Первые танки Т-72 поступили на вооружение Советской армии в 1973 году, немецкий «Леопард-2» и израильская «Меркава» эксплуатируются с 1979 года, американский «Абрамс» пошёл в серию годом позже, французский «Леклерк» начали выпускать в 1990 году. Удивительные долгожители в век перемен, не так ли? Конечно, этих динозавров пытаются потеснить «Армата», «Алтай» и прочие машины, но пока малые серии и сомнительные преимущества не позволяют воспринимать новичков всерьёз. Почему же до сих пор нет массового производства принципиально новых танков? Ответ прост: у танкостроителей и ремонтников есть и другой путь — поддерживать наплаву «старичков». Сегодня наш читатель расскажет о модернизации танка Т-72, который вот-вот преодолеет 50-летний рубеж, и рассмотрим две его модификации — Т-72Б3 от «Уралвагонзавода» и Т-72БМЭ, над которым работают белорусский 140-й ремонтный завод в Борисове и компания «Белтехэкспорт».
Почти «девяностый», но дешевле
Сразу оговоримся, что сравнивать возможности нижнетагильского гиганта, для которого Т-72 является родным детищем, с небольшим белорусским танкоремонтным предприятием не совсем корректно, но белорусы сумели представить очень интересный продукт. В целом же эти два примера ярче всего демонстрируют два имеющих право на жизнь направления совершенствования военной техники — дорогой и масштабный, и более простой, но зачастую не менее нужный.
Танк Т-72Б3 называют экономичной альтернативой Т-90. Он интересен тем, что нет нужды делать новый бронекорпус. Годных к переделке Т-72 разных поколений очень много, и отправлять их на переплавку жалко. Боевая эффективность танков повышается за счёт обновления всего остального — трансмиссии, двигателя, прицелов, системы управления огнём (СУО), оружия и навесной защиты, и на выходе получается тот же «девяностый». Первый вариант Т-72Б3 «вышел в свет» в 2011 году, последний из известных — пятью годами позже.
Любопытный факт: Т-72Б3 порой называют «биатлонным» танком, так как именно на нём соревнуются все команды, кроме китайской, на «танковом биатлоне» в подмосковном Алабино. Этот конкурс отлично продемонстрировал эффективность нового 1130-сильного двигателя, СУО и прочих его новшеств. Впервые Т-72Б3 был продемонстрирован на «танковом биатлоне» в 2013 году.
Танк Т-72БМЭ, который впервые демонстрировался на минской оружейной выставке MILEX-2017, тоже должен стать экономичной альтернативой Т-90 — так, по крайней мере, заявляют разработчики. Эта модернизация не такая глубокая, как Т-72Б3, но и обойдётся заказчику дешевле. Её «целевая аудитория» — региональные армии, которые не ставят перед собой глобальных целей. Недаром демонстрационный экземпляр окрашен в песочно-жёлтый камуфляж!
Броня
Начнём с внешнего вида. Т-72Б3 выглядит внушительнее старого Т-72. Очертания изменились благодаря увеличенным модулям динамической защиты — это хорошо видно на башне, где пластины установлены клином под большим углом. На машину можно устанавливать проверенную временем встроенную динамическую защиту второго поколения «Контакт-5», однако на обновлённых танках смонтирован модульный комплекс динамической защиты третьего поколения «Реликт» — эволюционное продолжение «Контакта». Дополнительная защита — решетчатые экраны на боковых проекциях моторного отсека. В целом, такой же подход применяется на Т-90СМ.
Разработчики утверждают, что новая конструкция модулей и их расположение повышают уровень защиты от кумулятивных снарядов (в том числе тандемных) в 2,1 раза, а от бронебойных подкалиберных снарядов — в 1,4 раза. У Т-72Б3 значительно выше показатель перекрытия лобовой проекции башни, и в бою это серьёзное преимущество. Модули легко меняются.
У Т-72БМЭ защита проще, но тоже с заявкой на результат. Здесь уместен термин «достаточная эффективность». Да, на танке стоит устаревшая динамическая защита «Контакт-1», но конструкторы изменили её компоновку, установили контейнеры под более рациональными углами, чем существенно повысили живучесть машины. Появились дополнительные противокумулятивные резинотканевые экраны и противокумулятивные решётки — недорогие в производстве, но работающие, и вкупе с остальной защитой закрывающие 100% боковой проекции танка, а также корму башни от кумулятивной струи противотанковых средств.
