Во второй половине ХХ века при выборе средств ведения разведки французская армия отдавала предпочтение колёсным бронемашинам с довольно мощным вооружением. Вершиной развития этого класса бронетехники стал «колёсный танк» AMX-10RC. Эта машина не только до сих пор широко используется в армии Франции, но и стала образцом для подражания во многих других странах.
После Второй мировой войны формирование состава бронетанкового вооружения французской армии происходило под влиянием ряда факторов. Одним из них было наличие обширных колониальных владений. Природные условия этих колоний накладывали свой отпечаток на требования к бронетехнике. В частности, для просторов Сахеля оптимальными являлись колёсные бронемашины с большим запасом хода. С другой стороны, весьма желательным было мощное вооружение — в колониальных войнах такие машины могли оказаться эффективным и дешёвым заменителем традиционных танков. Уже в 1948 году появился четырёхосный бронеавтомобиль Panhard EBR, вооружённый 75-мм орудием (с 1963 года — 90-мм пушкой) и растиражированный в 1200 экземплярах. Машина пользовалась популярностью у военных, поскольку сочетала высокую огневую мощь и большой запас хода с простотой обслуживания. Однако заложенные в EBR технические решения соответствовали уровню Второй мировой войны. К концу 60-х годов эта машина морально устарела, и ей требовалась адекватная замена.
Попытка унификации
В сентябре 1970 года в конструкторском бюро Atelier de Construction d’lssy-les-Moulineaux началась разработка новой бронемашины, призванной заменить EBR. Машина получила обозначение AMX-10R, «намекающее», что она станет развитием БМП АМХ-10Р, но на колёсах (R — Roues, то есть «колёсная»). Конструкторам была поставлена задача добиться максимальной унификации с АМХ-10Р, доводка которой завершалась в то время, и они постарались сделать всё, что в их силах. Естественно, просто переставить корпус с гусениц на колёса было невозможно, однако целый ряд узлов и технических решений переняли от АМХ-10Р. Наиболее интересным заимствованием стал планетарный механизм поворота — AMX-10R поворачивала по-танковому за счёт разности скоростей вращения колёс с правого и левого бортов. Благодаря этому машина обладает уникальной среди колёсных бронемашин манёвренностью — она может разворачиваться на месте. Кроме того, применённый способ поворота позволил уменьшить размер колёсных ниш а, следовательно, увеличить полезный объём кузова. С другой стороны, AMX-10R плохо вписывается в повороты, что сказывается на маршевой скорости. Поэтому, хотя максимальная скорость достигает 85 км/ч, безопасной скоростью для водителей средней квалификации считаются 60 км/ч.
От AMX-10P взяли и двигатель — восьмицилиндровый V-образный дизель RVI HS-115 мощностью 280 л.с. при 3000 об./мин. А вот трансмиссию доработали — коробка передач колёсной машины имеет четыре скорости вперёд и четыре назад, то есть, обеспечивает движение задним ходом с такой же скоростью, как и передним. Правда, реализовать эту возможность на практике затруднительно: на французской машине отсутствует кормовой пост управления.
Заказчик хотел, чтобы новая машина могла поражать современные танки с дистанции не менее 1200 м. Это обусловило выбор основного вооружения — 105-мм пушки. Впервые столь мощное оружие собирались установить на колёсной бронемашине. С другой стороны, машина должна была стать плавающей, что накладывало ограничения по массе. Поэтому корпус и башню изготовили из алюминиевого сплава. Толщина брони весьма скромная — она защищает максимум от 12,7-мм пуль.
Первый прототип новой колёсной бронемашины был представлен на выставке в Сатори уже в июне 1971 года. Правда, ввиду неготовности вооружения он был выполнен в варианте бронетранспортёра AMX-10RP (P — Personel). Через два года был готов первый прототип с башней ТК 105 — AMX-10RC (C — Canon). Французы построили три такие машины, испытания которых завершились в ноябре 1977 года. В конце 1979 года первые серийные AMX-10RC поступили в строевую часть — 2-й гусарский полк.
