теоретическое наследие. — Ярославль, 2014.
- Видаль-Накэ, П. Черный охотник. Формы мышления и формы общества в греческом мире. — М., 2001.
Комментарии к данной статье отключены.