Двигатель
Одно из важнейших обновлений Т-72Б3 — V-образный 12-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель В-92С2Ф мощностью 1130 л.с., который ставят и на Т-90МС. Он на 230 л.с. или 34% мощнее предыдущего дизеля В-84-1. Удельная мощность 24,5 л.с./тонну веса против 18,87 л.с./тонну у Т-72 позволяет разогнать танк до 60 км/час на шоссе и до 45 км/час по пересечённой местности. Новая трансмиссия имеет систему автоматического переключения передач с возможностью перехода на ручное переключение. Клиренс, кстати, также выше — 490 мм.
Разработчики Т-72БМЭ на такие коренные переделки не пошли, но двигатель тоже заменили, установив дизель В-84МС мощностью 840 л.с. Да, это меньше, чем у Т-72Б3, но скорости белорусы получили тоже хорошие: до 70 км/час по шоссе и до 40 км/час по пересечённой местности — по крайней мере, так заявляют производители. Справедливости ради, надо сказать, что такую же мощность в 840 л.с. имеет штатный двигатель В-84 у старичка Т-72Б. Напомним, что у ранних Т-72А двигатели имеют мощность всего 780 л.с.
Вооружение
Большой козырь Т-72Б3 — новая СУО. Теперь модернизированный танк может работать в любую погоду и время суток. Настоящая жемчужина здесь — один из лучших в мире многоканальный прицел наводчика «Сосна-У», разработанный белорусскими конструкторами для Т-90. Он имеет как дневной, так и ночной тепловизионный оптический канал, есть автомат сопровождения целей, моноимпульсный лазерный дальномер, комплекс метеодатчиков и цифровой баллистический вычислитель. Дальность обнаружения цели типа «танк» через оптический канал — не менее 5 километров, ночью через тепловизор — до 3,3 км.
На Т-72БМЭ стоит прицельный комплекс ЭССА-72У. Детальное его изучение показывает, что это полный аналог «Сосны-У». У него тот же разработчик ОАО «Пеленг» и такие же тактико-технические характеристики (ТТХ). Возможно, «Сосну» делали с условием, что никто кроме россиян её не имеет права ставить, да и собирают эти прицелы на российском АО «ВОМЗ», что в Вологде.
Как бы то ни было, установка прицела ЭССА-72У увеличивает дальность стрельбы штатным артиллерийским выстрелом в среднем на 25% (не менее 5 км днём и до 3,5 км ночью). В прицеле реализовано три канала: лазерный для пуска ракет, телевизионный для стрельбы днём и тепловизионный для стрельбы как днём, так и ночью, в дождь, снег и пыль. Прицел ЭССА-72У обеспечил возможность вести огонь управляемыми снарядами с места и на ходу днём и ночью.
Связь в Т-72Б3 обеспечивает УКВ-радиостанция Р-168-25УЕ-2 «Акведук». Это достаточно современный российский цифровой комплекс радиосвязи пятого поколения. Он состоит из двух приёмопередатчиков, работает с аналоговой и цифровой информацией, обеспечивает открытую, маскированную или засекреченную радиосвязь.
Белорусские конструкторы не побоялись технологической зависимости от коллективного Запада и поставили на свой танк австралийскую цифровую УКВ-радиостанцию «Барретт» PRC-2082+. Лучше ли она российского «Акведука» — вопрос дискуссионный и не во всём зависящий от ТТХ.
Вернёмся к Т-72Б3. На нём стоит новая гладкоствольная пушка 2А46М-5, опять-таки позаимствованная у Т-90СМ. Её калибр — те же 125 мм, но в сравнении с предыдущей модификацией 2А46М-1 значительно повысились баллистика и ресурс, на 15–20% улучшилась кучность стрельбы, в 1,7 раза уменьшилось суммарное рассеивание. Улучшены также автомат заряжания, система пожаротушения и защиты экипажа, ходовая часть.
На Т-72БМЭ оставили прежнюю пушку — её замена недёшева и нужна не всем заказчикам. Но, как и на Т-72Б3, установлены датчики, данные с которых передаются сразу в баллистический вычислитель. В итоге рассеивание всех типов снарядов уменьшено на 10% — не меняя пушку, удалось повысить точность стрельбы.