Конструкция
Трёхосная колёсная полноприводная бронемашина AMX-10RC имеет «танковую» компоновку: впереди расположено отделение управления с рабочим местом водителя, за ним — боевое отделение с трёхместной башней, а в корме машины — моторно-трансмиссионное отделение. Доступ к рабочему месту водителя осуществляется через одностворчатый круглый люк, в котором установлены три перископа (средний можно заменить прибором ночного видения ОВ-31А). В башне размещаются наводчик (справа от пушки), командир (за ним) и заряжающий (слева от пушки). У командира и заряжающего имеются люки, открывающиеся назад, наводчик пользуется люком командира. Командир располагает шестью перископами, установленными по окружности командирской башенки, у наводчика и заряжающего имеется по три перископа. Кроме того, заряжающий выполняет функции радиста, обслуживая УКВ радиостанцию TRC-571.
О силовой установке уже говорилось выше. Отметим лишь, что с 1983 года вместо HS-115 начали устанавливать шестицилиндровый дизель «Бодуэн» 6F11 SRX — более мощный (300 л.с. вместо 280) и экономичный (запас хода возрос с 800 до 1000 км). Процесс замены двигателей завершился к 1995 году.
AMX-10RС имеет гидропневматическую подвеску фирмы «Месье», позволяющую водителю регулировать клиренс. Минимальная величина клиренса — 210 мм, при движении по дорогам выставляется величина 350 мм, по пересечённой местности — 470 мм. Имеется и четвёртый режим — 600 мм — используемый при преодолении водных препятствий (увеличение клиренса облегчает выход из воды). Кроме того, гидропневматическая подвеска позволяет расширить диапазон углов вертикальной наводки орудия: в обычных условиях он составляет от −8 до +20º, а с изменением клиренса — от −20 до +40º. Размер пневматиков AMX-10RС — 14,00×20.
Машина является плавающей. Движение на плаву обеспечивают два водомёта. Имеется откидной прозрачный волноотражающий щиток, а также две водооткачивающие помпы (в моторно-трансмиссионном и боевом отделениях).
Вооружение
Основным вооружением машины является 105-мм нарезная пушка F2 с полуавтоматическим затвором. Длина ствола составляет 47 калибров. Орудие снабжено термоизоляционным кожухом и двухкамерным дульным тормозом. Приводы наведения электрогидравлические. Серьёзным недостатком является отсутствие системы стабилизации орудия.
Первоначально в боекомплект входили унитарные выстрелы со снарядами четырёх типов:
- OCC 105 F3 — кумулятивный снаряд массой 5,7 кг, способный пробить 350-мм вертикальную бронеплиту;
- OЕ 105 F3 — осколочно-фугасный снаряд, весящий 7,2 кг;
- OFUM 105 F3 — дымовой;
- BSCC 105 F3 — учебный.
В 1987 году в боекомплект ввели подкалиберный бронебойный снаряд OFL 105 F3 массой 3,8 кг и начальной скоростью 1400 м/с. Он способен пробить 365 мм гомогенной стальной брони, установленной под углом 60º (кумулятивный снаряд при таких же условиях пробивает только 150 мм брони). Благодаря этому AMX-10RС может эффективно бороться с танками Т-55 и Т-62. Возимый боекомплект БРМ составляет 38 снарядов (как правило, 10 подкалиберных, 9 кумулятивных и 19 осколочно-фугасных). 12 из них находятся в башне, остальные — в корпусе машины.
Вспомогательное вооружение представлено 7,62-мм пулемётами AAN F1. Один из них спарен с пушкой, второй (опционально) устанавливается на башне, у люка заряжающего. Боекомплект пулемётов — 4200 патронов.