Есть в белорусском танке и такой гениальный по простоте и эффективности агрегат, как встроенный автономный источник питания — дизельный генератор мощностью 9,9 кВт. Казалось бы, зачем он нужен? Разработчики на это отвечают так: использование основного двигателя для обеспечения энергией систем наблюдения и жизнеобеспечения танка, когда тот стоит на месте в засаде или обороне, мягко говоря, не рационально. Расход горючего у танкового двигателя измеряется в сотнях литров, да и моторесурс ограничен — всего 500 часов. К тому же, большой работающий двигатель демаскирует танк громкой работой и сильной засветкой в инфракрасном диапазоне. В сети немало роликов расстрела хаотично бегающих в инфракрасных лучах человечков и беспомощно мечущейся техники, так что небольшой дизель-агрегат — отличный элемент тепломаскировки.
Отметим и ещё один важный момент: оба танка имеют в арсенале систему «Дубль». Она включает в себя пульт управления и монитор, которые стоят у командира танка и позволяют ему вести стрельбу из пушки и пулемёта. Раньше стрелять мог только наводчик.
Итоги
Ещё раз отметим, что этот обзор нельзя рассматривать в контексте «что лучше». Т-72Б3 и Т-72БМЭ — не конкуренты, а предложения, нацеленные на разные рынки.
С одной стороны, Т-72БМЭ близок к уровню Т-72Б3 и Т-90. Эта модернизация не только повышает боевые возможности, но и продлевает срок службы бронированных ветеранов не менее чем на 25 лет. При этом разработчики изначально ставили перед собой цель вместе с повышением боевой эффективности снизить расходы на эксплуатацию. Выше мы убедились, что в этом танке есть очень интересные решения.
С другой стороны, если смотреть в сравнительную таблицу ТТХ, то там лучшим окажется Т-72Б3. В конструкцию этого танка внесено более 1000 улучшений. Он имеет успешный опыт эксплуатации в российской, белорусской и других армиях, а также применения в зоне боевых действий в Сирии. Но цена и, что важнее, отношение затрат к итоговому результату и потребностям небольших армий не позволяет Т-72Б3 закрыть сразу весь объём модернизации советских танков.
|
Т-72А (обр.1979 г.) |
Т-72Б (обр.1985 г.) |
Т-72БМЭ |
Т-72Б3 |
Боевая масса, т |
41 |
44,5 |
44 |
46 |
Скорость по грунтовой дороге, км/ч |
до 45 |
до 45 |
до 50 |
до 45 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч |
50 |
50 |
70 |
65 |
Пушка |
2А46 |
2А46М |
2А46 (с улучшенной на 10% точностью) |
2А46М-5 |
Спаренный пулемет |
ПКТ |
ПКТ |
ПКТ |
ПКТ |
Зенитная установка |
12,7-мм НСВТ с ручным способом производства выстрела |
12,7-мм НСВТ с ручным способом производства выстрела |
12,7-мм НСВТ с ручным способом производства выстрела
|
12,7-мм НСВТ, независимая, закрытая, с дистанционным электромеханическим приводом |
Основной прицел наводчика |
Дневной – ТПДК-1, ночной – ТПН-1-49-23 или ТПН-3-49 |
Дневной – ТПДК-1, ночной – 1К13 БОМ |
«ЭССА-72У», многоканальный, дневной/ночной |
«Сосна-У», многоканальный, дневной/ночной |
Прицельная дальность поражения целей, м |
днем – до 4000 ночью – до 1300 |
днем – до 4000, ночью – до 1200 |
днем – до 5500 ночью – до 3500 |
до 5000 м (днем и ночью) |
Радиостанция |
Р-123М |
Р-123М (Р-173) |
БАРРЕТТ-2082+ (цифровая ) |
Р-168-25УЕ-2 «Акведук» |
Система дымовой защиты |
Нет |
902Б «Туча» |
902Б «Туча» |
902А |
Мощность двигателя, л.с. |
780 |
840 |
840 |
1130 |
Динамическая защита |
Нет |
«Контакт-1» |
«Контакт-1» улучшенной компоновки |
«Контакт-5», «Реликт» |
Комментарии к данной статье отключены.