AMX-10RС стала первым французским образцом бронетехники, получившим систему управления огнем (вторым был танк АМХ-30В2). СУО «Сафран» М401 СОТАС (COnduite de Tir Automatic pour Char), сопряжённая с лазерным дальномером APX M550 (диапазон измерения дальности 4000-10000 м, точность 5 м), обеспечивает ведение огня по движущимся целям при любом положении башни, а также автоматическую выработку поправок. Время выработки данных для стрельбы составляет 1,5 секунды. Хотя пушка не стабилизирована, приводы её наведения позволяют автоматически наводить орудие по данным СУО. Наводчик располагает прицелом М504 с десятикратным увеличением, командир — стабилизированным прицелом М389 с поворотной головкой и переменным увеличением (двух- и восьмикратным). М389 позволяет реализовать режим «охотник-убийца», то есть командир может указывать цели наводчику. Ночной прицел первоначально был представлен телекамерой DIVT 13 с пассивным прибором ночного видения (дальность действия в лунную ночь — 1200 м). Изображение с камеры выводилось на мониторы TMV 563 командира и наводчика. В 1990-1991 годах DIVT 13 заменили тепловизионной камерой DIVT 16 «Кастор» (дальность действия — 4000 м) с выводом изображения на те же мониторы. Дальнейшая эволюция тепловизоров привела к последовательному внедрению на AMX-10RС камер DIVT 18 и DIVT 19.
Варианты
AMX-10RС оказался единственным серийно выпускавшимся представителем семейства. Тем не менее, на его базе были созданы несколько опытных образцов, отличавшихся предназначением и составом вооружения. В 80-е годы в Египте и Ираке испытывался прототип AMX-10RАС, на котором вместо башни ТК 105 устанавливалась башня TS 90 (от БРМ ERC-90 «Сагэ») с 90-мм орудием. Однако заказов на этот вариант не последовало. Более радикальную переделку базового варианта представлял собой бронетранспортёр AMX-10RTT (Routes Transporteur de Troupes). В этой машине двигатель перенесли в переднюю часть корпуса (справа от водителя), а в задней оборудовали десантный отсек на десять пехотинцев. Экипаж БТР состоял из трёх человек, а вооружение было представлено 12,7-мм пулемётом М2НВ на установке CIBI. В 1987 году этот прототип переделали в БМП, установив башню «Драгар» с 25-мм пушкой М811 и 7,62-мм пулемётом. Также на базе AMX-10RTT разработали БРЭМ с подъёмным краном в кормовой части корпуса.
В 1984 году демонстрировался прототип зенитной самоходной установки AMX-10RAA с башней SABRE (совместной разработки фирм «Томсон-CSF» и SAMM). В башне устанавливались две 30-мм автоматические пушки, а также радары обнаружения и сопровождения воздушных целей. Наконец, целый ряд прототипов и проектов отличались другими типами основного вооружения. В конце 80-х годов для лёгких соединений армии США предлагался вариант с башней фирмы «Тексас Инструментс» и 105-мм низкоимпульсной пушкой «Рейнметалл» Rh-105-20 SLR, использующей стандартные боеприпасы НАТО (французское орудие F2 использовало боеприпасы отечественного стандарта). Этот проект остался лишь на бумаге. В 1987 году построили прототип с «рейнметалловской» пушкой, но с французской башней. А в 1994 году на выставке «Евросатори» представили прототип с башней TML 105 и 105-мм орудием G2 со стволом длиной 51 калибр. Этот вариант получил новую СУО SAVAN 15 с цифровым баллистическим вычислителем, панорамный командирский прицел VIGY 15 и прочее обновлённое оборудование. Однако покупателей на «тюнингованный» AMX-10RС не нашлось.
Служба
Армия Франции до 1987 года получила 325 единиц AMX-10RС (в 1995 году — ещё 12 машин, изготовленных взамен поставленных в Катар). Они составили основу бронекавалерийских полков — корпусных, а также входивших в состав Сил быстрого реагирования. В последних в середине 80-х годов сформировали две дивизии, укомплектованные колёсной бронетехникой — 6-ю лёгкую бронетанковую (в русскоязычных публикациях обычно именуется бронекавалерийской) и 9-ю пехотную марин. Каждая из них включала два бронекавалерийских полка (по три эскадрона — 36 AMX-10RС) и два мотопехотных (на БТР VAB), а также артполк и части поддержки и обеспечения. Корпусные полки могли иметь четырёхэскадронный состав (48 AMX-10RС).
Боевой дебют AMX-10RС состоялся во время операции «Манта» в Чаде (август 1983-ноябрь 1984 годов). В ней приняли участие машины из 31-й отдельной бригады — предшественницы 6-й лёгкой бронетанковой дивизии. Эта дивизия в полном составе (включая два полка AMX-10RС — 72 машины) являлась основой французского контингента во время операции «Дагэ» — французской части «Бури в пустыне». В Ираке AMX-10RС действовали именно в тех условиях, для которых были созданы — в пустынной местности. Машины отлично зарекомендовали себя в роли подвижного противотанкового резерва. Большой запас хода и надёжное шасси позволяли осуществлять длительные марши.
В 90-е годы AMX-10RС активно участвовали в миротворческих операциях на Балканах. К тому периоду относится модернизация, направленная на усиление защищённости. Машины получили комплекты навесной брони. В результате масса AMX-10RС возросла с 15,8 до 16,6 т, и она утратила возможность плавать. А в 2005-2010 годах 256 машины прошли доработку до стандарта AMX-10RСR (Rénové). Эти образцы получили боевую информационную систему SIT-VI, обеспечивавшую обмен информацией с другими машинами и органами управления, средства самообороны (включая инфракрасную станцию подавления LIRE и гранатомётную систему «Галикс»), обновлённые средства связи и новую тепловизионную камеру. В очередной раз усилили бронирование, доведя массу машины до 17,2 т (с установкой комплекса противоминной и противофугасной защиты SEPAR масса возрастает даже до 22 т).
AMX-10RС/RСR применялись французскими войсками в Афганистане, с 2013 года служат в Мали. С 2020 года на замену им начали поступать новые бронемашины EBRC «Ягуар» (башня Т40, предназначенная для «Ягуара», испытывалась на шасси AMX-10RСR). Тем не менее, по состоянию на начало 2020 года эти машины оставались на вооружении семи полков, причём в пяти из них они являются основным боевым средством — это 1-й полк спаги и 1-й иностранный кавалерийский полк 6-й лёгкой бронетанковой бригады, Танковый полк марин и 1-й пехотный полк марин 9-й пехотной бригады марин, а также 3-й гусарский полк Франко-германской бригады. Все эти полки имеют по три-четыре эскадрона AMX-10RСR, а также подразделения с другими бронемашинами (VBL, VAB). В 4-м егерском полку (27-я горнопехотная бригада) и 1-м гусарском парашютном полку (11-я парашютная бригада) имеется по нескольку AMX-10RСR, служащих средством усиления для более лёгких бронемашин ERC-90.
Экспорт AMX-10RС по сравнению с более лёгкими французскими бронемашинами семейства AML был незначителен. 108 машин этого типа продали в Марокко. Первая партия из 80 машин (поставки начались в 1981 году) была куплена за средства Саудовской Аравии, вторая (28 единиц, поставленных в 1991-1992 годах) финансировалась из собственного бюджета. Вторым и последним экспортным клиентом стал Катар, получивший 12 AMX-10RС из состава вооружённых сил Франции.
AMX-10RС получилась весьма удачной машиной, отвечающей концепции «вооружённой разведки» — то есть немедленного уничтожения обнаруженных целей. Французские конструкторы на практике подтвердили реализуемость концепции «колёсного танка», не уступающего традиционным танкам в вооружении и СУО. В итоге AMX-10RС стала «источником вдохновения» для многих зарубежных специалистов — например китайских конструкторов, проектировавших свои «колёсные танки», а также итальянцев, создавших бронемашину В1 «Чентауро».
|
AMX-10RС |
AMX-10RСR |
---|---|---|
Боевая масса, т |
15,8 |
17,2 |
Экипаж, чел. |
4 |
4 |
Вооружение (боекомплект) |
1 105-мм пушка (38 снарядов), 1-2 7,62-мм пулемёта (4200 патронов) |
1 105-мм пушка (38 снарядов), 1-2 7,62-мм пулемёта (4200 патронов) |
Размеры, мм: |
||
длина по корпусу (по пушке) высота ширина клиренс |
6240 (9150)
2560 2780 210-600 |
6240 (9150)
2560 2950 210-600 |
Мощность двигателя, л.с. |
280 |
300 |
Максимальная скорость на суше (на плаву), км/ч |
85 (7) |
85 (-) |
Запас хода, км |
800 |
800 |
Литература:
- armstrade.sipri.org
- army-guide.com
- chars-francais.net
- tanks-encyclopedia.com
- topwar.ru
- weaponsystems.net
- zonwar.ru
Комментарии к данной статье отключены.